Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение



История

 

Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение

(уровень специалитета)

Специализация «Лингвистическое обеспечение
межгосударственных отношений»

Формы обучения: очная, очно-заочная

 

Москва – 2017

 

С о с т а в и т е л и:  канд. филос. наук, доц. Михеев Ю.Н.,

Канд. ист. наук, доц. Смирнов А.В.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «История». Специальность 45.05.01   Перевод и переводоведение (уровень специалитета) / сост. Ю.Н. Михеев, А.В. Смирнов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2017. – 36 с.

 

 

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 45.05.01Перевод и переводоведение и рассмотрена на заседании кафедры общественных наук 19 декабря 2016 г., протокол № 4.

Модуль «История России IX – XVII вв.»

  Тема 1. Складывание Древнерусского государства в IX–XII вв. История России – часть всемирной истории. Географическое положение и природа России, их влияние на жизнь населения, историю страны. Ранняя история славянских народов. Восточные славяне: расселение, жизнь, быт, основные занятия, верования, взаимоотношения с соседями. Складывание Древнерусского государства в IX–X вв. Два центра государственности – Киев и Новгород. Границы Руси. Княжение первых Рюриковичей. Крещение Руси и его историческое значение. Русь в конце X–XII вв. Земельная собственность. Социальная структура населения. Древнерусский город. Система управления. Законодательство. «Русская Правда». Политическая раздробленность Руси. Самостоятельные княжества и земли: Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Битва на Калке, Невская битва, Ледовое побоище.
  Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Москва – центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Церковь и княжеская власть. Куликовская битва и ее политическое значение. Феодальная война второй четверти XV века и ее итоги. Иван III – «государь всея Руси». Стояние на реке Угре и свержение ордынского ига. Присоединение к Московскому государству Новгородской земли и Тверского княжества. Создание централизованного аппарата государственного управления. Боярская Дума, Дворец, Казна, Разряд. Судебник 1497 г. Поместная система. Иосифляне и нестяжатели.
  Тема 3. Россия в XVI в. Россия в XVI в. Территория и население. Экономическое и политическое положение в стране. Царствование Ивана Грозного. «Избранная Рада». Реформы 1550-х гг. Земские соборы. Стоглавый собор. Приказная система управления. Опричнина: причины и сущность. Внешняя политика. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. Ливонская война, ее цели, ход и последствия.
  Тема 4. Россия в XVII в. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов, его внутренняя и внешняя политика. Смута как гражданская война в России в начале XVII в. Появление самозванцев. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Восстание под предводительством И.И. Болотникова. Иностранная интервенция. Патриотический подъем в русском обществе. Первое и Второе ополчения. К. Минин и князь Д.М. Пожарский. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков. Утверждение династии Романовых. Экономическое развитие России в XVII в. Появление мануфактур. Складывание всероссийского рынка. Первые Романовы. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Усиление самодержавия. Соборное уложение 1649 г. и завершение оформления крепостного права. Соляной бунт, Медный бунт, Соловецкое восстание, восстание С.Т. Разина. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Присоединение Левобережной Украины к России. Отношения с Османской империей, Ираном, Крымским ханством. Первопроходцы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Раздел 5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВО в целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «История» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько в форме дискуссий, сориентированных на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими опыта российской истории.

Таблица 5.1

Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях

Наименование разделов, тем Используемые образовательные технологии

Темы докладов, эссе

Модуль «История России IX – XVII вв.»

· Первые князья Киевской Руси.

· Крещение Руси.

· Борьба Древней Руси с иноземными захватчиками.

· Древняя Русь и Великая степь.

Модуль «История России XVIII – XIX вв.»

· Петр Великий – рождение империи.

· Дело А.П. Волынского.

· Русская мануфактура в XVIII веке.            

· Русский город в XVIII веке.

· Русское военное искусство в XVIII веке.

· Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг.

· И.Ф.Паскевич – русский военный деятель.

