Компоновочные схемы самолетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоновочные схемы самолетов



На сегодняшний день различают следующие компоновочные схемы самолётов:

• классическая компоновка - планер самолёта включает фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы, куда помещают двигательные установки или другие агрегаты;

• бесхвостка

• утка

• летающее крыло

• продольный триплан (с передним и хвостовым горизонтальным оперением)

НЕТ

Нормальная аэродинамическая схема (классическая) — наиболее массовая аэродинамическая схема, при которой самолет имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла.

К представителям данной схемы можно отнести практически всю пассажирскую, спортивную, и транспортную авиацию, большинство послевоенных бомбардировщиков. Представители этой схемы присутствуют в любом классе авиации.

http://www.tourprom.ru/aircraft/sukhoi_superjet_100/

 

К преимуществам классической аэродинамической схемы относится

1. Возможность получить наибольший разбег допустимых центровок по сравнению с другими аэродинамическими схемами. Это свойство наиболее ценно для пассажирских и транспортных самолетов.

2. Эта аэродинамическая схема безопаснее чем схема утка, так как отсутствует опасность клевка.

3. В отличие от бесхвостки, позволяет использовать мощную механизацию крыла, что улучшает взлётно-посадочные характеристики.

Недостатки классической схемы являются продолжением ее достоинств

1. Наличие потерь подъемной силы на балансировку, так как управляющее усилие направлено вниз.

2. Просадка при выполнении маневров. Причина та же - управляющее усилие направлено вниз.

3. По сравнению с бесхвосткой, имеет большее аэродинамическое сопротивление.

Бесхвостка — аэродинамическая схема, согласно которой у самолёта отсутствуют отдельные плоскости горизонтального управления, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты. Благодаря S-образному профилю такое крыло обладает способностью к само стабилизации.

Схема получила определённое распространение с появлением сверхзвуковой авиации и треугольных, и дельта видных крыльев малого удлинения.

Преимуществом такой схемы является меньший вес планера и меньшее сопротивление. Недостатком схемы бесхвостка является меньшая эффективность управления в вертикальной плоскости. К представителям данной схемы можно отнести оба летавших сверхзвуковых пассажирских самолёта — Ту-144 и Конкорд.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бесхвостка

 

Утка — аэродинамическая схема, при которой у самолета органы управления расположены впереди крыла. Названа так, потому что первые самолётов, сделанные по этой схеме напоминали очевидцам утку: вынесенные вперёд плоскости управления без хвоста сзади.

Основным преимуществом схемы утка является увеличение подъемной силы от горизонтального оперения, а не уменьшение как при классической схеме. Поэтому ЛА, построенные по этой схеме, имеют лучшие характеристики грузоподъёмности на единицу площади крыла.

Тем не менее, «утки» практически не используются в чистом виде из-за присущих им серьёзных недостатков. Самолеты, построенные по аэродинамической схеме «утка», имеют серьёзный недостаток, который называется «тенденция к клевку». «Клевок» наблюдается на больших углах атаки, близких к критическим. Из-за скоса потока за передним горизонтальным оперением угол атаки на крыле меньше, чем на горизонтальном оперении. В результате, по мере увеличения угла атаки, срыв потока начинается сначала на оперении, что уменьшает подъёмную силу на оперении, что сопровождается самопроизвольным опусканием носа самолёта — «клевком», — особенно опасным на взлёте и посадке.

http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32254.htm

 

«Летающее крыло» — разновидность схемы «бесхвостка» с крылом, которое одновременно играет роль фюзеляжа.

Преимуществом «летающих крыльев» является отсутствие фюзеляжа и больших плоскостей управления, что снижает удельную массу планера и даёт возможность существенно увеличить массу полезной нагрузки. Для военного применения очень важно, что формы такого самолёта очень легко оптимизировать для снижения радиолокационной заметности самолёта.

Недостатки схемы являются продолжением её достоинств — небольшое удаление плоскостей управления от центра масс обусловливает их низкую эффективность, что делает самолёт очень неустойчивым — рыскливым — в полёте. Невозможность решить эту проблему до внедрения электро дистанционных систем управления, автоматически поддерживающих прямолинейный полёт, привела к тому, что самолёты такой схемы до сих пор не получили массового распространения.

http://unikteh.ru/2011/northrop-b-2-spirit/

 

Схема типа продольный триплан является модификацией аэродинамической схемы утка, и отличается развитым передним и хвостовым горизонтальным оперением, расположенным в разных плоскостях.

• тандем (два крыла расположены друг за другом)

• конвертируемая (Ту-144)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Триплан

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 2020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.005 с.)