Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы при их наличии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы при их наличии.



В Правилах используется обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог независимо от места их расположения. Под дорогой понимают также и естественные (грунтовые, полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы) пути, в том числе «зимники».

 «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию (ДТП) необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само событие должно быть связано с этим транспортным средством и последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Таким образом, нельзя отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

Наиболее распространенные виды ДТП:

1. Столкновение- происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

2. Опрокидывание-происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

3. Наезд (на препятствие, стоящее транспортное средство, пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт)

«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД» - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Он представляет собой место повышенной опасности, т.к. железнодорожный состав, обладающий громадной кинетической энергией, остановить намного труднее, чем любое транспортное средство. ДТП на железнодорожных переездах отличаются наиболее тяжелыми последствиями.

«МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО» - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Термин условно объединяет все виды наземных транспортных средств, предназначенных для регулярных пассажирских перевозок по установленным маршрутам.

Необходимость выделения перечисленных транспортных средств в отдельную группу объясняется тем, что в ряде случаев этим транспортным средствам Правила устанавливают определенный порядок движения. Он реализуется, как правило, с помощью дорожных знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 -действие этих знаков не распространяется на транспортные средства общего пользования.

«МЕХАНИЧЕСКРЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО» - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины.

Термин охватывает все механические транспортные средства, включая трамваи, троллейбусы, а также тракторы и самоходные машины.

Из определения терминов «мотоцикл» и «мопед» однозначно следует, что граница между немеханическими и механическими транспортными средствами проходит в классе транспортных средств с объемом двигателя до 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч.

«МОПЕД» - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Как следует из определения, главной отличительной чертой мопеда является его относительно небольшая максимальная скорость и рабочий объем двигателя.

Мопед с точки зрения требований Правил приравнен к велосипеду (расположение на проезжей части, порядок выполнения поворотов, оснащение устройствами безопасности движения, порядок допуска к управлению),

«МОТОЦИКЛ» - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

В ряде стран эксплуатируются одно-, двухместные мини автомобили, имеющие, как правило, два колеса, впереди и одно сзади (значительно реже применяется обратная схема). В связи с относительно малыми габаритами размерами и небольшой массой они причислены к мотоциклам. К мотоциклам также приравниваются и мотоколяски с передним управляемым колесом и мотоциклетным рулем и грузовой платформой (кузовом), предназначенным для перевозки небольших грузов.

«НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ» - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.

Правила содержат ряд требований, которые действуют только в населенных пунктах, например, об остановке и стоянке, ограничении скорости, о порядке расположения на проезжей части.

«НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ»- видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Расстояние 300 м. принято с учетом возможности остановки сближающихся на дороге встречных автомобилей при максимально разрешенной скорости 90 км/ч и коэффициенте сцепления шин с дорогой около 0,30 - 0,35, что характерно для мокрой дороги.

«ОБГОН» - опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обгон разрешается только с левой стороны. Справа обгон допускается только рельсовых транспортных средств, или если транспортное средство подало сигнал поворота налево и приступило к выполнению маневра.

«ОБОЧИНА» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 или 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ» - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу ДТП.

«ОПАСНЫЙ ГРУЗ» - вещества, изделия из них, отходы производственной или иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде повредить или уничтожить материальные ценности.

Порядок перевозки опасных грузов регламентируется специальными правилами. На транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, сзади и спереди устанавливается опознавательный знак «Опасный груз», а транспортное средство должно быть оснащено проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета.

«ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ» - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемуся к маршрутному транспортному средству.

Организованная перевозка группы детей осуществляется в соответствии со специальными правилами только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, оборудованных опознавательным знаком «Перевозка детей» и при сопровождении взрослого. Под это понятие не подпадают обычная перевозка детей в легковом автомобиле и поездки детей в маршрутных транспортных средствах.

«ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕШАЯ КОЛОННА» - обозначенная в соответствии с п. 4.2. Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Пешую колонну должны сопровождать сопровождающие с красными флажками с левой стороны, спереди и сзади колонны, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

 «ОРГАНИЗОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОЛОННА» - группа из трех или более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Отличительными признаками организованной транспортной колонны является наличие не менее трех механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом с включенными фарами и сопровождающего колонну транспортного средства. Следовательно, при отсутствии какого-либо из признаков такая группа транспортных средств не считается организованной транспортной колонной.

«ОСТАНОВКА» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Слово «преднамеренное» включено в определение с целью подчеркнуть, что здесь не рассматриваются ситуации, когда остановка происходит в соответствии с требованиями Правил или в результате образовавшегося затора.

«ПАССАЖИР» - лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«ПЕРЕКРЕСТОК» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

 «ПЕШЕХОД»- лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие сани, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Лица, упомянутые в этом определении, обязаны выполнять все требования разд.4, а также других пунктов Правил, где применен термин «пешеход». В свою очередь водители и другие участники дорожного движения должны рассматривать таких лиц именно в качестве пешеходов.

