III. Актуализация и коррекция опорных знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.



Учитель: Сальникова Е.Б.

Тема: Текст: стиль, тип, тема.

Цель: создать условия для осознания и осмысления работы над текстом.

Задачи:

Образовательные:

- формируем умение работать с текстом: определять тему текста, микротему, тип и стиль текста, его структурные части.

- продолжаем формировать умение составлять тексты различных типов.

Воспитательные:

- воспитываем интерес к учебному предмету;

- воспитываем гордость за нашу страну, выдающихся личностей.

Развивающие:

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний.

- развиваем речь: учимся оформлять свои мысли правильно в устной и письменной форме.

Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений

Формирование УУД:

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять личную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и понимать других.

Оборудование: учебник русского языка, толковый словарь, энциклопедия,  статьи из сети Интернет, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные карандаши, маркеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Передо мной  – выпускники начальной школы. Вы уже много знаете. У вас «хорошая голова», я уверена, что вы  справитесь со всеми  трудностями  на уроке.

- Что значит «хорошая голова»?

- Выберите из следующих выражений синонимичное к данному.   (Слайд №2)

- Какое ещё выражение подойдет к уроку. Как вы его понимаете?

Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой! (Слайд №3)

- Именно, с «хорошей головой» человек добивается успеха в своей жизни и в своем  любимом деле.

- Мы много говорим на уроках о выдающихся личностях.

- Какие качества объединяют этих людей, которые добились успеха в своей жизни? (Слайд №4)

Знание + упорство + решительность + достижение цели = УСПЕХ (на магнитной доске)

-  Постараемся и мы  вывести формулу своего успеха на уроке.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. (Слайд №5)

На слайде даны слова: Целостность, микротема, структурность, заголовок, тема, законченность, тип, стиль, связанность.

- Знакомы вам эти термины? К какой теме они относятся?

- Можете ли вы по опорным словам сказать тему урока. Учитель записывает тему на доске.

- Правильно. Тема урока «Текст. Стиль, тип, тема». (Слайд№6)

- Предположите возможные виды работы на уроке.

- У каждого из вас на листах в правом верхнем углу есть «Волшебная линейка». Оцените себя по          десятибалльной шкале.

- Поставьте красным карандашом точку, которая показывает уровень ваших знаний на начало урока.

- Зеленым карандашом сделайте пометку,  насколько бы хотели повысить этот уровень в течение урока.

- Молодцы!

 

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.

Чтение текста о А.В. Суворове.

- Ещё раз обратимся к тексту  упражнения  158 на стр. 89 в учебнике.

- Какую мысль хочет донести автор до читателя?

- Так кто же такой А.В. Суворов? (Слайд №7)

- Национальный герой России, великий русский полководец. Генералиссимус  российских сухопутных и морских сил, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.

IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

- В каком стиле написан текст?   (Слайд №9)

- Определи тип текста. Обратимся к справочным материалам, стр. 152. (Слайд №10, №11)

 

V.  Первичное закрепление в измененной ситуации.

Индивидуальная работа.

- Орфографическая подготовка. Исследуйте 4-ый и 5-ый абзацы текста.

- На какие группы можно разделить пропущенные орфограммы?

- В какой части слова находятся орфограммы?

- Слова выписаны по группам. Дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы.

Взаимопроверка одновременно сравнивают с написанием на слайде и объясняют. В группах работают консультанты.

- Покажите способ проверки. (Слайд №12)

Работа в группах.

Группа.

- У вас на столах разные источники информации: статья из сети Интернет, учебник, энциклопедия. Исследуйте их.

- Подберите материал о детстве А.В. Суворова.

Группа.

- Поработайте со словарем на стр. 90 учебника и справочником эпитетов,  раздаточным материалом. Выберите только те слова, которые подходят к картине И. Штейнбена «А.В. Суворов».

Группа.

- Порассуждайте, что помогло Суворову стать непобедимым полководцем?   К проблемному вопросу подберите соответствующие доказательства и вывод. Воспользуйтесь предложенными вариантами.

