Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению.



В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

 1. Коммуникативная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Мотивационная готовность.

4. Эмоционально-волевая готовность.

Коммуникативная готовность – умение строить адекватные системы отношения со взрослыми; умение общаться со сверстниками; отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Интеллектуальная готовность. Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность предполагает у дошкольника формирование начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить еѐ в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения новых признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Мотивационная готовность. Мотив – то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания. Система мотивов, определяющих желание ребѐнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить, какой мотив является доминирующим. У ребёнка, поступающего в школу, возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины выясняются индивидуально в каждом конкретном случае. Но, как правило, – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей-школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость. У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе». Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

Эмоционально-волевая готовность. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее в дошкольном возрасте, сопровождается разнообразными сильными эмоциональными переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Довольно сложная задача: найти выход чувству страха и тревоги, горю и гневу, любви и радости, чувствительности и любопытству. Дети находят множество решений, но, каким бы оно ни было, они все-таки переживают конфликт. Не все дети желают идти в школу, это объясняется:

· объективной неготовностью ребенка, он еще не наигрался;

· недостаточной или негативной информацией о школе;

· индивидуальными особенностями характера ребенка (ребенок робок, застенчив, необщителен).

· страхом.

Поэтому

1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.

2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

 5. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.006 с.)