Экономика туристской индустрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика туристской индустрии



Высшая школа туризма

Кафедра управления туризмом

 

 

Экономика туристской индустрии

 

Электронный учебно-методический комплекс для 

специальности 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

 

Горбылева З. М., доцент кафедры управления туризмом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.

 

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учебная (рабочая) программа………… ……………………….…….…. 3

2. Конспект лекций … …………………………………………….…….….... 20

3. Примерная тематика курсовых работ ………..………..………..…….. 170

4. Материалы для контроля знаний ……………………………………… 171

4.1. Вопросы к зачету…………………………………………………………171

4.2. Вопросы к экзамену……………………………………………………...173

5. Методические рекомендации по самостоятельной

работе студентов …………………………………………………………... 176

6. Список рекомендованной литературы ………………………………… 237

 

 


УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

 «Высшая школа туризма»

_____________ Н.И.Кабушкин

«__» ___________ 2013 г.

Регистрационный № УД- __/р.

«Экономика туристской индустрии»

Учебная программа для специальности

специальности 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

(специализация 1-25 01 13 01 «Экономика и управление туристской деятельностью»)

 

 

Факультет «Высшая школа туризма»

Кафедра управления туризмом

Курс                                         4-5      
Семестр                                   8-9                       Зачет                          8 семестр
Лекции                                     42 Экзамен                     9 семестр                   
Практические (семинарские) занятия                                    60 Курсовая работа       9 семестр
Всего аудиторных часов по дисциплине           102  
Всего часов  по дисциплине                     230 Форма получения высшего образования первой ступени   ДФО

 

2013


Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Экономика туристской индустрии», утвержденной ________.2012г., УД – ___/ тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры управления туризмом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

«___»_______ 2013 г., протокол №___

 

Зав. кафедрой

_____________ Е.Ф. Волонцевич

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета Высшая школа туризма Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

 

«___» ______________________ 2013 г., протокол № ___

 

Председатель

 

_______________________ Н.И. Кабушкин

 


I. Пояснительная записка

Учебная программа по дисциплине «Экономика туристской индустрии» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией» на основе типовой программы.

Туристическая индустрия охватывает предприятия ряда отраслей, основными из которых являются туристические организации, объекты размещения и питания, санаторно-курортные, оздоровительные, развлекательные и другие учреждения, используемые для удовлетворения потребностей потребителей. Успех этих предприятий во многом зависит от эффективности работы менеджеров, которые должны владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками организации и ведения бизнеса, уметь прогнозировать и адекватно оценивать ситуацию на рынке, используя экономический инструментарий, приемы и методы современного менеджмента. Типовая программа включает в себя три важнейшие самостоятельные учебные дисциплины, учитывающие особенности и тонкости туристического бизнеса, санаторно-курортных и оздоровительных организаций. В тоже время они объединены одной идеей и направлены на достижение единой цели – приобретение студентами теоретических знаний, умений и навыков в области экономики, необходимые для управления предприятиями туристической индустрии.

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

– владеть и применять базовые научно-теоретические знания по экономике и уметь их применять для решения практических задач;

– владеть системным и сравнительным анализом;

– владеть исследовательскими навыками;

– уметь работать самостоятельно, применять экономический инструментарий на практике при решении различных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий индустрии туризма;

– уметь использовать соответствующие технические устройства, работать с компьютерными программами и информацией.

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

– обладать качествами гражданственности;

– быть способным к социальному взаимодействию;

– обладать способностью к межличностным коммуникациям;

– уметь работать в команде.

Специалист должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

- управлять персоналом предприятия, организации, подразделения организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами;

- владеть современными методами принятия управленческих решений;

- использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;

- осуществлять систематический контроль за ходом выполнения заданий, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины;

- проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации, подразделения и разрабатывать меры по эффективному использованию экономического потенциала с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности;

- готовить данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа;

- разрабатывать калькуляции на услуги предприятия, организации, структурных подразделений;

- обосновывать мероприятия по внедрению передовых методов хозяйствования, приемов труда, улучшению организации и качеству обслуживания потребителей, созданию благоприятных условий труда;

- разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы производственного планирования;

- определять цели инноваций и способы их достижения;

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития предприятий и организаций индустрии туризма, инновационным технологиям, проектам и решениям;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность внедряемых инноваций;

- проводить исследования в области развития рынка услуг предприятий индустрии туризма, определения стратегии их развития, укрепления финансовой устойчивости, обеспечения конкурентоспособности.

