Основные черты монополистической конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты монополистической конкуренции



Основоположником теории монополистической конкуренции является американский экономист Э. Чемберлин (1899-1967). Он опубликовал в 1933 г. работу «Теория монополистической конкуренции», в которой изложил основные принципы своей теории.

Строго говоря, в реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии и совершенной конкуренции можно оценить, исследуя две характеристики:

а) кривую спроса отдельной фирмы и б) возможность входа иных фирм в отрасль. Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Иными словами, спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции. Характерные черты рынка:

Ø Количество фирм в отрасли. Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного числа небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не тождественные товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Что из этого следует? Во-первых, отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм.

Ø Дифференциация товара. При монополистической конкуренции фирмы выпускают товар, отличающийся от продукта конкурента. Например, все чаеразвесочные фабрики выпускают чай, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется дифференциацией товара. Продукты являются дифференцированными тогда, когда, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому положению, наличию информации и/или субъективному восприятию, товары одной фирмы имеют явное предпочтение, среди конкурирующих продуктов при данной цене. Главной отличительной чертой дифференцированной продукции является возможность повышения цены, при котором не упадет объемом продаж.

Дифференциация бывает двух типов. Дифференциация первого рода может базироваться на определенных особенностях продукта, таких как особые запатентованные свойства:

Ø фабричные марки;

Ø фирменные названия;

Ø своеобразие тары или упаковки;

Ø индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, стилю.

Дифференциация второго рода может существовать в отношении условий сопутствующих продаже товара, т.е. в розничной торговле. В сфере обращения факторами дифференциации являются:

Ø местоположение продавца;

Ø каналы распространения товара;

Ø общая атмосфера или стиль торгового заведения;

Ø определенная манера ведения дел, репутация.

Эти неосязаемые факторы у каждой фирмы свои и покупатель приобретает их «как бы» вместе с товаром или услугой. Таким образом, если учесть дифференциацию первого и второго рода, то увидим, что все товары и услуги отличаются хотя бы частично. За это «своеобразие», которым фирмы монополистические конкуренты монопольно владеют путем патентов, повышаются цены на товары. В силу того, что «своеобразие», существует в узких пределах (цена не может быть значительно повышена, т.к. потребители предпочтут продукцию конкурентов), монопольная власть фирм на этом рынке ограничена. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.

Отсюда и название этого рынка монополистическая, но не монопольная конкуренция.

Ø Неценовая конкуренция. (non - price competition) При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.

Ø Свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для внедрения новой фирмы в отрасль.

Итак, все изложенное позволяет выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции.

1. В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным числом соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможную реакцию на изменение цены своего товара.

2. Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара и кривая спроса отдельной фирмы имеет «падающий» характер. Это «монополистическая» часть модели. Однако кривая спроса данной фирмы довольно эластична, поскольку товары, реализуемые другими фирмами, являются близкими заменителями товара, производимого этой фирмой. «Падающий» характер кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде.

3. Существует довольно свободный вход иных фирм в отрасль и выход из нее. Это, как известно, должно приводить к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.

Ограничения модели монополистической конкуренции. С применением модели монополистической конкуренции к реальному миру существуют некоторые сложности:

Ø Информация может быть несовершенной. Фирмы не войдут в отрасль, если они не осведомлены о том, какая чистая экономическая прибыль там зарабатывается, или если они недооценивают спрос на конкретный товар, который они собираются продавать.

Ø В силу того, что фирмы в отрасли производят дифференцированные товары, невозможно, вывести кривую спроса для отрасли в целом. Поэтому анализ этого типа конкуренции вынужден ограничиваться уровнем фирмы.

