Порядок высвобождения работников: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок высвобождения работников:



- о предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца;

- в случае изменений в организации производства и труда при высвобождении работников учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством;

- одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации;

- в случае отсутствия работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник по своему усмотрению обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно;

- в то же время владелец или уполномоченный им орган доводит до сведения государственной службы занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда;

- государственная служба занятости предлагает работнику работу в той же или другой местности по его специальности, специальности, квалификации, а при ее отсутствии – подбирает другую работу с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей;

- при необходимости работник может быть направлен, с его согласия, учиться новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы;

- увольнение по основаниям, указанным в п. 1 ст. 40 КЗоТ, допускается, если работника, с его согласия, невозможно перевести на другую работу;

- не допускается увольнение работника по п. 1 ст. 40 КЗоТ в период его временной нетрудоспособности, а также тогда, когда он находится в отпуске. Это правило не распространяется в случае полной ликвидации предприятия, учреждения, организации.

В случае прекращения трудового договора по основаниям, указанным в п.1 ст. 40 КЗоТ, работнику выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка.

Трудоустройство. Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройства является комплексным и включает в себя:

- право граждан на проведение государственной политики занятости;

- право граждан на выбор места работы;

- право граждан на трудоустройство;

- право граждан на профессиональную консультацию, подготовку;

- право граждан на профессиональную деятельность за рубежом;

- право граждан на переподготовку и получение информации в сфере занятости;

- право граждан на обжалование действий работников центра занятости;

- право граждан на социальную защиту в сфере занятости.

Государственная политика занятости. С целью создания условий для полного осуществления гражданами права на труд государство предусматривает меры инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применения гибких режимов труда и труда дома, мероприятия, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест, другие мероприятия, определенные прежде всего ст. 6-10 Закона ДНР «О занятости населения».

Право граждан на выбор места работы и трудоустройства. Прав, которые составляют содержание правового статуса граждан в сфере занятости, принадлежит их право на выбор места работы. Так, граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы:

- во-первых, путем обращения к предприятию, учреждению, организации и к другому работодателю;

- во-вторых, при бесплатном содействии государственной службы занятости, а также других организаций.

Структура, функции права и обязанности государственной службы занятости определены законодательством о занятости.

За содействием в трудоустройстве в государственный орган занятости могут обратиться все незанятые граждане, желающие работать, а также занятые граждане, желающие сменить место работы, трудоустроиться на условиях совместительства.

В государственную службу занятости имеют право обращаться с 16 лет, но как исключение ищущими работу, могут быть и регистрируемые несовершеннолетние, достигшие 15 лет. Для этого нужно согласие одного из родителей или лиц, их заменяющих.

Граждане ДНР, которые работали в зарубежных странах (в том числе странах СНГ), в государственной службе занятости регистрируются для содействия в трудоустройстве на общих основаниях.

Различают две стадии реализации права граждан на трудоустройство. Первая стадия – регистрация в службе занятости и вторая – приобретение статуса безработного.

Порядок и условия заключения трудового договора определяются законодательством ДНР. Понятие трудоустройства уже, чем понятие занятости, а именно трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.

Трудоустройство – это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, а также процесс поиска подходящей работы, подготовка к ней и устройства на эту работу

Различают общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

Общие формы трудоустройства – это любой процесс устройства на работу, включая:

1. самостоятельное трудоустройство;

2. трудоустройство с помощью службы занятости населения;

3. перевод высвобождаемого работника с его согласия на другую работу у того же нанимателя;

4. распределение молодых специалистов (рабочих).

Специальные формы трудоустройства включают деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в поиске подходящей работы и устройству на нее, включая процесс их профессиональной подготовки, переподготовки.

При содействии органов занятости в трудоустройстве гражданина именно эти органы и определяют, какая работа является подходящей для гражданина на основании законодательства о занятости.

Порядок и условия заключения трудового договора при трудоустройстве лица определяются трудовым законодательством ДНР.

Право граждан на профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение информации в сфере занятости регламентировано Законом ДНР «О занятости населения». Граждане, которые обратились в государственную службу занятости как лица, ищущие работу, имеют право на бесплатную профессиональную переориентацию, консультацию, подготовку, переподготовку, получение соответствующей информации с целью выбора вида деятельности, профессии, места работы, режима труда.

Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан может осуществляться в определенных случаях и в установленном порядке предоставление таких социальных услуг.

