Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная история разделения труда.

Поиск

В экономической науке со временм Смита разделение труда рассматривается как процесс повышения общественного производства. Разделение труда приводит к величайщему прогрессу в развитии производственных сил. Возникает профессиональная специализация, что приводит к повышению общей экономической эффективности, а с другой стороны ведет к одностороннему развитию знаний, умений и навыков. Причину разделения труда экономисты видели в тех или иных наклонностях и способностях индивида. Согласно экономической точке зрения, разделение труда существовало всегда, иначе не было бы самого общества.

Историки и антропологи по-другому видели разделение труда. В условиях примитивного общества нет никакого разделения труда – все выполняют одинаковые функции. Естественное разделение труда(по полу и возраста) не приводит к образованию социального разделения труда. При этом основная производительная сила первобытного общества в кооперации труда. Обычно историки марксистского толка говорят о первом общественном разделение труда как о периоде, когда земледелие отделилось от скотоводства. Многие ученые теперь не согласны с этой точкой зрения, они считают что собирательство появилось из земледелия а скотоводство из охоты за стадом. Никакого особого обмена между этими племенами не было. По их точке первое разделение труда возникает только при переходе к оседлому образу жизни с появлением различных ремесел.

Самой известной в социологии является разделения труда Э.Дюркгейма. Он в зависимости от уровня разделения труда он выделяет два типа обществ – механической солидарности и органической солидарности. Первый тип общества(примитивное общество) основан на соединении одинаковых элементов в единое целое. В этом обществе нет сегментарного различия индивидов или групп, обусловленного разделением труда – интеграция обеспечивается действия и мышления индивидов. Дюркгейм выделяет три причины изменения этого общества.:Рост населения, изменение форм сознания(прежде всего религиозного)т.е. с появлением большего свободомыслия и наконец это распространение городского образа жизни(в городе человек встречается все с большим количество незнакомых людей от мнения которых он независим, соответственно он более свободен в своем поведении.). Так по Дюркгейму в средневековом обществе постепенно возникает разделение труда., которое в свою очередь преобразует общественную структуру- появляется органическая(естественная) солидарность, общество строится теперь и разнородных групп и отличающихся слоев. Этот тип общества относится к современным типам общества. Сила социальной связи в современном обществе гораздо более значительна, чем в традиционных обществах – каждый безусловно нуждается в каждом, считал Дюркгейм.

 

22. Социальные функции рекламы и маркетинга.

Большинство исследователей рассматривали рекламу как манипулятивную практику.

Реклама всегда имела целью повысить значимость некоторых ценностей, разделяемых обществом, с тем чтобы сделать более привлекательным товар, ассоциирующийся с этой ценностью. С момента появления рекламы возникает и необходимость ее регулирования и вмешательства властей.

Выделяют три способа регулирования рекламной деятельности – государственное регулирование, саморегулирование и регулирование со стороны потребителей.

Телевидение дало больше возможностей для развития рекламной практики и повышения эффективности рекламных мероприятий: давая меньше времени на осмысление увиденного и услышанного, они позволяют представить объект всесторонне. Утаивание части информации при заключении сделки. Развитие телевидения привело к необходимости контроля над телевизионной рекламой. Ориентация рекламы на молодежь и детей поставила общество перед необходимостью защиты самой психологически уязвимой аудитории от обмана. Понимание этого приводит к мысли, что наиболее эффективным способом регулирования является предварительна экспертиза любой рекламы до того, как она будет увидена зрителями, причем эта экспертиза должна осуществляться совместными усилиями СМИ, промышленных и рекламных организаций.

 

В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как специфическая область коммуникации между рекламодателями и потенциальными потребителями. Рекламная кампания – сложный коммуникативный процесс, целью которого является обеспечение понимания и обмена с потребителем передаваемой информацией, т.е. сообщения.

