Цель изучения дисциплины – формирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира.
Задачи дисциплины:
– объяснение сути и значения истории философии для становления научно-теоретического мышления;
– ознакомление с основными разделами современного философского знания, философскими проблемами и методами их исследования;
– обучение базовым принципам и приемам философского познания;
– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
– введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код
компетенции
Результаты освоения
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-6
Способен использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
Знать:
- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
Уметь:
- формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
Владеть:
- навыками решения текущих профессиональных задач на основе философских методов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВО.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 2 курсе по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «История» и «Основы научных исследований».
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин: «Социология», «Правоведение», «Этика государственной службы и государственных служащих», «Деловые коммуникации», «Психология конфликта».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часа.
Таблица 2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ
Всего часов
Семестр
3
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,
42
3
в том числе:
Лекции (Л)
16
3
Практические занятия (ПЗ),
26
3
из них в интерактивной форме (ИФ)
16
3
Самостоятельная работа обучающихся
30
3
Экзаменационный билет № 1
1. Философия экзистенциализма.
2. Общество как развивающаяся система.
3. Практическое задание.
Проанализируйте и объясните приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- «Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех - это заставить человека посвятить себя культу самосохранения». (М.Е. Салтыков-Щедрин).
- «Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни» (А. де Сент-Экзюпери).
- «У человека нет природы, у него есть только история» (Х. Ортега-и-Гассет).
- «Какая цель жизни человека? Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного, я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего... цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества» (Л. Н. Толстой).
Экзаменационный билет № 2
1. Особенности и этапы развития философии средневековья.
2. Законы диалектики и их характеристика.
3. Практическое задание.
Прочитайте два высказывания и сравните их содержание:
а) «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей» (Л. Фейербах).
б) «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
- Есть ли близость между содержанием этих высказываний и в чем она состоит?
- Есть ли принципиальное различие между содержанием этих высказываний и в чем именно?
Экзаменационный билет № 3
1. Атомизм античных философов.
2. Основные этапы и формы научного познания.
3. Практическое задание.
Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д., и т. п. Рационалисты любят декартовское «я мыслю, следовательно, существую». Иррационалистам ближе шекспировские слова: «Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам». Первые делают акцент на силе разума, а вторые – на его бессилии.
Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
Экзаменационный билет
Вопрос билета
Максимальное количество баллов
1. История философии
40
2. Теоретический вопрос
40
3. Практическое задание
20
Контрольная работа. Вариант № 1
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Мифологическое мировоззрение и его специфика».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса
Содержание вопроса
Код и вариант ответа
1
Выберите правильное определение понятия «философия»
1.1 Античное учение о природе и материи.
1.2. Учение о безмятежности духа и свободе.
1.3. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания.
1.4. Духовное оружие рабочего класса.
2
Одной из школ древнекитайской философии является
2.1 даосизм
2.2 джайнизм
2.3 локаята
2.4 санкхья
3
«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя:
5.1 эпоху позднего средневековья
5.2 ортодоксальной схоластики
5.3 учении Платона о двух мирах
5.4 диалектическом учении об абсолютном и относительном знании
6
К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон
6.1 взаимопроникновения противоположностей
6.2 отрицания отрицания
6.3 единства и борьбы противоположностей
6.4 перехода количества в качество
7
Для христианской картины мира характерно
7.1 отрицание достижений естествознания
7.2 отрицание греховности человека
7.3 отрицание свободы воли у человека
7.4 высоко оценивать назначение человека
8
К. Поппер является автором концепции?
8.1 научных революций
8.2 роста знания
8.3 научно-исследовательских программ
8.4 эволюционной эпистемологии
9
Направление в философии, считающее, что человечество в будущем сможет заменить природную среду на искусственную, техническую, называются
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют
10.1 методом исследования
10.2 парадигмой
10.3 теорией
10.4 законом
Задание 3.Выполнитеупражнение:
Проанализировав размышления Б. Рассела, выявите, что общего у философии с религией и наукой и в чем специфика её предмета и места в духовной жизни:
«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия».
(Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7)
Контрольная работа. Вариант № 2.
Задание 1.Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса
Содержание вопроса
Код и вариант ответа
1
Выберите правильное определение понятия «мифология»
1.1. Наука о человеке.
1.2. Учение о синтезе философии, религии и науки.
1.3. Античное учение о природе и материи.
1.4. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании.
2
Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом:
2.1 философии
2.2 науки
2.3 религии
2.4 искусства
3
Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека
Кто из философов полагал, что искусство имеет классовый характер:
10.1 В. Ленин
10.2 Н. Бердяев
10.3 Г. Плеханов
10.4 В. Соловьев
Задание 3. Выполните упражнение.
Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит?
«Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее».
(Цит по:Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).
Контрольная работа. Вариант № 3.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Онтология Платона».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса
Содержание вопроса
Код и вариант ответа
1
Выберите правильное определение понятия «натурфилософия»
1.1 Философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в ее целостности.
1.2. Наделение явлений мира свойствами человека.
1.3. Учение о синтезе философии, религии и науки
1.4. Наука о человеке
2
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит:
2.1 К. Ясперс
2.2. Л. Витгенштейн
2.3 З. Фрейд
2.4 Э. Фромм
3
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют
3.1 методом исследования
3.2 парадигмой
3.3 теорией
3.4 законом
4
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек
4.1 счастлив
4.2 смертен
4.3 верит в Бога
4.4 разумен
5
И материальная, и духовная культура представляют собой:
5.1 преобразование окружающего мира
5.2 взаимоисключающие явления
5.3 результат творческой деятельности человека
5.4 продукты деятельности разума
6
Древнейшей формой постижения реальности человеком является
6.1. искусство
6.2 миф
6.3 наука
6.4 философия
7
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризуется смысл позиции
Раздел философского знания, возникший позже всех остальных
9.1 онтология
9.2 гносеология
9.3 философская антропология
9.4 социальная философия
10
Принцип ответственности личности несовместим с
10.1 природной и социальной необходимостью
10.2 свободой
10.3 абсолютизацией сиюминутных выгод
10.4 сознательной целенаправленной деятельностью
Задание 3. Решите упражнение.
Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса?
«Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. <…> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…»
(Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1).
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену (для очной и заочной форм обучения)
1. Философия древней и средневековой Индии.
2. Философия древнего и средневекового Китая.
3. Ионийская философия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).
4. Пифагор и пифагорейская школа.
5. Элеаты (Парменид, Зенон).
6. Эмпедокл и Анаксагор.
7. Софисты и Сократ.
8. Левкипп и Демокрит.
9. Философское учение Платона.
10. Философское учение Аристотеля.
11. Философия эллинизма (стоики и скептики).
12. Философия эллинизма (Эпикур и его последователи).
19. Философия средневекового Востока (Аль-Фараби, Ибн - Рушд, Ибн-Сина).
20. Натурфилософские идеи возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно).
21. Леонардо да Винчи, Телезио - предвестники научной революции.
22. Реформация и ее деятели.
23. Научная революция 17 века (Галилей, Ньютон, Кеплер, Гарвей и др.).
24. Философия Нового Времени (Ф. Бекон и Р. Декарт. Эмпиризм и рационализм).
25. Социальная философия Т. Гоббса.
26. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии).
27. Французский материализм (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро).
28. Эмпиризм Д. Локка и субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.
29. Монадология Г. Лейбница и монизм Б. Спинозы.
30. И. Кант и кантианство.
31. Г. Фихте, Ф.М. Шеллинг.
32. Г. В. Ф. Гегель и гегельянство.
33. Л. Фейербах, младогегельянцы, К. Маркс.
34. Философия марксизма и современности.
35. Исторические формы позитивизма.
36. Иррационализм и его формы.
37. Экзистенциализм.
38. Неокантианство, гуссерлианство, герменевтика.
39. Неотомизм и другие формы современной религиозной философии.
40. Традиции и особенности русской философии.
41. Нестяжатели и иосифляне.
42. Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.
43. Славянофилы и западники.
44. «Серебряный век» русской философии.
45. Софистические течения русской религиозной философии.
46. Русский космизм.
47. Русский марксизм.
48. Предмет и специфика философии.
49. Мировоззрение и философия.
50. Мифология и философия.
51. Наука, религия и философия.
52. Социально - исторические условия возникновения философии.
53. Основной вопрос философии и философские школы.
54. Философский смысл проблемы бытия.
55. Формы бытия. Специфика социального бытия.
56. Категория материи.
57. Идеальное и материальное.
58. Деятельностная сущность сознания.
59. Развитие, движение, изменение.
60. Диалектика и метафизика.
61. Догматизм, формализм, схоластика, эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики.
62. Принципы диалектики.
63. Законы диалектики.
64. Система категорий диалектики.
65. Единство диалектики, логики и теории познания.
66. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
67. Объект и субъект познания, их диалектика.
68. Чувственное и рациональное познание.
69. Истина: ее формы, основания и критерии.
70. Структура и логика научного познания.
71. Понятие «общество».
72. Общество как система.
73. Источники и движущие силы развития общества.
74. Многообразие исторического процесса.
75. Критерии общественного прогресса.
76. Понятие «общественно - экономическая формация».
77. Понятие «культура».
78. Цивилизация как культура.
79. Характеристика современной эпохи.