Задачи дисциплины:

- обеспечить теоретическую подготовку будущих специалистов по вопросам экономики предприятий индустрии туризма и развить у них соответствующее мышление, позволяющее принимать самостоятельные решения;

- сформировать у студентов четкое представление об особенностях механизма функционирования предприятий индустрии туризма различных организационно-правовых форм;

- привить студентам практические навыки и умения использования экономического инструментария в деятельности предприятий индустрии туризма с целью принятия эффективных управленческих решений.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

– механизм функционирования межотраслевого туристского комплекса;

– методологию экономического анализа деятельности организации туристской индустрии;

– методы и способы планирования деятельности организации туристской индустрии;

– методические основы оценки эффективности использования ресурсов организации, его функционирования и развития.

уметь:

– планировать и прогнозировать деятельность организации туристской индустрии;

– проводить экономический анализ деятельности организации туристской индустрии.

В числе эффективных педагогических методик и технологий преподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

- технологии проблемно-модульного обучения;

- технологии и методики учебно-исследовательской деятельности;

- коммуникативные технологии (дискуссии, учебные дебаты, «мозговой штурм», и др.);

- игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры и др.).

Для проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов вузами создаются фонды оценочных и диагностических средств, технологий и методик диагностирования. Оценочные средства должны включать шкалу оценок с соответствующими критериями. Оценка учебных достижений студентов по итогам промежуточной и итоговой аттестации проводится по 10 балльной шкале.

Оценка текущих учебных достижений (по конкретным модулям, разделам дисциплины) осуществляется в соответствии с положением о рейтинговой оценке знаний студентов БГЭУ.

Для диагностики сформированности компетенций студентов используются следующие основные средства:

- тесты;

- контрольные работы;

- рефераты;

- курсовые работы;

- коллоквиумы;

- зачеты;

- экзамены;

- итоговая аттестация;

- другие средства диагностики.

Учебный курс «Экономика туристской индустрии» тесно связан с такими дисциплинами, как «Маркетинг в туристской индустрии», «Менеджмент туристской индустрии», «Национальная экономика Беларуси» и др.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль ее выполнения. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических и других заданий, коллоквиумы, рефераты, защита курсовых работ, тестирование, устный и/или письменный зачет, экзамен и т.д.).

Согласно типовому учебному плану на изучение дисциплины предусмотрено всего 230 часов, из них аудиторных часов - 102, в том числе 42 часов - лекции, 60 часа - практические занятия.

Рекомендуемые формы контроля – курсовая работа, зачет и экзамен.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п

 

Наименование темы

Содержание

Количество часов

Лекции Практические занятия

Количество изучаемых часов

Литература

Формы контроля знаний

лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Экономическая природа туризма и среда функционирования туризма 1. Сущность и содержание туризма. 2.  Экономическая среда и условия функционирования туризма. 3. Туристическая политика.     4   6   14 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [1,2,6, 7] - Опрос, тестирование
2.  Туристическое предприятие 1. Туристическое предприятие как субъект хозяйствования 2. Организационно – правовые формы и виды туристических предприятий 3. Хозяйственный расчет на туристическом предприятии   4   6   8 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [1,2,3] Опрос, тестирование
3. Основные и оборотные средства туристического предприятия 1. Сущность и значение основных средств, их состав и структура 2. Показатели оценки и эффективности использования основных средств. 3. Оборотные средства туристического предприятия   4 4   6 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3] Опрос, тестирование
4. Трудовые ресурсы и оплата труда на предприятиях туризма   1. Сущность и особенности труда в туризме. 2. Трудовые ресурсы туристических предприятий. 3. Заработная плата и ее сущность   4 6     14 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3,10] Опрос, тестирование, оценка за решение задачи
5. Финансовые ресурсы туристического предприятия 1. Организация финансовой деятельности туристического предприятия  2. Источники формирования финансовых ресурсов  3.Инвестиционная деятельность туристического предприятия   4   4     8 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3, 4,5 7,8] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
6. Издержки производства туристического предприятия   1. Сущность, структура и состав издержек производства 2. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта. 3. Управление издержками производства.   4 4   12 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
7. Налоги и налогообложение туристических предприятий 1. Сущность, виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристических предприятий. 2. Анализ влияния налогового бремени на деятельность туристического предприятия. Пути повышения эффективности работы туристического предприятия в условиях действующей налоговой системы.   2 2   8 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [1,2,3] Опрос, тестирование
8.  Ценообразование на предприятиях туризма  1. Сущность цены как экономической категории  2. Ценовая политика в туризме 3. Порядок ценообразования в туризме 4. Методика расчета цены туристического продукта. 4 8   10 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [1,2,3] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
9 Анализ хозяйственной деятельности туристического предприятия 1. Содержание и методология экономического анализа туристического предприятия.  2. Информационное обеспечение экономического анализа. 3. Комплексный анализ финансового состояния туристического предприятия   4 8   16 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3,4 5,6] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
10 Планирование деятельности туристического предприятия 1. Сущность планирования 1. Финансовое планирование. 2. Бизнес-планирование   4 8   16 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [2,3,4 9] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
11  Эффективность хозяйственной деятельности в туризме 1. Показатели уровня развития туризма. 2. Доход туристического предприятия и источники его формирования. 3. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия. Рентабельность хозяйственной деятельности туристического предприятия. 4 4   16 Мультимедийные презентации и соответствующие ТСО [1,2,34,5 6, 9, 10] Опрос, тестирование, оценка за решение практической задачи
  ВСЕГО 42 60   128      