Социальные функции рекламы: информационная, коммуникативная, ценностнообразующая, функция социализации. Первые две непосредственно связаны между собой. Социологи рассматривают рекламу как инструмент формирования общественного мнения. Причем отнюдь не всегда внушаемые рекламой ценности и формируемые ею потребности положительно влияют на процессы, происходящие в обществе. Сторонники теории мощного воздействия рекламы говорят о том, что она формирует ложные потребности, заставляет людей вести нездоровый образ жизни, отказываться от потребления одежды, бытовых приборов, автомобилей задолго до их износа, поощряет стремление к роскоши. Другая группа исследователей считает, что реклама - отклик на уже имеющиеся в обществе ценности.

Необходимо отметить, что без апелляции к преобладающим в обществе ценностям и наиболее распространенным индивидуальным потребностям рекламные сообщения будут неэффективны. Чаще всего в рекламных сообщениях используются ценности:

• уверенность в правильности своих действий

•ощущение собственной значимости

•реализация творческих наклонностей

•потребность в объектах любви и проявлении добрых чувств

•сила

•семейные традиции

•уверенность и надежность

•здоровье

•экологические ценности

Таким образом, реклама в стремлении достичь поставленных целей постоянно опирается на присущие ее потребителям мотивы, в которых отражается система ценностных ориентаций, превалирующих в обществе. Но зачастую она вскрывает не только еще не осознанные потребности, но и формирует новые, опережая тем самым общественное сознание. В этом двустороннем процессе (одновременном отражении общественных ценностей и воздействии на них) проявляется диалектика взаимоотношений рекламы и общества.

Функция формирования ценностных ориентаций непосредственно связана с функцией социализации. Когда проводят анализ роли рекламы в процессе социализации, речь прежде всего идет о ее влиянии на детскую и молодежную аудитории как наиболее восприимчивые к рекламному воздействию демографические группы. Засоренность информационного пространства поощряет рекламистов к поиску тех целевых групп, члены которых не имею иммунитета по отношению к рекламному прессингу. Дети – наиболее легкодоступная аудитория. Специально для них были созданы коммерческие передачи, в которых реклама превращается в развлекательное шоу. Черепашки Ниндзя, Покемоны и множество других героев придумывались специально, чтобы снятый о них мультфильм приносил доход не только телекомпаниям, но и фирмам, которые торгуют игрушками. Такие мультфильмы – гигантская реклама, по длительности превышающая все лимиты. В данном случае даже взрослый человек не сразу способен распознать в фильме грамотно и хитроумно замаскированную рекламу. Более того, авторы этой идеи предусмотрели возможность покупки лицензии на использование «образа героя» любой фирмой. Результат – рюкзаки с Русалочкой и т.д., при этом ценность товара определяется не качеством, а приклеенной картинкой.

Телевидение часто формирует негативные модели детского поведения, в то время как его воспитательный потенциал весьма велик (например, приучение к малополезной пище).

У подростков социализация посредством рекламы происходит либо по принципу ориентации на «значимого другого», либо на референтную группу. Еще один механизм, используемый рекламой – стремление подростка быстрее повзрослеть. Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление и стимулировать агрессивность.

Поэтому реклама, направленная в первую очередь на детей и подростков, должна подвергаться наиболее жесткой цензуре и отвечать ряду требований:

• формировать разумные ограничения в потребительских ориентациях

•всесторонне изучать возможные последствия рекламного воздействия на детскую и подростковую аудиторию

•должна нести в себе не только идею (знание) о самом товаре, но и идеалы, к которым нужно стремиться каждому человеку

По мнению Бергера и Лукмана, «социализация – создание индивидом своего образа, который существует на социальном уровне, равно как и товар, идея, страна и что-либо еще; индивид существует на социальном уровне, то есть принимает участие в динамике общества». Реклама же осуществляет встраивание образа в публичный дискурс, то есть придает ему определенный социальный статус.

 

 

23. Современные проблемы образования. Настя Носкова.

Школьное образование

В нормативно-правовые акты, характеризующие процесс российского образования, не включены мероприятия по реализации сферы духовно-нравственного развития школьников.

