Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы контроля по курсу. Критерии оценки знаний, умений, навыков.



Итоговый контроль.

Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен зачет, который проводится в форме итогового собеседования и теста.

Текущий контроль.

  В процессе изучения курса выполняются одно промежуточное контрольное задание – написание реферата.

Выполнение всех заданий является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче зачета.

 

Критерии оценки знаний, умений, навыков следующие. 

Оценка «зачтено» выставляется при достаточно полном знании материала учебной программы, отсутствии грубых ошибок при его изложении и ответах на вопросы, умении на основе теоретических знаний делать практические выводы, убедительно полном решении тестовых заданий.

Оценка «не зачтено» выставляется при незнании основных вопросов учебной программы или наличии грубых ошибок в ответах на них, неумении на основе теоретических знаний делать практические выводы, при наличии грубых ошибок в выполнении практических действий и тестовых заданий.

 

Раздел 2. Содержание курса

Организационно-методические данные курса.

Общая трудоемкость курса ____ зачетных единиц, _72 академических часа

 

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость 72 часа
Аудиторная работа 36 часов
Лекции 14 часов
Практические занятия/семинары 22 часа
Самостоятельная работа 36 часов
Проект (при наличии)  
Курсовые работы (при наличии)    
Рефераты (при наличии)   10 часов
Внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии)    
Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.) 20 часов
Виды текущего контроля проверка реферата
Вид итогового контроля зачет

 

2. 2. Тематический план дисциплины

(Распределение часов)

 

 

Наименование

разделов и тем

______________ форма обучения

Количество часов

Лекции Практические занятия Самостоя- тельная работа Всего часов по теме
____ семестр        
Введение. Становление дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основополагающие (исходные) понятия дисциплины. Специфика настоящего курса   2   2 4
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности: научные основы, методология изучения, правовое обеспечение, основное содержание     2 2
Тема 1.1. Система «человек – среда жизнедеятельности» и ее компоненты 2 2 2 6
Тема 1.2. Исторические мегапроцессы — источники и факторы небезопасности современной жизни   4 2 6
Тема 1.3. Человек как элемент системы «человек – среда жизнедеятельности» 2   2 4
Тема 1.4. Биосферные, техносферные и социосферные угрозы безопасности 2 4 4 10
Тема 1.5. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 2 2 4 8
Итого по разделу 1 0 12 1 8 40
Раздел 2. Безопасность повседневной жизни        
Тема 2.1.«Социальные болезни» цивилизации и их проявления в повседневной жизни 2 2 4 10
Тема 2.2. Уличная преступность: масштабы, виды, закономерности 2 2 4 6
Тема 2.3. Право на самооборону и оружие самообороны: пределы эффективности   2 2 4
Тема 2.4. Защита жилища   2 4 6
Тема 2.5. Безопасность транспорта и путешествий. Безопасность выездного туризма    2 4 6
Итого по разделу 4 10 18 32
Итого по дисциплине: 14 22 36 72

 

 

Содержание отдельных разделов и тем.

       Раздел I. Безопасность жизнедеятельности: научные основы, методология изучения, правовое обеспечение, основное содержание.

       Тема 1.1. Система «человек – среда жизнедеятельности» и ее компоненты. Уровни системы «человек – среда жизнедеятельности». Общая оценка и характеристика опасностей. Качественный анализ опасностей. Количественный анализ опасностей. Федеральный закон «О безопасности» в части, касающейся безопасности жизнедеятельности.

       Тема 1.2. Исторические мегапроцессы — источники и факторы небезопасности современной жизни. Урбанизация. Демографический взрыв. Индустриализация.

       Тема 1.3. Человек как элемент системы «человек – среда жизнедеятельности». Человек как биологический и социальный субъект. Антропогенные факторы среды. Медико-биологические и социальные проблемы здоровья. Новые подходы к пониманию здоровья. Основные показатели здоровья. Воздействие негативных факторов среды на здоровье человека. Эндогенные и экзогенные факторы ухудшения общественного здоровья. Противоречия современной медицины.

       Тема 1.4. Биосферные, техносферные и социосферные угрозы безопасности. Природные опасности: атмосферные, литосферные и гидросферные стихийные бедствия. Техносферные опасности: опасности в производственных, транспортных, энергетических, аграрных, бытовых и иных областях. Социосферные опасности: проблема безопасности повседневной жизни. Комбинированные опасности: природно-техногенные и природно-социальные опасности. Опасности современной городской среды.

