Естественно-правовая юриспруденция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественно-правовая юриспруденция



Понятие и сущность права

       Право - социальный феномен, крайне многозначный. Общепринятого определения права не существует, оно зависит от аспекта, в котором рассматривается право, и от философских взглядов ученого-правоведа (естественные, социологические, позитивистские или иные). Под правом мы понимаем в разных случаях разное:

       1) Совокупность право вых предписаний.

       2) Право понимание (юриспруденция) - совокупность идей, взглядов, знаний о праве.

       3) Право отношения - общественные отношения, урегулированные правом.

       4) Право порядок - часть общественного порядка в его правовом аспекте.

      ...и так далее.

       Чтобы наилучшим образом сформулировать понятие права, необходимо выделить его сущность (сущностные признаки):

       1. Государственно-волевой характер права. Право, по сути, выражает волю общества или какой-то его части. Эта воля общества получает государственное закрепление и становится позитивным правом, охраняемым силой государства.

       2. Нормативность права. Для нас важнее всего понять то, что право - это совокупность особых социальных норм, в соответствии с которыми живет общество.

       3. Властно-регулятивный характер права. Его социальное назначение - быть регулятором общественных отношений, основываясь на властном предписании государства.

       4. Общеобязательность права. Правовым предписаниям обязаны подчиняться все граждане государства.

       5. Формальная определенность права. Правовая норма облечена в жесткую форму (гипотеза, диспозиция, санкция). Права и обязанности, содержащиеся в диспозиции, четко определены. НПА также обладают жесткой формой. Формальность обеспечивается юридической техникой.

       6. Системность права. Элементом его является одна норма. Нормы права объединяются в крупные блоки - институты и отрасли, и все вместе образует упорядоченную систему права.

       По Нерсесянцу (либертарная теория правопонимания), право - нормативно выраженная мера свободы для формально равных участников правоотношений.

 

Естественно-правовая юриспруденция

       Естественно-правовая юриспруденция (естественное правопонимание, юс-натурализм) - древнейшая концепция права, согласно которой оно является прирожденным и неизменным, проистекающим из природы человека.

       Право - совокупность вечных идеальных норм, возникших из самой природы человека без его участия и служащих основой и прообразом любого законодательства. Высшую ценность представляют естественные и неотъемлемые права и свободы личности. Право = доброе и справедливое. Законы, установленные государством, имеют смысл лишь если они не противоречат ему, основываются на нем.

       Однако, как говорят позитивисты, естественное право не обладает практическим значением само по себе, а становится "настоящим" правом только тогда, когда возводится в закон волей государства.

       Изначально эта теория основывалась на Божественном происхождении права, но в эпоху "просвещения" стала светской. По мысли Гроция, право произошло из сути созданного Богом человеческого разума.

       Большое развитие эта теория получила в рамках договорной теории происхождения государства. Согласно ей, люди передали государству часть своих прирожденных прав в обмен на защиту других.

       В России естественно-правовую теорию развивали Золотницкий, Ясницкий, Куницын и Трубецкой.

 

Юридический позитивизм

       Юридический позитивизм - теория правопонимания, согласно которой правом является только то, что установлено государством.

       Право - принудительная норма, установленная государством. Право = нормативно-правовой акт, оно отождествлено с источником. Сначала норма, потом правоотношения. Справедливость во внимание вообще не принимается (Макиавелли). Гоббс: "Правовая сила закона только в том, что он является приказом правителя".

       Также эту теорию развивали Гегель, Шершеневич, Иеринг.

ЭТАТИЗМ (фр. etate - государство) НОРМАТИВИЗМ
Государство первично, оно создало нормы. Право - только то, что установлено волей государства. Все, что противоречит воле государства, не является правом. Норма первична. Государство появилось тоже в соответствии с какой-то нормой. Все, что не закреплено в законе, не является правом. Право - только то, что является нормой.