VI.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Работа в группах. Получение задания.

Группа.

- На основании проработанных вами материалов, восстанови последовательность абзацев текста «Как детские мечты Суворова воплотились в жизнь?»

- Как вы считаете, каким типом текста вы воспользуетесь? (Слайд №12)

2 группа.  

- Какие качества Суворова передал художник в его портрете. Как он отразил эти качества во взгляде, позе, одежде полководца, в фоне на котором он изображен?

- Ваш тип текста? (Слайд №13, №14)

- Впишите слова, чтобы получился текст.

Группа.

- Составьте текст на тему «Что помогло стать Суворову великим полководцем» (Слайд №16)

Самостоятельная работа учащихся.

3. Проверка самостоятельной работы в группах.

- От каждой группы лидер отправляется в другую группу, чтобы выслушать главную мысль текста. Ее представят эксперты. Лидеры, выслушав мнения экспертов, определят порядок выступления ребят.

- На доске дети записывают план рассказа «Ни разу непобежденный».

                                     План

1. Имя Суворова – символ доблести и славы.

2. Самая первая и главная победа.

3. Образ Суворова в искусстве.

 4. Презентация работ (один ученик от группы)

Порядок: 3 группа, 1 группа, 2 группа. (Слайд №17)

VII.  Закрепление пройденного материала.

- Вернемся к ранее перечисленным качествам выдающихся людей. (Слайд №18)

- Как вы считаете, помогли ли эти качества А.В. Суворову стать выдающимся полководцем?

- В истории нашего Отечества много людей, с которых нам можно брать пример. Сегодня мы говорили  об одном из них. Его жизнь - хороший пример для будущих поколений: великая цель, великие дела, слава Отчизны. Вот идеал, достойный подражания! Вся жизнь А.В. Суворова позволяла ему сказать: «Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным... Отечеству». (Слайд № 19)

На могиле Суворова в Александро-Невской лавре в Санкт- Петербурге, вделанная в пол белая мраморная плита с огромными медными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений - ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ - и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю. Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства. (Слайд №20)

 

Могила Суворова

С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов»

Заслуженная, истинная слава...

VIII. Рефлексия.

- Вернитесь к «Волшебной линейке». Отметьте,  синим карандашом,  уровень знаний по окончании урока. Совпали ваши предположения.

IX. Итог урока.

- Поделитесь своими мыслями об уроке.

-  Какие качества помогли вам достичь успеха на уроке? Какова ваша формула успеха?

X. Домашнее задание.

- Упражнение 177. Выполнить упражнение вам поможет «хорошая голова», знания, приобретенные на сегодняшнем уроке.

 


Приложение


Классная работа.
Тема урока «Текст. Стиль, тип, тема».

Задание №1.

Орфограммы

Группа

Дополнительный материал

Говорят, генералиссимус Суворов провел 60 сражений и во всех 60 одержал победу.

Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой.

В детстве Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые здоровые офицеры.

Но у Саши были совсем другие планы.

Мальчик получил великолепное домашнее образование, включавшее и науки, и языки, в его распоряжении была богатейшая библиотека, собранная отцом. Он увлёкся военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода. Его влекла военная служба.

Он поставил себе цель - стать полководцем. И ради этой цели он решил переделать себя.

Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он ходил в лёгкой одежде, спал на сене, укрывался простынёй или своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал. Чтоб испытать свою смелость, он скакал на лошади под проливным дождём, когда грохотал гром и сверкали молнии. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и пятницы. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба.

 Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью,  изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.

 

Примерный текст, составленный детьми

С детства А.В. Суворов мечтал стать военным и готовил себя к военной службе.

Но Саша был слаб здоровьем. Маленький Суворов поставил перед собой цель – стать полководцем. 

Он старался закалять свой организм, тренировать волю и характер.

