Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На государственный экзамен поСтр 1 из 25Следующая ⇒
На государственный экзамен по Теории государства и права Гарантии прав и свобод гражданина РФ: 1) Право на защиту со стороны государства от незаконных посягательств на права и свободы чел-ка и гр-на и привлечение виновных за это к ответственности. 2) Суд.защита каждого гр-на РФ при нарушении его R и свобод или в случае их нарушения со стороны гос. органов, учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. 3) Обеспечение тайны переписки, телеф. переговоров, телеграфных и иных сообщений и права гр-на обращаться в межгос. органы по защите R и свобод чел-ка и гр-на. 4) Обеспечение каждому гр-ну юр. помощи для осущ-ния защиты R и свобод, объективное рассмотрение в суде его дела, презумпция невиновности, отсутствие обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего юр. отв-ть. Стадии механизма правового регулирования. 1 стадия: формирование нормативной основы модели поведения. 2 стадия: стадия правоотношений. Индивидуализация правовых норм применительно к конкретным субъектам. Осуществляется перевод объективного права в субъективное. 3 стадия: стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, в том числе посредствам правоприменения. 4 стадия: стадия анализа эффективности деятельности правовых норм. Способы изложения пр. норм в статьях норм.актов: 1) прямой, когда норма права и текст статьи закона совпадают; 2) ссылочный, когда часть пр. нормы содержится в др. ст. данного же норм.акта; 3) отсылочный (бланкетный), когда часть пр. нормы необходимо искать в другом НПА. Виды юридических норм: А) По субъекту правотворчества: - общегосударственные; - субъектов РФ; -МСУ; - локальные; Б) По отраслям права; В) По жесткости содержащихся в них требований: - диспозитивные; - императивные; Г) По сфере действия: - общие нормы, применяющиеся ко всем отношениям данного рода; - специальные - регулируют опр. вид отношений данного рода; - исключительные - изъятия из содержащихся в них правил (особые условия). Д) По характеру действий: - регулятивные (правоустанавливающие): нормируют поведение (свободу) субъектов обществ.отношений, опосредуя принадлежащие им субъективные права и обязанности: а) запрещающие; б) управомочивающие; в) обязывающие;
- охранительные: отношения юр. отв-ти, вследствие нарушения норм регулятивных; направлены на защиту субъективных прав.
Вопрос 11. Правотворчество: понятие, виды, принципы. Понятие дается в узком и широком смысле слова. В широком: это завершающая стадия процесса правообразования, форма объективизации норм. В узком смысле: это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие НПА уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Черты правотворчества: 1) Включает в себя познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих правовую регламентацию или требующих ее; 2) Предполагает наделение гос. органа или иного субъекта соответствующими полномочиями; 3) Выражается в создании НПА в строго определенной форме; 4) Осуществляется в рамках определенных процедур; 5) Носит творческий, созидательный характер. Структура. Все НПА имеют внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя – это атрибутика – это наименование, подпись, дата, или несколько дат (принятия, одобрения, подписания). Всё это указывается обязательно. Внутренняя – рубрикация – начинается с преамбулы (введение – зачем принимается закон). Весь текст закона делится на разделы, разделы на главы и т.д. Раздел – это подотрасль, глава – правовой институт, статья – определенная разновидность общественных отношений; часть/пункт – введение в общественные отношения специальных объекта или субъектов. По содержанию (уровню): · правосознание обыденное: житейские, порой довольно поверхностные суждения о праве у людей, соприкасающихся с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и иных сферах жизни; · правосознание профессиональное: специализированные правовые знания, используемые в работе профессионалов-юристов; · правосознание научное: теоретическое осмысление права и правовых явлений. Дефекты юр. фактов: - объективные (доказать что-то точно или опровергнуть невозможно, напр., когда часть документов утеряна); - субъективные (когда факты подделывают специально).