       Тема 1.5. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Определение уровня чрезвычайных ситуаций. Федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и организация действий по ликвидации их последствий. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как основное институциональное звено государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

       Раздел 2. Безопасность повседневной жизни

       Тема 2.1. «Социальные болезни» цивилизации и их проявления в повседневной жизни. Общие социопатогены. Современный образ жизни в своих отклонениях от биолого-социальной природы человека. «Человек современный»: нервно-психологическая перегрузка и гиподинамия; девиации от эволюционно-сложившихся норм физической нагрузки. Качество питания как одна из основных угроз здоровью человека; избыточный вес при дефиците нутриентов. Гигиенические факторы среды и негативная динамика общественного здоровья. Сенсорная депривация. Особые социопатогены. Наркокомания. Алкоголизм. Табакокурение. Связь общих и особенных социопатогенов. Пути и средства преодоления «социальных болезней» в нашем обществе

       Тема 2.2. Уличная преступность: масштабы, виды, закономерности. Уличная преступность и способы противодействия ей в Уголовном кодексе РФ. Личная безопасность. Понятие необходимой обороны. Физический конфликт на улице: алгоритмы поведения. Сексуальное насилие: предупреждение, алгоритмы поведения. Рационально-психологический способ поведения («предвидеть», «предупреждать», «избегать») как наиболее надежная защита от уличной преступности.

       Тема 2.3. Право на самооборону и оружие самообороны: пределы эффективности. Право на самооборону в УК РФ. Закон РФ «Об оружии». Газовое оружие. Электрошоковое оружие. Травматическое оружие. Недостаточная эффективность оружия самообороны.

       Тема 2.4. Защита жилища. Защита жилища (квартиры, загородного дома) от ограбления. Закономерности покушений на квартирную собственность. Технологии защиты жилища от ограбления. Защита жилища от пожара. Пожар: алгоритмы поведения. Современное антипожарное оборудование.

Тема 2.5. Безопасность транспорта и путешествий.Безопасность выездного туризма. Классификация видов транспорта по степени небезопасности. Алгоритмы безопасного поведения на транспорте. Специфика безопасности в выездном туризме. Этапы: подготовка, переезд (перелет), отель, перемещения, другие проблемы и ситуации выездного туризма.

Самостоятельная работа слушателей

       Освоение курса невозможно без самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа организуется преподавателем. Его задача в данном случае — рекомендовать студентам литературу, максимально адекватно отражающую содержание пройденного материала; законодательный материал, соответствующий рассмотренным проблемам; интернет-ресурсы по теме. При необходимости и/или при прохождении особо сложных тем организуются вне учебного графика консультации: время и место консультации заранее согласовываются со студентами. Поскольку курс не обеспечен литературой, которая была бы специально ориентирована на бакалавриат юридического профиля, значение таких консультаций и вообще самостоятельной работы резко возрастает. Самостоятельная работа предполагает, среди прочего, конспектирование материала; при этом задача преподавателя — наперед разъяснить студентам технологию работы с источниками и принципы конспектирования: возможности поиска литературы (в том числе в удаленных базах данных), официально действующие стандарты библиографического описания источника, правила работы с текстом. Ход самостоятельной работы контролируется — выборочно или фронтально. В ходе изучения дисциплины слушатели готовят реферат, самостоятельно повторяют лекционный материал и материалы учебников, готовятся к практическим занятиям.

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение курса.

3.1.Примерные темы рефератов:

 

 

1.Сущность безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина и общественная практика.

2.Система "человек - жизненная среда" и ее компоненты.

3.Системный анализ и его применение в безопасности жизнедеятельности.

4.Классификации опасностей жизнедеятельности.

5.Биосфера, литосфера и гидросфера как геосферы деятельности человека.

6.Антропогенные факторы окружающей среды. 

7.Основные показатели здоровья. Взаимосвязь общественного, группового и индивидуального здоровья.

8."Социальные болезни" цивилизации: проблемы и пути их разрешения.

9.Негативные факторы техносферы в безопасности жизнедеятельности.

10.Негативные факторы биосферы в безопасности жизнедеятельности.

11.Негативные факторы социосферы в безопасности жизнедеятельности.

12.Комбинированные опасности в безопасности жизнедеятельности. Природно-техногенный аспект.

13.Комбинированные опасности в безопасности жизнедеятельности. Природно-социальный аспект.

