Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4) обусловлены следующими причинами: 1) ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта (фундаментальный аспект); 2) объем культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен (тезаурусный аспект);
3) ученик не владеет логикой построения сочинения- рассуждения, поэтому не осознает смысловой роли аргументации в развертывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения (инструментальный аспект). Наиболее явным выражением этих трудностей становится то, что во многих работах отсутствует смысловая часть, связанная с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок: 1) аргументация не вычленяется как отдельное действие; 2) аргумент не соответствует заявленному тезису. Вот характерный пример неудачной попытки включить аргумент в сочинение: «Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения». Легко заметить, что личностная позиция и «аргумент» склеены механически с помощью лексического повтора, ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения. Ещё один пример, демонстрирующий включение ложного аргумента:
«Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом (мой дедушка тоже инвалид), как тяжело даётся (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силен духом, то он может сделать многое не хуже здорового человека». Этот фрагмент, включенный в сочинение как аргумент, не обладает доказывающей силой, так как апелляция к личному опыту лишь удостоверяет реальность приводимого факта, но обоснование не выстроено: что именно доказывается, каким обобщающим смыслом обладает приводимый пример, вытекает ли из данного факта вывод, который созвучен авторской позиции, — эти важнейшие элементы аргументации остаются за скобками. Встречается много ошибок, связанных с тем, что приводимый аргумент заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения. Например: «Я не могу не согласиться с автором. Только сильные люди, которые думают своей головой, могут выделиться из толпы и идти своим путем. Человек, в каком бы обществе он ни находился, должен всегда сам принимать решения и нести за них ответственность. Вспомним произведение великого русского писателя Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа — Родион Раскольников следовал своему принципу жизни, своей теории, общество осуждало его за это, но он продолжал делать то, что считал нужным. Общество не любит тех, кто чем-то отличается от других, думает его по-другому. Его начинают подавлять, Родион — сильная личность, он умел противостоять этой сложной системе. Я думаю, что именно такими должны быть люди...»
Аргумент оформлен правильно: (тезис - обоснование - вывод), но делать «преступника» Раскольникова примером для всех людей («именно такими должны быть все люди») — значит искажать и смысл романа Достоевского, и авторскую позицию в исходном тексте. Приведённые примеры показывают, что ошибки в содержании сочинения обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы, уровень владения операционными умениями и общий уровень социокультурных знаний выпускника.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.005 с.) |