На государственный экзамен по 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На государственный экзамен по



На государственный экзамен по

Теории государства и права

Гарантии прав и свобод гражданина РФ:

1) Право на защиту со стороны государства от незаконных посягательств на права и свободы чел-ка и гр-на и привлечение виновных за это к ответственности.

2) Суд.защита каждого гр-на РФ при нарушении его R и свобод или в случае их нарушения со стороны гос. органов, учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.

3) Обеспечение тайны переписки, телеф. переговоров, телеграфных и иных сообщений и права гр-на обращаться в межгос. органы по защите R и свобод чел-ка и гр-на.

4) Обеспечение каждому гр-ну юр. помощи для осущ-ния защиты R и свобод, объективное рассмотрение в суде его дела, презумпция невиновности, отсутствие обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего юр. отв-ть.

Стадии механизма правового регулирования.

1 стадия: формирование нормативной основы модели поведения.

2 стадия: стадия правоотношений. Индивидуализация правовых норм применительно к конкретным субъектам. Осуществляется перевод объективного права в субъективное.

3 стадия: стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, в том числе посредствам правоприменения.

4 стадия: стадия анализа эффективности деятельности правовых норм.

Способы изложения пр. норм в статьях норм.актов:

1) прямой, когда норма права и текст статьи закона совпадают;

2) ссылочный, когда часть пр. нормы содержится в др. ст. данного же норм.акта;

3) отсылочный (бланкетный), когда часть пр. нормы необходимо искать в другом НПА.

Виды юридических норм:

А) По субъекту правотворчества:

- общегосударственные;

- субъектов РФ;

-МСУ;

- локальные;

Б) По отраслям права;

В) По жесткости содержащихся в них требований:

- диспозитивные;

- императивные;

Г) По сфере действия:

- общие нормы, применяющиеся ко всем отношениям данного рода;

- специальные - регулируют опр. вид отношений данного рода;

- исключительные - изъятия из содержащихся в них правил (особые условия).

Д) По характеру действий:

- регулятивные (правоустанавливающие): нормируют поведение (свободу) субъектов обществ.отношений, опосредуя принадлежащие им субъективные права и обязанности: а) запрещающие; б) управомочивающие; в) обязывающие;

- охранительные: отношения юр. отв-ти, вследствие нарушения норм регулятивных; направлены на защиту субъективных прав.

 

Вопрос 11. Правотворчество: понятие, виды, принципы.

Понятие дается в узком и широком смысле слова.

В широком: это завершающая стадия процесса правообразования, форма объективизации норм.

В узком смысле: это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие НПА уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

Черты правотворчества:

1) Включает в себя познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих правовую регламентацию или требующих ее;

2) Предполагает наделение гос. органа или иного субъекта соответствующими полномочиями;

3) Выражается в создании НПА в строго определенной форме;

4) Осуществляется в рамках определенных процедур;

5) Носит творческий, созидательный характер.

Структура.

Все НПА имеют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя – это атрибутика – это наименование, подпись, дата, или несколько дат (принятия, одобрения, подписания). Всё это указывается обязательно.

Внутренняя – рубрикация – начинается с преамбулы (введение – зачем принимается закон). Весь текст закона делится на разделы, разделы на главы и т.д. Раздел – это подотрасль, глава – правовой институт, статья – определенная разновидность общественных отношений; часть/пункт – введение в общественные отношения специальных объекта или субъектов.


По содержанию (уровню):

· правосознание обыденное: житейские, порой довольно поверхностные суждения о праве у людей, соприкасающихся с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и иных сферах жизни;

· правосознание профессиональное: специализированные правовые знания, используемые в работе профессионалов-юристов;

· правосознание научное: теоретическое осмысление права и правовых явлений.


Дефекты юр. фактов:

- объективные (доказать что-то точно или опровергнуть невозможно, напр., когда часть документов утеряна);

 - субъективные (когда факты подделывают специально).

 

Необх-ть:

1) норма права носит общий х-р и в каждом случае применения надо выяснить, подпадает ли под ее действие данная конкретная ситуация;

2)далеко не все юр.нормы сформулированы удачно и четко.

Этапы:

1) Уяснение содержания юр. нормы - это деят-ть как бы “для себя”, т.е. для того, кто толкует юр. норму;

2) Разъяснение содержания юр. норм. Уяснив для себя юр. норму, толкователь доводит ее смысл до др. лиц или орг-ций либо в форме офиц. док-та, либо в форме рекомендаций, советов, суждений.

