Законодательные и правовые акты в области электроснабжения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные и правовые акты в области электроснабжения



 

В настоящее время в период развития рыночных отношений основополагающими нормативными документами стали законодательные и правовые акты на федеральном и региональном уровнях.

Эти государственные акты, как и принято, подкреплены подзаконными нормативно‑правовыми документами.

Все ведомственные нормативно‑технические документы в энергетике, такие, например, как Правила пользования электрической и тепловой энергией, Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию и ряд других документов, вступившие в противоречие с законодательными и правовыми актами, были отменены.

В связи с этим проблемы повышения уровня организации и управления электрохозяйства, взаимоотношений с энергоснабжающими организациями, органами энергетического надзора и другие вопросы стало необходимым решать только в рамках действующего законодательства.

Одним из основополагающих законодательных документов стал Гражданский кодекс Российской Федерации [1] (ч. 2, § 6 «Энергосбережение»), который предполагает рассмотрение вопросов поставки и потребления электрической энергии на договорных началах между заинтересованными сторонами: потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями.

Будучи естественным монополистом на рынке электроэнергии, коммерческая организация РАО «ЕЭС России» обязана регулировать свою коммерческую деятельность специальными законодательными нормами, в том числе нормами параграфа 6, ч. 2 ГК РФ «Энергоснабжение», посвященного договору энергоснабжения.

В дополнение к статьям ГК РФ, касающимся договоров энергоснабжения, действуют следующие законодательные и правовые акты:

к ст. 544 «Оплата энергии» – «Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.04.00 № 294);

к ст. 546 «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» – «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям‑потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно‑энергетических ресурсов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1);

«Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно‑энергетических ресурсов которым подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и которым не подлежат прекращению или ограничению им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении» (утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 № 601);

«Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.06.99 № 664).

Анализ перечисленных законодательных и правовых актов показывает, что проблемные аспекты в современной электроэнергетике приняли одновременно правовую (формализованную), финансовую и техническую направленности.

Применение же условий, которые ранее оговаривались, например, Правилами пользования электрической и тепловой энергией на основании ст. 5 ГК РФ возможно лишь в части, не противоречащей законодательству, как обычай делового оборота, если сторонами в договоре не предусмотрено иное.

В соответствии с п. 1 этой статьи ГК РФ, обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой‑либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком‑либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 той же статьи).

Решение задач в области электроэнергетики, в частности, задач, отмеченных на рис. 3, должно базироваться на законодательной и правовой основе.

Перечислим и поясним некоторые из них.

Вопросы энергосбережения (см. пп. 5, 6, 8 на рис. 3) отражены в одном из главных разделов Федеральной целевой программы (ФЦП) «Энергосбережение России 1998‑2005 гг.», в программе ФЦП «Энергоэффективная экономика», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 17.11.01 № 83‑р, а также в Федеральном законе «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 23‑ФЗ.

Вопросы энергосбережения затрагивают не только коммерческие и потребительские организации, но и решаются на уровне государственных органов, что диктуется сложившейся в стране ситуацией в части решения проблемы эффективного использования энергоресурсов.

Общий контроль за реализацией политики энергосбережения постановлением Правительства РФ возложен на государственный энергетический надзор.

Вопросы, связанные с договорами энергоснабжения и взаимоотношением между потребителями энергии и энергоснабжающими организациями (см. пп. 14, 15 на рис. 3), изложены в ГК РФ (ч. 2 § 6 «Энергосбережение»), а также в постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Вопросы упорядочения тарифов на электроэнергию постоянно находятся в центре внимания на самом высоком уровне и периодически отражаются в соответствующих указах и постановлениях, например, в Указе Президента РФ от 25 июля 1998 г. № 889 «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию».

Вопросы охраны труда и техники безопасности, обеспечения охраны окружающей среды (см. пп. 2, 3, 10 на рис. 3) отражены в Уголовном кодексе Российской Федерации (например, в ст. 238) и касаются именно тех случаев, когда речь идет о потребителях.

Особый интерес в этом плане представляет собой Федеральный закон от 27.05.98 № 77‑ФЗ о дополнении Уголовного кодекса РФ статьей 215' «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии от других источников жизнеобеспечения».

В двух пунктах этого дополнения говорится:

1. Незаконное прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенное должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 мес., либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Федеральный закон от 08.08.01 № 134‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области защиты упомянутых лиц при проведении мероприятий по государственному контролю, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасность жизни и здоровья. Настоящий закон регулирует также отношения и при проведении государственного энергетического надзора (контроля). На основании этого закона составлена Инструкция (в настоящее время – Ростехнадзора) по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии.

