Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперимент по изучению внимания как ограниченных ресурсов умственного усилия с помощью вторичной зондовой задачи (Д. Канеман).
Оценка необходимой мощности с помощью зондовой задачи + объективный показатель – диаметр зрачка. Расширение зрачка = загруженность кратковременной памяти. Пауза 1 сек. Зондовая задача – различение букв в разные моменты времени (во время паузы, когда усилие человека максимально, расширение зрачка максимально, ошибки в зондовой задаче максимальны) От испытуемых требовалось выполнять одновременно две задачи. 1) преобразование цифрового ряда: испытуемый прослушивал последовательность из четырех цифр с частотой одна цифра в секунду, затем он должен был сделать паузу в одну секунду, после чего отчитаться преобразованным рядом, прибавив к каждой цифре первоначального ряда 1. 2) вторичная задача: А) В одном эксперименте это был ряд букв, быстро последовательно вспыхивающих и исчезающих, и испытуемые отслеживали появление на мониторе буквы «К». Б) В другом эксперименте испытуемым на короткое время предъявлялась одна-единственная буква, о которой испытуемый должен был отчитаться по окончании выполнения задачи преобразования цифрового ряда. Представлены четыре кривые: 1) реакция зрачка в задаче преобразования цифр; 2) средний процент пропусков буквы «К» в зависимости от времени ее предъявления; 3) средний процент неправильно названных букв в зависимости от времени их предъявления; 4) средний процент сбоев в задаче преобразования чисел в зависимости от времени зрительного предъявления буквы. Реакция зрачка и разные поведенческие показатели запасных ресурсов показывают схожую тенденцию, реакция зрачка немного запаздывает. Однако снижение продуктивности не является следствием расширения зрачка, физиологические и поведенческие измерения являются независимыми индексами текущего усилия, вкладываемого в первичную задачу. Другая важная особенность состоит в том, что продуктивность решения первичной задачи совершенно не зависит от временной позиции критического зрительного события. В экспериментах, отраженных в данном графике, буква, которая могла интерферировать с главной задачей, просто не воспринималась, и тем самым было защищено выполнение первичной задачи. Продуктивность выполнения зрительной задачи сильно падала во время паузы между двумя этапами задачи преобразования цифр, то есть в момент, когда испытуемый не был включен ни в прослушивание, ни в отчет. Это наблюдение показывает, что причиной перцептивного дефицита скорее служит умственное усилие, чем вовлечение в восприятие или внешний ответ.
3 главных результата: 1) существует ограничение на усилие, которое может быть распределено на разные задачи; 2) намерения субъекта осуществляют гибкое управление распределением этих ресурсов; 3) физиологические переменные, такие как размер зрачка, обеспечивают удобные показатели текущего уровня напряжения (усилия).
Варианты методики избирательного слушания и основные результаты исследований К.Э.Черри. Параметры анализа материала, поступающего по нерелевантному каналу. 1) Эксперимент с РК: Испытуемый слушает бинаурально (в оба уха поступают разные тексты, которые произносит один голос) => испытуемым потребуется 20-25 раз, чтобы понять, о чем тексты. ПС: на семинаре она делала акцент на том, что если испытуемым разрешают записывать, то они понимают тексты быстрее (хз, откуда это, не видела это в учебнике, но мало ли она спросит)))))) 2) Эксперимент с НРК: Испытуемый слушает тексты дихотически (в правое ухо одно сообщение, а в левое - другое). Во время эксперимента в НРК происходят какие-то изменения (смена языка, голос с мужского на женский). Испытуемые замечают только физические изменения голоса (не понимают смысл и не замечают смену языка, то, что текст дублируется, например) => текст в НРК анализируется по физическим признакам (замечают смену высоты голоса, смену голоса с мужского на женский). Тут важно сказать, что самый адекватный критерий разделения текстов - пространственный (справа слышу, а слева не слышу). 8. Эксперимент Смысловые характеристики. Наиболее развернутая критика модели Д.Бродбента - Э.Трейсман (начало 1960-х гг). Первые ее работы появились одновременно с публикацией результатов дипломного исследования Дж.Грея и Э.Уэддерберна.
Грей и Уэддерберн – испытуемым предъявлялись 3 цифры (как в исследовании Д.Бродбента), либо 3 слога (составляющих единое слово, пример: ре-аль-ный), либо 3 слова (составляющих вместе осмысленную фразу, пример: мышь ест сыр) – предъявление стимулов было “перекрестным” – испытуемые отчитывались по смыслу (объединение слогов и слов) Э.Трейсман – использовала сходный способ дихотического предъявления в задаче вторения (задала релевантный и нерелевантный каналы посредством инструкции). На релевантный канал предъявлялся текст для вторения (отрывки английской прозы), в какой-то момент текст продолжался на нерелевантном канале, а на релевантном начинался другой отрывок прозы. Испытуемые были склонны следовать за сообщением, которое начали повторять, даже после того, как это сообщение «уходило» на нерелевантный канал. Только через некоторое время испытуемые возвращались к вторению сообщения по релевантному каналу, не замечая своей ошибки. Отбором управляет не пространственное расположение источника сообщения (как предполагал Д.Бродбент), а смысловое содержание текста.
Изменяя содержание сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, Э.Трейсман выявила несколько закономерностей 1. Испытуемые замечают, если по релевантному и нерелевантному каналам подается один и тот же текст (если отстает от сообщения по релевантному каналу не более, чем на 5-6 с, опережает не более чем на 1-2 с) 2. Содержание сообщения, которое поступает по нерелевантному каналу, мешает вторению релевантного сообщения в зависимости от степени сходства между ними. Чем более сходны по содержанию релевантное и нерелевантное сообщения, тем больше интерференция между ними. Поступающая информация по нерелевантному каналу не блокируется полностью, только ослабляется.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.008 с.) |