 

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

(позитивное регулирование)

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ (негативное регулирование) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Воздействие на поведение членов общества, изменение и регуляция его правовыми средствами.

 

Классификация регулятивных функций по характеру воздействия на общ. отношения:

Сохранение положительных правоотношений и устранение вредных посредством запретов, санкций и юр. ответственности.

Неосновная функция формирования у людей развитого правосознания и позитивной юр. ответственности.

СТАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Закрепление правом тех правоотношений, которые хороши и важны. Реализация права в правомерных действиях людей.

       II. По сфере регулируемых правоотношений:

       1) Общие функции (производные от основных (I)):

А) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В) СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ
Обеспечение производства и распределения материальных благ. Обеспечение существования и деятельности ПС. Обеспечение права на достойную жизнь и доступ к достижениям культуры.

       2) Частные функции: экологическая, налоговая etc.

       3) Функции отраслей права: конституционного (закрепление прав человека), уголовного (определение противоправного деяния) etc.

       4) Функции правовых институтов: например, усыновления.

       5) Функции отдельных норм права: например, учредительная функция норм Конституции, или же запретительная функция норм особенной части УК.

       III. По субъектам правовой деятельности (в соотв. с принципом разделения властей):

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СУДЕБНЫЕ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

 

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРАВА

  НОРМА ПРАВА ПОДИНСТИТУТ ПРАВА ИНСТИТУТ ПРАВА ПОДОТРАСЛЬ ПРАВА ОТРАСЛЬ ПРАВА
Def. Наименьшая часть (элемент) системы права; конкретное предписание, регулирующее правоотношения.

Несколько норм, регулирующих сходные правоотношения.

Несколько институтов, выделяющихся в рамках отрасли. Совокупность институтов, объединенных общим предметом1 и методом2 правового регулирования.
E.g. Любая статья любого НПА, например, ст. 80 Конституции РФ Подинститут гигиены института охраны труда трудового права Институт усыновления семейного права Подотрасль наследственного права в гражданском праве Отрасль гражданского права системы права Российской Федерации.

       1: Предмет правового регулирования - это сфера правоотношений, которые регулирует эта отрасль. (Конст. право = властеотношения и отношения Ч-О-Г, Гражд. право = имущественные и личные неимущ. отношения etc.)

       2: Метод правового регулирования - это способ, которым отрасль воздействует на предмет.

КООРДИНАЦИЯ (ДИСПОЗИТИВ, ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РЕГ.) СУБОРДИНАЦИЯ (ИМПЕРАТИВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РЕГ.)
Регулирование отношений между равными субъектами, основанное на равенстве интересов и свободе действия. Регулирование отношений между государством и подчиненными ему субъектами, основанное на властном подчинении и четком исполнении указаний.

 

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1) ПРАВО-ПОНИМАНИЕ 2) ПРАВО-ТВОРЧЕСТВО 3) МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 4) ЮРИДИ-ЧЕСКИЙ МАССИВ 5) РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА
Совокупность доминирующих правовых учений, правосознания и правовой культуры. Волевой и процессуально оформленный способ подготовки, оформления и принятия источников права. Совокупность процессов воплощения права в реальной жизни:  - соблюдение;  - исполнение;  - использование;  - применение права. Совокупность действующих источников права. Это не только НПА и система законодательства, но также обычаи etc. Совокупность правомерного или неправомерного поведения субъектов, правоотношений и правопорядка.

 

СИСТЕМА ПРАВА

 

 

 

Религиозная правовая семья

       Религиозная правовая семья - совокупность правовых систем Востока, объединенных тем, что все они основаны на религии.

       Признаки:

       1. Произошли от религии в течение веков.

       2. Основным источником права является религиозный текст, который нельзя изменять, а можно лишь толковать.

       3. Синкретизм норм - норма права такой правовой семьи объединяет в себе право, мораль и религию.

       4. Дуализм правовой системы - в стране одновременно действует религиозное право и современное западное право.