Федеральный закон о техническом регулировании, принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 г., регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.

Деятельность органов государственного энергетического надзора регламентируется в постановлении Правительства РФ от 12.08.98 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», в котором Госэнергонадзор представлен как единая система государственного надзора (на базе действовавших ранее в топливно‑энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций), входящая в Минэнерго РФ.

В настоящее время государственный энергетический надзор входит в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Правительством определено, что целью деятельности Ростехнадзора является обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасность эксплуатации энергетических установок.

Имеется еще целый ряд законодательных и правовых актов, в той или иной мере затрагивающих деятельность энергослужб предприятий (организаций). К таким документам следует, например, отнести правовые и инструктивные материалы в области лицензирования, сертификации электрооборудования и электрической энергии, ревизии средств учета электрической энергии и маркировки их специальными знаками визуального контроля и др.

Можно привести немало примеров, когда распределительные сетевые компании умышленно с коммерческой целью или неумышленно, не владея в достаточной степени законодательными и правовыми актами, включают в договор энергоснабжения штрафные санкции ко второй стороне – участнику договора (потребителю электрической энергии) вплоть до прекращения или ограничения подачи электроэнергии, например, за недобор или перебор договорного значения присоединенной мощности.

В этом плане следует согласиться с мнением известных специалистов в данной области, например с Ю. С. Железко [8], о том, что штрафные санкции по существующему законодательству можно вводить лишь посредством закона, – они не могут быть введены даже постановлением правительства, а тем более другими органами.

К сожалению, в настоящее время еще действует постановление Совета Министров СССР от 30.07.88 № 929 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям», в котором согласно п. 10б потребители электроэнергии обязаны уплачивать энергоснабжающим организациям 10‑кратную стоимость электрической энергии и электрической мощности, израсходованной сверх количества, предусмотренного договором на соответствующий период. Между тем, согласно ГК РФ (статьи 329, 330, 332) подобная неустойка может быть установлена только законом или договором. Позиции арбитражных судов по искам потребителей электроэнергии в данном вопросе неоднозначны: некоторые из них удовлетворяют иски потребителей, некоторые отказывают, а ряд арбитражных судов выносят решение о том, что рассмотрение подобных исков не входит в их компетенцию.

Решительную позицию в поддержку Российского законодательства по данной проблеме занимает ФАС, которая заявила, что ГК РФ содержит норму об ответственности по договору энергоснабжения (ст. 547 ГК РФ), в силу которой в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ). В связи с этим 10‑кратная стоимость электроэнергии не может быть предъявлена ко взысканию, поскольку цена на электрическую энергию подлежит государственному регулированию. Положения пункта 10б указанного постановления Совета Министров СССР могут быть применены судом лишь в случае, если стороны договора энергоснабжения в разделе «Ответственность» согласовали такой способ определения размера ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Все сказанное свидетельствует о том, что с руководителями и специалистами энергослужб предприятий (организаций), особенно с ответственными за электрохозяйство и их заместителями, необходимо проводить семинары по изучению действующего законодательства и правовых актов в области электроэнергетики, а заключение договоров энергоснабжения и контроль за их исполнением должны осуществляться с участием ответственного за электрохозяйство и постоянно находиться в сфере его внимания.

До каждого руководителя и специалиста энергослужб должны быть доведены основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ 28 августа 2003 г., где в разд. 6.5 «Электроэнергетика» отражены в перспективе стратегические цели развития отечественной электроэнергетики.

На книжной полке руководителя энергослужбы (ответственного за электрохозяйство) в обязательном порядке, наряду с нормативно‑технической, производственной и справочной литературой, должны находиться законодательные и правовые документы, а также литература экономического содержания.

Необходимость в правовых и экономических знаниях в условиях рыночных взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями электрической энергии, их знание и умение ими владеть позволит качественно и успешно решать проблемы организации управления электроэнергетическим хозяйством.

 

ГЛАВА 4

НОРМАТИВНО‑ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

 

Техническая документация

 

Наличие полной и качественной НТД в электроустановках является важной предпосылкой по организации и поддержанию надлежащего уровня электрохозяйства. Ее недооценка чревата нежелательными последствиями.

Вся система распределительных электросетей предприятий (организаций), начиная от вводных устройств и до конечного пункта потребления электроэнергии, должна быть документально оформлена, а срок ее жизнедеятельности, начиная от проекта и кончая заменой (ликвидацией, реконструкцией и т. п.), должен быть документально подтвержден.