Необх-ть: 1) норма права носит общий х-р и в каждом случае применения надо выяснить, подпадает ли под ее действие данная конкретная ситуация; 2)далеко не все юр.нормы сформулированы удачно и четко. Этапы: 1) Уяснение содержания юр. нормы - это деят-ть как бы “для себя”, т.е. для того, кто толкует юр. норму; 2) Разъяснение содержания юр. норм. Уяснив для себя юр. норму, толкователь доводит ее смысл до др. лиц или орг-ций либо в форме офиц. док-та, либо в форме рекомендаций, советов, суждений. Способы (приемы) уяснения смысла правовых норм: - грамматический - уяснение текста, словесного выражения нормы, ее морфологической и синтаксической структуры. При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отд. слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д. – логический - использование законов формальной логики, правил оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями (логический анализ, исследование внутр.связей м/у словами, формулировками и суждениями); - систематический - выяснение места юр. нормы в с-ме др. норм; - историко-политический - увязка нормы с той ист-полит. обстановкой, в кт принималась юр. норма, сопоставление с существующей ситуацией; - юридический - анализ юр.конструкций, институтов, приемов юр.техники. Требует знания не только юр. терминов, но и принципов и характера построения пр. актов. По объему толкования: - адекватное (буквальное) толкование - если рез-т толкования полностью совпадает с буквой закона, с текстуальным выражением нормы в норм.акте. Подавляющее большинство норм права истолковывается именно таким образом. - расширительное (распространительное) толкование - если рез-т толкования оказывается шире буквального текста юр.нормы, ее словесного выражения. - ограничительное толкование - если рез-т толкования уже, чем буквальный текст юр. нормы. Признаки: · наличие у лица субъективных прав; · деятельность по реализации этих прав; · использование прав в противоречие их соц. назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам; · отсутствие нарушения конкретных юр. запретов или обязанностей; · установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом; · наступление юридически значимых последствий. Злоупотребление не является правонарушением. Правонарушение – виновное противоправное общественно вредное деяние. Нет противоправности. Вместе с тем отрицание противоправности злоупотребления правом не дает оснований и для характеристики его как поведения правомерного, ибо последнее всегда социально полезно. Это самост. вид правового поведения. Последствия его нетрадиционны. Они не м.б. ни юр. отв-тью (это последствие правонарушения), ни тем более мерами поощрения (стимулирование соц. полезного поведения). Законод-во РФ предусматривает такие последствия злоупотребления правом: · признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности); · прекращение использования права без его лишения (ЖК ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер); · Возложение понесенных расходов в связи с рассмотрением дела в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде при необоснованно заявленном иске (ст. 99 ГПК РФ, ст. 111 АПК РФ);
· отказ в государственной защите субъективного права. Виды: а) злоупотребление правом, совершенное в форме действия, осуществляемого исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или шикана; б) злоупотребление правом, совершенное без намерения причинить вред, но объективно причиняющее такой вред другому лицу. В зависимости от правомерности: 1. Правомерное злоупотребление правом. 2. Неправомерное злоупотребление правом.
Признаки: 1) особое правовое состояние; 2) один из видов принуждения; 3) правонарушитель отвечает за наблагоприятные последствия совершенного деяния; 4) возникает и реализ-ся на основании прав.норм (санкций); 5) только за лично совершенное деяние; 6) осущ-ся в спец. процессуальных формах. Основанием юр. отв-тиявл. правонарушение, т.е. конкретное действие или бездействие, нарушающее правовые предписания. Разные виды правонарушений влекут разл. формы юр. отв-ти. Юр. отв-тьреализуетсяв 2 осн. формах: судебной и адм-ной. Суд.порядок реализации уголовной и гр-правовой отв-ти означает, что меры гос. принуждения применяются к правонарушителю исключительно судом как специально уполномоченным на это органом государства. Административный порядок реализации состоит в том, что мера принуждения налагается компетентным должн. лицом или органом. В отличие от суда, применяющего меры принуждения от имени государства, уполномоченный орган или уполномоченное должностное лицо меры принуждения в административном порядке применяет от своего имени или от имени органа, должностным лицом которого лицо является. Сущ-ет еще и дисциплинарный порядок реализации юр. отв-ти. Дисц. отв-ть наступает за нарушение трудовых, служебных или воинских обяз-тей и заключается в применении начальником мер дисц. воздействия к подчиненным (выговор, строгий выговор, понижение в должности и др.). Виды ответственности: По отраслям: а) Дисц. отв-ть состоит в наложении дисциплинарных взысканий на работника адм-цией предприятия, учреждения или орг-ции. Виды дисц. взысканий: - замечание; - выговор; - строгий выговор; - увольнение. б) Адм. отв-ть – это основанная на нормах адм. законод-ва и вытекающая из факта совершения адм. проступка юр. отв-ть. Основанием адм. отв-тиявл. совершение адм. правонарушения, т.е. деяния, обладающего след.признаками:общественная опасность,противоправность,виновность,наказуемость. Наиболее распр. адм. правонарушения- нарушения правил движения и эксплуатации транспорта и мелкое хулиганство.
