Предмет и методология теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методология теории государства и права.



Предмет и методология теории государства и права.

Предмет теории государства и права — это система общих закономерностей возникновения и развития государства и права, а также социологических, экономических, политических и иных закономерностей, влияющих на действие и развитие права, и, наконец, система закономерностей познания предмета теории государства и права.   

Теория гос-ва и права –наука и учебная дисциплина изучающая гос-во и право

Предмет ТГП- это то что изучает теория гос-ва и права

1.общие закономерности возникновения,развития и фун-ние гос-ва и права

2.наиболее важные проблемы касающиеся всего правоведения и гос-нно-правовой сферы (сущность, типы, формы, функции, структура, механизм действия гос-ва и права)

3.место и роль гос-ва и права в жизни общества и в его политической системе

4.соотношение и взаимосвязь гос-ва и права

5.личность,её права и свободы гражданское общество и правовое гос-во

6.государственно правовые понятия общие для всей юр.науки, а так же юр.конструкции, законодательная и правоприменительная техника.

Метод науки -это то, как (каким образом и с помощью чего)изучается её предмет –это путь добывания знаний

Методология ТГП -обусловленная совокупность опред.теоритических принципов категорий, логических приемов,испец.методов исследования гос-нно правовых явлений.

Методы теории государства и права делятся:
1.Частнонаучные методы.-
Это приемы и средства познания, основанные на достижении технических естественных и общественных науках и применяемые в рамках отдельных наук и преимущественно в юриспруденции.

1.1.Статистический – используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения колич. показателей.

1.2.Структурный анализ -метод познания при помощи которого исследуются отдельные элементы государственно правовых явлений

1.3.Конкретно –социологический метод -опрос, наблюдение, анкетирование с последующим анализом полученной информации.

1.4.Кибернетический – изучение с использованием математ. моделй, ПК программ.

1.5.Формально-юридический - изучаются осн. понятия юриспруденции.

1.6. Сравнительно-правовой – сравнение законов, иных нормативных актов.

Синхронным-сущ в одно время

Диахронным –сущ в разное время

1.7.Моделирование- воспроизведение исследуемых объектов что позволяет выводить новые понятия

1.8.Правовой эксперемент- н-п введение на ограниченной территории правовых новшеств

Общенауные методы.-приемы применяемые на отдельных этапах научного познания и используемые в различных науках, в т.ч. в юриспруденции

2.1.Анализ – исследование теоретического материала по частям.

2.2.Синтез – объединение гос.-правовых вопросов и рассмотрение их как единого целого.

2.3.Индукция –получение на основе частного знания общ-х знаний

2.4.Дедукция- на основеобщего знания переход к частным знаниям

2.5.Функциональный метод – определений функций различных гос.-правовых явлений

2.6.Системный метод – изучение всевозможных связей в исследуемой системе.

2.7.Исторический метод -основан на исс-нии явлений ч-з конкретно исторический материал и изучения эволюции от зарождения явления до его совсеменного состояния

3.Всеобщие методы- присуще всем наукам и уч дисциплинам т.к. в их основе лежат мировоззренческие подходы выражающие наиболее универсальные принципы мышления

3.1.Диалектика – государство и право рассматриваются в их развитии.

3.2.Метафизика – государство и право воспринимаются как инструменты.

3.3.Идеализм. 3.3.1.Субъективный идеализм – государство и право как продукт воли человека.3.3.2.Объективный идеализм – как продукт бога

Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти:

1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и т.д. в установленном законами процессуальном порядке.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают:

Суды общей юрисдикции ( общегражданские суды) – рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) – рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (напр, арбитражный суд).

Административные суды – в основном рассматривают жалобы граждан на превышение гос.служащими своих полномочий.

Суд руководствуется след.принципами:

- равенство всех перед законом,

- состязательность,

- участие присяжных заседателей,

- право обвиняемого на защиту,

- гласность судопроизводства.

Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти:

1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Система судов общей юрисдикции состоит: Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым-военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Так, мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. Может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним. Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может быть опротестовано в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

 

 

Виды монархий

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).

Нетрадиционные республики -не вписываються в систему пар-ой, презид-ой, смеш-ой респуб.Наличие особых органов, -советов, отсутствие четкого разделения властей, гл.полит.силой общ-ва явл.правящая партия,пост президента отсутст.либо имел формальное значение,Румыния Чехословакия

Виды федераций:

1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия).

2-я классификация – в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ.

В состав РФ входят след.субъекты:

21 республика(по нац признаку),9краев(по терр принципу),46 областей,2 гор фед значения, 1автоном обл, 4 автоном.округа

 

Виды федераций:

1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия).

2-я классификация – в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

 

Признаки:

1. органы государства это определенные элементы, составные части государственного аппарата.

2. это относительно самостоятельные обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган государства представляет собой определенную государственную организацию и занимает определенное место в структуре государственного аппарата.

3. органы государства это такие элементы государственного аппарата, которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право того или иного органа государства решать определенные государственные и общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим государством и компетенция государственных органов закрепляется в определенных нормативно-правовых актах.

4. органы государства это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Не следует отождествлять функции государства и функции органов государства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.