Отличительной особенностью НТД в электроустановках является значительное ее количество по наименованиям и назначению, а также постоянное непрекращающееся обновление и корректировка нормативов, требований органов государственного и ведомственного надзора, изменения и дополнения в отраслевых и производственных (эксплуатационных) инструкциях, технических отчетах, проектах и расчетных схемах электроснабжения и др.

Помимо общих для электротехнического персонала предприятия (организации) НТД, каждая категория работников в электроустановках имеет свои нормативы, производственные, должностные и местные (эксплуатационные) инструкции, вплоть до методических указаний органов энергонадзора и рекомендаций энергоснабжающих организаций.

На рис. 4 приведен необходимый для каждого потребителя электроэнергии перечень технической документации в электроустановках, регламентированный действующими нормами и правилами.

Этот рисунок может быть дополнен следующими пояснениями норм и правил работы в электроустановках.

На Генеральный план (п. 1 на рис. 4) должны быть нанесены здания, сооружения и подземные электротехнические коммуникации.

Рис. 4. Техническая документация в электроустановках

Технические паспорта (п. 2) должны иметься на все основное электрооборудоване, а сертификаты (п. 5) – лишь на оборудование и материалы, подлежащие сертификации.

Акт разграничения по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности (п. 3) составляется между энергоснабжающей организацией и потребителем электрической энергии. В Акте указывается граница принадлежности и ответственности между обеими сторонами. В этот Акт разграничения должны быть внесены все субпотребители электроэнергии. Акт разграничения составляется в трех экземплярах, один из которых предназначен для предприятия электросетей, от которых питается потребитель, другой – для потребителя, и третий экземпляр передается в Энергосбыт.

Проектно‑техническая документация, указанная в п. 4, должна быть утверждена в установленном порядке и согласована с энергоснабжающей организацией и органами Ростехнадзора.

Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно вместо проекта иметь однолинейную расчетную схему электроснабжения. На этой схеме должна быть подпись ответственного за электрохозяйство, особенно если в процессе эксплуатации электроустановки в нее внесены изменения.

Списки работников (пп. 6‑19) входят в перечень технической документации для каждого потребителя, в том числе отдельно и для структурных подразделений, которые утверждаются техническим руководителем предприятия (организации).

Журналы (пп. 12‑23, 26), а также указанные выше списки работников должны иметься на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в РУ или в помещениях, отведенных для персонала, обслуживающего РУ).

Все инструкции, указанные на схеме (пп. 27‑34), разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в ЭУ, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные и ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т. д.).

В инструкциях по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок (п. 31), и по охране труда на рабочих местах (п. 28) должны содержаться указания по общим требованиям безопасности перед началом работы, во время работы и по ее окончании, а также в аварийных ситуациях.

Эти инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений для данной должности (профессии) работников и на отдельные виды работ на основе типовых инструкций. Они должны быть согласованы с ответственным за электрохозяйство и утверждены руководителем предприятия (организации).

В должностных инструкциях по каждому рабочему месту (п. 29) должны содержаться: перечень НТД и схем электроустановки, знание которых необходимо для данной должностной категории работников; конкретные права, обязанности и персональная ответственность; взаимоотношения с другими категориями работников (вышестоящим и подчиненным персоналом) и др.

Рис. 4 может быть дополнен следующей технической документацией:

перечнем необходимой технической документации, в том числе и для структурных подразделений, утвержденным техническим руководителем, который должен пересматриваться не реже 1 раза в 3 года и в который, в частности, входят такие важные документы, как: перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением; должностей ИТР и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; профессий и рабочих мест, требующих отнесение персонала к группе I по электробезопасности; инвентарных средств защиты и др.;

списками работников энергоснабжающих организаций и организаций‑субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры;

перечнем оборудования, ЛЭП и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке;

перечнем сложных оперативных переключений в электроустановках.

Указанный перечень оперативной документации также может быть дополнен по решению руководителя потребителя или ответственного за электрохозяйство.

Всю оперативную документацию в установленные сроки, но не реже l раза в месяц, должен просматривать вышестоящий оперативный или административно‑технический персонал и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

Вся оперативная документация, ведомости регистрирующих контрольно‑измерительных приборов, показаний расчетных приборов учета, выходные документы, формируемые автоматизированными системами управления (АСУ), относятся к документам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке.

Порядок хранения документации устанавливается руководителем потребителя. При изменении собственника предприятия (организации) вся НТД должна быть передана в полном объеме новому владельцу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.043 с.)