Назначение и устройство рангоута. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и устройство рангоута.



 

Рангоут

 

Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Её длина – 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой.

 

На рисунке:


1 – топ мачты;

2 – бугель с обухами для крепления верхних концов вант;

3 – вантина;

4 – шкив для фала;

5 – ракс-бугель;

6 – бугель с гаком для крепления фока-галса;

7 – шпор мачты в оковке;

8 – коуш;

9 – крепление штерта к вантпутенсу (талрепный узел);

10 – вантпутенс.


 

 

Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты – в районе наметки (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса.

На верхний конец мачты – топ – в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фала (фока-фала).

Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4–6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши – металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

Фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

 

Реек – изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На концах реек имеет зарубки, с помощью которых полубензелями по рейку растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

 

На рисунке:


1 – реек:

2– шкала;

3– третная стропка;

4 – полубензели;

5 – зарубка на ноке рейка.


 

Рангоутный чехол

 

Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

 

На рисунке - рангоутный чехол:

1 – люверсы; 2 – сшитая часть чехла; 3 – петли (стропки).

 

 

Бегучий и стоячий такелаж.

 

Рангоут (мачта + реек) удерживаются и управляются такелажем. То есть различными веревками, стальными тросами и другими удерживающими устройствами (например, ракс-бугель) для управления парусами.

Бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.

Стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута.

 

Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.

 

На верхний конец мачты – топ – в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фала.

Фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

 

Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4–6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши – металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

 

Ракс-бугель – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

 

 

Конструкция весел.

 

Весло – вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла – 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.

 

На рисунке: 1 – рукоять; 2 – валёк; 3 – кожа; 4 – веретено; 5 – лопасть; 6 – оковка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.009 с.)