Классификация государственных органов:

 1. с учетом порядка образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные (производные) - органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами. 

2. с учетом сферы действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В РФ административно-территориальными единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и местные.

3. с учетом принципа разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.

 

23.Политический режим: понятие и виды.

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д.

Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам.

2. Авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества.

3. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

4. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

5. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

6. Деспотические и абсолютистские формы правления.

7. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

8. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти

 

Виды правоотношений

Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений.

 -» по функциям различают:

♦ регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);

♦ охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения.

 -» по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные и абсолютные.

В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения: а) «поименной», например в брачно-семейных отношениях; б) «ролевой» или по названию социальных ролей, например продавец — покупатель, судья — подсудимый.

Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными. Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных.

Классическим примером абсолютных является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.

-» по методу правового регулирования:

= основанные на правовом равенстве сторон (например, гражданско-правовые);

= основанные на правовом подчинении сторон (например, уголовно-правовые).

-» по структуре правоотношения:

- простые (например, двусторонние - покупатель и продавец при купле-продаже);

- сложные (в правоотношении участвуют три и более стороны).

-» по характеру распределения прав и обязанностей: односторонние, двусторонние и многосторонние.

-» по характеру обязанностей:

- активные, выражающие динамическую функцию права (закрепляют необходимость совершения конкретных действий);

- пассивные, выражающие статическую функцию права (закрепляют необходимость воздержания от действий).

-» по продолжительности: длящиеся и одномоментные.

-» по сферам общественных отношений: экономические, политические и другие.

-» по отношению к отрасли права:

♦ материально-правовые (уголовные, экологические и др.);

♦ процессуально-правовые (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.). Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т. е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.

-» по отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются подразделяют на: конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейные, финансовые, трудовые и т.д.

-» по форме вины: умышленные и неосторожные;

-» по составу субъектов: индивидуальные и групповые. 

39. Субъективные права и субъективные юридические обязанности как содержание правоотношения.

Система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - законные интересы.

Субъективное право - вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять. Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она - гарант их осуществления.

Субъективное право - право субъекта правоотношения. В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности - это своего рода отдельные долженствования - наподобие правомочий в субъективном праве.

юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, т.е. предусмотренные законом..

 

Принципы правотворчества.

1.Научность,

2.Законность (строгий учет иерархии правовых норм и актов),

3.Демократизм (учет общественного мнения),

4.Системность (учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

 

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия.

виды систематизации:

1. Учет –простейший вид систематизации.Сбор,хранение текстов норм-ыхактов,их обновление для обеспечения работы гос-ых и негосуд.органов и орг-ций (картотека,консультант,гарант,кодекс)

2.Инкорпорация - способ систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

- может носить как официальный, так и неофициальный характер;

- субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;

- инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта;

- нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; Напр, из текста удаляются отдельные статьи, пункты, исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

2.1 Генеральная -затрагивает все дейст.зак-во (н.п «Собр.зак-ваРФ»,где публикуются ФКЗ, ФЗ,акты палат Фед.собр.)

2.2. Частичная- объединяет лишь опред.группунорм.актов (Собрание актов Президента РФ и Правит-ва РФ)

2. 3 Официальная -проводится только орг-ми издавшими данные акты в форме различных сборников и собраний

2. 4 Официозная (полуоф.)проводится специально уполномоченными на то гос-ми орг-ми

2.5 Неофициальная провод-сяотд.лицами или науч.уч-ми без санкции гос-ых органов, н.п. в научных или исследов-их целях

2.6. Предметная -осущ-ся по отраслевому принципу

2.7. Хронологическая -хар-ся тем, что правовые акты рас-ся в порядке их принятия независимо от отраслевой принадлежности

3. Консолидация - способ систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

- представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

- проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

- при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

4. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

К видам систематизации относится введение электронной системы классификации правовых актов (Консультант +, Гарант и т.д.).

Кодификация законодательства – это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно – качественной переработке формы и содержания законодательства путем создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности.

Виды кодификации:

1. Общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства).

2. Отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовных кодексы и т.д.)

3. Специальная (комплексная кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.)

Главная конечная цель кодификации – создание кодифицированного акта. Формы кодификационных актов:

1. основы законодательства. 2. Кодекс. 3. устав. 4. положение, 5. Правила.

Для кодификации характерны следующие черты:

- представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

- по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

- кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

- в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

- кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

- результатом кодификации является кодификационный акт- это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

 

Юр. коллизия выражается:

- в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании,

- столкновении норм и актов внутри правовой системы,

- неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами,

- расхождениях между нормами иностранных законодательств,

- спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

Причины появления коллизий:

- объективные факторы – особенности характера общественных отношений и необходимость их дифференциального регулирования,

- субъективные причины – обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий гос. органов и должностных лиц.

Коллизию можно решить путем:

- толкования,

- принятия нового акта,

- отмены устаревшего,

- внесение изменений в действующие акты,

- систематизации законодательного процесса,

- референдумы,

- деятельность судов (прежде всего, КС РФ),
переговорный процесс через согласительные комиссии и т.д.

Если коллизия по времени от одного органа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.141 с.)