Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления



 

В течение многих десятилетий среди экономистов идет спор об экономической роли государства, разграничении сфер влияния рынка и государства. Дилемма «либерализм Адама Смита или регулятивизм Джона Кейнса» приобретает практическое значение в зависимости от объективных внутренних и внешних экономических и политических условий, теоретических модных концепций и субъективных взглядов людей, находящихся у власти.

Конечно, крайнее проявление этих тенденций в чистом виде на практике нереально. Невозможны как полная экономическая свобода, основанная только на воздействии «невидимой руки» рынка, так и полный тотальный интервенционизм государства в хозяйственных отношениях. Абсолютизация рыночных сил и государственного регулирования, так же, как и их отрицание, не имеет достаточных оснований; необходимо их сочетание. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами участия государства.

Мировой опыт свидетельствует, что государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основными формами масштаба и степени усиления экономической деятельности государства являются его роль в ситуациях несостоятельности рынка; его роль в перераспределении дохода и богатства; его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби; роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов – поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.

В развитых странах экономические отношения осуществляются на основе сформулированных на протяжении десятилетий (а то и столетий) экономических атрибутов государства:

• стабильное антимонопольное, торговое, трудовое, финансовое, хозяйственное и другие виды права;

• уважение и соблюдение нормативных правил деловых отношений, зафиксированных в законах и подзаконных актах;

• лояльность административных органов и их служащих к государству, а через него к населению, чьи интересы они защищают;

• надзор за экономическими субъектами со стороны административных органов, которые часто наделены правами на санкции;

• высокая деловая культура и профессиональная этика;

• профессиональный, коллегиальный самоконтроль отраслевых гильдий, ассоциаций и других неправительственных организаций. К функциям государства, связанным с экономикой, относятся следующие:

• нормативная – законодательное установление правил экономических отношений;

• клиентская, проявляющаяся когда государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства для армии, полиции, образования, здравоохранения, культуры и т. д.;

• имущественная, которая обусловлена наличием смешанной экономики с различным соотношением частной и общественной собственности;

• финансово‑распределительная – обеспечение денежными ресурсами институциональных образований, включая функционирование государственного строя;

• социальная – создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т. д.;

• планово‑прогнозная – проектирование перспективного состояния национального хозяйства;

• ресурсно‑распределительная – разработка и реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;

• координирующая – обеспечение пропорциональности национального хозяйства в отношении экономических секторов, отраслей, продуктовых групп, рынков, социально‑экономической структуры общества и т. п.;

• лицензионная – конкретизация в интересах общества общих правил применительно к организации определенного вида деятельности;

• контрольная – обеспечение соответствия фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;

• инвестиционно‑технологическая – формирование национальной научно‑исследовательской, инвестиционной и инновационно‑технологической политики;

• сертификационно‑стандартизационная – установление технико‑эксплуатационных норм и обеспечение обязательной унификации изделий;

• правозащитная – обеспечение юридических гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;

• охранно‑защитная – определение правил и организация охраны имущества экономических субъектов;

• экологозащитная – установление правил и требований по защите окружающей природной среды;

• медико‑санитарная – определение требований по технике безопасности и охране труда, фитосанитарной защите и т. п.;

• мотивационно‑пропагандистская – информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.

Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.

Известно, что интересы определяются их носителями; существуют и выразители интересов, их защитники и проводники в жизнь. Процессы выявления, отстаивания и реализации интересов чрезвычайно разнообразны, как различны и организации, претендующие на роль их выразителей и защитников. Однако все это в основном относится к корпоративным интересам; применительно к индивидуальным интересам дело обстоит проще.

Что касается общенациональных интересов, то их выразителем и исполнителем является государство. Вместе с тем государство – это публичный сектор, а не только власть как таковая или отдельные ее ветви. Его основная функция – выявление, формирование, развитие, защита, обеспечение общих потребностей. Иначе говоря, государство в лице своего сектора предназначено для реализации общих интересов своих граждан, ради которых оно и существует.