Появляется такая проблема современного образования, как проблема качества школьного образования в России, порождающая несовершенство в таких сферах, как: ценностно-смысловая сфера личности, формирование у учащихся общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейных ценностей, воспитание культурного, духовного и другого потенциала, развитие бытовых и технических сторон процесса обучения, организация учебного процесса, изменение содержания учебного процесса.

Целью обучения и воспитания школьников становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе. При этом исключаются условия для его духовного, а значит личностного роста. Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Попытка создать образ такой школы неминуемо приведет к школе, основанной на духовно-нравственных традициях. Образовательный стандарт должен включать в себя предметы духовно-нравственного содержания, которые знакомят молодых людей с основами духовно-нравственной, с православной культурой, с духовной историей России.

 

Проблема кадров

Одной из ключевых причин, тормозящих развитие образования в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Ужасная тенденция, наметившаяся в современной России, есть неуклонное снижение качества выпускников педагогических вузов. Их цель – получение заработной платы за свой труд и все. Нынешнюю систему образования спасает «старая гвардия» и небольшое, буквально мизерное, число молодых преподавателей-альтруистов. Пожалуй, именно низкий уровень оплаты труда и есть самая большая проблема современной системы образования. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, ни о каком возрождении качественного образования в России не может быть и речи. У педагогов полностью отсутствуют стимулы к преподаванию. Преподаватель может запросто уйти в совершенно другую сферу деятельности, где сможет заработать больше.

Оценка получаемых знаний

Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции. Правительство приняло решение к 2010 году полностью перейти на образовательные стандарты стран-участниц конвенции. Это привело к возникновению ЕГЭ, созданию в вузах системы подготовки бакалавров и магистров. Как бы ни ругали ЕГЭ, что бы плохое ни говорили – но именно ЕГЭ смог нам наглядно показать всю плачевность системы образования. Большая часть выпускников школ не знает элементарных вещей, которых требует ЕГЭ.

Образование в вузе

Современное высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. Вузам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Если финансовые поступления от государства уменьшались, то деньги надо брать у потребителей – абитуриентов. А чтобы абитуриентов привлечь, надо было сделать высшее образование более доступным. Что и произошло. Таким образом, множество вузов предпочло поставить во главу угла увеличение численности обучаемых, а уже потом качество предоставляемых знаний. Сейчас же перед высшей школой стоит множество задач по совершенствованию и доведению образовательного процесса до должного уровня.

3 компонента, без которых не может существовать вуз:

  1. профессорско-преподавательский состав. Старение кадров – бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходиться брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Нынешний день требует от преподавателя: хорошую психолого-педагогическую подготовку; опыт научно-исследовательской работы; опыт практической работы. Еще одна проблема: увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно и в некой степени простительно. (при зарплате в 3-5 тысяч рублей)

 

  1. материально-техническое оснащение. Университет должен обеспечить студентов учебными площадями. Эта проблема получила широкое распространение в сегодняшней высшей школе. Причину ее мы уже упоминали и не раз: стремление набрать как можно больше студентов в ущерб качеству преподавания. Современный университет должен быть укомплектован самым совершенным техническим оборудованием. Опять же встает финансовая проблема. Особую важность имеет проблема составления учебных планов, отвечающих сегодняшним реалиям.

 

  1. студенты. Качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается. Также проблемы: посещаемость, совмещения учебы с работой, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний, остальная часть пассивна.

 

24. Социология вкуса и питания.

Посредством вкуса человек формирует свою собственную идентичность – свое «Я», отличное от других, воспроизводится через то, что это «Я» считает вкусным. Но теперь различия формируются в более сложном и многомерном социальном пространстве потребления. В современном мире, наполненном до краев всякими материальными вещами, наверное, как никогда раньше, очень значимы предпочтения в потреблении идеальных вещей – звуков музыки. Что слушает человек, то и отражает его идентичность. Музыка формирует особое активное эмоциональное и эстетическое восприятие окружающего природного, физического и социального мира. Отношение к другому формируется через отношение к ее\его музыкальным пристрастиям. Музыка четко маркирует и социальные срезы общества. Знание музыки – культурный капитал, человек, им обладающий, будет четко отделять себя от других и признавать равными себе только тех, кто обладает таким же капиталом.