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО

Это правовая система, сформированная в VII-IX вв. в Аравии, и состоящая из норм, которые, как верят мусульмане, Аллах передал людям через своего пророка Мухаммеда. Сейчас западное право сильно влияет на исламское, в Турции уже почти заменило его собой.

Признаки:

1) Отсутствие систематизации и деления на отрасли.

2) Отсутствие обычаев.

3) Архаичность ряда институтов.

4) Крайняя казуистичность норм.

Источники:

1. КОРАН - священная книга, моральная, философская и религиозная основа ислама. Состоит из 114 сур.

2. СУННА - биография Мухаммеда, состоящая из 5000 хадисов (рассказов), каждый из которых является нормой права.

3. ИДЖМА - общее мнение высших правоведов.

4. КИЯС - решение дел по аналогии

5. ТЕФСИР - толкование Корана и Сунны правоведами и судьями.

6. ФЕТВА - письменное решение высших религиозных авторитетов.

Коран + Сунна = ШАРИАТ - совокупность религиозно-правовых воззрений мусульман. Делится на акид (религия) и фикх (право).

ИНДУССКОЕ ПРАВО

Это одна из древнейших и сложнейших правовых систем, присущая индуистам Индии, Пакистана, Бирмы, Малайзии и Сингапура. Сейчас уже почти полностью вытеснено западным правом, но до сих пор регулирует семейные отношения.

Признаки:

1) Основана на древней религии индуизма.

2) Общество делится на касты без права перехода (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и неприкасаемые). Конституция Индии 1950 запретила это, но в провинции касты сохраняются по сей день.

Источники:

1. ВЕДЫ - корпус древних книг индуизма, содержащих знания о философии, религии и праве.

2. ДХАРМЫ - высшие религиозно-правовые нормы.

3. ШАСТРЫ - высшие светские правовые нормы.

4. ОБЫЧАИ каст.

ДХАРМАШАСТРЫ

ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО

Это древнейшая правовая система, основанная на Ветхозаветной религии Израиля. В настоящее время действует среди иудеев Израиля и других стран наравне с западным правом.

Признаки:

1) Древнейшая.

2) Произошла из религии, а действует как бы вне ее. Объединяет иудеев разных культур.

3) Большинство норм императивны: запреты, требования, обязанности и ограничения.

4) Ритуальные, поведенческие и судебные нормы едины.

Источники:

1. ТАНАХ - еврейский вариант Ветхого Завета, вкл. в себя Тору (Пятикнижие Моисея), Невиим (Пророки) и Ктувим (Агиографы).

2. ПШАТ - буквальное толкование Торы.

3. ДРАШ - пространное, софистическое, мягкое толкование Торы.

4. ГАЛАХИЧЕСКОЕ ПРАВО - более поздние толкования, включая кодекс европейских евреев Шулхан Арух (XVI в.)

                 

СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА

Первый блок: предстатусные элементы Второй блок: принципы статуса Третий блок: содержание статуса Четвертый блок: послестатусные элементы
Это то, без чего невозможно обладание статусом: правоспособность1, дееспособность2, деликтоспособность3 и правосубъектность4. Это принципы прав человека и принципы гражданства данной страны, в соответствии с которыми и выстраивается правовой статус. Это собственно сам статус: права5, свободы6 и обязанности7. Это то, чем обусловлен и обеспечен статус, т.е. гарантии прав и санкции за неисполнение обязанностей.

       1Правоспособность - способность лица иметь права и обязанности. 2Дееспособность - способность своими действиями их реализовывать. 3 Деликтоспособность - способность нести юр. ответственность за неправомерное поведение. 4 Правосубъектность - все вместе. 5Право - мера определенного поведения. 6Свобода - мера дозволенного поведения. 7Обязанность - мера необходимого поведения.

 

Соотношение права и морали

       Мораль - особый вид социального регулятора; регуляция человеческого поведения посредством неписаных норм общественного сознания.