14.Чрезвычайные ситуации. Природные бедствия.

15.Чрезвычайные ситуации. Техногенные аварии и катастрофы

16.Анализ деятельности органов власти на примере конкретной чрезвычайной ситуации.

17.Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Организационная структура управления безопасностью жизнедеятельности.

 

Другие темы по собственному выбору и согласованию с преподавателем.

 

                             

                              Методические указания по написанию реферата

         

       Усвоению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», безусловно, способствовало бы написание реферата, тема которого либо выбрана из перечня примерной тематики контрольных работ, помещенной в настоящем учебно-методическом комплексе, либо определена самостоятельно (и заранее согласована с преподавателем).

       Контрольная работа представляет собой выполненный в соответствии с достаточно формализованными требованиями письменный ответ на вопрос, рассматриваемый в рамках настоящей дисциплины. Готовя работу, автор должен показать: что он достаточно основательно освоил теорию вопроса и связанный с ним понятийный аппарат; понимает связь темы с реальной управленческой практикой; способен к достаточно оригинальным взглядам и подходам в рамках избранной темы.

       Предполагается, что при выполнении контрольной работы студент консультируется с преподавателем, ведущим данный курс, по следующим этапам, последовательно придерживаясь их:

- формирование замысла работы;

- ее библиографическое обеспечение, сбор необходимых источников;

- составление плана работы;

- последовательное его раскрытие в тексте работы;

- оформление научно-справочного аппарата, приложений (если таковые имеются), титульного листа.

Объем работы, как правило, не превышает десяти страниц текста, набранного на компьютере через полтора интервала. Работа сдается преподавателю, ведущему курс, не позднее чем за 10 дней до зачета.

Механическое заимствование материалов из Интернета не допускается; работы проверяются преподавателем через программу «антиплагиат».

 

3.2. Список вопросов для подготовки к зачету.

1) Каковы основные понятия и определения, используемые в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»?

2) Как классифицируются источники опасностей? Какие критерии при этом используются?

3) В чем значение системного подхода в безопасности жизнедеятельности? Каковы основные компоненты системы «человек – среда жизнедеятельности»?

4) Что такое риск? Как осуществляется управление риском? Как проводится количественный и качественный анализ опасностей?

5) Как проявляется единство биологического и социального в антропологии человека?

6) Чем жизнедеятельность человека отличается от поведения животного?

7) Что такое антропогенные факторы среды?

8) Каковы основания для деления среды жизнедеятельности человека на биосферу, техносферу и социосферу?

9) В чем заключается современный подход к пониманию здоровья?

10) Что такое эндогенные и экзогенные факторы ухудшения общественного здоровья?

11) Что такое атмосферные, литосферные и гидросферные стихийные бедствия? Приведите конкретные примеры.

12) Какие опасности присущи техносфере? Приведите конкретные примеры техносферных катастроф и аварий последнего времени.

13) Как сегодня стоит проблема безопасности повседневной жизни?   

14) Что такое природно-техногенные опасности? Приведите примеры.

15) Что такое природно-социальные опасности? Приведите примеры.

16) Какие опасности сегодня характерны для городской среды?

17) Каковы причины возникновения чрезвычайных ситуаций? Как они классифицируются?

18) Почему чрезвычайные ситуации случаются все чаще и чаще?

19) Как определяются уровни чрезвычайных ситуаций?

20) Каковы основные черты Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

21) Каковы основные принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях?

22) Как осуществляется защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях?

23) Насколько, на ваш взгляд, современный образ жизни человека отклонился от его эволюционно сложившейся биолого-социальной природы?

24) Каково научное понимание стресса?

25) Какие проблемы несет в себе качество современного питания?

26) Что такое сенсорная депривация? 

27) В чем именно заключается общественный вред наркомании?

28) Каковы причины распространения алкоголизма в нашем обществе? Как именно связаны между собой общие и особенные социопатогены?

29) Каковы пути и средства преодоления «социальных болезней» в нашем обществе?  

30) Каковы общие черты Единой системы управления безопасностью жизнедеятельности в РФ?

31) Каковы общие основы управления безопасностью жизнедеятельности в нашей стране? Укажите ее конкретные уровни.

32) Каковы общие организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности на государственном уровне? Укажите ее конкретные уровни.

33) Какие мониторинги осуществляются в стране в области безопасности жизнедеятельности?

34)  Как организован контроль состояния окружающей среды в регионах?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.039 с.)