Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники (формы) права. Понятие и виды
В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права. Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им свойства общеобязательности. Можно считать формой права официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин "источник права" имеет несколько смысловых значений - основание права; его исходное начало; письменный документ; причина, факторы, действия; сила права. В 60-х гг. XX в. в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов "форма" и "источник" права. Предлагалось использовать понятие "форма права" вместо "источник права" (проф. А.Ф. Шебанов). Однако эта позиция не получила поддержки в науке, а вместо этого предлагалось уточнить термин "источник права" и называть его "юридически формальный источник права" (проф. С.А. Голунский, проф. С.Ф. Кечекьян, проф. М.С. Строгович, проф. С.Л. Зивс). Одновременно предлагалось выделять источники права: 1) в материальном смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой права. Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-в олевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками. В настоящее время термины "источник права" и "форма права" используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются юридические источники, или
источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Гойман). ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА:
1)Обычаи, обыкновения и традиции, сложившиеся в экономической социальной и политической жизни. 2)Судебные прецеденты или иная правотворческая деятельность судебных органов. 3)Религиозные книги, трактаты, священные писания. 4)Договоры НП содержания (международные договоры, ратифицированные государством; внутригосударственные договоры). 5)Правовые доктрины (это философско-правовые учения). 6)Общепризнанные принципы и нормы международного права.
Это 7 основных источников (форм) права, используемых в мировой практике. В РФ используются не все. Правовой обычай. Считается первым источником права. Это исторически сложившееся, в силу многократного применения, правило поведения ставшее общеобязательным и обеспечиваемое принудительной силой государства. Там, где обычное право является основным источником права, то совокупность этих обычных прав образует правовую семью (в первую очередь это относится к африканским гос-ам). Обычаи формировались в процессе жизненной практики. Считается, что первым возникло право, а не государство, в виде обычаев (появились как первые социальные регуляторы поведения людей). Мальцев, Туманов поддерживают эту точку зрения. Правовой обычай используется и в романо-германской, англо-саксонской и иных правовых семьях. У нас в ГП (ст.105), прописан в кодексе торгового мореплавания, в консульском кодексе. КП – первое заседание Госдумы открывает самый старейший по возрасту депутат (В.И. Долгих – открывал последний раз).
Договор нормативного содержание (договорное право). Отношение к договору, как к источнику права складывалось ещё в античности. В то время римские юристы рассматривали консенсус, договоренность между сторонами, как универсальный правообразующий фактор. С позиции современной теории права, нормативный договор представляет собой соглашение между сторонами путем учреждения взаимных прав и обязанностей. Т.е. это такой договор, который содержит нормы права. К таким относятся международные договоры, также внутригосударственные договоры. Приоритетным не только в международном, но и в конституционном, трудовом праве (т.е. в частном, а не только в публичном праве). Юридическая доктрина (или философско-правовое учение). -----теории и мнения юристов имели значение как источники права уже на раннем этапе развития государственности. В частности, в 4-5 вв н.э. был принят специальный закон, согласно которому учение известным в то время римских юристов (Гай, Ульпиан, Яволэн, Павел и пр.) признавались обязательными при принятии решения судьями. Судьи были обязаны перед принятием решения ознакомиться с учением этих юристов. Важное значение ПД имеют в мусульманской правовой семье; наряду со священными книгами используются ПД. В Китае учение Конфуция, Лао Цзы. У нас ПД не используется в качестве источника права. Судебные прецеденты. Палата Лордов, Высший апелляционный суд, Верховный суд. В РФ судебный прецедент не признается как источник права. Это документы правовые, но не нормативные. НПА как основные источники права континент правовой семьи. НАП – это изданный в установленном порядке акт управомоченного органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в котором устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неопределенное количество случаев применения. Принятие НПА происходит в установленном законе порядке. С точки зрения права НПА является наиболее совершенным источником права. В РФ. Не все являются источника ми права. В системе источников, закрепленных в К, главное место занимает сама К – основной закон. Включаются законы, подзаконные НПА – они составляют звеновой? Хребет. Все вместе они называются НПА. НПА характеризуются: содержат нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное количество случаев применения; все они являются письменным документом; НПА является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц; принимаются с соблюдением определенных процедур; В НПА выделяют законные и подзаконные акты. Законные: принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума; ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права; регулирует наиболее важные общественные отношения; закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке. Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.
Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения. В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы (или локальные) – это акты, издаваемые в пределах хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО, ЗАО, общественных объединений). Закон: понятие и виды Законы: *принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума; *ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права; *регулирует наиболее важные общественные отношения; *закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке. Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ. Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить. Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения. В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы. Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в- шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам. Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства. Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов: 1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции. 2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты: а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции; б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы; в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения; г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами; д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации; е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах
Федерального Собрания). 3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами. 4. Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера. 5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. 6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...". По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или регламента. 7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта. 8. Делегированное законодательство - новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами. В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии. В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств__
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.066 с.) |