Рано просыпался, ходил в лёгкой одежде, спал на сене, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал. Ел простую пищу, не допускал роскоши. Добросовестно учился, изучал науки и языки, много читал.

Самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой.

 

 

Задание для 2 группы

Образ А.В. Суворова нашел отражение в искусстве.

На картине Карла Штейнбена – очень немолодой, усталый, совершенно не героический человек. Только ордена говорят, что перед нами прославленный генералиссимус А.В. Суворов.

Суворов изображен на высоком холме. Вдали видны боевые порядки. Идет бой, поднимаются клубы дыма от разорвавшихся снарядов. Небо _________________, ________________.

 Полководец изображен в полный рост без головного убора, волосы седые. Фигура изображенного передает некую тревожность. Пальцы правой руки сжаты в кулак, руку положил на план расположения войск, рядом с оружием. Поза его ________________, _________________, _____________, __________________.

Необыкновенно ____________ глаза Суворова. Он смотрит вдаль. Взгляд ___________________, ___________________, _____________________, ______________, ___________________, ___________________, ___________________.

В одежде чувствуется _________________, ____________________, _______________________.

Художник изобразил необыкновенного человека. _______________, _______________, _____________________, ___________________, _______________, _________________, __________________.

Именно эти качества великого полководца помогли не проиграть ни одного сражения. А.В. Суворов – народный герой.

Поза

Беззаботная, благородная, величественная, воинственная, выразительная, героическая, гордая, грозная, естественная, жалостливая, живописная, задумчивая, картинная, красивая, мечтательная, напряженная, настороженная, небрежная, непринужденная, оборонительная, почтительная, презрительная, равнодушная, растерянная, робкая, самоуверенная, свободная, скучающая, спокойная, торжественная, трагическая, трогательная, угрожающая, унылая.

Взгляд

Весёлый, виноватый, внимательный, враждебный, выразительный,, гордый, грустный, задумчивый, злой, испуганный, колючий, ласковый, лучистый, многозначительный, мрачный, недовольный, ободряющий, нежный, озорной, печальный, пламенный, понурый, презрительный, приветливый, равнодушный, смелый, сердечный., сердитый, спокойный, строгий, счастливый, твердый, торжествующий, тревожный, тяжелый, уверенный, угрюмый, упрямый, усталый, хитрый, холодный, ясный.

Одежда

Чистая, опрятная, красивая, торжественная, испачканная, новая, вечерняя, шикарная.

Человек

Хороший, плохой, надменный, благородный, мужественный, независимый, самоотверженный, завистливый, жадный, решительный, смелый, трусливый, уверенный.

Задание для 3 группы

Текст 1

А.В. Суворов - великий русский полководец. За всю свою военную карьеру он ни разу не проиграл ни одного сражения. Но каких трудов это ему стоило!

 

Александр Васильевич родился в 1729г. в Москве в семье генерала, племянника Петра I. Его назвали Александром в честь Александра Невского и Александра Македонского. Из-за того, что он рос слабым и тщедушным, отец решил, что он не пригоден к военной службе. Но маленький Саша всей душой стремился стать военным, изучал военное дело. Он от природы был болезненным, хилым ребёнком, легко простужался. С таким здоровьем и думать нечего было о военной службе. Зато характер у него был сильный. С детских лет он приучал себя к сложным условиям: закалялся, тренировал свое тело, спал в спартанских условиях. Суворов много усилий прилагал к осуществлению своей мечты. Его военная карьера началась в 15 лет со службы в полку простым солдатом. Несмотря на свое происхождение, он всегда стремился быть рядом с простыми солдатами, близко к сердцу принимал все их проблемы.

