Так о чём же получается сказ. Только ли о том, что русские искуснее англичан. Мог ли лесков сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так о чём же получается сказ. Только ли о том, что русские искуснее англичан. Мог ли лесков сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера.



Предметный результат

понимание ключевой проблемы изучаемого произведения;

- понимание связи произведения с эпохой написания;

- понимание авторской позиции

 

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведения.

Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения.

Личностные: любовь к Родине (большой и малой).

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Межпредметные связи: история, литература, культура речи...

 

Ход урока

«…там, где стоит "левша",

надо читать "русский народ".

Н.С. Лесков

"У него хоть и шуба овечкина,

 так душа человечкина".

Н.С. Лесков

Учитель: В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова.

(СЛАЙД )“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю... ”, – говорил Николай Семёнович Лесков. Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться познать истину...

Давайте и мы с вами сегодня на уроке литературы попытаемся найти ту истину, которую автор Лесков выражает в своем знаменитом сказе.

Появление сказа “Левша” почти сразу же вызвало отклики в прессе. Однако критика не приняла рассказа, творческие поиски Лескова оказались ей непонятны. Его обвиняли в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца”. Говорили, что таким изображением автор принижает русский народ. Такая оценка объяснялась,прежде всего тем, что критики не заметили тонкостей построения текста, не вчитывались, отсюда – суровые оценки.

Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан?Мог ли Лесков сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера?

Цель нашего урока - ответить на эти непростые вопросы.

А назвать урок хотелось бы так:

“Мы к своей родине привержены” (запись темы).

(слайд: Эпиграф, тема)

II Вступительная беседа

-Кому из героев сказа принадлежат эти слова?

Как вы понимаете выражение привержены? Какого человека можно считать приверженным к своей родине? Как называют людей, приверженных к своей родине?

Почему человек должен любить свою страну?

Актуализация прежних знаний.

Н.С. Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово "Сказ". Что это такое? Как вы определили жанр сказа? (Предварительное задание в группе: (см.ПРИЛОЖЕНИЕ.  Ученики делают выводы, опираясь на таблицу, затем эти выводы сравниваются с жанровым определением сказа – на слайде)

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

 Что вызывало затруднение при чтении текста сказа? С чем это связано?  (ответы учеников)

Кем является рассказчик, повествователь?

 ( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

 

В сказе звучит тема истинной любви к своей Родине: со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о талантливых русских людях).                 Давайте вспомним их (игра «Узнай литературного героя»- видеофр.)

Александ Павлович

 «Объездил он все страны и везде через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

 

Платов

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного учения нет… у английских мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…».

Николай Павлович

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»

«Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы поставили!»

 

В ходе беседы о А.П.  приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т.к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное)

(А.П. – портрет снимается)

Предметный результат

понимание ключевой проблемы изучаемого произведения;

- понимание связи произведения с эпохой написания;

- понимание авторской позиции

 

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведения.

Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения.

Личностные: любовь к Родине (большой и малой).

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Межпредметные связи: история, литература, культура речи...

 

Ход урока

«…там, где стоит "левша",

надо читать "русский народ".

Н.С. Лесков

"У него хоть и шуба овечкина,

 так душа человечкина".

Н.С. Лесков

Учитель: В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова.

(СЛАЙД )“Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказать всё то, что я считаю за истину и благо; если я не могу этого сделать, я литературы не ценю... ”, – говорил Николай Семёнович Лесков. Писатель был убеждён, что литература призвана поднимать дух человеческий, стремиться познать истину...

Давайте и мы с вами сегодня на уроке литературы попытаемся найти ту истину, которую автор Лесков выражает в своем знаменитом сказе.

Появление сказа “Левша” почти сразу же вызвало отклики в прессе. Однако критика не приняла рассказа, творческие поиски Лескова оказались ей непонятны. Его обвиняли в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца”. Говорили, что таким изображением автор принижает русский народ. Такая оценка объяснялась,прежде всего тем, что критики не заметили тонкостей построения текста, не вчитывались, отсюда – суровые оценки.

Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан?Мог ли Лесков сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера?

Цель нашего урока - ответить на эти непростые вопросы.

А назвать урок хотелось бы так:

“Мы к своей родине привержены” (запись темы).

(слайд: Эпиграф, тема)

II Вступительная беседа

-Кому из героев сказа принадлежат эти слова?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.012 с.)