Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и методология теории государства и права.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Предмет и методология теории государства и права. Предмет теории государства и права — это система общих закономерностей возникновения и развития государства и права, а также социологических, экономических, политических и иных закономерностей, влияющих на действие и развитие права, и, наконец, система закономерностей познания предмета теории государства и права. Теория гос-ва и права –наука и учебная дисциплина изучающая гос-во и право Предмет ТГП- это то что изучает теория гос-ва и права 1.общие закономерности возникновения,развития и фун-ние гос-ва и права 2.наиболее важные проблемы касающиеся всего правоведения и гос-нно-правовой сферы (сущность, типы, формы, функции, структура, механизм действия гос-ва и права) 3.место и роль гос-ва и права в жизни общества и в его политической системе 4.соотношение и взаимосвязь гос-ва и права 5.личность,её права и свободы гражданское общество и правовое гос-во 6.государственно правовые понятия общие для всей юр.науки, а так же юр.конструкции, законодательная и правоприменительная техника. Метод науки -это то, как (каким образом и с помощью чего)изучается её предмет –это путь добывания знаний Методология ТГП -обусловленная совокупность опред.теоритических принципов категорий, логических приемов,испец.методов исследования гос-нно правовых явлений. Методы теории государства и права делятся: 1.1.Статистический – используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения колич. показателей. 1.2.Структурный анализ -метод познания при помощи которого исследуются отдельные элементы государственно правовых явлений 1.3.Конкретно –социологический метод -опрос, наблюдение, анкетирование с последующим анализом полученной информации. 1.4.Кибернетический – изучение с использованием математ. моделй, ПК программ. 1.5.Формально-юридический - изучаются осн. понятия юриспруденции. 1.6. Сравнительно-правовой – сравнение законов, иных нормативных актов. Синхронным-сущ в одно время Диахронным –сущ в разное время
1.7.Моделирование- воспроизведение исследуемых объектов что позволяет выводить новые понятия 1.8.Правовой эксперемент- н-п введение на ограниченной территории правовых новшеств Общенауные методы.-приемы применяемые на отдельных этапах научного познания и используемые в различных науках, в т.ч. в юриспруденции 2.1.Анализ – исследование теоретического материала по частям. 2.2.Синтез – объединение гос.-правовых вопросов и рассмотрение их как единого целого. 2.3.Индукция –получение на основе частного знания общ-х знаний 2.4.Дедукция- на основеобщего знания переход к частным знаниям 2.5.Функциональный метод – определений функций различных гос.-правовых явлений 2.6.Системный метод – изучение всевозможных связей в исследуемой системе. 2.7.Исторический метод -основан на исс-нии явлений ч-з конкретно исторический материал и изучения эволюции от зарождения явления до его совсеменного состояния 3.Всеобщие методы- присуще всем наукам и уч дисциплинам т.к. в их основе лежат мировоззренческие подходы выражающие наиболее универсальные принципы мышления 3.1.Диалектика – государство и право рассматриваются в их развитии. 3.2.Метафизика – государство и право воспринимаются как инструменты. 3.3.Идеализм. 3.3.1.Субъективный идеализм – государство и право как продукт воли человека.3.3.2.Объективный идеализм – как продукт бога Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти: 1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование. 2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и т.д. в установленном законами процессуальном порядке. В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают: Суды общей юрисдикции ( общегражданские суды) – рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры дела об административных правонарушениях и уголовные дела. Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) – рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (напр, арбитражный суд). Административные суды – в основном рассматривают жалобы граждан на превышение гос.служащими своих полномочий. Суд руководствуется след.принципами: - равенство всех перед законом, - состязательность, - участие присяжных заседателей, - право обвиняемого на защиту, - гласность судопроизводства. Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти: 1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование. 2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики. И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Система судов общей юрисдикции состоит: Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи. Система арбитражных судов включает: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым-военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.
Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Так, мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. Может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ. Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним. Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может быть опротестовано в порядке судебного надзора. Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Виды монархий
Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан). Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на: Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет. Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на: Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко). Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Виды республик Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность. Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор). Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ). Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).
Нетрадиционные республики -не вписываються в систему пар-ой, презид-ой, смеш-ой респуб.Наличие особых органов, -советов, отсутствие четкого разделения властей, гл.полит.силой общ-ва явл.правящая партия,пост президента отсутст.либо имел формальное значение,Румыния Чехословакия Виды федераций: 1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия). 2-я классификация – в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ. В состав РФ входят след.субъекты: 21 республика(по нац признаку),9краев(по терр принципу),46 областей,2 гор фед значения, 1автоном обл, 4 автоном.округа
Виды федераций: 1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия). 2-я классификация – в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ. Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
Признаки: 1. органы государства это определенные элементы, составные части государственного аппарата. 2. это относительно самостоятельные обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган государства представляет собой определенную государственную организацию и занимает определенное место в структуре государственного аппарата. 3. органы государства это такие элементы государственного аппарата, которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право того или иного органа государства решать определенные государственные и общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим государством и компетенция государственных органов закрепляется в определенных нормативно-правовых актах. 4. органы государства это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. Не следует отождествлять функции государства и функции органов государства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций. Классификация государственных органов: 1. с учетом порядка образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные (производные) - органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами. 2. с учетом сферы действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В РФ административно-территориальными единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и местные. 3. с учетом принципа разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.