Вкус – это элемент хозяйства, процесс антропоморфизации природного материала. С помощью вкуса и арсенала средств культуры человек с самого начала своей истории придает особые качества материальным предметам.

 

По Бурдье, все классы обладают вкусом, низшие строят свое понимание вкуса в оппозиции к высшим, «интеллектуалы» строят свою оппозицию вкуса богатым и бедным, причем не обладая настоящим, денежным капиталом, они свой вкус связывают с доступным им и недоступным другим классам интеллектуальным капиталом.

Низшие классы формируют свой вкус к необходимому в противоположность вкусу к роскоши. Питание низших классов должно содержать связь: народный вкус – это сытное (питательное, необходимое при затратах физического труда) и одновременно дешевое. Бурдье называет это «спонтанным материализмом рабочих классов», который формирует воспроизводство вкуса к жизненно важному, при постоянной оценке эффективности процесса потребления («и хорошо, и дешево»). Этика доброй жизни народа предполагает умение «выпить и закусить», посидеть как положено, по-простому – без лишних формальностей. Полюбить жизнь такой, какая она есть в атмосфере простых и добрых шуток, посмеяться над жизнью себе подобных. Этика и эстетика общения низших классов предполагают коллективное общение – есть и пить в компании, наслаждаясь непосредственно дружеской и непринужденной атмосферой понимания, где ничего не предполагает искусственного ограничения и навязываемой сдержанности и умеренности, цензуры условностей и приличий, или церемонности. «Вульгарный» (дикий) вкус к пище предполагает вкус к питательному – мясному, жирному, острому, соленому. Соответственно и фигура – теперь уже не буржуа стремится быть с брюшком, а рабочий человек. В теле рабочего ценится сила. Высшие классы в ранг идеала возводят не содержание тела – силу, а форму – стройность и спортивность.

 

В последнее время социологии еды и питания отводится все больше места в социологии потребления и в социологии в целом. Вкус к еде – очень социальная конструкция, проникнутая историческим духом времени, поэтому социологи и стали обращать на эту черту еды внимание. Дело не только в том, что еда – это институциональная или коллективная деятельность, и в этом обнаруживается ее социальность, а в том, что еда, казалось, будучи непосредственным (физиологическим) удовлетворением жизненно важной потребности, - социальная потребность по своей сущности, она отличает человека от животного. Но главное – еда наполнена «до краев» вкусом, она отражает сугубо человеческое отношение к питанию – не есть, что есть, а крайне избирательно и творчески относится к главной жизненной потребности.

То, что человек ест, и сделало его человеком. Использование огня привело к изменению питания – с помощью огня и приготовления пищи человек стал питаться не только растительной пищей, но и белковой. Желудок человека устроен не как у хищника и не предназначен природой к перевариванию сырого мяса, но с помощью приготовления мясо стало необходимой частью рациона – человек преобразовал свою природу и стал всеядным.

Вторая революция в питании произошла в эпоху неолита, при появлении земледелия и скотоводства. Если для охотников и собирателей основным питанием была растительная и мясная пища, то для земледельческих народов зерновые преобразовали коренным образом рацион и вкус, а для скотоводов – молочные и кисломолочные продукты наряду с мясом.

Итак, если взглянуть на тип питания современного человека, то мы увидим в нем разбившиеся осколки и охотников с собирателями, и земледельцев, и скотоводов, и горожан.Значительно следующее: рационализация вкуса привела к тому, что мы стали постепенно делить, разделять и отделять вкусы друг от друга - это революция в дифференциации вкуса. Если раньше вкусы смешивались – кислое со сладким, соленое с острым, сладкое с острым, - то теперь мы отчего-то требуем чистоты вкуса (например, мясо должно иметь вкус мяса, и ему положено быть острым в меру, сладкое – сфера только десерта и проч.).

Итак, наш вкус основан на дополнении чистых вкусов, а не на смешении и оппозиции вкусов; он несет на себе отпечаток рационализации отношения к продукту и его вкусу.

