Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности человека

Поиск

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГУ

________________ А.В. Данильченко

(подпись)

"_____"________________20__ г.

(дата утверждения)

 

Регистрационный № УД-_____/р.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Учебная программа для специальности:

1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям)

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-36 01 01 «Социальная работа» (по направлениям)

 

Кафедра                  маркетинга

 

Курс                        I

 

Семестр                   II

 

Лекции                     34/10     часов     (заочная)

 

Практические

занятия                    26/6 часов (заочная)     Зачет     II семестр

 

Лабораторные

Занятия              8/0 часов (заочная)

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине 68/16 часов                 

 

Всего часов по                                    Форма получения

дисциплине        100 часов       высшего образования: очная (заочная)

 

Составил: Г.О. Коновальчик, к.э.н., доцент

 

 

2013 г.

 

Учебная программа составлена на основе: типовой учебной программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека». Рег. № ТД-_______/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры:

маркетинга

«»                 2013 г., протокол № 2

 

Заведующий кафедрой

_____________________ Н.В. Черченко

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Государственного института управлений и социальных технологий БГУ

 

 

«   » ноября 2013 г., протокол №      

 

 

Председатель

_____________Э.И. Збровский

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа разработана в соответствии с учебными планами подготовки студентов по экономическим и социальным специальностям.

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда».

деятельность человека реализуется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества, а также оценкой его нравственного состояния.

Негативное воздействие на человека не ограничивается естественными опасностями. Решая задачи своего материального обеспечения, человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер и актуализируются при определенных причинах. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими является приоритетной задачей для личности, общества, государства.

Цель изучения дисциплины – формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Задачи:

–освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

– формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия;

– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» у студентов формируются следующие компетенции:

академические:

– владение базовыми научно-теоретическими знаниями и применение их для решения теоретических и практических задач;

– владение системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками;

– умение работать самостоятельно и использовать междисциплинарный подход при решении проблем;

– приобретение навыков использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером, лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация);

– умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

Социально-личностные:

       – качества гражданственности и патриотизма, способность к межличностным коммуникациям;

       – навыки здоровьесбережения;

       – умение извлекать и анализировать информацию, развивать критическое мышление;

       – чувство ответственности за порученное дело;

       – умение работать в команде, в различных профессиональных средах, предотвращать деловые и межличностные конфликты;      

       – способность к инициативе и предпринимательству, к принятию нестандартных решений;

профессиональные:

– умение организовывать работу коллектива исполнителей, принимать обоснованные управленческие решения;

– знание правил безопасного поведения, источников опасности, мер ее предупреждения, способов устранения;

– умение действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;

– проявление профессионального интереса на протяжении всего активного периода трудовой деятельности, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

Указанные компетенции развиваются посредством:

       – использования современных педагогических методик и технологий, способствующих самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач, в частности модульной технологии;

       – применения средств диагностики формируемых компетенций (тесты, разноуровневые задания и др.);

       – использования современных информационных технологий для сопровождения учебного процесса;

       – реализации управляемой самостоятельной работы студентов.

самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с действующими в учреждении образования нормативными требованиями и включает подготовку заданий к практическим и лабораторным занятиям; работу с литературой, написание рефератов, проведение исследований и другие виды.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;

– законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;

– основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

– порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;

– содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;

– порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;

– назначение технических средств противопожарной защиты;

– порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– перечень состояний, требующих оказания первой помощи;

– объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;

– основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;

– приоритетные направления энергосбережения;

– законодательство в области охраны труда.

  уметь:

       – осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной);

       – анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;

       – использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;

       – оказывать первую медицинскую помощь с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

       – принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

       – содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;

       – обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.

       владеть:

       – навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

       – навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Цель, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Актуальность изучения учебной дисциплины в учреждениях высшего образования Республики Беларусь на современном этапе, ее роль в формировании и развитии практико-ориентированной компетентности специалиста.

Определение и структура содержания учебных дисциплин «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». Основные требования к уровню освоения содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека».