80. Типовая структура сфер жизни.
81. Идеология и формы общественного сознания в их взаимодействии.
82. Философская антропология.
83. Соотношение биологического и социального в человеке.
84. Жизнь и смерть как философская проблема.
85. Личность как продукт общественных отношений и деятельности.
86. Структура и динамика личности.
87. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
88. Свобода и ответственность личности.
89. Философское определение смысла жизни.
90. Типы глобальных проблем современности.
91. Экологические проблемы.
92. Социальные проблемы.
93. Комплексные глобальные проблемы.
94. Глобальные проблемы и будущее цивилизации.
7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(очная форма обучения)
Номер раздела/
темы
Формы текущего
контроля
обучающихся
Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20)
Баллы в первой контрольной точке
(30 баллов)
Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20)
Баллы во второй контрольной точке (30 баллов)
1.2 – 1.6.
Фронтальный опрос
5
1.2 – 1.6.
Индивидуальный письменный опрос
10
1.2. – 1.6.
Тестирование
5
1.2. –1.7
Контрольная работа
30
2.1 – 4.1.
Фронтальный опрос
5
2.1 – 4.1.
Тестирование
5
2.1. - 4.1.
Индивидуальный письменный опрос
10
2.1. – 4.2
Контрольная работа
30
Таблица 6.2
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(заочная форма обучения)
Номер раздела/темы
Формы текущего контроля
обучающихся
Баллы по видам работ, выполняемым студентами
1.2, 21
Фронтальный опрос
30
2.3, 3.1
Тестирование
30
1.2, 2.1, 2.3, 3.1, 4.2
Контрольная работа
40
50
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.1. Основная учебная литература:
8.1.1. Философия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 671 с. (ЭБС «Книгафонд» – www.knigafund.ru).
8.1.2. Гурвич П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 402 с. (ЭБС «Книгафонд» – www.knigafund.ru).
8.2. Дополнительная учебная литература:
8.2.1. Золкин А.Л. Философия: [Электронный ресурс]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 604 с. (ЭБС «Книгафонд» – www.knigafund.ru).
8.2.2. Каверин Б.И. Философия (актуальные проблемы) [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. – 292 с. (ЭБ РТА).
8.2.3. Философия [Текст]: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2015. – 670 с.
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Специфика предлагаемого курса состоит в небольшом по объему количестве лекционных занятий и в изучении значительной части курса самостоятельным методом (подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, изучение теоретической части курса по рекомендуемой литературе, работа с периодическими изданиями и нормативной правовой документацией).
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой, и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь, а документы, оформленные студентами, подшивать в папку;
3) обязательно выполнять все домашние задания. Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту.
11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
– Пакет прикладных программ MSOffice;
– Справочно-правовая система «Консультант плюс»;
– Справочно-правовая система «Гарант»;
– Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Реализация компетентностного подхода при преподавании философии предусматривает использование в учебном процессе следующих образовательных технологий:
- блиц-опрос по определениям;
- письменная проверочная работа;
- контрольная работа;
- тестирование.
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используется:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий, оснащенные современным, высокотехнологичным мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы с учетом программы подготовки;
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций;
- для работы со специализированным программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы;
- другие материально-технические ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
Специальность:
38.05.02 «Таможенное дело»
Специализация:
Таможенные платежи;
Организация таможенного контроля;
Технические средства таможенного контроля;
Таможенный менеджмент
Товароведение и экспертиза в таможенном деле;
Информационные системы и таможенные технологии;
Международное сотрудничество таможенных администраций
Уровень высшего образования: специалитет
Автор:
Федорищенко Алексей Иванович
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
Специальность:
38.05.02 «Таможенное дело»
Специализация:
Таможенные платежи;
Организация таможенного контроля;
Технические средства таможенного контроля;
Таможенный менеджмент
Товароведение и экспертиза в таможенном деле;
Информационные системы и таможенные технологии;
Международное сотрудничество таможенных администраций
Цель изучения дисциплины – формирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира.
Задачи дисциплины:
– объяснение сути и значения истории философии для становления научно-теоретического мышления;
– ознакомление с основными разделами современного философского знания, философскими проблемами и методами их исследования;
– обучение базовым принципам и приемам философского познания;
– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
– введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код
компетенции
Результаты освоения
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-6
Способен использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
Знать:
- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
Уметь:
- формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
Владеть:
- навыками решения текущих профессиональных задач на основе философских методов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП ВО.
Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 2 курсе по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «История» и «Основы научных исследований».
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин: «Социология», «Правоведение», «Этика государственной службы и государственных служащих», «Деловые коммуникации», «Психология конфликта».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часа.
Таблица 2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ
Всего часов
Семестр
3
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.028 с.)