Основные теории происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории происхождения государства



Материалистическая теория (Марксистская) основана на учении Маркса и Энгельса. С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, где и когда классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.

Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Патриархальная теория. Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом вцелом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Договорная теория происхождения государства получила распространение – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г.Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми психическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. 

 

5. Общие закономерности и специфические формы возникновения государства.

Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

 Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие  Г возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности— закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как профеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.004 с.)