Вместе с тренировкой ума Суворов не забывал и о тренировке тела, стремясь всеми способами укреплять и закалять его. Строго соблюдал военную дисциплину. Держась правила, что воин и в мирное время на войне, он обучал солдат разным маневрам. В короткий срок А.В. Суворов добился блестящих результатов. Его стрельцы образцово знали строй и проделывали все приемы, были бодры, крепки, не знали усталости, не признавали ни голода, ни холода. Это были суворовские чудо богатыри. Солдаты с большим уважением и любовью относились к своему командиру. Беспрекословно выполняли его приказы. Все это и сделало Александра Васильевича непобедимым. После себя А.В.Суворов оставил книгу «Наука побеждать». В этой книге он дал советы, как обучать и воспитывать войска. И не важно, что вооружены чудо-богатыри кремниевыми ружьями, а не современным оружием.

 

Благодарные потомки с глубоким уважением и любовью произносят имя генералиссимуса Суворова, составляющее честь и славу России.

 

 

Текст 2

 

Наверное, нет  ни одного русского человека, кому не было бы известно имя Александра Васильевича Суворова, полководца, человека доблести и славы, не проигравшего ни одного сражения, горячо любившего свою Родину.

 

Приложив много труда и усердия, он добился исполнения своей мечты – стать военным и дослужиться до генералиссимуса.

Это был человек образованный, знал много языков. С огромным уважением он относился к простым солдатам, щедро раздавал награды за их подвиги. Ласково называл их богатырями, детушками, орлами, делил с ними и радости и горе. Великий полководец ел вместе с солдатами скромную пищу. За это они платили ему великой любовью и уважением, беспрекословно выполняя его приказы.

А знаменитый переход армии Суворова через Альпы вписан во всемирную историю военных действий.

 

Суворов был образцом для подражания, очень требовательным, прежде всего, к себе. Это и помогло стать ему великим полководцем.

 

Учитель: Сальникова Е.Б.

Тема: Текст: стиль, тип, тема.

Цель: создать условия для осознания и осмысления работы над текстом.

Задачи:

Образовательные:

- формируем умение работать с текстом: определять тему текста, микротему, тип и стиль текста, его структурные части.

- продолжаем формировать умение составлять тексты различных типов.

Воспитательные:

- воспитываем интерес к учебному предмету;

- воспитываем гордость за нашу страну, выдающихся личностей.

Развивающие:

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний.

- развиваем речь: учимся оформлять свои мысли правильно в устной и письменной форме.

Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений

Формирование УУД:

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять личную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и понимать других.

Оборудование: учебник русского языка, толковый словарь, энциклопедия,  статьи из сети Интернет, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные карандаши, маркеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Передо мной  – выпускники начальной школы. Вы уже много знаете. У вас «хорошая голова», я уверена, что вы  справитесь со всеми  трудностями  на уроке.

- Что значит «хорошая голова»?

- Выберите из следующих выражений синонимичное к данному.   (Слайд №2)

- Какое ещё выражение подойдет к уроку. Как вы его понимаете?

Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой! (Слайд №3)

- Именно, с «хорошей головой» человек добивается успеха в своей жизни и в своем  любимом деле.

- Мы много говорим на уроках о выдающихся личностях.

- Какие качества объединяют этих людей, которые добились успеха в своей жизни? (Слайд №4)

Знание + упорство + решительность + достижение цели = УСПЕХ (на магнитной доске)

-  Постараемся и мы  вывести формулу своего успеха на уроке.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. (Слайд №5)

На слайде даны слова: Целостность, микротема, структурность, заголовок, тема, законченность, тип, стиль, связанность.

- Знакомы вам эти термины? К какой теме они относятся?

- Можете ли вы по опорным словам сказать тему урока. Учитель записывает тему на доске.

- Правильно. Тема урока «Текст. Стиль, тип, тема». (Слайд№6)

- Предположите возможные виды работы на уроке.

- У каждого из вас на листах в правом верхнем углу есть «Волшебная линейка». Оцените себя по          десятибалльной шкале.

- Поставьте красным карандашом точку, которая показывает уровень ваших знаний на начало урока.

- Зеленым карандашом сделайте пометку,  насколько бы хотели повысить этот уровень в течение урока.

- Молодцы!

 

III. Актуализация и коррекция опорных знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.081 с.)