IV. КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа выполняется по актуальной тематике экономики туризма как на макро- так и микро уровнях и предусматривает изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы, сбор, обобщение и анализ фактических данных туристического предприятия и разработку рекомендаций практического характера.

Примерная тематика курсовых работ и рекомендаций по их выполнению находятся на кафедре управления туризмом.

 

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Экономика туристской индустрии» [1]

1. Формирование экономической среды и механизма эффективного развития туристического бизнеса.

2. Функциональная структура издержек производства туристического предприятия и социально-экономические аспекты их оптимизации.

3. Обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке туристических услуг.

4. Управление доходами как элемент стратегии конкурентоспособности туристических предприятий.

5. Пути обеспечения финансово-экономической устойчивости работы туристических предприятий.

6. Учетная политика как инструмент минимизации налогообложения туристического предприятия и обеспечение его конкурентоспособности.

7. Роль учетной политики туристического предприятия в формировании финансового результата.

8. Пути повышения эффективности деятельности туристического предприятия (на примере конкретного предприятия).

9. Налоговая система и ее воздействие на результаты работы туристического предприятия.

10. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы.

11. Оценка финансового состояния туристического предприятия.

12. Финансовые ресурсы и их роль в организации деятельности туристического предприятия.

13. Прибыль как важнейший показатель эффективности деятельности туристического предприятия.

14. Финансово-кредитная система и ее влияние на деятельность туристических предприятий.

15. Пути укрепления платежеспособности туристического предприятия в современных условиях.

16.  Анализ и формирование фонда оплаты труда в туристическом предприятии.

17. Основные фонды туристического предприятия и эффективность их использования.

18. Анализ и оценка эффективности работы туристических предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.

19. Теоретические аспекты и методические подходы к оценке конкурентоспособности туристических предприятий.

20. Формирование условий для привлечения инвестиций в материально-техническую базу и инфраструктуру туризма.

21. Статистический учет в туризме и направления его совершенствования.

22.  Туристический рынок: особенности механизма функционирования, анализ и прогнозирование спроса.

23. Экономическое обоснование деятельности туристического предприятия.

24. Формирование финансовых результатов деятельности туристических предприятий.

25. Методологические подходы к оценке труда в сфере туризма.

26. Системы и формы расчетов в финансах туристического предприятия.

27. Ценовая политика и проблемы формирования цены туристического продукта.

28. Механизм разработки инвестиционного бизнес-плана для предприятий системы туризма.

29. Диверсификация видов деятельности в туристическом бизнесе.

30. Формирование стратегии устойчивого развития туризма в Республике Беларусь.

31. Роль туристической индустрии Республики Беларусь в развитии национальной экономики.

32. Инвестиционная политика и ее роль в развитии туризма.

33. Инвестиционный климат в Республике Беларусь и пути активизации инвестиционного процесса в туризме.

34. Туристическое предприятие в условиях рыночной экономики, и стратегия его развития.

35. Лизинг и перспективы его использования в системе туризма.

 

Структура курсовой работы [2]

Введение

I раздел – теоретико-методологический

II раздел – состояние и анализ изучаемой проблемы

III раздел – пути (направления) повышения эффективности работы туристического предприятия (отрасли)

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 


V. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс "Экономика предприятий туризма" является составляющей комплекса специальных дисциплин, формирующих уровень подготовки специалистов в сфере туризма, и представляет собой научную дисциплину, которая исследует процессы и явления, происходящие в производстве и реализации туристических товаров, продуктов и услуг.