Способы (приемы) уяснения смысла правовых норм:

- грамматический - уяснение текста, словесного выражения нормы, ее морфологической и синтаксической структуры. При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отд. слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д.

логический - использование законов формальной логики, правил оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями (логический анализ, исследование внутр.связей м/у словами, формулировками и суждениями);

- систематический - выяснение места юр. нормы в с-ме др. норм;

- историко-политический - увязка нормы с той ист-полит. обстановкой, в кт принималась юр. норма, сопоставление с существующей ситуацией;

- юридический - анализ юр.конструкций, институтов, приемов юр.техники. Требует знания не только юр. терминов, но и принципов и характера построения пр. актов.

По объему толкования:

- адекватное (буквальное) толкование - если рез-т толкования полностью совпадает с буквой закона, с текстуальным выражением нормы в норм.акте. Подавляющее большинство норм права истолковывается именно таким образом.

- расширительное (распространительное) толкование - если рез-т толкования оказывается шире буквального текста юр.нормы, ее словесного выражения.

- ограничительное толкование - если рез-т толкования уже, чем буквальный текст юр. нормы.


Признаки:

· наличие у лица субъективных прав;

· деятельность по реализации этих прав;

· использование прав в противоречие их соц. назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам;

· отсутствие нарушения конкретных юр. запретов или обязанностей;

· установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом;

· наступление юридически значимых последствий.

Злоупотребление не является правонарушением. Правонарушение – виновное противоправное общественно вредное деяние. Нет противоправности. Вместе с тем отрицание противоправности злоупотребления правом не дает оснований и для характеристики его как поведения правомерного, ибо последнее всегда социально полезно.

Это самост. вид правового поведения. Последствия его нетрадиционны. Они не м.б. ни юр. отв-тью (это последствие правонарушения), ни тем более мерами поощрения (стимулирование соц. полезного поведения).

Законод-во РФ предусматривает такие последствия злоупотребления правом:

· признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности);

· прекращение использования права без его лишения (ЖК ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер);

· Возложение понесенных расходов в связи с рассмотрением дела в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде при необоснованно заявленном иске (ст. 99 ГПК РФ, ст. 111 АПК РФ);

· отказ в государственной защите субъективного права.

Виды:

а) злоупотребление правом, совершен­ное в форме действия, осуществляемого исключительно с намерением при­чинить вред другому лицу, или шикана;

б) злоупотребление правом, совер­шенное без намерения причинить вред, но объективно причиняющее такой вред другому лицу.

В зависимости от правомерности:

1. Правомерное злоупотребление правом.

2. Неправомерное злоупотребление правом.

 


Признаки:

1) особое правовое состояние;

2) один из видов принуждения;

3) правонарушитель отвечает за наблагоприятные последствия совершенного деяния;

4) возникает и реализ-ся на основании прав.норм (санкций);

5) только за лично совершенное деяние;

6) осущ-ся в спец. процессуальных формах.

Основанием юр. отв-тиявл. правонарушение, т.е. конкретное действие или бездействие, нарушающее правовые предписания. Разные виды правонарушений влекут разл. формы юр. отв-ти.

Юр. отв-тьреализуетсяв 2 осн. формах: судебной и адм-ной.

Суд.порядок реализации уголовной и гр-правовой отв-ти означает, что меры гос. принуждения применяются к правонарушителю исключительно судом как специально уполномоченным на это органом государства. 

Административный порядок реализации состоит в том, что мера принуждения налагается компетентным должн. лицом или органом. В отличие от суда, применяющего меры принуждения от имени государства, уполномоченный орган или уполномоченное должностное лицо меры принуждения в административном порядке применяет от своего имени или от имени органа, должностным лицом которого лицо является.

Сущ-ет еще и дисциплинарный порядок реализации юр. отв-ти. Дисц. отв-ть наступает за нарушение трудовых, служебных или воинских обяз-тей и заключается в применении начальником мер дисц. воздействия к подчиненным (выговор, строгий выговор, понижение в должности и др.).

Виды ответственности:

По отраслям:

а) Дисц. отв-ть состоит в наложении дисциплинарных взысканий на работника адм-цией предприятия, учреждения или орг-ции. Виды дисц. взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- увольнение.

б) Адм. отв-ть это основанная на нормах адм. законод-ва и вытекающая из факта совершения адм. проступка юр. отв-ть. Основанием адм. отв-тиявл. совершение адм. правонарушения, т.е. деяния, обладающего след.признаками:общественная опасность,противоправность,виновность,наказуемость. Наиболее распр. адм. правонарушения- нарушения правил движения и эксплуатации транспорта и мелкое хулиганство.

