Покровы тела. Строение кожи. Роль кожи В терморегуляции организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Покровы тела. Строение кожи. Роль кожи В терморегуляции организма



 

 

Вариант 1

 

1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – А; 12 – В; 13 – Б.

 

Вариант 2

 

1. Кожа, защитную, осязательную. 2. Обмена, терморегуляции, воды. 3. Эпидермис, дерму, роговой. 4. Соединительной, эластических, лимфатических. 5. Потовые, выделительную, сальные. 6. Ногти, волосы, солнечных. 7. Расширяются, увеличивается, потоотделение. 8. Закаливающие, контрастного, солнечных.

 

Вариант 3

 

1. Защитная (от механических повреждений, УФ-лучей, потери воды); терморегуляторная; дыхательная; обменная. Кожа служит депо крови; местом синтеза витамина D; основой осязательной, болевой и температурной чувствительности.

2. Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, эластические волокна, волосяные луковицы, сальные и потовые железы.

3. Содержанием пигмента меланина в меланоцитах, расположенных во внутренних частях дермы, а это, в свою очередь, зависит от принадлежности к определенной расе, наследственных особенностей, времени пребывания на солнце.

4. Расширение кровеносных сосудов приводит к активному притоку крови к коже и отдаче избытка тепла в окружающую среду; сужение сосудов вызывает обратную реакцию. Образование и испарение пота также увеличивают теплоотдачу организма.

5. Регуляция теплообмена, выведение конечных продуктов обмена веществ, регуляция солевого и водного обмена.

6. От наличия эластических и коллагеновых волокон; уровня активности сальных желез, выделяющих кожный жир; содержания воды в клетках кожи.

7. Ногти защищают чувствительные поверхности кончиков пальцев, содержащие огромное количество рецепторов; волосы защищают кожу от механических повреждений и воздействия УФ-лучей.

8. Это показатель сопротивляемости организма бактериальной и вирусной инфекциям. Повышение температуры ускоряет обмен веществ в тканях, повышает активность лейкоцитов и мобилизирует защитные силы организма.

 

Вариант 4

 

1. Кожный жир имеет в своем составе бактерицидные вещества, уничтожающие бактерий, но в условиях грязной кожи отмершие клетки эпидермиса, кислоты пота и продукты распада кожного жира создают питательную среду для размножения бактерий и развития гнойных воспалений, поэтому кожу лица и тела всегда следует содержать в чистоте.

2. Установление личности по отпечаткам пальцев. Ладони человека имеют индивидуальный характерный рисунок из бороздок и выпуклостей, в которых сосредоточены осязательные рецепторы. Используется в судебной медицине.

3. На поверхности стоп находится множество рецепторов, связанных с функциональной активностью различных внутренних органов, поэтому при длительном охлаждении ног возникают простудные заболевания.

4. В кровеносных сосудах кожи может накапливаться достаточно большой объем крови, являющийся резервным, и в случае кровопотери или резкого усиления физической активности организма кровь оттуда быстро поступает в общий кровоток.

5. При понижении температуры окружающей среды тончайшие мышечные волокна, входящие в состав кожи, рефлекторно сокращаются, что приводит к повышенной выработке энергии, а внешне выражается в поднятии волосков на коже, образующих дополнительный теплоизоляционный воздушный слой. У человека эта физиологическая функция выражена в гораздо меньшей степени, чем у животных.

6. Терморецепторы, воспринимающие тепло и холод; болевые рецепторы; осязательные рецепторы, воспринимающие прикосновение и давление.

 

 

Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы

 

 

Вариант 1

 

1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – Б; 12 – В; 13 – А; 14 – А; 15 – Б; 16 – В.

 

Вариант 2

 

1. Яйцеклетки, сперматозоиды, зигота. 2. 46, девочка, мальчик. 3. Семенники, сперматозоиды, предстательной. 4. Яичниках, фолликулах, 28. 5. Трубе, матки, зародыш. 6. Плацента, хориона, пупочный. 7. Беременность, 40, предков. 8. Матки, легкие, пуповины. 9. Безусловным (врожденным), грудное, зубы. 10. Развивается, половое, зрелости.

