Методы в социологическом исследовании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы в социологическом исследовании.



Социологическое исследование - это система методов, имеющих целью получить достоверную социологическую информацию, которая определяется как знание о различных сторонах общественной жизни. При этом используются различные методы, представляющие собой последовательно применяемые социологом способы познания социальных явлений с целью построения и обоснования системы знаний.

На протяжении ХIХ века социология нередко ориентировалась на методы наук, опережавших ее в развитии (физику, биологию, психологию, экономику), и в XX веке она активно продолжает использовать междисциплинарные общенаучные методы, такие как исторический, логический, метод классификации.

Важное свойство исторического метода - установление исторической последовательности изучаемого процесса развития от одних временных этапов к другим, последующим. Одновременно выясняются генетические истоки процесса и сопровождающих его явлений. Логический метод позволяет установить то, что скрыто от взора наблюдателя за внешней формой события. Этот метод, в отличие от исторического, требует не столько наблюдения, сколько анализа. Он позволяет вскрыть те закономерности изучаемого явления, которые не лежат на поверхности и лишь, как тенденции, проявляются в нём.

Имея дело с многочисленными фактами, событиями и явлениями, социолог стремится привести их в определенную систему, сгруппировать, обнаружить сходство или различие между ними. В подобных случаях применяется общенаучный метод классификации. Во всякой общности явлений можно выделить другую, более ограниченную общность, обладающую определенными и едиными для входящих в нее отдельных элементов, признаками. Выделяют в общности явлений те из них, которые обладают существенными в данном случае признаками, и осуществляют классификацию. Методы исторический, логический и классификации органически связаны между собой.

Постепенно развились и стали считаться собственно социологическими методы, которые представляют собой способы познания на эмпирическом уровне. С помощью этих методов изучаются взаимоотношения различных социальных групп и механизмы внутригруппового взаимодействия, поведение индивидов. Методы социологического исследования подразделяются на методы сбора информации и методы ее анализа.

К методам сбора информации относится наблюдение, опрос, изучение документов и другие. Собранная информация анализируется, подвергается специальной обработке, прежде всего с помощью статистических и математических методов. К числу методов анализа относятся использование статистических группировок, ранжирование, индексирование и другие.

Вопрос о целесообразности использования того или иного метода в каждом конкретном исследовании решается в зависимости от содержания исследуемой проблемы. Методическая сторона исследования должна обеспечивать достоверность и надежность получаемых данных, раскрывать реально присущие общественной жизни тенденции и закономерности. Таким образом, у каждого социологического исследования должна быть своя методика, под которой понимается совокупность методов, связанных с техникой их реализации.

Под техникой, в данном случае, понимается совокупность приемов эффективного использования методов. Можно говорить о технике сбора данных, технике их обработки, технике составления анкет и т. д.

Непосредственная работа с объектом исследования, сбор первичной информации, ее обработка и анализ осуществляется в различных видах полевого исследования.

 

Виды полевого исследования.

Полевое исследование предполагает непосредственное и всестороннее изучение какого - либо социального факта в естественных, привычных для объекта условиях. Например, исследование межличностных отношений в реальной группе и изучение поведения людей в повседневной, обычной для них обстановке. Вид полевого исследования определяют глубина и масштабность изучаемых проблем. В социологической практике распространены такие виды полевого исследования как пилотажное, монографическое, панельное, лонгитюдное и др.

В целях проверки методики, процедур и методов организации массового полевого исследования, а также проверки качества инструментария для сбора первичной социологической информации проводится пилотажное (от англ. pilot- опытная установка) или пробное исследование. В процессе пилотажного исследования устанавливается не только валидность (от англ. valid - имеющий силу, обоснованный), т. е. обоснованность конкретных методик сбора первичной социологической информации, но и выясняется объем возможных потерь и искажений информации в результате различных обстоятельств, которые не были учтены при разработке программы и определении методик исследования.

Монографическое исследование преследует цель углубленного изучения какого-либо социального явления или проблемы на отдельном, но представительном социальном объекте, который должен обладать всеми характеристиками, присущими многим другим подобным социальным объектам. Это дает возможность отнесения результатов исследования к проблеме в целом.

Если предполагается изучение динамики определённого социального объекта во времени, то в этом случае осуществляется панельное исследование (от англ. panel - список). Это повторное социологическое исследование, проводимое по одной и той же программе и методике с определенным временным интервалом. Панельное исследование имеет цель проследить и проанализировать как влияют изменения внешней среды на изменение характеристик объекта исследования. В настоящее время часто этот вид полевого исследования называют мониторингом (от англ. monitoring - проверять, контролировать, предупреждать).

