Человек как часть биосферы и космическое существо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как часть биосферы и космическое существо.



Более широкое толкование биосферы дал Владимир Иванович Вернадский (1864-1945): "организованная, определенная оболочка земной коры, сопряженная с жизнью". "Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни".

Вернадский в своем учении о биосфере изучал не жизнь с биологической точки зрения, а живое вещество как совокупность живых организмов, населяющих нашу планету, участвующее в планетарных процессах. Исключительна роль живого вещества в создании атмосферы.

Наиболее активную роль в биосфере выполняет человечество, являющееся частью биосферы. С развитием науки и техники оно получает все большие возможности вмешательства в естественные процессы развития природы. За сравнительно короткий геологический период, прошедший после появления первых орудий труда, человечество до неузнаваемости изменило лик планеты. Вмешательство в биосферу стало особенно разрушительным в последнее столетие.

В XX веке темп роста населения резко увеличился. Колоссальный рост потребления энергии человечеством можно назвать энергетической наркоманией. Выбросы в атмосферу углекислого газа теплоэлектростанциями приводит к парниковому эффекту и потеплению климата, что грозит подъемом уровня мирового океана, затоплением огромных территорий и расширением районов пустынь. Леса уничтожаются болезнями, лесными пожарами, вырубками. Истощается плодородие почв.

Взглянем на эту ситуацию с позиции теории самоорганизации.

Биосфера является открытой, диссипативной и нелинейной системой. Биосфера по определению непрерывно обменивается энергией и веществом на всех уровнях; она рассеивает поступающую и вырабатываемую энергию, то есть является диссипативной системой.

Происходящие в настоящее время негативные процессы, обусловленные деятельностью человека, выводят биосферу из состояния равновесия, переводят ее в нелинейный режим функционирования. Приближается точка бифуркации, предполагающая развитие ситуации по нескольким возможным направлениям.

Предстоящая эпоха вслед за эпохой науки должна стать эпохой морали. Альтернативой является гибель человечества.

Вернадский понимал неизбежность перехода биосферы в качественно новое состояние. Это новое состояние он назвал ноосферой. По Вернадскому ноосфера – это биосфера, преобразованная трудом человека и его мыслью. Вернадский строил оптимистические прогнозы перехода биосферы в ноосферу и выделил для этого необходимые предпосылки: единство человечества, обеспечиваемое обменом информации; реальное равенство людей на планете; поднятие уровня жизни человека как средство обеспечения этого равенства, исключение войн из жизни общества. Концепция ноосферы, носящая моральный характер, сегодня вновь широко обсуждается.

Идеи о связи человека с космосом существуют с начала возникновения духовной культуры во всех ее областях – от мифологии и религии до современной науки. Идеи космической сущности человека породили пантеоны Богов в Древней Греции, астрологию, суеверия, вошли в религиозные представления, стали важной частью современного научного мировоззрения и культуры.

На связь солнечной активности с процессами, проистекающими в биосфере, указал основатель гелиобиологии известный русский ученый Александр Леонидович Чижевский, который установил существование биоритмов. Человеческий организм как бы "подстраивается" к ритмам биосферы, которые диктуются Солнцем. Чижевский указал на связь солнечной активности с возникновением эпидемий на нашей планете.

На единство человека со всем мирозданием указывает так называемый антропный принцип: Вселенная такова, какой мы ее видим, поскольку мы существуем в ней, сформулированный в 1958 году Г.М.Идлисом.

Идеи космизма проникли и в психологию. Создатель "аналитической психологии" швейцарский ученый Карл Густав Юнг (1875-1961) высказал идею, что в психике человека существуют слои "коллективного бессознательного", где хранится древнейший опыт всего человечества, связывающий человека со всем человечеством, с Природой и Вселенной.

Идеи связи человека с космосом особенно близки русскому народу. Они нашли свое отражение в творчестве Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.С. Соловьева, А. Белого и многих других выдающихся представителей русской культуры, рассматривающих мир как живой организм, когда моральные категории оказываются выше любых других.

Эйнштейн

 

Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879-1955) родился в еврейской семье владельца мелкой фабрики.

В девятилетнем возрасте Альберта отдали в гимназию в Мюнхене. Зубрежка. Называли Эйнштейна “туповатым парнем”.

В руки попал учебник геометрии. Мальчик был поражен строгостью и гармонией мысли Евклида, сходством геометрии с музыкой, с произведениями его любимого Моцарта.

Неплохо играл на скрипке, любимое увлечение на всю жизнь.

Математика захватила его, и Альберт стал первым в классе по этому предмету, относясь к другим кое-как.