23.Политический режим: понятие и виды. Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает: 1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам. 2. Авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества. 3. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 4. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации. 5. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 6. Деспотические и абсолютистские формы правления. 7. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 8. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти
Виды правоотношений Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений. -» по функциям различают: ♦ регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.); ♦ охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения. -» по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные и абсолютные. В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения: а) «поименной», например в брачно-семейных отношениях; б) «ролевой» или по названию социальных ролей, например продавец — покупатель, судья — подсудимый. Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными. Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных. Классическим примером абсолютных является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права. -» по методу правового регулирования: = основанные на правовом равенстве сторон (например, гражданско-правовые); = основанные на правовом подчинении сторон (например, уголовно-правовые). -» по структуре правоотношения: - простые (например, двусторонние - покупатель и продавец при купле-продаже); - сложные (в правоотношении участвуют три и более стороны). -» по характеру распределения прав и обязанностей: односторонние, двусторонние и многосторонние. -» по характеру обязанностей: - активные, выражающие динамическую функцию права (закрепляют необходимость совершения конкретных действий); - пассивные, выражающие статическую функцию права (закрепляют необходимость воздержания от действий). -» по продолжительности: длящиеся и одномоментные. -» по сферам общественных отношений: экономические, политические и другие. -» по отношению к отрасли права: ♦ материально-правовые (уголовные, экологические и др.); ♦ процессуально-правовые (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.). Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т. е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов. -» по отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются подразделяют на: конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейные, финансовые, трудовые и т.д. -» по форме вины: умышленные и неосторожные; -» по составу субъектов: индивидуальные и групповые. 39. Субъективные права и субъективные юридические обязанности как содержание правоотношения. Система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - законные интересы. Субъективное право - вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять. Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она - гарант их осуществления. Субъективное право - право субъекта правоотношения. В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Слагаемые юридической обязанности - это своего рода отдельные долженствования - наподобие правомочий в субъективном праве. юридическим содержанием правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные и должные, т.е. предусмотренные законом..
Принципы правотворчества. 1.Научность, 2.Законность (строгий учет иерархии правовых норм и актов), 3.Демократизм (учет общественного мнения), 4.Системность (учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия. виды систематизации: 1. Учет –простейший вид систематизации.Сбор,хранение текстов норм-ыхактов,их обновление для обеспечения работы гос-ых и негосуд.органов и орг-ций (картотека,консультант,гарант,кодекс) 2.Инкорпорация - способ систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. Для инкорпорации характерны следующие черты: - может носить как официальный, так и неофициальный характер; - субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; - инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта; - нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; Напр, из текста удаляются отдельные статьи, пункты, исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; 2.1 Генеральная -затрагивает все дейст.зак-во (н.п «Собр.зак-ваРФ»,где публикуются ФКЗ, ФЗ,акты палат Фед.собр.) 2.2. Частичная- объединяет лишь опред.группунорм.актов (Собрание актов Президента РФ и Правит-ва РФ) 2. 3 Официальная -проводится только орг-ми издавшими данные акты в форме различных сборников и собраний 2. 4 Официозная (полуоф.)проводится специально уполномоченными на то гос-ми орг-ми 2.5 Неофициальная провод-сяотд.лицами или науч.уч-ми без санкции гос-ых органов, н.п. в научных или исследов-их целях 2.6. Предметная -осущ-ся по отраслевому принципу 2.7. Хронологическая -хар-ся тем, что правовые акты рас-ся в порядке их принятия независимо от отраслевой принадлежности 3. Консолидация - способ систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Для консолидации характерны следующие черты: - представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); - проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; - при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. 4. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. К видам систематизации относится введение электронной системы классификации правовых актов (Консультант +, Гарант и т.д.). Кодификация законодательства – это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно – качественной переработке формы и содержания законодательства путем создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности. Виды кодификации: 1. Общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства). 2. Отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовных кодексы и т.д.) 3. Специальная (комплексная кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.) Главная конечная цель кодификации – создание кодифицированного акта. Формы кодификационных актов: 1. основы законодательства. 2. Кодекс. 3. устав. 4. положение, 5. Правила. Для кодификации характерны следующие черты: - представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; - по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; - кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; - в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок; - кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; - результатом кодификации является кодификационный акт- это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
Юр. коллизия выражается: - в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании, - столкновении норм и актов внутри правовой системы, - неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами, - расхождениях между нормами иностранных законодательств, - спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права. Причины появления коллизий: - объективные факторы – особенности характера общественных отношений и необходимость их дифференциального регулирования, - субъективные причины – обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий гос. органов и должностных лиц. Коллизию можно решить путем: - толкования, - принятия нового акта, - отмены устаревшего, - внесение изменений в действующие акты, - систематизации законодательного процесса, - референдумы, - деятельность судов (прежде всего, КС РФ), Если коллизия по времени от одного органа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.141 с.) |