Разновидностью повторного полевого исследования является и лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота). Этот вид исследования предполагает длительное периодическое обследование одних и тех же социальных объектов. Лонгитюдное исследование может быть проведено при анализе жизненного цикла человека (поведение, мотивы, ценностные ориентации человека изучаются в определенные периоды его жизни), при изучении динамики семей, учебных групп, а также поведения отдельной личности в таких социальных процессах как миграция, социальная мобильность, социализация. Данный вид исследования позволяет изучить структурные изменения общества в разные исторические эпохи. Поэтому его иногда называют генетическим исследованием (от греч. genesis - происхождение). В различных видах полевого исследования могут быть использованы одни и те же методы сбора первичной социологической информации.

 

Виды опроса.

 

Опрос - это способ получения информации в вопросно-ответной форме о субъективных состояниях людей, о мотивах их поступков, мнениях, отношениях к событиям, о потребностях и намерениях. В социологических исследованиях применяются четыре разновидности опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.

При анкетировании (или анкетном опросе) респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкете. Анкета (от франц. enquete - рассмотрение) состоит из введения и блоков вопросов, каждый из которых логически и связан с центральной проблемой исследования. Введение анкеты содержит информацию о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, гарантию анонимности информации, инструкцию по заполнению анкеты и способу ее возврата. Основная (содержательная) часть анкеты включает в себя собственно вопросы, относящиеся к определённому блоку и постепенно раскрывающие содержание исследуемой темы.

Один из блоков вопросов в анкете называется паспортичкой. Она преследует цель получить информацию о социально-демографическом портрете респондента (пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение и т. д.). Паспортичка может быть расположена либо в начале, либо в конце анкеты. Данные паспортички используются при анализе результатов анкетирования для определения особенностей ответов в различных социально-демографических группах, проверки гипотез.

Конструкция вопросов определяет закрытый, открытый или открыто-закрытый виды анкеты. Анкета закрытого вида (или закрытая анкета) предполагает наличие только готовых вариантов ответов на сформулированный вопрос. Открытая анкета позволяет респонденту формулировать ответы в удобной для него форме. В анкете открыто-закрытого вида (или полузакрытой) содержится комбинация двух первых видов.

Интервью (от англ. interview беседа, встреча) - целенаправленная, проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера (тот, кто задает вопросы) с респондентом в устной форме. При этом интервьюер записывает ответы либо на магнитофон, либо фиксирует их на бумаге.

По технике проведения различают свободные (нестандартизированные), формализованные (стандартизированные) и полуформализованные интервью. Свободные (нестандартизированные) интервью основаны на свободном диалоге (иногда в несколько часов) без строгой детализации вопросов, по общей программе. Формулировка вопросов происходит в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы. Разновидностями свободного (нестандартизированного) интервью являются "клиническое" и фокусированное интервью, т. е. более глубокие. При клиническом интервью выявляются сведения о внутренних побуждениях, конфликтах, мотивах, склонностях респондента. Фокусированное интервью информирует интервьюера о поведенческих реакциях респондента на заданное воздействие. При этом значение имеют не только содержание ответа на вопрос, но и тон речи, паузы, жесты, которыми сопровождаются ответы респондента

Формализованное интервью предполагает наличие заранее сформулированных вопросов, их последовательность и возможные варианты ответов. В этом случае интервьюер не имеет права менять конструкцию вопросов и их последовательность, он обязан строго соблюдать общий план беседы и фиксировать ответы.

Проведение полуформализованного интервью допускает формулировку дополнительных, уточняющих вопросов наряду с заранее разработанными по теме.

Экспертный опрос (от лат. expertus - опытный), предполагает получение информации об объекте исследования от специалистов-профессионалов. Отбор экспертов производится по уровню их компетенции. Число опрошенных в этом виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек. Информация, полученная от группы экспертов должна быть надежной, полной, проверяемой и статистически устойчивой относительно условий или процедуры оценки. Как правило, экспертные опросы применяются в пилотажных исследованиях. Они нацелены на уточнение гипотез, разработку прогноза, интерпретацию определенных социальных явлений и процессов.

Социометричеекий опрос (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - имеет целью количественное измерение и анализ структуры взаимоотношений в, малых группах. В ситуациях, как правило вымышленных, респондентам предлагается сделать выбор, кого из членов группы хотелось бы видеть в качестве партнеров в определённой ситуации, а кого - нет. По специальным методикам проводится анализ количества положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. При помощи социометрии можно выявить степень сплоченности или разобщенности в группе, определить позиции каждого ее члена с точки зрения симпатий или антипатий, определив при этом "лидера" и "аутсайдера", обнаружить (распознать) внутри группы отдельные сплоченные подгруппы и их неформальных лидеров. Проведение социометрического опроса требует профессиональной особой деликатности социолога, для которого недопустимо обнародование результатов опроса без согласия его участников.

