Правопорядок и общественный порядок: понятие и проблемы соотношения. Роль органов юстиции в обеспечении правопорядка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правопорядок и общественный порядок: понятие и проблемы соотношения. Роль органов юстиции в обеспечении правопорядка



Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. К особенностям правопорядка относят также следующее: 1) он строго запланирован в нормах права; 2) правопорядок обеспечивается государством; 3) правопорядок возникает в результате реализации норм права; 4) правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок» Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев. Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем: 1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос; 2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка. Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни. Соотношения общества и государства. Общество является исторически сформировавшейся, постоянно развивающейся системой отношений между людьми, продуктом взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Государство является особым образом организованным разрядом людей, который регулярно занимается управлением общества. Это также особый вид управления данным обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единение населения. Государство играет роль официального уполномоченного, является представителем всего общества. Поэтому государство – это всего лишь часть общества, его политический элемент. По характеру государства можно судить об обществе: 1) развитое; 2) отсталое; 3) демократическое; 4) свободное и т. д. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность; по отношению к врагам общества и внешним, и внутренним – как орудие подавления и насилия. Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

111 Правовое воздействие и правовое регулирование

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры). Виды правового воздействия:1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности. 3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения. Соотношение правового воздействия и правового регулирования:1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. 3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)Типы правового регулирования:- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности гос.органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.Способы правового регулирования:1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

112 Правовое регулирование и его основные стадии

Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения Стадии правового регулирования: 1. Издание нормы права, т.е. общеобязательного правила поведения, регулирующего те или иные общественные отношения. 2. Юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Правоотношение, возникающее на основе норм права и при наличии юридических фактов. 4. Акты реализации прав и обязанностей - это основное средство с помощью которого права и обязанности претворяются в жизнь. 5. Охранительные правоприменительные акты. Вступает в действие, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права. Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий: 1 Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права. 2 Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия - применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. 3 Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов. 4 Применение права - факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Стадиям соответствуют следующие элементы: 1 Нормы права - см.. 2 Правовые отношения 3 Акты реализации прав и обязанностей - определяют истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. 1 Акты применения права - властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений, проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав и обязанностей. В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет простым или сложным. Простое регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами; Сложное регулирование - такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

113  Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования: понятие и особенности

Тип правового регулирования - это те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволении, либо связываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: Общедозволительный и разрешительный Общедозволительный тип: Основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности гос. органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. Общедозволительный тип правового регулирование связан с закрепление в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения целей. Разрешительный тип: Основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

114 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Основные элементы механизма правового регулирования:1.Норма права 2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт) 3.Правоотношение 4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей 5.Охранительный правоприменительный акт. В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности. Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок.

115 Правовые средства в механизме правового регулирования: понятие, виды и функции

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, т.д. Виды правовых средств: В зависимости от степени сложности подразделяются на: первичные и комплексные. Первичные это простейшие предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты Комплексные - это состоящие из простейший, т.е. договор, норма, институт, правовой режим. По выполняемой роли делятся на: регулятивные и охранительные По предмету правового регулирования на: конституционные, административные, гражданские, уголовные и др. По характеру на: материально-правовые и процессуальные По значимости последствий на: обычные и исключительные По времени действия на: постоянные  и временные. По виду правового регулирования на: нормативные и индивидуальные. По информационно-психологической направленности на:стимулирующие и ограничивающие. Функции - достижение ими целей правового регулирования. Функция проявляется в том, что своей работой обеспечивает движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права выступают как модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права—это основа всего механизма правового регулирования. Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества. Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений, примером является решение суда по конкретному юридическому делу. В качестве своеобразных От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

116 Понятие, признаки и структура правовой системы общества

СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — ЭТО КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРАВА, ЮР ПРАКТИКИ И ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ ОТДЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.В СТРУКТУРУ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ВХОДЯТ: 1) ПРАВО; 2) ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА; 3) ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ.ПОНЯТИЯ «ПРАВО» И «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» СООТНОСЯТСЯ КАК ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ. ЕСЛИ ПОД ПРАВОМ ПОНИМАЕТСЯ СИСТЕМА ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ И ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ, ТО ПОД ПРАВОВОЙ СИСТЕМОЙ — ЯВЛЕНИЕ, ОТРАЖАЮЩЕЕ СОБОЙ ВСЮ ПРАВОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА, ЦЕЛОСТНУЮ ПРАВОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМУ ЮРИДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОКАЗЫВАЕТ ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ. ПРАВО — ЯДРО И НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВЯЗУЮЩЕЕ И ЦЕМЕНТИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО. ПО ХАРАКТЕРУ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ МОЖНО СУДИТЬ И О СУЩНОСТИ ВСЕЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАННОГО ОБЩЕСТВА. ПОМИМО ПРАВА, ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В НЕЕ ВХОДЯТ И ДРУГИЕ СЛАГАЕМЫЕ: ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРАВОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАКОННОСТЬ И Т.П.ПОНЯТИЕ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА» ВЫРАЖАЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ОЦЕНКУ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕСТВА. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Гос-ва. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно Право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи. К ее основным элементам относятся:1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);2) право и выражающее его законодательство;3) правовые отношения;4) юридическая практика;5) юридическая техника.

117Понятие и классификация правовых систем современности + 118 Романо-германская правовая семья (правовая семья статутного права), ее особенности + 119 Романо-германская правовая семья (правовая семья статутного права), ее особенности

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национально. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозная, традиционная. 1) Романо -германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права. Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Традиционная правовая система. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.01 с.)