Повышение квалификации и переподготовка граждан организуются государственной службой занятости по ее направлению в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно заключенным договорам или в специально создаваемых для этого учебных центрах.

Таким образом, профессиональная подготовка повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости как ищущие работу, безработных, может осуществляться в случаях:

- невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей профессиональным навыкам гражданина;

- потери способности выполнения работы по прежней профессии;

- поиска работы впервые и отсутствия профессии (специальности).

Право граждан на профессиональную деятельность за рубежом. Во время временного пребывания за границей граждане имеют право занимается трудовой деятельностью, если она не противоречит действующему законодательству ДНР и страны пребывания. Интересы граждан ДНР, которые временно работают за границей, защищаются соглашениями, заключенными между ДНР и другими державами.

Право граждан на социальную защиту в сфере занятости. Граждане имеют право на социальную защиту в сфере занятости согласно законодательству ДНР о занятости, а также в соответствии с Законом ДНР «Об основах общеобязательного социального страхования» от 30 апреля 2015 года. Согласно ст. 4 указанного закона, в зависимости от страхового случая предусматриваются такие виды общеобязательного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- медицинское страхование;

- страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности;

- другие виды страхования, предусмотренные законами Донецкой Народной Республики.

Отношения, возникающие по указанным в части первой этой статьи видам общеобязательного социального страхования, регулируются отдельными законами, принятыми в соответствии с Законом ДНР «Об основах общеобязательного социального страхования».

Право обжалования действий работников службы занятости. Гарантии такого права регламентировано ст. 14 Закона ДНР «О занятости населения», где отмечено, что граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие территориальных органов органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, и их должностных лиц в орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, а также в органы прокуратуры и (или) в суд в порядке, установленном законодательством ДНР.

Государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности установлены ст. 11 и ст. 12 Закона ДНР «О занятости населения», а также ст. 5-1 КЗоТ.

Законодательством предусмотрены особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Установлены специальные гарантии по обеспечению инвалидов рабочими местами. Трудоустройство инвалидов осуществляется государственной службой занятости, органами Минтруда ДНР, местными советами, общественными организациями инвалидов с учетом пожеланий, их состояния здоровья, способностей и профессиональных навыков согласно выводам МСЭК.

Установление органов трудоустройства, их компетенции и условия финансового обеспечения. В обеспечении занятости населения участвуют государственные органы двух видов: общие и специальные.

Общее руководство трудоустройством и его организация возложены на Минтруда ДНР и его органы на местах.

Специальным органом трудоустройства является государственная служба занятости. Деятельность государственной службы занятости осуществляется под руководством Минтруда ДНР, местных государственных организаций и органов местного самоуправления.

Установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан. Особые гарантии работникам, потерявшим работу в связи с изменениями в организации производства и труда, установленные ст. 16 Закона ДНР «О занятости населения». Эти гарантии распространяются также на лиц, потерявших работу в результате несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, и поэтому нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Установлен порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

Процесс трудоустройства (в узком смысле) делится на две стадии.

Первая стадия – обращение в службу занятости. На этой стадии возникают правоотношения между гражданином и органом трудоустройства, согласно которому гражданин имеет право требовать подобрать ему подходящую работу, а в случае ее отсутствия – постановки на учет, направленные на профессиональное обучение или выплаты помощи по безработице.

Орган по трудоустройству обязан зарегистрировать такого гражданина, содействовать ему в подборе подходящей работы, при необходимости организовать профессиональную подготовку и переподготовку, а если это невозможно, то выплачивать пособие в соответствии с действующим законодательством ДНР.

На первой стадии гражданину, обратившемуся за помощью в трудоустройстве, выдается направление на работу или профессиональное обучение.

На второй стадии трудоустройства заключается трудовой или ученический договор согласно направлению службы занятости.

Направление службы занятости – обязательное для предприятия только в отношении лиц, нуждающихся в социальной защите и не способны наравне с другими конкурировать на рынке труд. Что касается других граждан, которые имеют направление службы занятости, то предприятия, учреждения, организации могут отказать им в приеме на работу.

Такой отказ в приеме на работу должно быть обоснованным, поскольку ст. 22 КЗоТ содержит одну из важнейших гарантий трудовых прав работников – запрет необоснованного отказа в приеме на работу.

Закон предусматривает также возможность отказа предприятия, учреждения или организации в принятии на работу специалистов, которые ранее были ими заявлены. Закон не определяет причин такого отказа. Например, такими причинами могут быть: изменения в организации производства и труда, простой, сокращение объемов производства и тому подобное.

