Тгп в системе юридических и гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тгп в системе юридических и гуманитарных наук.



Предмет и метод ТГП.

Предметом тгп высту­пают гос-во и право, основные закономерности их возникновения и развития,их сущность,назначение и функционирование в обществе,а также особенности политич. и правового сознания и правов.регулирования.тгп-единая наука,поэтому гос-во и право нерасторжимо связаны друг с другом.Она подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части:теорию гос-ва(государствоведение)и теорию права (правоведение).Методы тгп-это приемы, способы,подходы,которые исп-тся для познания своего предмета и получения научных результатов.Тгп использует общенаучные (философский подход)и специальные методы: 1общенаучные-общие методы, выработанные общественными и естественными науками: - материалистический подход (позволяет проследить связь гос-ва и права с реальными процессами),- диалектический метод(позволяет проникнуть в сущ-ость политико-прав.явлений),- метод перехода от абстрактного к конкретному и наоборот (например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма гос.устройства, затем к их видам),- исторический метод(изучение исторических традиций, социально-культурных корней гос-ва и права)К общенаучным методам относятся и логические приемы:анализ(выявляет структуру гос-ва и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними),синтез(используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений), индукция(познание отдельных сторон или свойств гос-ва и права), дедукция(обратный прием -сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение),гипотеза(научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией) 2.Специальные• формально-юр. метод - помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно -правовые явления, исследовать их формы. •Метод гос-ого и правового регулирования-суть- между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них(модель)можно судить о других.•Конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве,используется наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

Вопросы тгп в работе Энгельса.

Марксистская теория происхождения государства. Наи­более полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства", само на­звание которой отражает связь явлений, обусловивших воз­никновение анализируемого феномена. В целом теория от­личается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой боль­шое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и про­явление непримиримых классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государ­ства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формирова­лось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

 

Понятие и сущность гос-ва.

Гос-во есть особая суверенная территориальная организация пол.вл,кот.с помощью права и специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего об-ва,используя для этого национальные ресурсы.Основное назначение гос-ва состоит в особой организации власти,учитывающей интересы всех слоев населения в ходе управления делами об-ва.Сущность гос-ва-это его наиболее важные,основные черты,принципиальные св-ва,характеризующие его природу.Важно понимать,что любое гос-во есть организация пол.власти(формальная сторона)и чьим интересам служит данная орг-ия(содержательная сторона).Подходы к сущности гос-ва:1.классовый(первоочередное удовлетворение интересов каких-либоклассов не может не вызывать сопративления у др.классов.2.общеобязательный, так же религиозный,национальный,расовый и иные подходы.

 

 

10.Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

 

 

ПОНЯТИЕ и СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения. Сущность— главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод регулирования; государ­ство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения права, ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

 

 

Структура нормы права.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоя­тельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. Диспозиция содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции право­вой нормы. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

 

 

Классификация норм права.

1.По значению в механизме правового регулирования:исходные(отправные нормы)и нормы(правила поведения. 2.По предмету правового регулирования:нормы конституционного,уголовного,гражданского,администр,семейного права. 3.В зависимости от принадлежности по существу отраслевые нормы делятся на нормы мат.права и нормы процессуального права. 4.По методу правового регулирования:императивные(властные)(уг.право), диспозитивные(равенство сторон)-гражд.право, рекомендательные(с/х право),поощрительные(труд.право). 5.По функциональной направленности:регулятивные и охранительные. 6.По ф-ме выражения предписаний: запрещающие,обязывающие, управомочивающие. 7.По сфере действия:общефедеральные, ссубьектов федерации,местного самоуправления, локальные. 8.По времени действия:постоянные,временные.

 

Юридическая техника

Это система ср-в,приемов и правил,кот.используются при создании,оформлении и упорядочении юр.актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия. Основной объект юр.техники-текст правотворческих актов.Условно юр.техника делится:1)техника изложения воли законодателя, предполагает соблюдение синтаксических,стилистических,лингвистических и терминологических правил,т.к.основным выражением юр.норм яв-ся письменная речь.Исходной единицей текста-предложение. При изложении правовых предписаний используются 3 вида терминов: общеупотребительные,специально-технические, специально-юридические.Ср-вами организации правовой материи для регулирования отношений,яв-ся: а)нормативное построение-выраженное в структурной организации правовых предписаний,в употреблении их различных разновидностей.б)юр.конструкция-типовая модель,отражающая юр.состояние структурно-организованного явления правовой жизни. Конструкция юр.ответственности вел.в себя:основание ответственности;субъект совершивший правонарушение;степень его вины;гос.наказание(в форме опред.лишений).Конструкции бывают материальные,процессуальные, общеправовые,межотраслевые,конструкции институтов. Отраслевая типизация выражается в использовании конструкций, нормативных построений,кот.рассчитаны именно на данную отрасль права. Приемы изложения:абстрактный,казуистический, простой,отсылочный,бланкетный. 2)техника документального оформления,предполагает структурную организацию юр.текста и оформление офиц.реквизитов. Целью структурной рубрикации яв-ся придание нормативно-правовому акту завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании.