Цюрихский Политехникум.

Женился на своей сокурснице.

Спокойная семейная жизнь.

Эйнштейн смог количественно описать движение мельчайших взвешенных частиц броуновского движения.

Докторская диссертация “Новое определение размеров молекул” - степень доктора философии.

В статье Эйнштейна, посвященной квантовой теории излучения, гипотетическим квантам Планка приписывалась вполне определенная физическая реальность. Статья называлась “Об одной эвристической точке зрения на происхождение и превращение света”.

Точка зрение Эйнштейна оказалась определяющей новые пути познания мира, пути квантовой механики.

Статья “К электродинамике движущихся сред”.

В этих двух великих статьях были сосредоточены результаты многолетних раздумий гениального мыслителя, изменившего Ньютоновскую картину мира. Бессо предложил назвать новый взгляд на мир теорией относительности. Это название и было принято Эйнштейном.

После прочтения статей Эйнштейна Планк сразу же написал автору письмо.

Первое публичное чтение Эйнштейном лекции по теории относительности состоялось в … столовой профессионального союза бернских официантов.

Имя Эйнштейна становилось вместе с тем все более известным, и в 1908 году он получил предложение должности приват-доцента Бернского университета, которая предполагала чтение необязательного для студентов курса лекций без оплаты.

Летом 1909 Эйнштейн сделал доклад о природе света на 81-м съезде немецких натуралистов в Зальцбурге. На этом съезде состоялась первая встреча юного Эйнштейна с Планком. Их объединяло главное – научные позиции, взаимные симпатии и музыка, бывшая для Планка родной стихией. Эйнштейн покидает патентное бюро и получает назначение экстраординарным профессором Цюрихского университета.

В сентябре этого года в Брюсселе встретились Резерфорд, Кюри, Планк, Нернст, Лоренц и другие крупнейшие ученые. Эйнштейн был самый молодой среди них.

В 1912 Эйнштейн вернулся в Швейцарию и занял профессорскую кафедру в цюрихском Политехникуме.

Через два года Эйнштейн переезжает в Берлин (переехать в Берлин Эйнштейна уговорил Планк, видевший в нем своего соратника и подготовивший этот переезд во всех отношениях). Работа над общей теорией относительности вошла в завершающий этап.

Эйнштейн сделал решающий шаг в построении общей теории относительности – теории тяготения

К Эйнштейну пришла мировая слава. Университеты и академии многих стран наперебой приглашали его прочитать лекции. Эйнштейн принимает решение отправиться в научное турне. Он читает лекции в Лейдене, затем в Праге, откуда отправляется в Америку.

Эйнштейн мечтал о создании еврейского университета в Палестине, разработал план совместного арабо-еврейского управления территориями, на которых проживают вместе евреи и арабы. После Америки путь Эйнштейна лежал в Англию, затем во Францию, а потом в Индию и Китай. Во время пребывания Эйнштейна в Шанхае пришло известие о присуждении ему Нобелевской премии по физике за предыдущий 1921 год. Премия присуждалась “за открытие закона фотоэлектрических явлений и за другие работы в области теоретической физики”.

Зиму Эйнштейн провел в Японии и в феврале 1923г. вернулся в Берлин, посетив по пути Палестину, Марсель и Мадрид.

Осенью 1930 Эйнштейн во второй раз побывал в США с чтением лекций в Пасадене (Калифорния). Там произошла его встреча с Майкельсоном, которому было уже семьдесят девять лет. Так случилось, что через несколько недель Эйнштейн провожал в последний путь человека, чьи научные исследования стали отправной точкой в создании теории относительности.

Возвращение в Европу после этой поездки было недолгим. В 1933 он окончательно эмигрирует в Соединенные Штаты. Годы жизни в Америке отмечены пацифистской деятельностью Эйнштейна, лекциями и публикациями по проблемам теории относительности. Замечательна его переписка с Н. Бором по вопросу о вероятностном толковании квантовой и волновой механики, известная как дискуссия "Играл ли Бог в кости при сотворении Мира".

В последние годы Эйнштейн вел довольно замкнутый образ жизни. В Принстон, где жил Эйнштейн, приехал молодой польский физик Л. Инфельд, работавший с Эйнштейном с 1936г. по 1938г. Ими совместно написана ставшая знаменитой книга “Эволюция физики”, вышедшая в 1938г.

Эйнштейн всегда говорил, что не боится смерти. Перед кончиной он сказал: “Свою задачу на Земле я выполнил”. По его завещанию прах великого ученого развеяли по ветру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.008 с.)