Предметом изучения являются экономические отношения, которые складываются и развиваются в процессе производства, распределения, потребления туристических продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения нужд потребителя. Именно с этих позиций преподавателям соответствующих дисциплин следует исходить, поскольку такой подход к определению предмета курса позволяет глубже вникнуть и раскрыть специфику этой отрасли хозяйственной деятельности и формы ее проявления. Базируясь на основных постулатах экономической теории, туризм следует рассматривать с позиций процесса общественного воспроизводства.

Объектом курса является туристическое предприятие, поэтому изучение хозяйственного механизма его деятельности как совокупности организационно-экономических форм и методов, с помощью которых осуществляется туристическая деятельность, является одним из существенных моментов.

Туристическое предприятие нельзя рассматривать в отрыве от системы туристического бизнеса. В этой связи концептуальным является изучение экономической природы туризма, определение понятия "туризм" с позиций экономики, его сущности и содержания. Это важно и с практической точки зрения, поскольку позволяет определиться туризму в системе отраслевого хозяйственного комплекса. Экономическая сущность понятий "туристический продукт" и "туристическая услуга" необходимо рассматривать с точки зрения товара, обладающего стоимостью и потребительной стоимостью. Выявленная экономическая природа туризма позволяет определить его экономические выгоды.

Туристическое предприятие, как и любое другое, — субъект хозяйствования, деятельность которого регламентирована законодательством. Оно обладает экономическим потенциалом; в его ведении основные и оборотные средства, финансовые и трудовые ресурсы. Осуществляя производство туристического продукта, предприятие стремится эффективно управлять и использовать этот потенциал путем анализа, планирования, экономии издержек производства, стимулирования труда с целью укрепления финансового состояния, повышения конкурентоспособности и достижения уставных целей.

Курс "Экономика предприятий туризма" носит междисциплинарный характер. Он тесно взаимосвязан с рядом общих ("Экономическая теория", "Финансы", "Статистика", "Бухгалтерский учет", "Ценообразование" и др.), а также специальных экономических дисциплин ("Организация туристической деятельности", "Туроперейтинг", "Маркетинг в туризме", "Экскурсоведение" и др.).

В целях усвоения учебного курса предусмотрены вопросы для текущего контроля знаний, специальные тесты, задачи, упражнения и проблемные ситуации, решение которых способствует не только закреплению теоретических знаний, но и приобретению практических навыков.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Туристическая политика

 

Туристическая политика — это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристическую деятельность, в целях регулирования и координации последней, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристической политики государства включает:

· государственное регулирование туристической деятельности;

· выработку концепции развития туризма на перспективу;

· разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

· определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристической деятельности являются:

· содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

· определение и поддержка приоритетных направлений;

· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

· защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристической инфраструктуры.

Виды помощи государства туристическому сектору:

· субсидии для реализации туристических проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

· льготные займы туристическим фирмам (Австрия);

· государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

· предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Туристическая политика носит все характерные черты общей политики государства, однако существуют специфические факторы, под влиянием которых она формируется:

· природные;

· транспортные;

· социальные;

· экономические;

· правовые.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется путем:

· создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

· содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

· защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

· лицензирования, стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

· прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

· создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую индустрию;

· предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Республики Беларусь;

· налогового и таможенного регулирования;

· развития научных исследований в сфере туризма;

· содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах и др.

Цели туристической политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и непрерывным развитием.

Главной целью туристической политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристических услугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели:

· увеличение числа туристических поездок;

· введение новых объектов в сферу туристического предложения;

· продление времени пребывания туристов в регионе;

· увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

· улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

· сохранение окружающей среды.

· Цели туристической политики на уровне туристического предприятия:

· увеличение доходов и прибыли;

· оптимизация расходов на туристическую деятельность;

· интенсивное использование имеющихся туристических рынков и освоение новых;

· повышение качества туристического обслуживания.

В Глобальном этическом кодексе туризма ЮНВТО определено, что туристическая политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям.

Средствареализации туристической политики:

экономические — государственные субсидии, налоговые, валютные льготы и другие стимулы для развития;

правовые — законы, другие нормативные акты, распоряжения властей, цель которых — стимулирование или ограничение развития туризма;

социальные — меры по воздействию на общественное мнение местного населения в отношении туризма;

технические — меры по совершенствованию предприятий индустрии туризма.

Туристическая политика рассматривается в двух аспектах: национальном (внутренняя) и международном (внешняя).

Национальная туристическая политика характеризуется мероприятиями, которые носят локальный характер и определяются государственными органами той или иной страны самостоятельно. Они регламентируются законами и другими нормативными документами, касающимися развития туризма в регионах одной страны.