 

 

Понятие системы права.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений. Характерные черты системы: 1)её первичный элемент – нормы права,кот.объединяются в более крупые образования-институты,отрасли.2. элементы не противоречивы- придаёт системе целостность и единство.3.объективный характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих обстоятельств и общественных отношений.4.имеет способность к дифферентации(делению).5.имеет способность к развитию. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система»т.к.они соотносятся как целое и частное.Правовая система шире по своему объему и вкл.в себя помимо системы права,юр.практику и правовую идеологию.

 

 

Частное и публичное право

Юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами). В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

 

Историческая школа права.

Возникла в Германии в нач.19века.Представители:Гуго,Пухта,Савиньи и др.Сторонники теории утверждали что каждый народ обладает своим правом,кот.имеет национальную специфику.Источником права яв-ся народный дух,проявляющийся в народном сознании и прошедший долгий путь внешнего выражения.Право есть общая воля всех членов правового об-ва.Народ.дух есть источник человеческого и естественного права.Оно выражается в обычаях,кот. Известны всему народу.Действующее право с помощью законодателя облекает мысли человека в слова,порой значительно оторванные от реальной действительности. По этому закону,созданные властью выражающие ее интересы,мало кто знает.Следовательно,право германии-это одно,а право Франции-иное,не смотря на формальное сходство некоторых законодательных актов.

 

Реалистическая школа права.

Возникла в Германии в конце 19века.Ее основоположником стал Р.Иеринг.Основываясь на философии позитивизма,он подверг критике идеалы естественно-правовой теории,романтическую идеализацию «народного духа» исторической школы права,и следовал связи права с реальной жизнью,с индивидуальными и коллективными потребностями и интересами человека.Иеринг противопоставляет природу и общ-во,отрицает наличие объективных закономерностей общественной жизни и видит причину поведения человека не в окр.действительности а в нем самом.Основным мотивом волевых усилий и реального поведения индивида он считает эгоистический интерес в получении наслаждения и устранения страдания.Для гармонизации индивидуальных и общ-ых целей он предлагает использовать вознаграждение и принуждение.В поддержании такой гармонии и состоит соц-ое назначение гос-ва и права.

 

Предмет и метод ТГП.

Предметом тгп высту­пают гос-во и право, основные закономерности их возникновения и развития,их сущность,назначение и функционирование в обществе,а также особенности политич. и правового сознания и правов.регулирования.тгп-единая наука,поэтому гос-во и право нерасторжимо связаны друг с другом.Она подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части:теорию гос-ва(государствоведение)и теорию права (правоведение).Методы тгп-это приемы, способы,подходы,которые исп-тся для познания своего предмета и получения научных результатов.Тгп использует общенаучные (философский подход)и специальные методы: 1общенаучные-общие методы, выработанные общественными и естественными науками: - материалистический подход (позволяет проследить связь гос-ва и права с реальными процессами),- диалектический метод(позволяет проникнуть в сущ-ость политико-прав.явлений),- метод перехода от абстрактного к конкретному и наоборот (например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма гос.устройства, затем к их видам),- исторический метод(изучение исторических традиций, социально-культурных корней гос-ва и права)К общенаучным методам относятся и логические приемы:анализ(выявляет структуру гос-ва и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними),синтез(используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений), индукция(познание отдельных сторон или свойств гос-ва и права), дедукция(обратный прием -сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение),гипотеза(научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией) 2.Специальные• формально-юр. метод - помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно -правовые явления, исследовать их формы. •Метод гос-ого и правового регулирования-суть- между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них(модель)можно судить о других.•Конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве,используется наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

тгп в системе юридических и гуманитарных наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокуп-сти систему науки в целом, можно подразделить на три группы:1)технические; 2)естественные;3)гуманитарные. гум.науки изучают общ-во, человека, соц. отношения и институты.Юр.науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки; - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). тгп, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией.так,с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции тгп. тгп дает конкретный материал для широких философских обобщений. Общность тгп и историко-прав.наук состоит в том, что они рассм.гос-во и право в целом.Различие выражается в том, что историко-прав.науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке,теория же дает обобщение этих процессов,т.е. применяет логический метод. По отношению к отраслевым юр.наукам тгп выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования гос-ва и права.Во-вторых,тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность)В-третьих,она играет методологич роль в юрис-нции. Вместе с тем тгп формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактич материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значит. мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.02 с.)