В социологическом исследовании тот или иной вид опроса, как правило, дополняется методом наблюдения.

 

Наблюдение.

 

В широком смысле любое знание начинается с наблюдения, т. е. непосредственного восприятия живой действительности. Это способ познания мира. Различают наблюдение обыденное и научное. Наблюдение обыденное есть непроизвольная деятельность человека, благодаря которой он получает информацию о внешнем мире. Научное наблюдение направлено на достижение определенной цели и решение четко сформулированных задач. Оно осуществляется по заранее продуманной процедуре, предусматривающей обязательную фиксацию всех данных по определенной системе в специализированных документах. Полученная информация должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичной информации, при котором происходит направленное, систематическое, непосредственное визуальное, слуховое восприятие (прослеживание) и регистрация значимых для исследования ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Особенностью этого метода в социологии является непосредственный личный контакт исследователя с изучаемым объектом (явлением): Чаще всего метод наблюдения применяется в лонгитюдных и монографических исследованиях,

По степени участия исследователя в изучаемом процессе наблюдение может быть простым (невключенным) и включенным. При простом (невключенном) наблюдении социолог регистрирует события "со стороны", не участвуя в деятельности той группы, которую он обследует. Примером невключенного наблюдения является изучение общественных собраний, где в специальных карточках наблюдения фиксируются поведение выступающих (докладчиков), реакции аудитории: одобрительные или неодобрительные возгласы, разговоры, реплики, вопросы к выступающим, а также количество и интенсивность поведенческих реакций. Включенное наблюдение предполагает вхождение исследователя в ту среду, события и процессы, которые он изучает и анализирует "изнутри". Данный вид наблюдения называют иногда исследованием "в маске", поскольку социолог может действовать под вымышленным именем, скрывая истинную профессию и цели исследования. Включенное наблюдение дает наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей и действия социальных общностей.

Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации состоит в том, что исследователь должен мгновенно реагировать на происходящие события, распознавать и регистрировать их, при этом не оказывая на них влияния своим поведением, с целью избежать искажения информации о наблюдаемой ситуации. Контроль за качеством собранной информации может быть обеспечен при помощи анализа документов, относящихся к изучаемой проблеме.

 

Анализ документов.

В социологии любая информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на фото - или кинопленке называется документальной. Документы фиксируют связи между различными социальными группами, организациями и отражают существенные характеристики социальных процессов, их правовые, экономические, социально-психологические и другие аспекты. В них констатируются состояние и изменение социальных процессов во времени. Поэтому они являются в социологических исследованиях источником первичной информации. Прежде чем документ будет проанализирован, социологу необходимо определить, к какому виду он относится. Классификация видов документов производится по различным основаниям: по способу фиксации (аудиовидеоэаписи, сборники ЦСУ, текстовые и др.): по статусу или авторству (официальные или неофициальные), по степени персонификации (личные и безличные); по функциям (информативные и регулятивные), по содержанию (исторические, правовые, экономические); по источнику информации (первичные и вторичные).

Для извлечения из документальных источников социологической информации существует определенная совокупность методических приемов. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ - это качественный анализ документов. Он основан на умственных операциях по восприятию, осмыслению и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Этот метод предполагает выдвижение гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений, определение пригодности, надежности и возможностей использования имеющейся информации. При этом огромную роль играют опыт исследователя, глубина его знаний по изучаемой проблеме и интуиция. Необходимость в этом виде анализа обусловлена тем, что большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии. В случае необходимости, в рамках традиционного анализа могут использоваться специализированные приемы: источниковедческие, психологические, юридические, лингвистические и др.

Контент-анализ (от англ. contens - содержание) позволяет перевести в количественные показатели массовую текстовую, фонетическую информацию (письма, газеты, передачи телевидения и радио, фото- и киноматериалы с последующей статистической ее обработкой. Контент-анализ применим при наличии больших массивов документальных источников, недоступных традиционному анализу. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных процессов Например, устойчивые, повторяющиеся в течение длительных периодов времени, тематические разделы газеты (частота их встречаемости), размер газетной площади (число строк) или место, отводимое для данных тем, отражают степень тех или иных интересов читательской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия. Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц (или единиц анализа), в качестве которых могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей), тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текстов, статьях, жанр публикаций. Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез, подсказываются методологическими посылками программы социологического исследования. Единицы анализа могут совпадать и не совпадать с единицами счета, являющимися количественной характеристикой смысловых единиц. В первом случае единицы счета фиксируют частоту упоминания выделенной единицы анализа. Во втором случае в качестве единиц счета могут быть определены площадь текстов (число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок), длительность трансляции по радио или телевидению, метраж пленки при магнитофонных записях. Для регистрации единиц счета разрабатывается специальная кодировочная карточка. Контент-анализ имеет большое значение при анализе открытых вопросов анкет и интервью.