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

4.1 Топливно-энергетические ресурсы Республики Беларусь. Способы получения, преобразования и использования энергии

Энергия и ее виды. Традиционные способы получения тепловой и электрической энергии. Ископаемые виды топлива, их характеристика и запасы в Республике Беларусь. Традиционные источники электрической энергии: тепловая (ТЭС), энергия потока воды (ГЭС), атомная энергия (АЭС). Экологические проблемы использования традиционных источников энергии.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Краткая характеристика нетрадиционных источников энергии (энергия солнца, ветра, энергия приливов океана, геотермальная энергия). Экологические аспекты развития ветро- и гидроэнергетики. Понятие о биоэнергетике. Использование энергии биомассы в мире и в Республике Беларусь. Биогаз, роль технологии в решении глобальных экологических проблем.

 

ОХРАНА ТРУДА

5.1 Правовые и организационные вопросы охраны труда

Законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Инструкции по охране труда. Обучение и проверка знаний по охране труда. Ответственность работников за нарушение законодательства по охране труда.

Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда. Концепция государственного управления охраной труда в Беларуси. Органы государственного управления охраной труда. Специальные государственные органы надзора и контроля за охраной труда. Ведомственный и общественный контроль за состоянием охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Специальное расследование несчастных случаев. Учет и регистрация несчастных случаев.

Методы изучения причин травматизма и профессиональных заболеваний. Показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязательное страхование работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

 

Основы техники безопасности

Общие требования безопасности к производственному оборудованию и технологическим процессам. Организация безопасного рабочего места с использованием методов эргономики, технической эстетики, инженерной психологии. Аттестация рабочих мест. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах. Безопасность сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности при работе с ВДТ и ЭВМ. Электробезопасность.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

1. Организация защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей военного времени.

2. Обеспечение безопасности пассажиров при опасных происшествиях на транспорте общего пользования.

3. Обеспечение безопасности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах.

4. Оказание первой помощи пострадавшим.

5. Обеспечение радиационной безопасности населения.

6. Влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

7. Рациональное использование и охрана недр, водных, лесных и земельных ресурсов.

9. Топливно-энергетические ресурсы; способы получения, преобразования и использования энергии.

10. Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по охране труда.

11. Аттестация рабочих мест и определение размеров доплат за условия труда.

12. Расследование несчастных случаев на производстве.

13. Порядок действия граждан при пожаре. Средства тушения пожаров. Пожарная сигнализация.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

1. Дозиметрия ионизирующих излучений.

2. Нормирование и оценка эффективности естественного и искусственного освещения в производственном помещении.

3. Исследование запыленности воздуха на рабочих местах, дисперсности пыли и морфологии частиц.

4. Исследование и нормирование уровней шума и вибрации на рабочих местах.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Понятие о чрезвычайных ситуациях, их классификация и краткая характеристика, система защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение граждан о чрезвычайных ситуациях. Технические средства оповещения, аппаратура и средства информирования должностных лиц.

3. Типы используемых сигналов оповещения о чрезвычайных ситуациях и сигналов гражданской обороны, порядок действия населения при получении сигналов.

4. Законодательство Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны.

5. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. Рекомендации по действиям граждан при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

7. Системы обеспечения пожарной безопасности на городском автомобильном и электрическом (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорте общего пользования.

8. Рекомендации по действиям граждан при пожаре, запахе дыма и гари в городском, пригородном и междугороднем транспорте общего пользования.

9. Факторы, способствующие возникновению паники, способы и средства ее прекращения. Меры предосторожности при проезде в транспорте общего пользования.

10. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, организация и содержание мероприятий химической защиты.

11. Краткая характеристика наиболее распространенных аварийно опасных химических вещества (аммиак, хлор, цианистый водород и др.), их влияние на организм человека.

12. Средства индивидуальной защиты кожи, глаз, органов дыхания. Средства коллективной защиты (защитные сооружения гражданской обороны).

13. Первая помощь при кровотечениях. Искусственное дыхание, непрямой (закрытый) массаж сердца.

14. Первая помощь при поражении электрическим током.

15.  Первая помощь при переломах, правила накладки шин. Первая помощь при повреждении позвоночника и костей таза.

16. Первая помощь при химическом и термическом ожогах, при ожоге глаз.