в) Уг. отв-ть - означаетобяз-ть лица, совершившего преступление, дать отчет в содеянном перед гос-вом, подвергнуться за это публичному осуждению и мерам гос. принуждения, а также фактическое претерпевание этих неблагоприятных последствий. Единств.основанием уг. отв-тиявл. совершение общ. опасного деяния (преступления). Виновным в совершении преступления лицо м.б. признано только по приговору суда. г) Гражданско-правоваяотв-ть - юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (потерпевшего, кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда. Гражданская ответственность является имущественной и носит компенсационный характер. По функциям: 1) компенсационная отв-ть – направлена на восстановление нарушенного права; 2) штрафная или карательная – цель-охрана публичного правопорядка. Цели: 1) поддержание общест. отношений в их естественном состоянии; 2) общая и спец. превенция; 3) создание устойчивого правопорядка, урегулированностиПО; 4) воспитание активной гражданской позиции; 5) наказание за правонарушение. Главной целью юр. отв-ти явл-ся укрепление законности и правопорядка и, как следствие, построение гражд. общества и правового гос-ва.
Функции: 1) регулятивная – закрепление, регулирование общественных отношений и их оформление посредством дозволения, обязывания и запретов; 2) превентивная – вытеснение антисоц. поведения. Способы осуществления: установление обязанности по реализации пр. норм посредством формулирования состава правонарушения; 3) воспитательная – формирование уважения к правам и свободам человека и гр., к соц. ценностям; 4) правовосстановительная – направленное воздействие на сознание и поведение людей, которое направлено на приведение общ.отношений, подвергшихся посягательству, в нормальное состояние; 5) карательная – направленное прав.воздействие на субъектов правонарушения, заключающееся в осуждении, лишениях имущ. или личного хар-ра.
Принципы: 1) законности – следование предписаниям правовых норм; 2) соц. справедливости: - отягчающий наказание закон обратн. силы не имеет; - юр. отв-ть должна компенсировать вред от наруш-я (если это возможно); - одно наказ-е за одно наруш-е; - вид и мера отв-ти должны зависеть от тяжести наруш-я;
- юр. отв-ть базируется на моральных воззрениях общества, соотв. эпохе; 3) неотвратимости отв-ти – юр. ответственность д. стать неизбежным, закономерным следствием любого правонарушения; 4) целесообразности отв-ти – меры отв-ти и размер наказания д. соотв-ть целям предупреждения правонарушения; 5) индивидуализация наказ-я - нет групповойотв-ти; 6) ответственность наступает в случае виновного причинения вреда, хотя ГК, например, предусмотрены деликтные обязательства вследствие безвиновного причинения вреда (например, причинение вреда источником повышенной опасности) 7) равенства всех перед з-ом; 8) гуманизма – меры юр. ответственности не д. иметь своей целью причинение правонарушителю физ. страданий, ущемлять его честь и достоинство; 9) правовой регламентации ответ-ти – процедуры привлечения к юр. отв-ти всегда детально урегулированы. Виды юр.коллизий: 1) м/унормами права (коллизия правовых норм); 2) м/у НПА; 3) м/уцелыми НПА или отд. нормами права; 4) м/уактами применения права; 5) м/уактами толкования; 6) м/у национ. и междунар. правом. Коллизия правовых норм – различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение. Причины коллизии правовых норм: 1) ошибки правотворческих органов; 2) несвоевременное обновление законод-ва; 3) небрежность в нормотворческой работе, когда, например, принимаются новые юр. нормы, а прежние, посвященные этому же вопросу, не отменяются и не изменяются. Возникает в момент издания противоречивых норм, но проявляет она себя реально при их действии, применении. Виды коллизий правовых норм: 1) коллизии м/унормами одной юр. силы (противоречия м/у нормами республиканских кодексов, м/у нормами одного и того же кодекса и т.д.); 2) иерархические - коллизии м/у нормами разл. юр. силы (м/у Основами законод-ва и кодексами); 3) темпоральные (временные) - коллизии м/у нормами, изданными в разное время. Приоритет более поздних норм; 4) пространственные – обусловлены территориальным аспектом действия норм, коллизии м/унормами, изданными на разной территории (м/у нормами РФ и нормами субъектов РФ); 5) содержательные – коллизии м/уобщими и спец. нормами, приоритет спец. норм. Виды коллизий м/у НПА: 1) м/у законами и подзаконными актами (приоритет – закон); 2) м/у федерал. НПА и НПА субъектов РФ; 3) м/у НПА равной юрид. силы, принятых в разное время; 4) м/у общим НПА и специальным.