Разумеется, трудно рассчитывать на успех при отсутствии общественной поддержки и конкретных мер для претворения в жизнь намеченных планов. Руководителям министерств и ведомств недостаточно убедить в правильности своей политики избирателей и Государственную Думу – надо убедить в этом и своих коллег в других министерствах, ибо их политика в немалой степени определяется взаимоотношениями министерств и ведомств, борьбой политических приоритетов:

• каждое министерство, если расходует бюджетные средства, конкурирует с другими министерствами за ограниченные ресурсы (финансовые, административные), за рабочее время законодателей;

• предельный объем совокупных государственных расходов устанавливается в процессе взаимодействия отраслевых министерств и Министерства финансов. Общий объем бюджетных ресурсов зависит от экономической ситуации, от решения правительства о ставках налогообложения, т. е. от выбора между двумя моделями экономики: высокие налоги и высокий уровень расходов или более низкие налоговые ставки и, соответственно, меньший общественный сектор;

• общий объем государственных расходов, их распределение между различными министерствами зависит и от соответствия политики отдельного министерства стратегическим целям правительства, которое вынуждено соизмерять нужды социально‑экономической политики с другими потребностями (развитие инфраструктуры, охрана окружающей среды, инвестиции в промышленность, поддержание обороноспособности); оно не может не принимать во внимание и степень своей популярности среди избирателей, а также время, оставшееся до следующих выборов.

Следует заметить, что административные проблемы непосредственно обусловлены характером административных структур, унаследованных от прежней системы. Во‑первых, эти структуры ни по своему устройству, ни по своим функциям не были рассчитаны на выработку надежных, беспристрастных рекомендаций, помогающих министрам формировать практически реализуемую политику; во‑вторых, они не обладали достаточным опытом работы в условиях быстрых перемен и не имели ни физического, ни технического потенциала для осуществления преобразований в широком масштабе.

Чтобы преобразования в системе государственного управления проходили успешно, требуется максимальная общественная поддержка. Для этого политическим деятелям необходимо научиться решать две самостоятельные, но взаимосвязанные задачи: изучать общественное мнение и вместе с тем его формировать. Политическая работа предполагает два параллельных процесса: 1) информирование общественности о политике правительства и ее пропаганда; 2) информирование политических деятелей о мнении избирателей. Мероприятия по налаживанию и развитию связи с общественностью должны стать частью процесса разработки политики.

Административный процесс имеет важное политическое значение. В месте оказания каких бы то ни было государственных услуг население вступает в непосредственный контакт с государством – для большинства граждан это единственная ситуация прямого общения с ним. Следовательно, население будет судить об эффективности политики по тому, насколько эффективно она проводится в жизнь. Чтобы административный аппарат хорошо работал, необходимо оптимальное сочетание в его составе администраторов и профессионалов.

Не менее важной проблемой является надлежащее применение законов и подзаконных актов. Правовое наследие прежней системы во многом не соответствует рыночной экономике. Заполнение существующих пробелов и пересмотр устаревшего законодательства – это задачи неотложные. Однако, как показывает практика, поспешное введение нового, недостаточно продуманного законодательства, в основном создает, а не решает проблемы.

Человеческая цивилизация развивается, усложняя среду своего обитания и все более интегрируясь. Вместе с тем, макроэкономические системы по‑прежнему в основном функционируют как системы национальные. Реальная экономика становится все более инновационной и базируется на всеобщих знаниях и творчестве. Отсюда и возрастание зависимости друг от друга, потребность совершенствования правил поведения в обществе, ускорения выработки рыночной культуры и мышления. К этому следует добавить исторически характерный для России стиль жизни, сочетающий в себе достаточно высокую духовность и трудолюбие, традиционную склонность к науке и творческим размышлениям с относительной скромностью быта и условий труда, отсутствием завышенных потребностей в комфорте, ставших для жителей других стран целью жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.009 с.)