 

Вариант 3

 

1. Мужские половые клетки – сперматозоиды – мелкие, подвижные, состоят из головки с ядром, шейки и хвостика. Женские гаметы – яйцеклетки – крупные, неподвижные, содержат ядро и большое количество цитоплазмы с питательными веществами, развиваются в особых пузырьках – фолликулах. Цикл созревания и развития яйцеклетки составляет 28 дней. Цикл развития сперматозоида – 70–75 дней, время движения по семявыносящим протокам 10–15 дней, жизнеспособность на воздухе – 24 часа, в организме женщины – 3–4 дня.

2. Мужские гаметы содержат Х– и Y-хромосомы, а женские только Х-хромосомы. Сочетание половых хромосом в момент оплодотворения определяет пол будущего ребенка, при комбинации XX рождается девочка, а при комбинации XY – мальчик.

3. Оплодотворение заключается в слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки, этот процесс происходит в маточной трубе. Яйцеклетку окружают множество сперматозоидов и начинают выделять ферменты, разрушающие защитные слои яйцеклетки. После проникновения одного сперматозоида оболочка яйцеклетки становится непроницаема для других мужских гамет. При слиянии отцовских и материнских хромосом формируется зигота с 46 хромосомами и начинается многократное деление, приводящее к формированию многоклеточного шарообразного зародыша, который постепенно перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку.

4. Плацента (детское место) – орган, осуществляющий взаимосвязь между развивающимся зародышем и материнским организмом, и выполняющий следующие функции: газообмен; питание; выделение; иммунная защита (поступление готовых антител); секреторная функция (выделение гормона, сохраняющего плод и останавливающего развитие следующей яйцеклетки). Кровь плода и матери не смешивается, обмен веществ идет через стенки капилляров.

5. В процессе развития эмбрион человека повторяет определенные стадии, характерные его далеким животным предкам, например, у него возникают жаберные дуги, хвост, двухкамерное сердце и т. д., впоследствии эти органы исчезают.

6. Это процесс внутриутробного развития ребенка от оплодотворения до рождения длительностью 40 недель. В это время перестраивается весь организм матери, сильные нагрузки испытывают все системы органов, при этом от состояния здоровья матери зависит и жизнеспособность ребенка, поэтому во время беременности женщина должна следить за своим питанием, режимом сна, труда и отдыха, психологическим состоянием, отказаться от алкоголя, курения, приема лекарств.

7. По окончании развития ребенка выделение особых гормонов, например окситоцина, вызывает непроизвольные сокращения матки (родовые схватки), приводящие к появлению ребенка на свет. Новорожденный кричит, начинает самостоятельно дышать, после чего обрезают пуповину.

8. Новорожденным ребенок считается до 1 месяца, а грудным – до 1 года своей жизни. В этот очень важный период младенец вскармливается грудным молоком, активно развивается и растет, у него формируется множество условных рефлексов, начинается общение с окружающим людьми.

9. Период детства длится от 1 до 12 лет, в это время происходит развитие молочных, а затем постоянных зубов, активный рост и прибавка в весе, овладение речью, чтением, письмом. В 12–16 лет происходит половое развитие, формируются вторичные половые признаки, к 21 году завершается развитие всех систем органов.

10. Зрелый возраст (22–60 лет) является периодом физической и творческой активной работоспособности человека, осуществляется репродуктивная функция. После 60 лет происходит замедление обмена веществ, снижение работоспособности всех систем органов, старение организма; масса и длина тела уменьшаются, происходит атрофия органов.

Вариант 4

1. Размножение – универсальное свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, в основе которого лежит процесс деления клеток. Значение размножения состоит в поддержании определенного видового состава на Земле, увеличении количества организмов и регенерации клеток и тканей.

2. В половом размножении принимают участие специализированные клетки – гаметы, образуемые двумя родительскими организмами, содержащие половину набора хромосом. Дочерние особи являются результатом сочетания наследственных признаков обоих родителей, что создает возможность появления новых признаков и свойств и ускоряет темп эволюции; это более прогрессивный способ размножения.