Идеальным способом устранения и преодоления коллизий в праве является их снятие – отмена одной или нескольких конфликтующих норм или изменение, уточнение вопросов, регулируемых коллизионными нормами. Это делается в процессе правотворчества, а в правоприменительной деятельности наиболее распространенным способом преодоления коллизий в праве являются коллизионные нормы и положения, выработанные правоприменительной практикой. Средства преодоления: а) Принятие нового или замена, или отмена ранее действовавшего НПА (долго); б) Судебный порядок рассмотрения спора; в) Планомерное, системно-упорядоченное развитие законод-ва, гармонизация юрид. норм; г) Временные или специальные режимы; д) Согласительно-примирительные процедуры (переговорный процесс); е) Разработка и применение коллизионных норм и принципов; ж) Международные процедуры (в коллизиях международного и национального права). Виды: 1) В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств: а) стимулирующий; б) ограничивающий; 2) В зависимости от времени действия: а) общие временные; б) специальные временные; 3) В зависимости от территории действия: а) общетерриториальный; б) специально территориальный; 4) В зависимости от отрасли права: а) общеотраслевые; б) специально отраслевые; в) особо отраслевые; г) межотраслевые; 5) В зависимости от предмета правового регулирования: а) конституц.; б) гражд. и т.д.; 6) В зависимости от содержания: а) валютный; б) таможенный и т.д. 7) В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается: а) беженцев; б) переселенцев и т.д. Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деят-ти, отношения людей (космическое право, режим Антарктики и др.).
Признаки правовых средств: 1) выражают собой юрид. способы обеспечения интересов субъектов права, способы достижения поставленных целей; 2) выполняют роль основных элементов действия механизма правового регулирования и правовых режимов; 3) направлены на достижение опред. юрид. последствий; 4) имеют юрид. силу и обеспечиваются гос. принуждением. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п.. Виды правовых средств. 1) В зависимости от характера: – материально-правовые; - процессуальные; 2) В зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся: – нормативные; - правоприменительные; 3) В зависимости от функциональной роли: – регулятивные; - охранительные. 4) По значению: · основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты; · вспомогательные, т.е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей; 5) В зависимости от информационно-психологической направленности (т.е. чьим интересам отдается предпочтение): - стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.); - ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.). Публичное и частное право. Публичное право – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). Публичное право служит интересам государства, обеспечивает общегосударственные интересы. К отраслям публичного права относят: МПП, КП, Административное право, финансовое право, УП, УПП, муниципальное и др. Частное право – отрасль права, распространяющая свое действие на частных лиц, граждан, регулирующая имущественные и неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения. Частное право, в отличие от публичного права, регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и коммерческих объединений в их имущественной деятельности и личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право. Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану.Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государствав целом, частное - к пользе отдельных лиц. 1)Соотношение их отражает некоторые особенности взаимоотношений права и государства. 2)возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве - императивно, на основании предписаний закона. 3)Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. 4)Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций. 5)В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно. Государство здесь не определяет содержание принимаемых решений, оно лишь охраняет то, что решили другие. Если оно и вмешивается в частные дела, то лишь в том случае, если частные лица своего решения не приняли. Типичный пример – наследование по закону при отсутствии завещания у наследодателя. Нормы частного права не имеют императивного характера.
Стадии применения права 1. Установление фактических обстоятельств дела – на этой стадии выявляются события и действия, которые имели место в реальности, выявляются юридически значимые факты, устанавливается достоверность выявленной информации, устанавливаются личности причастных к делу лиц. 2. Определение юридического характера дела – осуществляется юридическая квалификация: a. Осуществляется выбор нормы, при необходимости устраняются коллизии и преодолеваются пробелы. b. Проявляется подлинность и действительность норм (устанавливается юридическая сила нормы и проверяется официальная публикация данной нормы 3. Принятие правоприменительного акта, доведение решения до исполнения – итог правоприменительной деятельности. a. Принятие решения: властным образом подтверждаются существующие права и обязанности субъекта, устанавливаются меры ответственности. b. Доведение решения до сведения исполнителей. c. Осуществление контроля за его исполнением (возможно добровольное и принудительное исполнение решения).
на государственный экзамен по Теории государства и права
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.089 с.) |