 

Выборка.

 

Термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования

Совокупность всех элементов объекта социологического исследования называется генеральной совокупностью. Часть генеральной совокупности, отобранная для непосредственного изучения, определяется как выборочная совокупность, которую иногда называют выборкой. Выборочная совокупность будет репрезентативна (представительна), если она отражает структуру, существенные свойства и характеристики генеральной совокупности, т. е. представляет ее уменьшенную модель.

В зависимости от способов отбора единиц выборочной совокупности выборка может быть случайной или неслучайной. Разновидностями случайного отбора является простая случайная или механическая выборка, гнездовая и стратифицированная.

Основой простой случайной (механической) выборки является список всех потенциальных респондентов, составляющих генеральную совокупность. Каждому из них присваивается порядковый номер, который переносится на отдельную карточку, Затем из общего числа этих карточек с номерами наугад, как в лотерее, отбирается необходимое количество, которое и будет составлять выборочную совокупности.

Наряду с указанными способами формирования выборочной совокупности, в данном виде выборки используется и систематический отбор. В этом случае отбор респондентов производится через определенный шаг, который определяется посредством деления численности всей генеральной совокупности па численность выборочной совокупности. Например, генеральная совокупность составляет 2 тыс. человек, а выборочная - 200. Следовательно, шаг при отборе респондентов будет равен 10. То есть каждый десятый из генеральной совокупности будет включен в выборочную совокупность. Если же генеральная совокупность имеет еще значительнее размеры, то для определения выборочной совокупности используется таблица случайных чисел.

В практике социологических исследований довольно распространен метод гнездового отбора, предполагающий отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а группы людей (трудовые коллективы, бригады), с последующим сплошным их опросом. Репрезентативность гнездовой выборки обеспечивается максимальной схожестью состава групп.

При стратификационной выборке в генеральной совокупности выделяются страты (слои), характеризующиеся наибольшей однородностью.

Внутри каждой страты производится простая случайность (механическая) выборка.

Неслучайная выборка основана на сознательном и целенаправленном отборе единиц выборочной совокупности. Она представлена стихийным и квотным отборами, а также "методом основного массива".

Стихийный отбор применяется в основном в пилотажных исследованиях и предполагает отбор "первого встречного". Иллюстрацией данного метода могут служить почтовые опросы читателей периодической печати или опросы покупателей, приобретающих тот или иной вид товара. Поскольку в этом случае затрудняется оценка репрезентативности выборки, выводы исследования распространяются лишь на опрошенную совокупность.

К стихийному отбору относится и метод "снежного кома", когда поиск одних респондентов осуществляется по подсказке других. Например, необходимо опросить по какой-либо проблеме 200 человек, но известны адреса лишь десяти человек, по подсказке которых продолжается поиск других респондентов до достижения необходимого объема выборочной совокупности.

Для осуществления квотного отбора необходима информация о ряде характеристик генеральной совокупности. Для каждой из них составляются квоты (часть, доля), отражающие в определенной пропорции все признаки генеральной совокупности. При таком отборе, например, учитывается процентное представительство мужчин, их возраст, образование, род занятий, семейное положение, этническая или территориальная принадлежность и т. д.

Квотную выборку целенаправленно формируют интервьюеры с соблюдением параметров квот. При создании квот главная задача для интервьюера заключается в том, чтобы были соблюдены условия случайного отбора, при которых каждый элемент генеральной совокупности имел бы равные шансы попасть в выборку.

Метод основного массива удобен в пилотажных исследованиях для выяснения какого-либо контрольного вопроса. При использовании данного метода объем выборочной совокупности составляет 60-70% от объема выборочной совокупности.

В формирований выборочной совокупности важную роль играет определение ее объема или численности. Объем выборки обусловлен степенью однородности или неоднородности, генеральной совокупности, количеством характеризующих ее признаков. Чем более однороден состав генеральной совокупности, тем меньший объем выборки потребуется.

Тип выборки диктует специфику вычисления объема выборочной совокупности для каждого ее вида по определенным формулам. Как правило, объем выборки, в зависимости от глубины исследования, его целей и задач, составляет 5-10% от генеральной совокупности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.026 с.)