       Общее у морали и права:

       1. Мораль и право появились одновременно при возникновении государства и расчленении первобытной мононормы.

  МОРАЛЬ ПРАВО
4. Что регулирует Абсолютно все общественные отношения рассматриваются человеком с точки зрения морали. Только наиболее важные общественные отношения (правоотношения) урегулированы правом. К остальным оно равнодушно.
5. На чем основана Сила неписаных норм общественного мнения. Сила государства, создавшего источник права.
6. Как оценивает Крайне жестко. Мягко, главное - не нарушить норму.
7. Санкция за нарушение Общественное осуждение (стыд) и самоосуждение (совесть). Юридическая ответственность, осуществляемая силой государственного принуждения.

 

 

Классификация норм права

       Классификация НП - разделение их на группы по различным основаниям.

 

ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

       I. По предмету правового регулирования, т.е. по отрасли права: Н конституционного П, Н гражданского П,Н процессуального П и т.д.

II. По методу правового регулирования:

ИМПЕРАТИВНЫЕ ДИСПОЗИТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ
Требуют исполнения определенных действий. Регулируют поведение равных субъектов на основе свободы поведения. Содержат пожелания законодателя по выбору того или иного варианта поведения. Стимулируют совершение определенных поступков.
К: Президент назначает референдум ГК: Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью ПДД: Велосипеды должны двигаться по дороге возможно правее ГК: При передаче клада в собственность государства лицо имеет право на вознаграждение

III. По способу правового регулирования:

УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
Дают право совершения определенных действий. Предписывают совершить определенные действия. Предписывают воздерживаться от совершения определенных действий.
ГК: Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью ГК: Клад, содержащий исторические ценности, необходимо сдать государству ПДД: Запрещен обгон в конце подъема

IV. По цели (назначению) правового регулирования:

       УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДЕФИНИТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КОЛЛИЗИОННЫЕ
Закрепляют статус гос. органов. Определяют юридические понятия. Определяют права и обязанности участников правоотношений. Призваны охранять существующий правопорядок в обществе путем принуждения. Призваны разрешать коллизии
Гл. 4-7 Конституции Общая часть ГК: "сделка - это..." ГК РФ о трудовом договоре: работник обязан... работодатель обязан... Особенная часть УК К: Высшей юр. силой обладает Конституция

ПО ОСОБЕННОСТЯМ ДЕЙСТВИЯ

V. По кругу лиц:

ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
Распространены на все население государства. Распространены на определенные категории лиц. Исключают из круга субъектов определенные категории лиц.
Нормы гл. 2 Конституции Нормы ФЗ "О социальном обеспечении" ПДД: Правила стоянки не распространяются на инвалидов

VI. По территории:

ОБЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Распространены на всю территорию государства. Распространены на отдельные субъекты или территории государства. Распространены в каком-либо учреждении
Конституция РФ Устав Ивановской области Правила поведения жильцов первой общаги

VII. По времени действия:

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВРЕМЕННЫЕ
Конституция РФ Указ Президента 1993 г.: КС прекращает свою работу, пока не будет принят новый ФКЗ о КС РФ

ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ

VIII. По субъекту правотворчества:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОДЗАКОННЫЕ ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ
"Настоящие" нормы, содержащиеся в НПА, принятом Парламентом. Нормы президентских указов. Нормы постановлений Правительства, которые законом признаны как имеющие силу закона.

 

Виды НПА

I. ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ (основное деление)

Закон - НПА,  - обладающий высшей юридической силой;  - принятый только высшим законодательным органом (Парламентом) или же народом на референдуме;  - регулирующий наиболее важные правоотношения;  - выражающий интерес всего общества (конвенциональная природа НПА). Подзаконный акт - НПА,  - стоящий ниже закона;  - основанный на нем;  - непротиворечащий ему.
1) Федеральные конституционные законы - К и ФКЗ, принимаемые в развитие ее норм. 2) Федеральные законы - кодексы и остальное законодательство. 3) Законы субъектов. 1) Указы Президента РФ. 2) Постановления Правительства. 3) Указы главы субъекта РФ. 4) Постановления правительства субъекта, e. g. приказ губернатора. 5) Постановления органов МСУ, e. g. приказ мэра города. 6) Регламенты отдельных организаций, e. g. приказ ректора ИвГУ.