в) Уг. отв-ть - означаетобяз-ть лица, совершившего преступление, дать отчет в содеянном перед гос-вом, подвергнуться за это публичному осуждению и мерам гос. принуждения, а также фактическое претерпевание этих неблагоприятных последствий. Единств.основанием уг. отв-тиявл. совершение общ. опасного деяния (преступления). Виновным в совершении преступления лицо м.б. признано только по приговору суда.

г) Гражданско-правоваяотв-ть - юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (потерпевшего, кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда. Гражданская ответственность является имущественной и носит компенсационный характер.

По функциям:

1) компенсационная отв-ть – направлена на восстановление нарушенного права;

2) штрафная или карательная – цель-охрана публичного правопорядка.

Цели:

1) поддержание общест. отношений в их естественном состоянии;

2) общая и спец. превенция;

3) создание устойчивого правопорядка, урегулированностиПО;

4) воспитание активной гражданской позиции;

5) наказание за правонарушение.

Главной целью юр. отв-ти явл-ся укрепление законности и правопорядка и, как следствие, построение гражд. общества и правового гос-ва.

 

Функции:

1) регулятивная – закрепление, регулирование общественных отношений и их оформление посредством дозволения, обязывания и запретов;

2) превентивная – вытеснение антисоц. поведения. Способы осуществления: установление обязанности по реализации пр. норм посредством формулирования состава правонарушения;

3) воспитательная – формирование уважения к правам и свободам человека и гр., к соц. ценностям;

4) правовосстановительная – направленное воздействие на сознание и поведение людей, которое направлено на приведение общ.отношений, подвергшихся посягательству, в нормальное состояние;

 5) карательная – направленное прав.воздействие на субъектов правонарушения, заключающееся в осуждении, лишениях имущ. или личного хар-ра.

 

Принципы:

1) законности – следование предписаниям правовых норм;

2) соц. справедливости:

- отягчающий наказание закон обратн. силы не имеет;

- юр. отв-ть должна компенсировать вред от наруш-я (если это возможно);

- одно наказ-е за одно наруш-е;

- вид и мера отв-ти должны зависеть от тяжести наруш-я;

- юр. отв-ть базируется на моральных воззрениях общества, соотв. эпохе;

3) неотвратимости отв-ти – юр. ответственность д. стать неизбежным, закономерным следствием любого правонарушения;

4) целесообразности отв-ти – меры отв-ти и размер наказания д. соотв-ть целям предупреждения правонарушения;

5) индивидуализация наказ-я - нет групповойотв-ти;

6) ответственность наступает в случае виновного причинения вреда, хотя ГК, например, предусмотрены деликтные обязательства вследствие безвиновного причинения вреда (например, причинение вреда источником повышенной опасности)

7) равенства всех перед з-ом;

8) гуманизма – меры юр. ответственности не д. иметь своей целью причинение правонарушителю физ. страданий, ущемлять его честь и достоинство;

9) правовой регламентации ответ-ти – процедуры привлечения к юр. отв-ти всегда детально урегулированы.

Виды юр.коллизий:

1) м/унормами права (коллизия правовых норм);

2) м/у НПА;

3) м/уцелыми НПА или отд. нормами права;

4) м/уактами применения права;

5) м/уактами толкования;

6) м/у национ. и междунар. правом.

Коллизия правовых норм – различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одно и то же фактическое отношение.

Причины коллизии правовых норм:

1) ошибки правотворческих органов;

2) несвоевременное обновление законод-ва;

3) небрежность в нормотворческой работе, когда, например, принимаются новые юр. нормы, а прежние, посвященные этому же вопросу, не отменяются и не изменяются. Возникает в момент издания противоречивых норм, но проявляет она себя реально при их действии, применении.

Виды коллизий правовых норм:

1) коллизии м/унормами одной юр. силы (противоречия м/у нормами республиканских кодексов, м/у нормами одного и того же кодекса и т.д.);

2) иерархические - коллизии м/у нормами разл. юр. силы (м/у Основами законод-ва и кодексами);

3) темпоральные (временные) - коллизии м/у нормами, изданными в разное время. Приоритет более поздних норм;

4) пространственные – обусловлены территориальным аспектом действия норм, коллизии м/унормами, изданными на разной территории (м/у нормами РФ и нормами субъектов РФ);

5) содержательные – коллизии м/уобщими и спец. нормами, приоритет спец. норм.

