Эксперимент по изучению внимания как ограниченных ресурсов умственного усилия с помощью вторичной зондовой задачи (Д. Канеман). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперимент по изучению внимания как ограниченных ресурсов умственного усилия с помощью вторичной зондовой задачи (Д. Канеман).



Оценка необходимой мощности с помощью зондовой задачи + объективный показатель – диаметр зрачка. Расширение зрачка = загруженность кратковременной памяти. Пауза 1 сек. Зондовая задача – различение букв в разные моменты времени (во время паузы, когда усилие человека максимально, расширение зрачка максимально, ошибки в зондовой задаче максимальны)

От испытуемых требовалось выполнять одновременно две задачи.

1) преобразование цифрового ряда: испытуемый прослушивал последовательность из четырех цифр с частотой одна цифра в секунду, затем он должен был сделать паузу в одну секунду, после чего отчитаться преобразованным рядом, прибавив к каждой цифре первоначального ряда 1.

2) вторичная задача:

А) В одном эксперименте это был ряд букв, быстро последовательно вспыхивающих и исчезающих, и испытуемые отслеживали появление на мониторе буквы «К».

Б) В другом эксперименте испытуемым на короткое время предъявлялась одна-единственная буква, о которой испытуемый должен был отчитаться по окончании выполнения задачи преобразования цифрового ряда.

Представлены четыре кривые: 1) реакция зрачка в задаче преобразования цифр; 2) средний процент пропусков буквы «К» в зависимости от времени ее предъявления; 3) средний процент неправильно названных букв в зависимости от времени их предъявления; 4) средний процент сбоев в задаче преобразования чисел в зависимости от времени зрительного предъявления буквы.

Реакция зрачка и разные поведенческие показатели запасных ресурсов показывают схожую тенденцию, реакция зрачка немного запаздывает. Однако снижение продуктивности не является следствием расширения зрачка, физиологические и поведенческие измерения являются независимыми индексами текущего усилия, вкладываемого в первичную задачу.

Другая важная особенность состоит в том, что продуктивность решения первичной задачи совершенно не зависит от временной позиции критического зрительного события. В экспериментах, отраженных в данном графике, буква, которая могла интерферировать с главной задачей, просто не воспринималась, и тем самым было защищено выполнение первичной задачи.

Продуктивность выполнения зрительной задачи сильно падала во время паузы между двумя этапами задачи преобразования цифр, то есть в момент, когда испытуемый не был включен ни в прослушивание, ни в отчет. Это наблюдение показывает, что причиной перцептивного дефицита скорее служит умственное усилие, чем вовлечение в восприятие или внешний ответ.

3 главных результата:

 1) существует ограничение на усилие, которое может быть распределено на разные задачи; 2) намерения субъекта осуществляют гибкое управление распределением этих ресурсов; 3) физиологические переменные, такие как размер зрачка, обеспечивают удобные показатели текущего уровня напряжения (усилия).

 

Варианты методики избирательного слушания и основные результаты исследований К.Э.Черри. Параметры анализа материала, поступающего по нерелевантному каналу.

1) Эксперимент с РК:

Испытуемый слушает бинаурально (в оба уха поступают разные тексты, которые произносит один голос) => испытуемым потребуется 20-25 раз, чтобы понять, о чем тексты.

ПС: на семинаре она делала акцент на том, что если испытуемым разрешают записывать, то они понимают тексты быстрее (хз, откуда это, не видела это в учебнике, но мало ли она спросит))))))

2) Эксперимент с НРК:

Испытуемый слушает тексты дихотически (в правое ухо одно сообщение, а в левое - другое). Во время эксперимента в НРК происходят какие-то изменения (смена языка, голос с мужского на женский). Испытуемые замечают только физические изменения голоса (не понимают смысл и не замечают смену языка, то, что текст дублируется, например) => текст в НРК анализируется по физическим признакам (замечают смену высоты голоса, смену голоса с мужского на женский).

Тут важно сказать, что самый адекватный критерий разделения текстов - пространственный (справа слышу, а слева не слышу).

8. Эксперименты Дж.Грея и Э.Уэддерберна и эксперименты Э.Трейсман с «перекрестом» для выявления особенностей переработки материала, поступающего по нерелевантному каналу.

Смысловые характеристики.

Наиболее развернутая критика модели Д.Бродбента - Э.Трейсман (начало 1960-х гг). Первые ее работы появились одновременно с публикацией результатов дипломного исследования Дж.Грея и Э.Уэддерберна.

Грей и Уэддерберн – испытуемым предъявлялись 3 цифры (как в исследовании Д.Бродбента), либо 3 слога (составляющих единое слово, пример: ре-аль-ный), либо 3 слова (составляющих вместе осмысленную фразу, пример: мышь ест сыр) – предъявление стимулов было “перекрестным” – испытуемые отчитывались по смыслу (объединение слогов и слов)

Э.Трейсман – использовала сходный способ дихотического предъявления в задаче вторения (задала релевантный и нерелевантный каналы посредством инструкции).

На релевантный канал предъявлялся текст для вторения (отрывки английской прозы), в какой-то момент текст продолжался на нерелевантном канале, а на релевантном начинался другой отрывок прозы. Испытуемые были склонны следовать за сообщением, которое начали повторять, даже после того, как это сообщение «уходило» на нерелевантный канал. Только через некоторое время испытуемые возвращались к вторению сообщения по релевантному каналу, не замечая своей ошибки.

Отбором управляет не пространственное расположение источника сообщения (как предполагал Д.Бродбент), а смысловое содержание текста.

 

Изменяя содержание сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, Э.Трейсман выявила несколько закономерностей

1. Испытуемые замечают, если по релевантному и нерелевантному каналам подается один и тот же текст (если отстает от сообщения по релевантному каналу не более, чем на 5-6 с, опережает не более чем на 1-2 с)

2. Содержание сообщения, которое поступает по нерелевантному каналу, мешает вторению релевантного сообщения в зависимости от степени сходства между ними. Чем более сходны по содержанию релевантное и нерелевантное сообщения, тем больше интерференция между ними.

Поступающая информация по нерелевантному каналу не блокируется полностью, только ослабляется.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.008 с.)