17. Первая помощь при тепловом м солнечном ударе. Первая помощь при переохлаждении и обморожении.

18. Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

19. Радионуклидный состав выпадений. Период полураспада и краткая характеристика основных радионуклидов.

20. Деление территорий на зоны в зависимости от плотности загрязнения радионуклидами. 21. Биологические эффекты воздействия ионизирующего излучения на организм человека. Действие различных видов ионизирующего излучения на организм.

22. Психологические проблемы, связанные с реальной или субъективно воспринимаемой человеком опасностью облучения.

23. Основные меры защиты населения от радиационного воздействия.

24. Основные принципы радиационной безопасности.

25. Срочные меры защиты населения: эвакуация, дезактивация, укрытие, защиты органов дыхания, блокирование щитовидной железы (йодная профилактика).

26. Рекомендации по ограничению потребления потенциально загрязненных радионуклидами пищевых продуктов.

27. Мероприятия по снижению уровней доз облучения людей, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения.

28. Изменение климата Земли. Разрушение озонового слоя. Влияние природных процессов и антропогенной деятельности на глобальное изменение климата на планете.

29. Основные причины уменьшения общего количества молекул озона в стратосфере.

30. Состояние озонового слоя на нынешнем этапе и последствия его разрушения для здоровья людей.

31. Пути решения проблемы экологического неблагополучия атмосферы в мире и в Республике Беларусь.

32. Основные загрязняющие компоненты воздуха закрытых помещений, их источники и роль в развитии патологии человека. Источники химического загрязнения воздуха закрытых помещений.

33. Способы и средства оздоровления воздушной среды жилых и производственных помещений.

34. Основные источники и последствия загрязнения питьевой воды. Токсичные химические соединения, образующиеся при приготовлении пищи.

35. Бактериологическое загрязнение питьевой воды, способы ее обеззараживания и очищения.

36. Особо опасные инфекции с преимущественно водным путем передачи (холера). Потенциальный риск эпидемий холеры после стихийных бедствий, приоритетные меры профилактики.


37. Экологические проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

38. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды и охрана природных ресурсов.

39. Традиционные способы получения тепловой и электрической энергии.

40. Экологические проблемы использования традиционных источников энергии.

41. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Краткая характеристика нетрадиционных источников энергии (энергия солнца, ветра, энергия приливов океана, геотермальная энергия).

42. Понятие о биоэнергетике. Использование энергии биомассы в мире и в Республике Беларусь.

43. Энергосбережение в жилых помещениях и зданиях, пути сокращения тепловых потерь.

44. Система управления охраной труда. Инструкции по охране труда. Обучение и проверка знаний по охране труда. Ответственность работников за нарушение законодательства по охране труда.

45. Специальные государственные органы надзора и контроля за охраной труда. Ведомственный и общественный контроль за состоянием охраны труда.

46. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

47. Обязательное страхование работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

48. Организация безопасного рабочего места с использованием методов эргономики, технической эстетики, инженерной психологии. Аттестация рабочих мест.

49. Требования безопасности при работе с ВДТ и ЭВМ. Электробезопасность.

50. Обеспечение безопасности и порядок действия граждан при пожарах в зданиях. Средства тушения пожаров, пожарная сигнализация.

 

 

СПИСОК литературы

1. ГиринА.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А.С. Гирин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 л.: ил.

2. Мархоцкий, Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа., 2010. – 206 с.: ил.

3. Мархоцкий, Я.Л. Основы радиационной безопасности населения: Учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. –Минск: Вышэйшая школа., 2011. – 224 с.: ил.

4. Чернушевич Г.А., Перетрухин В.В., Терешко В.В. Радиационная безопасность: лабораторный практикум. – Минск: БГТУ, 2007. – 137 с.

5. Марцуль В.Н. Оценка воздействия на окружающую среду. – Минск: БГТУ, 2006. – 286 с.

6. Марцуль В.Н. Технические основы охраны окружающей среды: лабораторный практикум. – Минск: БГТУ, 2005. – 137 с.

7. Гармаза А.К., Ермак И.Т., Ладик Б.Р. Охрана труда: учебное пособие. – Минск, БГТУ, 2010. – 366 с.

