Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная психология как набор инструментов и принципов психологического исследования
В данном параграфе рассматриваются основные положения, принципы и инструменты экспериментальной психологии. Обозначается положение математического сопровождения в психологическом исследовании и сферы его применения. Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения (В.Н. Дружинин, 2005): 1) Под экспериментальной психологией понимают вслед за В. Вундтом и С. Стивенсом всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии. 2) Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. 3) Термин «экспериментальная психология» психологи часто используют, расширяя его значение, для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом. 4) Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включающую его планирование и обработку данных. В современном же понимании, экспериментальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов. Основу экспериментальной психологии составляет ее методология. Методология – это система принципов и способов организации практической и теоретической деятельности, а также учение о самой этой системе. Методология исследует внутренние механизмы, логику движения и организацию знания, его функционирование, изменения (Т.В. Корнилова, 1997). В психологии (как и в любой другой науке вообще) большую роль играет, каким путем получено то или иное знание. Л.С. Выготский выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п.
В отечественной литературе сложилась общая схема уровней методологии (Т.В. Корнилова, 2002). Самым высшим уровнем называется философский уровень (наиболее общие мировоззренческие установки и принципы познания). За каждой психологической школой или концепцией - осознает это исследователь (представитель данной школы) или нет - всегда скрывается та или иная философская позиция: например, за бихевиоризмом - философия позитивизма и прагматизма, за одним из направлений в гуманистической психологии - экзистенциализм, а деятельностный подход в психологии опирается на философию марксизма. Вторым и третьим уровнями методологии являются соответственно общенаучная и конкретно-научная методология. Первая предполагает использование некоторых общенаучных принципов научного познания. К таковым относится, например, системный подход, означающий изучение самых различных объектов (в том числе психических явлений) как систем. Системой называется совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, характеризующаяся определенной степенью целостности (единства). Системный подход в различных своих вариантах использовался, например, в таких психологических школах, как гештальтпсихология и Лейпцигская школа (в обеих школах он назывался «целостным подходом»), в исследованиях отечественных психологов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова и др. Конкретно-научные принципы познания различны в разных психологических школах и будут предметом нашего особенного внимания при изложении соответствующих концепций. Наконец, последний уровень методологии — конкретные эмпирические методики, определяющие сбор и обработку данных (например, различные тесты и другие психодиагностические методики). Они кажутся вначале некими универсальными инструментами, которые пригодны для использования в любой школе. Использование возможно, но только при этом исследователь всегда должен отдавать себе отчет в том, на какой методологической базе была создана та или иная методика и возможно ли ее применение в другом контексте.
Таким образом, арсенал используемых методов в психологии требует осмысленного их применения. Как и в случае различных психологических понятий, которые могут использоваться разными авторами в совершенно ином значении, одно и то же название метода (наблюдение, эксперимент и т.д.) еще ничего не говорит о подлинном содержательном его использовании отдельными психологами. Математическое обеспечение связанно с третьим и четвертым уровнем методологии, т.к. на верхних уровнях методологии не один из научных подходов не отвергает его применение в психологических исследованиях. На уровне конкретно-научной методологии видно резкое разделение: для одних направлений применение математических методов является основой построения исследовательских программ, для других – лишь необходимостью заботится об адекватности данных для дальнейшей обработки данных. Чаще всего это зависит от необходимости формализации данных для их дальнейшего использования в смежных научных областях или в технике. Например, в инженерной психологии и эргономике, некоторых разделах общей психологии одним из основных методов является математическое моделирование, которое используется для создания моделей психических процессов. Адекватность этих моделей важна при проектировании и производстве военной техники, высокотехнологичных приборов, систем безопасности и т.д. В областях, в которых не возможно жестко формализовать окружающую среду и получаемые знания носят менее формальных характер, математические методы применяются только как инструмент для организации данных (В.Н. Дружинин, 1994; Т.В. Корнилова, 2002). Уровень конкретных эмпирических методик включает в себя применение математических методов и как одну из возможных методик и как основу создания и применения остальных методик. Так для создания большинства тестов применяются различные методы определения их надежности и валидности, строится система норм и т.д. Необходимость получения более точных данных и применения параметрических методов, влияет на построение экспериментального плана. В свою очередь очень важным вопросом в методологии науки, и особенно экспериментальной психологии, является вопрос о критериях научности и принципах проверки получаемых знаний. Человеческое познание принято относить к различным сферам - религии, культуры, науки и т.д. В науки выделяют два основных критерия научного познания (В.Н. Дружинин, 2005): 1) объективность как стремление к получению истины (получение такого знания, которое максимально точно описывает, объясняет и предсказывает поведение изучаемой реальности); 2) детерминизм как стремление вскрыть и исследовать закономерную взаимообусловленность изучаемых в науке явлений. Проблема объективности научного познания в психологии относится к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Существует несколько основных подходов к решению этой проблемы (В.Н. Дружинин, 2005).
