Тема № 2. Морфология как раздел русского языка. Грамматические категории. Нормы употребления различных частей речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Морфология как раздел русского языка. Грамматические категории. Нормы употребления различных частей речи.



 

Морфологические нормы – это нормы, связанные с правильным образованием и употреблением форм слов.

 

Имя существительное

    Род существительных в большинстве случаев определяется по формальным признакам. Однако иногда встречаются затруднения в его определении. В таких случаях следует руководствоваться следующими правилами:

 

    1. У небольшой группы существительных есть дублетные формы рода, обычно мужского и женского, например: банкнот – банкнота, георгин – георгина, зал – зала, жираф – жирафа и др. Первый вариант каждой пары более распространен в речи.

    2. Следует запомнить род некоторых существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, например: картофель, лебедь, табель, толь, тюль, шампунь и др. (мужской род); вуаль, голень, бутыль, мозоль, прорубь и др. (женский род).

    3. В русском языке есть значительная группа существительных общего рода типа белоручка, заводила, задира, невежа, невежда, неряха, плакса, сирота, тихоня и т. д. Род этих существительных определяется контекстом: Петя Касьянов – круглый сирота; Маша Иваненко – известная задира.

 

    4. Нельзя относить к существительным общего рода слова типа врач, адвокат, математик, брокер, директор, менеджер, геолог, педагог и др., используемые для обозначения лиц женского пола. Согласно норме, эти слова в любом контексте остаются существительными мужского рода: выдающийся физик Кюри-Склодовская, опытный врач Смирнова и т. п. В разговорной речи сказуемое при таких словах чаще всего употребляется в форме женского рода: Исследователь Филимонова поехала в Ярославский музей-заповедник; Опытный адвокат выступила с речью в защиту подсудимого.

 

    5. При определении рода несклоняемых нарицательных существительных иноязычного происхождения рекомендуется учитывать следующее:

  а) существительные, называющие животных, птиц, относятся к мужскому роду: какаду, кенгуру, фламинго, шимпанзе (эти слова употребляются в женском роде лишь при обозначении самки, например: кенгуру родила детенышей);

  б) существительные, называющие неживые предметы, относятся к среднему роду: бра, жалюзи, кимоно, пенсне, шасси, эмбарго и др.;

  в) существительные, обозначающие лиц, получают род по половому признаку: денди, крупье (мужской род); леди, мисс, фрау (женский род). Отдельные иноязычные существительные, называющие лиц, относится к общему роду: инкогнито, протеже, визави.

 

 

Существуем много исключений!

 

 

Задание 2. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

1  Вариант: 1) Он дал очень коротк… интервью журналисту. 2) Повесили занавески из бел… (тюль). 3) Артисты совершили последн… в этом году турне. 4) Мой братишка – больш… недотрога, а сестренка – больш… плакса. 5) По радио передали важн… новость. 6) Красив… бра (создавать) дополнительное освещение. 7) Городск… автоматическая телефонная станция (увеличить) количество абонентов. 8) Обвиняемый предъявил стопроцентн… алиби. 9) Солнечн… Баку (утопать) в зелени. 10) Она не заметила, как натерла огромн… мозоль на ноге.

 

2 Вариант: 1) Избран… жюри (просмотреть) всю программу. 2) Они заключили между собой двусторонн… пари. 3) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 4) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 5) В зоопарке я видел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. 6) Легков… такси идет быстрее грузов… 7) На ринге (работать) французск… рефери. 8) На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро. 9) Ровн… широк… шоссе (связать) поселок с городом. 10) «Тайм» (опубликовать) интересную статью.

 

 

Тема № 3. Культура речи.

Задание № 3.

Ролики в РЭШ (задание по роликам)

Перечислить:

-Основные жанры разговорной речи

-Особенности речи

-Невербальные средства общения

-Культура публичной речи

Публичная речь – это…

Как подготовиться к публичной речи?

Задание № 4. Написать рецензию по данному тесту.

Что такое хорошая речь? (домашнее задание)

Несложно сформулировать, что такое плохая речь — она нарушает те или иные нормы. Хорошая речь поддаётся определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труд­нее сказать, что для неё необходимо. Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к художественному произведе­нию. Как никакая наука не может доказать, что стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек — прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны.

Однако чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем просто речь правильную, бога­тую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти качества поддаются описанию. Пра­вильная речь — это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматиках и словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность сло­ва или выражения. Богатая речь — это боль­шой словарный запас и разнообразие синтак­сиса; и то и другое вполне поддаётся точному учёту. Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет пользовать­ся языковыми средствами, употребляет их умест­но. Уместность эту мы чувствуем, но определить и сформулировать её нелегко.

Грамотность — элементарное, предваритель­ное условие хорошей речи. Если человек гово­рит зв о нит вместо звон и т или благодаря его вместо благодаря ему речь его нельзя считать хорошей. Казалось бы, какая разница! Всё рав­но понятно, о чём идёт речь. Однако это не так. Во-первых, понятно не всегда: синтаксические и грамматические ошибки часто порождают двусмысленности. Во-вторых, любая неправиль­ность заставляет слушающего делать над собой усилие: понимать такую речь сложнее. Так же раздражает слишком быстрая или невнятная речь: невежливо заставлять собеседника напря­гаться, но пустякам.