Международная туристическая политика осуществляется в форме решений и мероприятий, принимаемых в рамках международных туристических организаций, самыми авторитетными и влиятельными из которых в мировом масштабе являются ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО.

Носителями туристической политики являются государственные или межгосударственные органы. По полномочиям они делятся на три основные группы:

1) государство, региональные и местные органы государственной власти;

2) союзы, объединения туристических агентств, транспортных организаций и других, чья деятельность зависит от государственных инстанций;

3) ассоциации и другие организации, имеющие косвенное отношение к туризму.

По территориальному признаку различают носителей:

1) международной туристической политики — ООН, ЮНЕСКО, ЮНВТО и другие организации;

2) национальной туристической политики — национальные организации по туризму;

3) региональной и местной туристической политики региональные союзы, ассоциации, органы государственной власти.

В Республике Беларусь носителем национальной туристической политики является Министерство спорта и туризма, которое реализует государственную политику в области туризма на территории страны и несет ответственность за его дальнейшее развитие.

Разнообразие носителей туристической политики в национальном и международном масштабах требует согласования их интересов и обеспечения взаимодействия между ними в целях всестороннего развития туризма в мире.

Таким образом, туристическая политика направлена на повышение экономической эффективности туристической деятельности и стабилизацию туристического рынка.

В последнее время мировому туристическому рынку пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Терроризм, эпидемии, стихийные бедствия и экономическая нестабильность привели к изменению спроса на туристические услуги. Все эти события стали катализатором перемен в сфере туризма. Для эффективного решения данных проблем новая туристическая политика, по мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и экскурсиям, должна строиться на тесном сотрудничестве частного сектора с властью в лице государства и международных организаций, а также базироваться на:

· фактическом признании государством туризма одним из приоритетных направлений экономики;

· создании бизнеса, который в равной степени будет способствовать развитию экономики отдельных стран и регионов, учитывать интересы их жителей, заботиться о сохранении окружающей среды, культурного и исторического наследия;

· совместном поиске путей для обеспечения долгосрочного экономического роста и процветания туристического сектора, устойчивого развития мирового туризма.

При этом необходимо учитывать факторы, препятствующие эффективному развитию отрасли. В числе внутренних — недостаточное планирование, чрезмерное налогообложение, нехватка квалифицированного персонала. (Кстати, рынок мирового туризма предоставляет огромное количество рабочих мест: в данном секторе экономики задействовано более 220 млн человек, наблюдается твердая тенденция увеличения числа занятых. Согласно прогнозам, к 2015 г. этот показатель вырастет до 270 млн.) Среди внешних факторов — угроза терроризма, криминальная обстановка, различного рода эпидемии и болезни.

Повышение эффективности функционирования туристического сектора зависит от решения на уровне государства следующих основных задач:

· разработка статистической базы данных по туристическим рынкам, способствующей планированию в сфере туризма;

· создание систем и определение порядка планирования туризма;

· партнерство между правительствами принимающих стран и частным туристическим сектором в деле укрепления туристических связей;

· сотрудничество между странами на региональной основе по направлениям: маркетинг, стандарты профессиональной подготовки и т.д.;

· получение необходимых средств на рынке капитала для инвестиций в инфраструктуру, оборудование и объекты;

· создание всех необходимых условий для использования экономических выгод туризма местным населением;

· создание специализированной системы подготовки профессиональных кадров для туристического сектора;

· разработка широкого спектра туристических продуктов и услуг, отвечающих потребностям и желаниям всех сегментов и ниш потребительского рынка, маркетинговых мероприятий;

· проведение рациональной политики в отношении эффективного воздействия туризма на окружающую среду и др.

Эти задачи выделены ЮНВТО в качестве основных на перспективу. Их решение будет зависеть от объемов вложений в эту сферу. Это в свою очередь позволит повысить эффективность туристического сектора на всех уровнях, получить максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень удовлетворенности туристов, содействуя взаимопониманию и взаимному уважению между народами мира и их культурами.

 

 

Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИЗМА

Учебная цель: Освоить методологию ценообразования на предприятиях туризма посредством раскрытия сущности цены; особенностей туризма в процессе ценообразования, влияния факторов внутренней и внешней среды,  прямого и косвенного регулирования; освоения методики расчета цены туристического продукта/услуги.

 

Методы достижения цели: изучение теории вопроса, нормативных правовых актов; решение упражнений, задач, проблемных ситуаций, тренировочных заданий; тестирование; опрос; разработка программы тура и расчет цены на основе калькуляции.

Ценовая политика в туризме

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.147 с.)