 

II. ПО АКТОРУ (СУБЪЕКТУ ПРАВОТВОРЧЕСТВА)

Принятые компетентным органом законодательной власти (Парламентом). Принятые некомпетентным органом исполнительной власти (Правительством) по праву делегированного законодательства. Принятые народом на референдуме.
ФКЗ, ФЗ Постановления Правительства Конституция

 

       Юридическая техника НПА - совокупность правил, приемов и средств подготовки, составления и оформления НПА с целью: а) рационального регулирования им общественных отношений; б) недопущения пробелов и двусмысленности; в) обеспечения краткости, экономичности и стандарта, а также г) понятности НПА адресатам, т.е. всему народу.

       1. Правила внешнего оформления НПА, или реквизиты: вид акта, кто принял, дата, место принятия, предмет акта (название), регистрационный № акта. (Уголовный кодекс РФ. Принят ГД РФ 24.06.1996 №63-ФЗ)

       2. Правила внутреннего оформления НПА, или его содержание:

        - преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах принятия этого НПА и о предмете его регулирования;

        - общая часть - фундаментальные положения, определения (дефиниции) юридических понятий, презумпции, аксиомы и сведения о субъектах данного закона, т.е. на кого он распространяется;

        - особенная часть - содержит непосредственно регулятивные и охранительные нормы.

       Общая и особенная части могут делиться на главы, параграфы, статьи, части и пункты.

       3. Правила языка и терминологии: язык законодательства должен быть государственным, формулировки его должны быть понятны, следует избегать сложных конструкций, двусмысленности и архаизмов. Язык должен быть безличным, официально-делового стиля. Терминология должна быть единой во всех НПА данной страны, определения терминов даются в общей части.

       4. Правила изложения НП в статьях НПА. НП может излагаться в статье либо казуистически (конкретно), либо обще (абстрактно). Также она может излагаться прямо, отсылочно или бланкетно (см. вопрос 42).

 

 

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Договоры, заключенные между государствами и обязательные для всех их граждан.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ (ТРУДОВЫЕ) Договоры, основанные на конституционных правоотношениях между федерацией и субъектами. Договоры, заключаемые в сфере исполнительной власти. Договоры, возникшие на основе трудового права. Договоры о двойном гражданстве Договоры о разграничении предметов ведения федерации и субъектов Договоры о передаче части полномочий исполнительной власти субъектов федеральному Правительству Коллективный договор о прекращении забастовки

 

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

I. ПО СОДЕРЖАНИЮ

Создание новых НПА - собственно правотворчество.

Изменение существующих НПА, консолидация и кодификация. Консолидация и кодификация - два вида систематизации, которые являются ПТ.

Негативное правотворчество - отмена ненужных и неконституционных НПА (КС РФ).

II. ПО СПОСОБУ

Создание права органами государства, например, принятие закона.

Создание права народом, например, на референдуме.

Санкционирование государством ранее существовавших норм - обычаев.