Первое условие того, что человек умеет го­ворить, — стилистическая чуткость. Это значит: он говорит так, как следует в данной обстанов­ке. Язык как одежда: человек в резиновых са­погах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при гал­стуке у костра на рыбалке

Второе условие. Чувство такта (а иногда и чувство самосохранения) требует принять в рас­чёт и собеседника (разговаривать с директором школы так же, как с одноклассником, небезопас­но). Изысканные аристократические обороты уместны, если слушатель думает: «Это человек нашего круга» или «Видно, что юноша из хо­рошей семьи», и неуместны, если собеседник злится: «И чего он выпендривается».

Третье (и, пожалуй, главное) условие. Чтобы хорошо говорить, нужно владеть речью, как скульптор — резцом или фехтовальщик — шпа­гой Анна Андреевна Ахматова говорила: «Вос­питанный человек никого не обижает случай­но. Он обижает только намеренно». Это касается и слов, они могут быть двусмысленны, обид­ны, нелепы, но только умышленно и никогда случайно.

Владение речью предполагает прежде всего богатый словарный запас. Если человеку нечем выразить восхищение, кроме междометий или восклицания Ну даёт! Круто! его речь вряд ли найдет слушателей. Человек с богатым словарным запасом ощущает разницу между близки­ми по значению словами и выражениями — раз­ницу и смысловую, и стилистическую. Умение выдержать стиль необходимо, чтобы речь бы­ла точной и не резала ухо

Не менее важно и богатство интонаций. Опыт­ный рассказчик, например, чувствует, когда нужно сделать эффектную паузу, а когда — по­низить голос. Он умеет лёгким движением тона выделить чужую речь или произнести чеканную формулировку так, чтобы она врезалась в память.

Есть, конечно, вещи, которых делать нельзя. Верный признак дурной речи — привязчивые словечки, слова-паразиты вроде значит, ну, это самое. Они допустимы только как пародия, когда рассказчик говорит от лица косноязычного пер­сонажа. Но пародия тоже должна быть умест­ной. Портят речь и шаблонные словосочетания (если они не обыгрываются специально): про­цесс духовного возрождения, люди в белых ха­латах, рост благосостояния.

Грубость речи — приём неумелых. Его ис­пользуют лишь те, кто не умеет иначе убедить слушателя или уничтожить противника. «Юпи­тер, ты сердишься, значит, ты не прав» — это понимает любой слушающий.

Всегда плохо и нарушение чувства меры. Ес­ли человек всё время пытается острить или сы­пать парадоксами, он выглядит навязчивым. Если он говорит слишком возвышенно, кажет­ся неискренним. Если же просто говорит слиш­ком много — быстро наскучит слушателям. «Ни­чего слишком» — это древнее правило касается и речи. Хорошо, когда культуру речи вы усвоили в се­мье, — а если нет? Как исправить свою речь? Для этого необходимо прислушаться к тому, как говорите вы сами и как говорят другие: легче всего учиться, подражая тому, кто говорит сво­бодно и чисто. Другое средство — больше чи­тать, особенно писателей-классиков: их язык, конечно, не во всём совпадает с современным, но по-прежнему во многом остаётся эталоном. Наконец, есть специальные книги, описываю­щие самые частые ошибки. Они подскажут, на что нужно обратить особое внимание.

Умение говорить ценилось во все века и у всех народов. Но только в Древней Греции, а затем в Древнем Риме убедительной речи ста­ли учить (см. статью «Язык создаёт красоту»). Учили, конечно, главным образом публичному красноречию: риторов (ораторов) специаль­но нанимали, чтобы подготовить речь в суде или в народном собрании. Но и обычной, бы­товой речи тоже учили. Мы до сих пор называ­ем греческим словом лаконизм (от греч. «lakonismos») умение говорить точно, кратко и выразительно. Так говорили воинственные спартанцы (Спарта находилась в Лаконике, об­ласти на юго-востоке Пелопоннесского полу­острова): каждую фразу они строили как доне­сение или приказ. Были эпохи, когда особенно ценилось уме­ние рассказывать и вести разговор. Во Франции XVII—XVIII вв. и в России конца XVIII — нача­ла XIX в. сложилась целая культура светской са­лонной беседы. Человек, в совершенстве овла­девший этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоя­нием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать.

В те века родился афоризм: «Стиль — это весь человек». Времена изменились, но по-прежнему умению говорить придают большое значение. Владение хорошей речью остаётся важным не только для политика и адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во мно­гом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услыша­ны и правильно поняты.

Задание: Форма отчетности и контроля: сдать рецензию.

 

 

Рецензия — это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:

1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;

3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

4) общая оценка работы рецензентом;

5) недостатки, недочеты работы;

Выводы рецензента.

 

 

Типовой план для написания рецензии и отзывов

Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).

Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).

Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

Краткое содержание работы.

Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает.).

Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

 

Тема № 4. Правила составления плана, тезисов.

Как составлять простой план.

1.    Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.    Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.    Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4.    Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.    Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

1.    Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.    Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.    Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.    Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1.    Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2.    Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3.    Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4.    Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

 

 

Как составить тезисы.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Тезисы — вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читае мого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных, второстепенные положения).

Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико - структурная схема текста.

 

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.046 с.)