Ø Фирмы, вероятно, отличаются друг от друга не только товаром, который они производят или услугами, которые они предлагают, но также своими размерами и структурой издержек. Более того, вход в отрасль может не быть полностью неограниченным. Два магазина не построишь точно на одном и том же месте — скажем, на оживленной улице. Поэтому, хотя типичная, или «репрезентативная», фирма в долгосрочном периоде может зарабатывать только нормальную прибыль, другие фирмы могут быть в состоянии зарабатывать долгосрочные сверхприбыли. Они могут обладать преимуществом в издержках или производить товар, который невозможно совершенным образом повторить.

Ø Одной из самых больших проблем монополистической конкуренции является то, что она сосредотачивает внимание на решении о цене и объеме производства. На практике максимизирующая прибыль фирма в условиях монополистической конкуренции также должна принять решение о точном ассортименте продукции, которую она будет производить, и о том, сколько она потратит на ее рекламу. Это приведет фирму к участию в неценовой конкуренции.

 

8.2. Ценообразование при монополистической конкуренции

 

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (D) параллельна оси абсцисс, то при монополистической кон­куренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. D на рис. 42).

 

Рис. 42. Монополистическая конкуренция

 

Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг). Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рc, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рm (см. рис. 1). В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конку­ренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то при монополистической конкуренции Р > МС (см. рис. 43).


 

 

Рис. 43. Монополистическая конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде.

Легко заметить, что Рm > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Р = АС. Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей.

Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вкусы потребителей.

 

Неценовая конкуренция

 

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот (и головной боли) при его потреблении.

Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рис. 44 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции — Q1.

В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < АС1).

Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

 

 

Рис. 44. Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламы утверждают, что она является важным правом для фирм. Более того, она приносит некоторые специфические выгоды и для потребителя:

Ø Реклама информирует потребителей о доступных товарах.

Ø Реклама может быть необходима для представления новых товаров. Без нее фирмам будет трудно прорваться на рынки, где действуют известные брэнды. Другими словами, это средство разрушения барьеров для входа в отрасль.

Ø Она может способствовать продвижению товара, помогая фирме подчеркнуть специфические особенности ее продукции.

Ø Она может стимулировать ценовую конкуренцию, если цены занимают в рекламе видное место.

Ø За счет увеличения продаж она может позволить фирме выиграть на экономии от масштаба, которая, в свою очередь, поможет снизить цены.

Однако противники рекламы заявляют, что реклама создает серьезные издержки для потребителя и для общества в целом:

Ø Реклама предназначена для того, чтобы убеждать людей покупать товар. Покупатели не обладают полной информацией и поэтому их можно обманом заставить покупать товары, которые могут быть более плохого качества, чем не рекламируемые товары.

Ø Дефицит определяется как превышение человеческих желаний над средствами их выполнения. Реклама используется, чтобы создавать желания. Поэтому можно считать, что она увеличивает дефицит. Она увеличивает материализм.

Ø Реклама стоит денег: она использует ресурсы, которые в противном случае использоваться для производства большего количества товаров.

Ø Если нет никакой экономии от масштаба, затраты на рекламу будут иметь тенденцию увеличивать цену, которую платит потребитель. Даже если фирма обладает потенциальной экономией от масштаба производства, она может удерживаться от расширения своих продаж за счет ответной рекламы со стороны своих конкурентов.

Ø Реклама может воздвигать барьер для входа в отрасль новых фирм, вырабатывая лояльность к определенным брэндам, относящимся к товарам действующих фирм. Новые фирмы могут быть не в состоянии позволить себе большие рекламные расходы, необходимые для создания образа новой торговой марки, в то время как существующие фирмы могут распределить затраты на свою рекламу среди уже существующих больших объемов своих продаж. Другими словами, присутствует экономия от масштаба в рекламе, которая действует как барьер для входа в отрасль.

Ø Люди постоянно попадают под воздействие рекламы по телевизору, в журналах, на рекламных стендах и т.д. и часто находят ее раздражающей, безвкусной и неприглядной. Поэтому реклама несет издержки для общества в целом. Эти издержки являются внешними для фирмы, т.е. они не стоят фирме никаких денег и поэтому обычно самой фирмой игнорируются.