Итак, гарантии обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. В частности, в главе 4 закона ДНР «О занятости населения», предусмотрены гарантии государства в области занятости населения. В статьях 15 и 16 этой главы закреплены основные и дополнительные гарантии государства в области занятости населения. К общим гарантиям государства в области занятости населения относятся (ст. 15):

1) свободное избрание места применения труда и вида деятельности, свободный выбор или изменение профессии;

2) получение заработной платы (вознаграждения) в соответствии с законодательством;

3) профессиональную ориентацию с целью самоопределения и реализации способности человека к труду;

4) профессиональное обучение в соответствии со способностями и с учетом потребностей рынка труда;

5) бесплатное содействие в трудоустройстве, выборе подходящей работы и получении информации о ситуации на рынке труда и перспективах его развития;

6) социальную защиту в случае наступления безработицы;

7) защита от дискриминации в сфере занятости, необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения.

Дополнительными гарантиями занятости для отдельных категорий населения (ст. 16) являются:

1. К категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся:

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

а) имеет на иждивении детей дошкольного возраста;

б) воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;

в) содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и (или) инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 16 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, которые их заменяют, могут, как исключение, приниматься на работу;

3) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы либо демобилизована (в течение трех месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и которая впервые принимается на работу;

4) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту согласно законодательству ДНР о пенсионном страховании осталось 5 и менее лет;

5) инвалиды;

6) освобожденные из мест лишения свободы;

7) впервые ищущие работу в возрасте до 21 года.

8) лица, которые находились на принудительном лечении;

9) уволенные с военной службы по состоянию здоровья;

10) члены семей военнослужащих ДНР, погибших в ходе боевых действий;

11) лица, перечисленные в пунктах 11, 12, 13 части 1 статьи 3 по факту их письменного обращения в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции;

12) лица, уплачивающие алименты;

13) лица, которым исполнилось 14 лет и которые приобрели полную дееспособность ранее 18 лет.

2. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда), установления квоты для приема на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

3. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством ДНР о социальной защите инвалидов.

4. Гражданам, уволенным с работы в связи с сокращением численности или штата работников, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – дошкольными учреждениями предприятия.

5. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

6. Государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований ДНР. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Советом Министров ДНР.

7. Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), и направлены на основании судебного решения в территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, путем установления квоты для приема их на работу.

Территориальные органы органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, при получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

 

Выводы

 

Занятость – это не запрещенная законодательством деятельность лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или иной форме.

Она обеспечивается государством путем:

- проведение активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности;

- стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.

Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.

Согласно ст. 1 Закона ДНР «О занятости населения» безработный – это лицо в возрасте от 16 до 70 лет, из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готовое и способное приступить к работе.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработной платы, зарегистрированы в территориальных органах органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Статус безработного может получить:

1) лицо трудоспособного возраста до назначения пенсии (в том числе на льготных условиях или за выслугу лет), которое из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов, готовое и способное приступить к работе;

2) инвалид, который не достиг установленного законом пенсионного возраста и получает пенсию по инвалидности или социальную помощь в соответствии с законодательством ДНР, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции, в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ч.1 ст. 5 Закона «О занятости населения»).

Подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) условия труда на предложенном месте работы не соответствуют состоянию здоровья гражданина, которое подтверждено медицинской справкой (ст. 5 Закона «О занятости населения»).

Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройства является комплексным и включает в себя:

- право граждан на проведение государственной политики занятости;

- право граждан на выбор места работы;

- право граждан на трудоустройство;

- право граждан на профессиональную консультацию, подготовку;

- право граждан на профессиональную деятельность за рубежом;

- право граждан на переподготовку и получение информации в сфере занятости;

- право граждан на обжалование действий работников центра занятости;

- право граждан на социальную защиту в сфере занятости.

Различают общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

Общие формы трудоустройства – это любой процесс устройства на работу, включая:

1. самостоятельное трудоустройство;

2. трудоустройство с помощью службы занятости населения;

3. перевод высвобождаемого работника с его согласия на другую работу у того же нанимателя;

4. распределение молодых специалистов (рабочих).

Специальные формы трудоустройства включают деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в поиске подходящей работы и устройству на нее, включая процесс их профессиональной подготовки, переподготовки.

 

Составитель

преподаватель кафедры ГПиП                                       В.А. Шипшин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.049 с.)