Законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном



государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие

только данному государству.

Одновременно с понятием "правовая система" используется понятие "правовая семья". Этим

понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем,

которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути

правового развития, а нередко и г) понимания нормы права. Названные критерии позволяют

выделить те или иные правовые семьи.

В юридической литературе были предложены и иные критерии для классификации правовых

семей. Например, известный исследователь правовых систем мира, современный французский

ученый Р. Давид в свое время предложил для такой классификации два главных критерия:

1) идеологический, к которому он относил религию, философию, факторы экономической и

социальной структуры;

2) особенности юридической техники.

Исходя из указанных критериев Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую,

англо-саксонскую и социалистическую, полагая, что все остальные семьи, которые можно

вычленить, представляют собой модификацию этих трех семей.

Другие критерии для классификации были предложены немецким ученым К. Цвайгертом. Главным

критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным

понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой системы; своеобразие юридического

мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования;

идеологические факторы.

На данной основе К. Цвайгерт выделял восемь правовых семей, или, как он называл, "правовых

кругов": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право

ислама, индусское право, дальневосточное право.

Таким образом, своеобразие источников права и идеологические факторы признаются главными

критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.

Некоторые современные зарубежные ученые выделяют всего три главных источника социальных

норм - политику, право и религиозные традиции и на этом основании называют три типа правовых

систем (правовых семей): правление профессионального права; правление политизированного

права; правление религиозного права. Критерием данной типологии служит реализация принципов

"разделение властей" и "независимость судей".

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе

трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права;

структура права. Соответственно выделяются десять правовых семей: романс-германская; семья

общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская;

индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.

Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами,

которые можно обнаружить у отдельных групп семей.

В связи с этим в юридической литературе иногда выделяют внутри правовых семей группы

родственных правовых систем, например, в семье романо-германского права различают группу

романского права (Франция, Испания, Бельгия, Швейцария, Италия и др.) и группу германского

права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). В семье общего права различают группу английского

права и американскую правовую систему.

Ценность права

· Фетишизация. Фетиш – идол или талисман.

· Правовой нигилизм.

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С,С. Алексеев. Он

обосновал тезис о том, что право - это не только необходимость, но и социальное благо,

социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью,

нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его

социальную силу.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

 социальной ценностью;

 инструментальной ценностью;

 собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных

отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей

стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом

содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной

определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных

отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от

произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на

государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения

разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством,

церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит,

конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов

управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право

выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении

функционирования других социальных институтов - государства, социального управления, морали

и др.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент

цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества.

Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и

равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством

межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной

ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества,

противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.

Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти

выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой

организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и

его членов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.013 с.)