III. ПО СУБЪЕКТУ

ПТ гос. органов

ПТ должностных лиц (Президента)

ПТ народа ПТ органов местного самоуправления Локальное ПТ

IV. ПО ЗНАЧИМОСТИ

Законо творчество Парламента

Подзаконное правотворчество Президента

Делегированное правотворчество Правительства

           

Виды систематизации НПА

НЕПРАВОТВОРЧЕСКАЯ
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - ее может проводить любой и каждый

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - волевая деятельность компетентных государственных органов

1. Учет - прием юр. техники, проводимый с целью удобного доступа к правовой информации. Может быть электронный, карточный, журнальный. 2. Инкорпорация - вид систематизации, при которой НПА соединяются в сборник без какого-либо изменения содержания. Может быть официальная или неофициальная, отраслевая или хронологическая, общая или частичная. 3. Консолидация - вид систематизации, направленный на сведение нескольких НПА в один укрупненный блок. Предметом консолидации являются НПА. 4. Кодификация - наиболее совершенный вид систематизации, направленный на создание нового, целостного кодифицированного НПА - кодекса. Предметом кодификации являются сами нормы права. Очень редкая.
СПС "Консультант+" "Полное собрание законов Российской Империи" М.М. Сперанского - общая официальная хронологическая инкорпорация Французский гражданский кодекс, составленный из 6 старых законов УК РФ 1996 г.

 

 

Виды ЮТ

1. Право творческая ЮТ (законодательная ЮТ, ЮТ НПА) 2. Право систематизационная ЮТ (ЮТ систематизации права) 3. Право применительная ЮТ (ЮТ индивидуальных правовых актов) 4. Право интерпретационная ЮТ (ЮТ толкования права)
Техника создания, изменения или отмены НПА (см. вопрос 45). Техника упорядочения НПА; приемы, применяемые при учете, инкорпорации, консолидации и кодификации (см. вопрос 52). Техника документов - индивидуальных правовых актов (решений, приговоров), возникающих в результате применения права государственными органами (см. вопрос 64). Техника актов официального толкования права (см. вопрос 69).

Частное и публичное право

       В романо-германской правовой системе сложилась традиция делить систему права на частное и публичное по цели и социальному назначению. Однако это деление очень условно, т.к. интересы общества и личности всегда взаимосвязаны.

ЧАСТНОЕ ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Нормы, регламентирующие частные отношения и защищающие частные интересы граждан. Нормы, регламентирующие отношения государства и его органов с гражданами и другими подвластными субъектами, и защищающие интерес всего общества.

Чей интерес защищается?

Интерес отдельных лиц и организаций Интерес общества и государства

Какие отношения (предмет) регулируются?

Имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу каких-либо личных благ Отношения, связанные с устройством государства, правовой системы, правопорядка, правореализации

Каким методом регулируются?

Диспозитив (координация) - отношения между равными субъектами на основе свободы действий Императив (субординация) - отношения между государством и гражданами, исполняющими его властные предписания

Каков субъектный состав?

Частное лицо + Частное лицо Область свободы и частной инициативы Государство + Частное лицо Область власти и подчинения

Какие отрасли входят?

Гражданское право Трудовое право Предпринимательское право Семейное право Новые отрасли (медицинское, космическое etc.) Конституционное право Уголовное право Гражданско-процессуальное право Уголовно-процессуальное право Административное право Финансовое право

 

 

Виды ЮП

I. ПО СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ

1. Судебный процесс - порядок отправления правосудия. К. РФ выделяет пять видов процесса: гражданский, уголовный, административный, конституционный и арбитражный.

2. Правовая процедура - порядок осуществления чего угодно, кроме правосудия. (Законодательство, сделка etc.)

II. ПО ПРИРОДЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ

3. Правотворческий (законодательство)

4. Правоприменительный (судебный)

3. Праворазъяснительный (толкование права)
       

 

 

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ

ПРЕДПОСЫЛКИ >> СУБЪЕКТЫ > <<< СОДЕРЖАНИЕ >>> < ОБЪЕКТ

Общие:

(1) наличие не менее 2 людей;

(2) потребность в отношениях.

Юридические:

(3) наличие нормы права;

(4) наличие у людей правосубъектности; (5) юридические факты.

Люди-участники правоотношений, обладающие качеством правосубъектности и несущие суб. права и суб. обязанности.