3. С 1 по 5-й день цикла происходит отторжение эндометрия матки вследствие гибели предыдущей яйцеклетки, при этом гипоталамус дает команду гипофизу и половым железам к выделению половых гормонов, стимулирующих развитие нового фолликула с 5 по 7-е сутки. С 7 по 14-й день созревает фолликул, выделяющий гормон эстроген, вызывающий развитие яйцеклетки и разрастание эндометрия матки. Примерно на 14-е сутки наступает овуляция (выход яйцеклетки из фолликула) и до 21-го дня на месте яйцеклетки развивается желтое тело, синтезирующее гормон прогестерон, подготавливающий матку к имплантации плодного яйца. На 21-й день наблюдается максимальная активность желтого тела, и в дальнейшем, если оплодотворения не произошло, желтое тело разрушается, яйцеклетка погибает, и на 28-й день эндометрий матки отторгается.

4. Взаимосвязь плода с окружающей средой осуществляется с помощью нескольких образований. Пуповина – шнуровидный орган, идущий от плаценты, соединяет плод с материнским организмом и осуществляет питание и дыхание плода. Плодный пузырь – особые оболочки, в виде мешка, окружающие плод, осуществляют механическую защиту. Околоплодные воды, заполняющие пространство между плодом и амнионом (внутренней плодной оболочкой), обеспечивают защиту, передвижение и развитие плода.

5. Разнояйцевые близнецы образуются при оплодотворении двух яйцеклеток двумя сперматозоидами, при этом каждый плод имеет свою плодную оболочку и отдельную плаценту. Таким образом, могут родиться младенцы одного или разных полов, похожие друг на друга не более, чем обычные братья и сестры. Однояйцевые близнецы появляются в результате того, что после оплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом, зигота делится надвое, и происходит развитие двух эмбрионов с идентичным набором хромосом, это будут однополые дети, при этом каждый плод имеет свою оболочку, но общую плаценту.

6. Наследственные факторы – многие паталогии развития плода объясняются особым сочетанием хромосом, например синдром Дауна; недостаток питательных веществ в рационе матери приводит к замедлению роста и развития эмбриона; инфекционные заболевания матери, например краснуха, приводит к нарушению умственного развития ребенка; лекарства, алкоголь, наркотики, препараты бытовой химии могут вызывать различные мутации; загрязнения окружающей среды (химические, радиационные, биологические) также могут выступать в роли мутагенов и вызывать нарушения в развитии разных систем органов; психологические стрессы матери; соли тяжелых металлов вызывают интоксикацию организма матери и плода; алкоголь вызывает пороки развития, а курение беременной женщины приводит к преждевременным родам, меньшей массе новорожденного и различным нарушениям.

7. В течение 1 месяца внутриутробного развития эмбрион достигает размеров 5 мм, формируется голова, туловище, основные органы. На 2-м месяце появляются конечности, лицо, развивается нервная система, появляются мышцы и начинается окостенение скелета; сформированы мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная системы. К 3-му месяцу развиваются половые органы, голосовые связки, четче прорисовываются рот, нос, глаза, брови, развиваются печень и почки, размер эмбриона – 10 см. На 4-м месяце голова становится меньше туловища, кожа покрывается пушком, растут волосы на голове, начинают работать сальные и потовые железы, печень, желудок, почки, сердце бьется со скоростью 120–140 ударов в минуту. На 5-м месяце мать ощущает движения плода, он учится глотать, появляются ногти, развиваются легкие. 6-й месяц характеризуется увеличением двигательной активности ребенка, усложнением головного мозга, ребенок спит и бодрствует, лицо становится более четким, длина тела достигает 31 см, а масса до 1 кг. На 7-м месяце масса ребенка 1700 г, рост 40 см, ребенок становится жизнеспособным, у него пробуждаются чувства, он способен слышать, осязать, ощущать вкус. На 8-м месяце окончательно сформированы все системы органов, кожа становится бледно-розовой за счет появления подкожной клетчатки, ребенок принимает окончательное положение перед родами. 9-й месяц – подготовка к родам и появление на свет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.01 с.)