В словаре приводится следующее определение термина «объективная истина» - «адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания». Однако применение данной трактовки в психологии вызывает большие трудности, так как объектом исследования в психологии является сам субъект. Видный философ и методолог науки М.К. Мамардашвили считал, что говорить об объективности изучения сознания человека в вышеприведенном смысле слова нельзя, так как невозможно элиминировать сознания исследователя (экспериментатора) в процессах изучения им сознания испытуемого. Практически любое исследование даже отдельного психического процесса человека строится, так или иначе, как диалог двух людей — испытуемого и экспериментатора. Более того, сознание формируется именно в онтогенезе, в совместной деятельности ребенка со взрослым и иначе сформировано быть не может. И, наконец, знание человеком процессов, происходящих в его собственном сознании, приводит к изменениям в функционировании этого сознания. Поэтому некоторые исследователи, отрицая объективность психологических исследований в этом узком (естественнонаучном) смысле слова, уже вторично отказываются от объективности научно-психологического познания вообще. Противоположная позиция утверждает, что объективность следует понимать иначе – сознание человека необходимо рассматривать как часть объективной реальности. А говорить о том, каков был бы мир человека вне его сознания, которое этот мир в определенном смысле слова творит, не нужно. Человек есть лишь то, что можно измерить. Наиболее конструктивным можно считать подход, лежащий между этими двумя позициями. С одной стороны, объективность в психологии следует действительно понимать не в абсолютном смысле, как в естественных науках - познание человека человеком всегда будет зависеть (и в большей степени, чем в естественных науках) от целей и интересов (и в этом смысле - от сознания) субъекта, который изучает другого человека. Но при этом исследователь должен стремиться к определенной независимости психологического познания от своих мотивов и интересов (и в этом смысле к объективности научного исследования) - ведь целью познания ученого является даже такая истина, противоречит его научной позиции и его теории. То есть, изучая субъективный мир личности, следует не проецировать получаемые результаты во «внешние» (по отношению к психологии) системы знаний и языки описаний, а строить свой собственный язык, адекватный исследуемой психологической реальности.
Какое место в каждом из этих подходов к описанию объективности и целей психологической науки занимают математические методы? При первом подходе (который можно назвать философским) субъект рассматривается как «вещь в себе», доступная для изучения только через особенности другого субъекта и их взаимодействие. Поэтому на язык математики человек не может быть спроецирован принципиально. При классическом естественнонаучном подходе субъект – это такая же часть мира, как и стул, поэтому он полностью может быть описан языком математики. Научным признается лишь то, что можно поверить числом. Для третей позиции (которую в целом можно назвать психологической) математика является языком, на котором психологи пытаются описывать изучаемую ими реальность. Но язык математики и язык психологии очень различны, поэтому математика здесь является не критерием истины, а одним из инструментов для ее поиска (Т.Н. Корнилова, 2004). Выдвижение принципов проверки получаемых знаний фактически началось с появления науки как системы человеческих знаний (Ф. Бэкон, Р. Декарт («В качестве истинных могут признаваться такие факты, которые отчетливы, осознанны, очевидны и не требуют каких-либо доказательств»)). На настоящий момент в науке сформировались два основных принципа проверки научности получаемых знаний - принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости. Принцип верифицируемости был предложен О. Контом (логический позитивизм) и заключается в требовании проверять все получаемые данные новыми фактами. Позже (и в настоящее время) принцип верифицируемости был дополнен также принципом фальсифицируемости, предложенным К. Поппером (критический рационализм). Он заключается в том, что любая теория временна, следовательно, научным является такое знание, которое мы можем отвергнуть, т.е. признать ложным в процессе эмпирической проверки. Следовательно, знания, для опровержения которых нельзя придумать соответствующую процедуру (то есть процедуру опровержения), не являются научными. Все научные знания являются условно ложными и поэтому, любая научная теория - это предположение, которое может быть проверено на практике (В.Н. Дружинин, 2005). Постоянная проверка полученных научных результатов в различных условиях, которая является следствием этих принципов, должна позволять объективно сравнивать получаемые результаты. Поэтому наиболее адекватным языком для этого является математика, которая позволяет унифицированно получать и представлять данные. Таким образом, можно говорить о том, что применение математики в психологии и математическое обеспечение психологических исследований, является необходимым атрибутом научности получаемых результатов. Математические методы, в зависимости от цели и сложности объекта исследования, могут применяться и как основной метод исследования (например, математическое моделирования), и как элемент обработки данных.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.) |