ЮРИДИЧЕСКОЕ: (1) субъективные права - установленная законом мера возможного поведения субъектов; (2) субъективные обязанности - установленная законом мера должного поведения субъектов

Некое благо, вещь или право, на получение которого направлены волевые действия субъектов.

ФАКТИЧЕСКОЕ: Волевые действия субъектов, направленные на объект.

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

IV. ПО ДЕЙСТВИЯМ СУБЪЕКТОВ

Активные - выражают динамическую функцию права; субъекты совершают определенные действия. (Трудовой договор) Пассивные - выражают статическую функцию права; субъекты воздерживаются от действий. (Собственность)

ВИДЫ ИППА

I. ПО РЕАЛИЗУЕМОЙ ФУНКЦИИ

Исполнительные (регулятивные) - направлены на исполнение нормы права в данном случае. (Приказ о повышении)

Правоохранительные (охранительные) - направлены на охрану нормы права от нарушения путем юр. ответственности. (Приговор)

II. ПО СУБЪЕКТУ

ИППА судебной власти (приговоры, решения) ИППА исполнительной власти (приказы, регламенты)

ИППА законодательной власти (приказы, регламенты)

ИППА местного самоуправления (приказы, регламенты) Локальные ИППА (приказы, регламенты)

III. ПО ЮР. ПРИРОДЕ

Неокончательные (рабочие) - издаваемые в ходе дела (заключения)

Итоговые - завершающие процесс правоприменения (приговор, решение)

Также множество классификаций по отрасли, по форме (приговоры etc.), материальные/процессуальные и т.д.

             

       ЮТ ИППА - совокупность правил, приемов и средств, применяемых при составлении акта применения права с целью: а) успешного применения права; б) недопущения двусмысленности; в) обеспечения краткости, понятности и стандарта в оформлении многочисленных ИППА.

       ИППА очень многочисленны, намного многочисленнее законов, что требует особых требований к их ЮТ. Дабы унифицировать их, вводятся единые гос. стандарты бланков, обладающих необходимыми реквизитами. Кроме того, некоторые виды ИППА вступают в силу только после их легализации.

Внутригосударственная легализация Международная легализация
 - регистрация в Мин. юстиции для внутриправительственных приказов  - нострификация, консульская легализация и апостиль Гаагской конвенции

 

 

ВИДЫ КОЛЛИЗИЙ

I. ПО КОМПОНЕНТАМ (между чем и чем)

Между отдельными НП Между правовыми актами: НПА, применения и толкования Между национальным и международным правом Между компетенцией гос. органов

II. ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Темпоральные - между нормами права разного времени (ГК РСФСР 1961 и ГК РФ 1994 г.) Пространственные - между нормами права разных территорий (ГК РФ и ГК Украины) Иерархические - между нормами разной юридической силы (Конституция и ФЗ) Содержательные - между общими и специальными нормами (Общая и Особенная части УК РФ)

       Способы разрешения коллизий:

       1. Отмена одной из норм.

       2. Разработка коллизионных норм и принципов.

       3. Судебный порядок разрешения коллизий (КС РФ).

       4. Судебное толкование норм права.

       5. Согласительно-примирительные процедуры (если коллизия состоит в конфликте компетенций гос. органов).

       6. Превентивные меры с целью недопущения коллизий: оперативность законодательства и развитие ЮТ.

 

 

ВИДЫ АТП

I. ПО ЮР. ЗНАЧЕНИЮ

Акты казуального толкования - издаются к конкретному лицу и случаю, рассчитаны на однократное применение (решение КС о конституционности закона, который применяется в деле Иванова И.И.)

Акты нормативного толкования - издаются как общеобязательные (официальное толкование Конституции КС РФ)

II. ПО ОРГАНУ

Акты аутентичного толкования (ГД) Акты административного толкования (Правительство, министры) Акты судебного толкования Акты прокурорского толкования

Также могут толковаться по отрасли, степени обязательности и др.

       

ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

в зависимости от внутренней мотивации человека



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.141 с.)