Рационализация вкуса была также связана с рационализацией подачи блюд и сервировкой стола – хоть и готовились они на одной кухне, но деление и подача были строго регламентированы, ничто не должно было смешиваться. Стул занимает место в каждой кухне, вилка, нож, ложка, стакан – индивидуальны, а не коллективны. Завершающий аккорд рационализации – хлеб стал закуской, едят не хлеб, едят с хлебом.

Новый капитализм придал новое звучание старым вкусам. Продукты и напитки воспринимались как излишества и удовольствия более раскованно. Вот несколько примеров этих новых продуктов, означавших иной режим удовольствия в питании: сахар, алкоголь, чай-кофе, табак.

Технологии хранения и транспортировки очень сильно влияют на вкусы и продукты. Именно этим технологиям мы обязаны вкусом к копченому и соленому мясу, пасте (арабская технология хранения и перевозки теста), сыр (способ хранения молока), пироги (так пилигримы в Средние века хранили и перевозили начинку, тесто они не ели), водка (хлеб не только ели, но и пили). Сегодня технологии хранения – заморозка и консервация – господствуют над всеми другими способами хранения, соответственно, вкус продукта максимально приближен к естественному – чистый вкус побеждает. Технологии позволили нам отказаться от сезонности вкуса – мы едим все и всегда. Кроме этого, продукты в супермаркет поставляются со всего света – мы утеряли вкус к местным продуктам, но приобрели вкус к экзотическим. Массовое производство продуктов питания представляет возможность развития массового делокализированного вкуса – все любят и едят одно и то же, все глобализируется и унифицируется.

 

25. Социология профессий как отрасль экономической социологии.

 

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи. Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры. Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности.

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде. Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда, непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

 

26. Социо-культурный подход в экономической социологии. Настя Постникова.

Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

Этапы становления подхода                                                                                                                                                                  1 этап (конец ХУ111 в. - конец ХХ в.). Социокультурное осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры.                                                                                                                                                                                                              2 этап (вторая половина ХХ в.). Активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и иразвитии социума формируется не одноактно.

Принципы: Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания.

1. Принцип homo activus, согласно которому человек является био-социо-культурным существом, осознающим что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами. В отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как актор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.                                                                                                                                                                     2. Принцип эволюции является логическим развития предыдущего принципа. Он означает способность системы к развитию, что делает возможным утверждение о появления качественно иных по характеру социокультурных явлений в процессе развития общества. Эволюция рассматривается как в рамках классической, так и в рамках синергетической методологии. Главным же является различение принципа эволюции как линейного процесса в противовес циклической трактовке этого понятия.                                                                                                                               3. Принцип антропосоциентального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homo activus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homo activus может соответствовать или не соответствовать типу общества в котором он находится, что на определенном периоде приводит к смене социокультурной среды. В исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т. д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.

«МЕНТАЛИТЕТ» - КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА.

Социокультурный подход трактует менталитет - как совокупность

представлений, воззрений, «чуаствований» общности людей определенной эпохи,

географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и

социокультурные процессы. Другими словами, менталитет - это некая

интегральная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая

позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и

объяснить специфику их реагирования на него.

Итоги: На сегодняшний день использование социокультурного подхода позволило смоделировать три возможных варианта социокультурной динамики страны: 1. Завершение процесса либерализации и построение общества рационального типа. Здесь, по сути, мы видим попытку признать теорию М.Вебера, который видел в рационализации один из ведущих факторов развития Европы, адекватной российским реалиями. 2. Возврат к традиционной модели общества (при этом опять же не как социокультурного проекта, а как модели построенной на фундаменте «общинного» идеала»). 3. Продолжение существования в рамках промежуточной цивилизации или определенная последовательная смена этих вариантов (А.С.Ахиезер).

Социокультурный подход не только не отрицает экономический, технологический,

психологический и другие факторы, он просто рассматривает их через призму детерминирующего фактора - культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.014 с.)