Место и роль теории ГП в системе социальных и юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль теории ГП в системе социальных и юридических наук.



Место и роль теории ГП в системе социальных и юридических наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические;

2) естественные;

3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юр. науки — часть гум. наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юр. науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история полит. и правовых учений); - отраслевые юр. науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).

ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории гос-ва и права, в рез-те чего последняя вооружается общей методологией познания гос.-правовой действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких философских обобщений. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности.

Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития гос.-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно истор. метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юр. ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к гос.-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

 

Основные концепции правопонимания.

Виды правовых норм, их характеристика.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Правовые нормы регулируют различные типы общественных отношений и поэто­му отличаются друг от друга по своим видам. Подразделение их на виды осуществ­ляется по различным основаниям.

Виды юр.ответственности.

Юр.ответственность является одной из форм, или разновид­ностей, общесоциальной ответственности. Последняя включает в себя так­же политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности.

Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут быть: - личного характера (лишение свободы); - имущественного характера (штраф); - организационного характера (увольнение).

Юр. ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между го­сударством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствую­щие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное право­нарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нор­мах права.

Виды юридической ответственности.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответ­ственность классифицируется как уголовно-правовая, граждан­ско-правовая, административная, дисциплинарная, а также ма­териальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэто­му представляет собой наиболее суровый вид юр. ответ­ственности. Только наличие в действиях индивида состава уг. преступления служит основанием возникновения уг. ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уг. ответст­венность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ог­раничением его личных имущественных прав. Уг. судо­производство осуществляется в строго регламентированной про­цессуальной форме, обеспечивающей установление объектив­ной истины по делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нару­шение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и пред­мета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении дого­ворных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный ха­рактер. Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном по­рядке.

Административная ответственность следует за администр. правонарушения. Через институт администр. ответ­ственности реализуются нормы различных отраслей права (адми­нистр., трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма много­числен. Центральное место среди них занимает КоАП, где предусмотрены следующие виды администр. взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные рабо­ты, администр. арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совер­шения дисципл. проступков. Дисципл. сан­кциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, вре­менный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисципл. ответственность через должностных лиц, обла­дающих дисциплинарной властью. Различают три вида дисципл. ответственности: в соот­ветствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в по­рядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уста­вами и положениями, действующими в некоторых министерст­вах и ведомствах. Первый вид ответственности распространяется на всех рабо­чих и служащих, работающих по найму, и налагается за наруше­ние трудовой дисциплины руководителем предприятия или уч­реждения. В порядке подчиненности ответственность несут должност­ные лица, имеющие право приема на работу, а также находящие­ся на выборных должностях, и некоторые другие. В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распростра­няющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причинен­ный предприятию, учреждению, организации рабочими и служа­щими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами гос. власти, гос. управления, судами и другими юрисдикционными структурами.

Правовой нигилизм.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

 

 

45. Законность: понятие, основные черты, гарантии.

Законность – это политико-правовой режим деят-ти гос-ва, гражд.общ-ва и личности, в ктр-м органы гос.власти, органы мест.самоупр-я, должн.лица и гр-не единообразно понимают и применяют д-ие в общ-ве з-ны и др.ПА, а также неукоснительно исполняют из без всяких исключений.

Признаки законности: 1) общеобязательность права. З. требует соотв-я поведения субъектов общ.отн-ий предписаниям правовых норм, т.е. обеспеч-я реал.правомер.поведения всех их уч-ков. З. есть усл-е жизни гос-но-организованного общ-ва.

2) идея законности формир-ся в общ.правосознании идея о целесообразности и необх-ти такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут факт-ки достигнуты всеобщность права, действит.реал-я прав и свобод. 3) З. - метод гос.руков-ва общ-вом. Гос-во осущ-ет свои ф-ии искл-но правовыми ср-вами - путем принятия НА и обеспечения их неукоснительной реал-ии. А поск-ку правовое регулир-е распр-ся на разл.сферы общ.жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. 4) З. есть принцип деят-ти гос-ва (демократического). Законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего, беззакония самой гос.власти, произвола, творимого органами гос-ва и его должн.лицами. 5) законность - режим общ.-полит.жизни. З. - условие нормального функц-я общ-ва и гос-ва, обеспеч-я порядка, организов-ти и дисциплины. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при ктр-й в обществ.жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав гр-н явл-ся основой жизни общ-ва, его гр-н.

Законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей — от анархии, общество в целом — от насилия, хаоса, беспорядка.

Гарантии законности - это объективные усл-я и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди гарантий различаются общие усл-я и спец.ср-ва.

1) Общие условия - это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

а) экон. условия - это состояние экономич.разв-я общ-ва, организация с/с хозяйствов-я и т. д. б) полит. условия - сильная гос. власть в) идеологические условия – ур-нь полит., правовой и общей к-ры насел-я. г) соц. условия - падение жизн.уровня насел-я, рост безработицы, стоимости жизни, соц.услуг самым непосредственным образом сказ-ся на уровне законности, провоцируя гр-н на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают нац. и соц.конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод. д) правовые условия – д-е законод-во д.б. достаточно полным, стабильным, обеспеч-ся высоким уровнем юрид.техники, необх-ми мех-мами реал-ии и охраны. е) состояние правовой науки, полнота и развитие в ней прогрессивных гуманист.идей, положений, научно-теоретических конструкций, эфф.деят-ть полит.руков-ва, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии полит.реш-ий, готовностью и умением соотв-х органов вести борьбу за укрепление законности.

2) Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

а) юридические гарантии 1. совок-ть закрепленных в закон-ве ср-тв, а также организац.-правовая деят-ть по их примен-ю, направл-ые на обеспеч-е законности, на беспрепятственное осущ-е, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Это формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение. 2. средства выявления, (обнаружения) правонарушений – деят-ть прокуратуры, органов предвар.расслед-я, КС и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных гос.органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. 3. средства предупреждения правонарушении - закрепленные в праве ср-ва, позволяющие предотвратить возм.правонарушения. 4. средства пресечения правонарушений – ср-ва, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод гр-н и орг-ий. 5. меры защиты и восст-я нарушенных прав, устранения последствий правонарушений - принудительное взыскание ср-тв на сод-е ребенка, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. 6. юр. ответственность - наказание лица, виновного в совершении правонарушения. 7. процессуальные гарантии реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. 8. правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражд. и уг. дел с целью всемерного укрепления законности.

б) организационные гарантии - различные мероприятия организац.хар-ра, обеспеч-ие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав гр-н. Это кадровые, организац.меры по созданию усл-ий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в стр-ре последних спец.подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

 

 

46. Правопорядок: понятие, соотношение с законностью и общественным порядком.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создаёт условия для организованности общественных отношений.делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Правопорядок – это правовое явл-е правомерного поведения, т.е. совокупный итоговый рез-т д-я мех-ма правового регулир-я, сост-го из 2-х компонентов – мех-ма правотв-ва и мех-ма реал-ии НП, основанных на Конституции и з-нах.

Необходимо различать реально сущ-ий ПП (итог ПР) - зависит от состояния общ.отн-ий в конкретных условиях, ур-ня полит. и правовой к-ры общ-ва, сост-я законод-ва, хар-ра законности и др., и правопорядок, к достижению ктр-го стремился закон-ль на том или ином этапе разв-я общ-ва (цель ПР).

ПП - порядок, обеспечивающий стаб-ть общ.жизни и соц.прогресс. ПП - единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Типология государства.

Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно- исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью) между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.

В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная” типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Место и роль теории ГП в системе социальных и юридических наук.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические;

2) естественные;

3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юр. науки — часть гум. наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юр. науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история полит. и правовых учений); - отраслевые юр. науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).

ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории гос-ва и права, в рез-те чего последняя вооружается общей методологией познания гос.-правовой действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких философских обобщений. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности.

Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития гос.-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно истор. метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юр. ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к гос.-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.034 с.)