Модуль «История России первой половины XX века»

· Русско-японская война 1904–1905 гг.

· Первая русская революция 1905–1907 гг.

· Россия в годы Первой мировой войны.

· Октябрьская революция в России.

· Гражданская война и иностранная военная интервенция в России.

· СССР в годы НЭПа.

· СССР в годы первых пятилеток.

· СССР в годы Великой Отечественной войны.

Модуль «История России второй половины XX – начала XXI века»

· СССР в первые послевоенные годы.

· СССР в 1953–1964 гг.

· СССР в 1964–1982 гг.

· СССР в годы перестройки.

· Россия в 1991–2008 гг.

 

6.2. Примерные задания для самостоятельной работы

Задание 1

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Яковлева Т.Г. Мазепа – гетман: в поисках исторической объективности // Новая и новейшая история. – 2003. – № 4.

В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы?

· Какое воспитание и образование получил И.С. Мазепа?

· Внешнеполитическая ориентация И.С. Мазепы.

· Основные этапы политической карьеры И.С. Мазепы.

· Какое значение имела личность И.С. Мазепы в политической пропаганде в конфликтах ХХ века?

 

Задание 2

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Шепарнева А.И. Крымская война в освещении западников // Вопросы истории. – 2005. – № 9. – С. 27–39.

В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на вопрос:

· В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы?

 

Задание 3

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60–80-е годы XIX в. // Вопросы истории. – 2008. – № 5.

В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы?

· Что представляла собою структура высших государственных учреждений России в 60–80-е годы XIX века?

· Отличительные черты понятия «общество» применительно к периоду 1860–1880-х гг. в России.

· Предпосылки и итоги взаимодействия верховной власти и российской общественности в 1860–1880-х гг. в России.

 

Задание 4

    Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь в конце XIX – начале XX века: проблемы регионального управления // Отечественная история. – 1994. – № 2. – С. 60–73.

В беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем, с точки зрения современной исторической науки, заключается актуальность данной темы?

· Назовите этапы освоения Сибири русскими первопроходцами.

· Расскажите о движении сибирских областников в конце XIX – начале XX века.

· Современные российские историки и публицисты об общественном движении в Сибири.

 

Задание 5

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64–78.

В беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы?

· Назовите этапы конституционно-политического кризиса в России в 1993 г.

· Назовите политические и общественные движения, принимавшие участие в событиях 1993 г.

· Дайте характеристику политическим деятелям, принимавшим участие в кризисных событиях.

 

Задание 6

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Дьякова Н.А. Россия, США и Норвегия в Арктике: спорные проблемы (к истории вопроса) // США – Канада. – 2005. – № 11. – С. 66–79.

В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы?

· Предыстория российско-норвежских отношений в Арктике.

· Предыстория российско-американских отношений в Арктике.

· Какие еще государства претендуют на Арктику.

· Значение Арктики для российской политики и экономики.

 

Задание 7

Самостоятельно найти в Интернете, проработать и законспектировать статью по актуальной теме.

Орешина М.А. Прибалтийские «мозговые центры» в рядах фальсификаторов российской истории // Военно-исторический журнал. – 2012. – № 7.

В индивидуальной беседе с преподавателем уметь ответить на следующие вопросы:

· В чем с точки зрения современной исторической науки заключается актуальность данной темы?

· Историки Финляндии и их исследования в области российской истории.

· Историки Эстонии и их исследования в области российской истории.

· Историки Латвии и их исследования в области российской истории.

· Историки Литвы и их исследования в области российской истории.

.

6.3. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала

1-й вариант

Литература

Семин В.П. История: Россия и мир: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2013.

Михайлова Н.В. Отечественная история: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2018. (ЭБС book.ru).

Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России (для бакалавров). – М.: Кнорус, 2018. (ЭБС book.ru).

История

 

Специальность 45.05.01 Перевод и переводоведение

(уровень специалитета)

Специализация «Лингвистическое обеспечение
межгосударственных отношений»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.023 с.)