«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Согласно ГОСТ знак 5.19.1 устанавливают слева от проезжей части дороги, знак 5.19.2 - справа. При отсутствии на переходе разметки 1.14.1-1.14.2 знаки 5.19.1 и 5.19.2 должны быть установлены так, чтобы знак 5.19.2 относительно приближающихся к пешеходному переходу транспортных средств находился на ближней границе перехода, а знак 5.19.1 - на дальней.

«ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ» - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

На дорогах с интенсивным движением, как правило, полосы должны быть выделены с помощью дорожной разметки, выполняемой специальной краской или пластическими материалами. Ширина полос при проектировании и строительстве дорог назначается в соответствии с требованиями соответствующих норм в зависимости от категории дороги и может колебаться в пределах от 3,0 до 3,75 м.

«ПРЕИМУЩЕСТВО (ПРИОРИТЕТ)» - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Правила исключают ситуацию, когда оба взаимодействующих участника движения, пути движения которых пересекаются, имели бы преимущество по отношению друг к другу.

Преимущество может определяться дорожными знаками специальными звуковыми и световыми сигналами транспортных средств, сигналами светофора и регулировщика, взаимным расположением транспортных средств на проезжей части и т.д.

«ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ» - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.). Основным признаком прилегающей территории является непосредственная близость к дороге и ее функциональное назначение.

«ПРИЦЕП» - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

В практике эксплуатации автомобильного транспорта находят широкое применение прицепы. Этот термин охватывает прицепы (буксируются с помощью дышла), полуприцепы (буксируются с помощью устройства, установленного на автомобиле-тягаче) и прицепы-роспуски для транспортировки длинномерных грузов (труб, бревен и т.д.).

Грузовой автомобиль с прицепом любого типа образует автопоезд.

Все в большей степени применяют прицепы и к легковым автомобилям. Это грузовые двухколесные платформы или прицепы-дачи.

«ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Проезжая часть является главным элементом дороги, без которого дорога не может рассматриваться как таковая.

«РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА» - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направлений. Как правило, эти полосы окаймлены возвышающимся на 15-20 см. бордюрным камнем, при этом они могут иметь ограждения, не допускающие пересечение проезжей части пешеходами или предотвращающие выезд на встречную полосу.

Выделенные с помощью разметки полосы (резервные зоны), на которые въезд запрещен, не являются разделительными полосами применительно к настоящему термину.

«РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА» - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Под снаряженным транспортным средством понимают автомобиль с полной заправкой, ГСМ, охлаждающей жидкостью двигателя, запасным колесом и инструментом.

В правилах используется также понятие «фактическая масса». Это реальная масса автомобиля в данный момент.

«РЕГУЛИРОВЩИК» - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автоинспекции, а так же работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Уполномоченные регулировать дорожное движение лица должны действовать в пределах прав, предоставленных им соответствующими нормативными актами.

Уполномоченные регулировать дорожное движение лица должны иметь отличительные знаки или специальную одежду, чтобы их могли хорошо распознать участники дорожного движения, а для подтверждения своего права на регулирование дорожного движения – соответствующее удостоверение и экипировка (форменная одежда или отличительный знак - нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок, а в некоторых случаях и свисток).

«СТОЯНКА» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Конечно, в этом случае речь идет о непрерывном проведении таких работ с учетом принятой технологии, если погрузочно-разгрузочные работы прерываются по причинам нетехнологического процесса (например, в связи с окончанием рабочего дня, поломкой подъемного крана), то транспортное средство должно быть удалено с места, где запрещена стоянка.

«ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК» - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Термин «темное время суток» охватывает период времени, когда водитель с нормальным зрением не в состоянии четко различать дорогу и находящиеся на ней неосвещенные предметы на расстоянии, достаточном для обеспечения безопасности движения. Продолжительность этого периода меняется в зависимости от географического положения местности и времени года или месяца.

«ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Термин охватывает все типы транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов по дорогам, не зависимо от того, являются ли они механическими или немеханическими.

«ТРОТУАР» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Тротуар, как правило, выполняется приподнятым по отношению к проезжей части дороги и отделяется от нее бордюрным камнем высотой 15-20 см. Тротуар является типичным элементом поперечного профиля городских улиц. Правила допускают использовать край тротуара для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов, если это не создаст помех для движения пешеходов.

«УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Термин «уступить дорогу» связан с термином «преимущество». Если один участник движения в конкретной ситуации имеет преимущество, то другой обязан уступить дорогу.

«УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Как следует из этого термина, к участникам дорожного движения относят четко обозначенный круг лиц и их число не включает иных лиц, производящих на дороге какую-либо работу. По своему характеру эта работа может быть связана с ремонтом проезжей части, тротуаров, обслуживанием светофоров, знаков; нанесением разметки, уборкой улиц и т.д.

Таким образом, рассмотренные понятия и термины необходимы для правильного понимания всеми участниками дорожного движения требований правил дорожного движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.036 с.)