8. Челноков А.А. Охрана труда: учебное пособие. – Минск: БГТУ, 2006. – 294 с.

9.  Челноков А.А., Ющенко Л.Ф. Охрана труда: учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 463 с.

10. Босак В.Н. Безопасность труда и пожарная безопасность в лесном хозяйстве. – Минск: РИПО, 2013. – 168 с.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГУ

________________ А.В. Данильченко

(подпись)

"_____"________________20__ г.

(дата утверждения)

 

Регистрационный № УД-_____/р.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Учебная программа для специальности:

1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям)

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-36 01 01 «Социальная работа» (по направлениям)

 

Кафедра                  маркетинга

 

Курс                        I

 

Семестр                   II

 

Лекции                     34/10     часов     (заочная)

 

Практические

занятия                    26/6 часов (заочная)     Зачет     II семестр

 

Лабораторные

Занятия              8/0 часов (заочная)

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине 68/16 часов                 

 

Всего часов по                                    Форма получения

дисциплине        100 часов       высшего образования: очная (заочная)

 

Составил: Г.О. Коновальчик, к.э.н., доцент

 

 

2013 г.

 

Учебная программа составлена на основе: типовой учебной программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека». Рег. № ТД-_______/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры:

маркетинга

«»                 2013 г., протокол № 2

 

Заведующий кафедрой

_____________________ Н.В. Черченко

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Государственного института управлений и социальных технологий БГУ

 

 

«   » ноября 2013 г., протокол №      

 

 

Председатель

_____________Э.И. Збровский

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа разработана в соответствии с учебными планами подготовки студентов по экономическим и социальным специальностям.

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда».

деятельность человека реализуется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества, а также оценкой его нравственного состояния.

Негативное воздействие на человека не ограничивается естественными опасностями. Решая задачи своего материального обеспечения, человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер и актуализируются при определенных причинах. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими является приоритетной задачей для личности, общества, государства.

Цель изучения дисциплины – формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Задачи:

–освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

– формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия;

– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» у студентов формируются следующие компетенции:

академические:

– владение базовыми научно-теоретическими знаниями и применение их для решения теоретических и практических задач;

– владение системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками;

– умение работать самостоятельно и использовать междисциплинарный подход при решении проблем;

– приобретение навыков использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером, лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация);

– умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

Социально-личностные:

       – качества гражданственности и патриотизма, способность к межличностным коммуникациям;

       – навыки здоровьесбережения;

       – умение извлекать и анализировать информацию, развивать критическое мышление;

       – чувство ответственности за порученное дело;

       – умение работать в команде, в различных профессиональных средах, предотвращать деловые и межличностные конфликты;      

       – способность к инициативе и предпринимательству, к принятию нестандартных решений;

профессиональные:

– умение организовывать работу коллектива исполнителей, принимать обоснованные управленческие решения;

– знание правил безопасного поведения, источников опасности, мер ее предупреждения, способов устранения;

– умение действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;

– проявление профессионального интереса на протяжении всего активного периода трудовой деятельности, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

Указанные компетенции развиваются посредством:

       – использования современных педагогических методик и технологий, способствующих самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач, в частности модульной технологии;

       – применения средств диагностики формируемых компетенций (тесты, разноуровневые задания и др.);

       – использования современных информационных технологий для сопровождения учебного процесса;

       – реализации управляемой самостоятельной работы студентов.

самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с действующими в учреждении образования нормативными требованиями и включает подготовку заданий к практическим и лабораторным занятиям; работу с литературой, написание рефератов, проведение исследований и другие виды.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;

– законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;

– основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

– порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;

– содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;

– порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;

– назначение технических средств противопожарной защиты;

– порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– перечень состояний, требующих оказания первой помощи;

– объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;

– основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;

– приоритетные направления энергосбережения;

– законодательство в области охраны труда.

  уметь:

       – осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной);

       – анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;

       – использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;

       – оказывать первую медицинскую помощь с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

       – принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

       – содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;

       – обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.

       владеть:

       – навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

       – навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.166.144 (0.013 с.)