Виды коллизий м/у НПА:

1) м/у законами и подзаконными актами (приоритет – закон);

2) м/у федерал. НПА и НПА субъектов РФ;

3) м/у НПА равной юрид. силы, принятых в разное время;

4) м/у общим НПА и специальным.

 

Идеальным способом устранения и преодоления коллизий в праве является их снятие – отмена одной или нескольких конфликтующих норм или изменение, уточнение вопросов, регулируемых коллизионными нормами. Это делается в процессе правотворчества, а в правоприменительной деятельности наиболее распространенным способом преодоления коллизий в праве являются коллизионные нормы и положения, выработанные правоприменительной практикой.

Средства преодоления:

а) Принятие нового или замена, или отмена ранее действовавшего НПА (долго);

б) Судебный порядок рассмотрения спора;

в) Планомерное, системно-упорядоченное развитие законод-ва, гармонизация юрид. норм;

г) Временные или специальные режимы;

д) Согласительно-примирительные процедуры (переговорный процесс);

е) Разработка и применение коллизионных норм и принципов;

ж) Международные процедуры (в коллизиях международного и национального права).

Виды:

1) В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств:

а) стимулирующий;

б) ограничивающий;

2) В зависимости от времени действия:

а) общие временные;

б) специальные временные;

3) В зависимости от территории действия:

а) общетерриториальный;

б) специально территориальный;

4) В зависимости от отрасли права:

а) общеотраслевые;

б) специально отраслевые;

в) особо отраслевые;

г) межотраслевые;

5) В зависимости от предмета правового регулирования:

а) конституц.;

б) гражд. и т.д.;

6) В зависимости от содержания:

а) валютный;

б) таможенный и т.д.

7) В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается:

а) беженцев;

б) переселенцев и т.д.

Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деят-ти, отношения людей (космическое право, режим Антарктики и др.).

 

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юрид. способы обеспечения интересов субъектов права, способы достижения поставленных целей;

2) выполняют роль основных элементов действия механизма правового регулирования и правовых режимов;

3) направлены на достижение опред. юрид. последствий;

4) имеют юрид. силу и обеспечиваются гос. принуждением.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п..

Виды правовых средств.

1) В зависимости от характера:

– материально-правовые;

- процессуальные;

2) В зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся:

– нормативные;

- правоприменительные;

3) В зависимости от функциональной роли:

– регулятивные;

- охранительные.

4) По значению:

· основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты;

· вспомогательные, т.е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей;

5) В зависимости от информационно-психологической направленности (т.е. чьим интересам отдается предпочтение):

- стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.);

- ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).


Публичное и частное право.

Публичное право – совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). Публичное право служит интересам государства, обеспечивает общегосударственные интересы. К отраслям публичного права относят: МПП, КП, Административное право, финансовое право, УП, УПП, муниципальное и др.

Частное право – отрасль права, распространяющая свое действие на частных лиц, граждан, регулирующая имущественные и неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения. Частное право, в отличие от публичного права, регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и коммерческих объединений в их имущественной деятельности и личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право.

Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану.Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государствав целом, частное - к пользе отдельных лиц. 1)Соотношение их отражает некоторые особенности взаимоотношений права и государства. 2)возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве - императивно, на основании предписаний закона. 3)Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. 4)Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций. 5)В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно. Государство здесь не определяет содержание принимаемых решений, оно лишь охраняет то, что решили другие. Если оно и вмешивается в частные дела, то лишь в том случае, если частные лица своего решения не приняли. Типичный пример – наследование по закону при отсутствии завещания у наследодателя. Нормы частного права не имеют императивного характера.

 

Стадии применения права

1. Установление фактических обстоятельств дела – на этой стадии выявляются события и действия, которые имели место в реальности, выявляются юридически значимые факты, устанавливается достоверность выявленной информации, устанавливаются личности причастных к делу лиц.

2. Определение юридического характера дела – осуществляется юридическая квалификация:

a. Осуществляется выбор нормы, при необходимости устраняются коллизии и преодолеваются пробелы.

b. Проявляется подлинность и действительность норм (устанавливается юридическая сила нормы и проверяется официальная публикация данной нормы

3. Принятие правоприменительного акта, доведение решения до исполнения – итог правоприменительной деятельности.

a. Принятие решения: властным образом подтверждаются существующие права и обязанности субъекта, устанавливаются меры ответственности.

b. Доведение решения до сведения исполнителей.

c. Осуществление контроля за его исполнением (возможно добровольное и принудительное исполнение решения).

 


на государственный экзамен по

Теории государства и права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.089 с.)