Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведениеСтр 1 из 3Следующая ⇒
История
Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение (уровень специалитета) Специализация «Лингвистическое обеспечение Формы обучения: очная, очно-заочная
Москва – 2017
С о с т а в и т е л и: канд. филос. наук, доц. Михеев Ю.Н., Канд. ист. наук, доц. Смирнов А.В.
Рабочая программа учебной дисциплины «История». Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение (уровень специалитета) / сост. Ю.Н. Михеев, А.В. Смирнов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. – 36 с.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 45.05.01Перевод и переводоведение и рассмотрена на заседании кафедры общественных наук 19 декабря 2016 г., протокол № 4. Модуль «История России IX – XVII вв.» |
|||||||||||
Тема 1. Складывание Древнерусского государства в IX–XII вв. | История России – часть всемирной истории. Географическое положение и природа России, их влияние на жизнь населения, историю страны. Ранняя история славянских народов. Восточные славяне: расселение, жизнь, быт, основные занятия, верования, взаимоотношения с соседями. Складывание Древнерусского государства в IX–X вв. Два центра государственности – Киев и Новгород. Границы Руси. Княжение первых Рюриковичей. Крещение Руси и его историческое значение. Русь в конце X–XII вв. Земельная собственность. Социальная структура населения. Древнерусский город. Система управления. Законодательство. «Русская Правда». Политическая раздробленность Руси. Самостоятельные княжества и земли: Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Битва на Калке, Невская битва, Ледовое побоище. | |||||||||||
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы. | Москва – центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Церковь и княжеская власть. Куликовская битва и ее политическое значение. Феодальная война второй четверти XV века и ее итоги. Иван III – «государь всея Руси». Стояние на реке Угре и свержение ордынского ига. Присоединение к Московскому государству Новгородской земли и Тверского княжества. Создание централизованного аппарата государственного управления. Боярская Дума, Дворец, Казна, Разряд. Судебник 1497 г. Поместная система. Иосифляне и нестяжатели. | |||||||||||
Тема 3. Россия в XVI в. | Россия в XVI в. Территория и население. Экономическое и политическое положение в стране. Царствование Ивана Грозного. «Избранная Рада». Реформы 1550-х гг. Земские соборы. Стоглавый собор. Приказная система управления. Опричнина: причины и сущность. Внешняя политика. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. Ливонская война, ее цели, ход и последствия. | |||||||||||
Тема 4. Россия в XVII в. | Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов, его внутренняя и внешняя политика. Смута как гражданская война в России в начале XVII в. Появление самозванцев. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Восстание под предводительством И.И. Болотникова. Иностранная интервенция. Патриотический подъем в русском обществе. Первое и Второе ополчения. К. Минин и князь Д.М. Пожарский. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков. Утверждение династии Романовых. Экономическое развитие России в XVII в. Появление мануфактур. Складывание всероссийского рынка. Первые Романовы. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Усиление самодержавия. Соборное уложение 1649 г. и завершение оформления крепостного права. Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, восстание С.Т. Разина. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Присоединение Левобережной Украины к России. Отношения с Османской империей, Ираном, Крымским ханством. Первопроходцы. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | |||||||||||
Раздел 5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «История» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько в форме дискуссий, сориентированных на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими опыта российской истории.
Таблица 5.1 Интерактивные образовательные технологии,
Темы докладов, эссе Модуль «История России IX – XVII вв.» · Первые князья Киевской Руси. · Крещение Руси. · Борьба Древней Руси с иноземными захватчиками. · Древняя Русь и Великая степь. Модуль «История России XVIII – XIX вв.» · Петр Великий – рождение империи. · Дело А.П. Волынского. · Русская мануфактура в XVIII веке. · Русский город в XVIII веке. · Русское военное искусство в XVIII веке. · Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг. · И.Ф.Паскевич – русский военный деятель. Модуль «История России первой половины XX века» · Русско-японская война 1904–1905 гг. · Первая русская революция 1905–1907 гг. · Россия в годы Первой мировой войны. · Октябрьская революция в России. · Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. · СССР в годы НЭПа. · СССР в годы первых пятилеток. · СССР в годы Великой Отечественной войны. Модуль «История России второй половины XX – начала XXI века» · СССР в первые послевоенные годы. · СССР в 1953–1964 гг. · СССР в 1964–1982 гг. · СССР в годы перестройки. · Россия в 1991–2008 гг.
6.2. Примерные задания для самостоятельной работы Задание 1 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Яковлева Т.Г. Мазепа – гетман: в поисках исторической объективности // Новая и новейшая история. – 2003. – № 4. В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы? · Какое воспитание и образование получил И.С. Мазепа? · Внешнеполитическая ориентация И.С. Мазепы. · Основные этапы политической карьеры И.С. Мазепы. · Какое значение имела личность И.С. Мазепы в политической пропаганде в конфликтах ХХ века?
Задание 2 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Шепарнева А.И. Крымская война в освещении западников // Вопросы истории. – 2005. – № 9. – С. 27–39. В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на вопрос: · В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы?
Задание 3 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60–80-е годы XIX в. // Вопросы истории. – 2008. – № 5. В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы? · Что представляла собою структура высших государственных учреждений России в 60–80-е годы XIX века? · Отличительные черты понятия «общество» применительно к периоду 1860–1880-х гг. в России. · Предпосылки и итоги взаимодействия верховной власти и российской общественности в 1860–1880-х гг. в России.
Задание 4 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь в конце XIX – начале XX века: проблемы регионального управления // Отечественная история. – 1994. – № 2. – С. 60–73.
В беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы? · Назовите этапы освоения Сибири русскими первопроходцами. · Расскажите о движении сибирских областников в конце XIX – начале XX века. · Современные российские историки и публицисты об общественном движении в Сибири.
Задание 5 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64–78. В беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы? · Назовите этапы конституционно-политического кризиса в России в 1993 г. · Назовите политические и общественные движения, принимавшие участие в событиях 1993 г. · Дайте характеристику политическим деятелям, принимавшим участие в кризисных событиях.
Задание 6 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Дьякова Н.А. Россия, США и Норвегия в Арктике: спорные проблемы (к истории вопроса) // США – Канада. – 2005. – № 11. – С. 66–79. В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы? · Предыстория российско-норвежских отношений в Арктике. · Предыстория российско-американских отношений в Арктике. · Какие еще государства претендуют на Арктику. · Значение Арктики для российской политики и экономики.
Задание 7 Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме. Орешина М.А. Прибалтийские «мозговые центры» в рядах фальсификаторов российской истории // Военно-исторический журнал. – 2012. – № 7. В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы: · В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы? · Историки Финляндии и их исследования в области российской истории. · Историки Эстонии и их исследования в области российской истории. · Историки Латвии и их исследования в области российской истории.
· Историки Литвы и их исследования в области российской истории. . 6.3. Примерные тестовые задания для контроля качества 1-й вариант Литература Семин В.П. История: Россия и мир: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013. Михайлова Н.В. Отечественная история: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2018. (ЭБС book.ru). Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России (для бакалавров). – М.: Кнорус, 2018. (ЭБС book.ru). История
Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение (уровень специалитета) Специализация «Лингвистическое обеспечение
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.023 с.) |