Совершенная конкуренция, чистая монополия и монополистическая конкуренция не исчерпывают многообразие типов рыночных структур. Поэтому в следующей теме мы продолжим знакомство с ними.

 

Материалы для самостоятельной работы

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1. Дайте определение дифференциации продукта?

2. Что такое неценовая конкуренция?

3. каковы издержки монополистической конкуренции?

4. Дайте определение положительных черт монополистической конкуренции?

5. Охарактеризуйте положительные и отрицательные сторон рекламы?

 

Тестовые задания

Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может:

1. повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

2. повысить цену на продукт, увеличив спрос на него

3. снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

4. (!) повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

 

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

1. на рынке действует ограниченное число фирм

2. фирма обладает рыночной властью

3. (!) нет препятствий входу на рынок и выходу с рынка новых фирм

4. производится стандартная продукция

 

Фирмы применяют продуктовую дифференциацию для того, чтобы:

1. (!) увеличить свою рыночную власть

2. облегчить потребителям возможности для оптимизации выбора

3. добиться более полного удовлетворения потребностей потребителей

4. соответствовать требованиям глобальной конкуренции

 

Тип рынка, на котором функционируют от 25 до 50 предприятий:

1. олигополия

2. чистая конкуренция

3. монополия

4. (!) монополистическая конкуренция

 

Общей характеристикой олигополистического и монополистического конкурентного рынка является:

1. барьеры входа в отрасль новых фирм трудно преодолимы

2. действует большое количество продавцов и покупателей товара

3. (!) продаётся только дифференцированный продукт

4. отсутствует кривая предложения фирмы

 

Рынок монополистической конкуренции схож с рынком абсолютной монополии в том, что:

1. фирмы контролируют отраслевой рынок

2. фирмам гарантировано получение экономической прибыли

3. (!) фирмы обладают рыночной властью

4. на рынке действуют только небольшие фирмы

 

Отличительной чертой модели монополистической конкуренции является:

1. (!) наличие на рынке дифференцированного продукта

2. присутствие на рынке большого множества фирм

3. отсутствие возможности влияния отдельной фирмы на цену товара

4. отсутствие барьеров для притока других капиталов

 

Специфику рынка монополистической конкуренции характеризует:

1. различия в издержках производства

2. несовпадение преследуемых фирмами целей

3. (!) различия в наборе предоставляемых фирмами дополнительных услуг

4. заданность цен конкурентов

 

Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может:

1. повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

2. повысить цену на продукт, увеличив спрос на него

3. снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

4. (!) повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

 

Фирмы применяют продуктовую дифференциацию для того, чтобы:

1. (!) увеличить свою рыночную власть

2. облегчить потребителям возможности для оптимизации выбора

3. добиться более полного удовлетворения потребностей потребителей

4. соответствовать требованиям глобальной конкуренции

 

Методом неценовой конкуренции не является:

1. (!) применение системы скидок к цене товара

2. проведение агрессивной рекламной кампании

3. совершенствование внешнего вида продукции

4. внедрение системы послепродажного обслуживания

 

На рынке монополистической конкуренции:

1. отдельный покупатель может влиять на цену продукции

2. фирмы не пользуются рекламой

3. (!) производители имеют одинаковый доступ к информации

4. фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка

 

Для потребителей монополистическая конкуренция выгодна тем, что:

1. (!) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализации вкусов потребителей

2. фирмы производят оптимальный объем продукции

3. ожесточенная ценовая война между фирмами на руку потребителям

4. использование ресурсов наиболее эффективно

 

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет:

1. (!) к исчезновению экономической прибыли

2. к превышению цен над средними издержками

3. к постоянному увеличению притока нового капитала в отрасль

4. к превышению предельных издержек над рыночными ценами

ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ

 

Основные черты олигополии

 

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.077 с.)