Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теогенезис. Третья часть древних Станц Дзиан

Поиск

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Не все древние манускрипты дошли до наших дней, как не найдены материальные следы Атлантиды, Лемурии, достоверные подтверждения существования многих легендарных личностей, таких как Гесэр‑Хан, Король Артур, Орфей. Но вера в них продолжает жить в народах многие века. Иначе не состоялось бы открытие Трои Г.Шлиманом, и всё рассказанное Гомером считалось бы вымыслом. Может быть, дело в том, что нам ещё предстоит сделать многие великие открытия? А древние манускрипты, содержащие Тайное Знание, утеряны только для Запада, для европейской науки? Возможно, они сохраняются в подземных хранилищах древних храмов и святилищ, в лабиринтах библиотек прошлых цивилизаций, погребённых под толщей песков пустынь…

Это Откровение или Тайное Знание, Тайная Доктрина были распространённой религией древнего мира. Одна из книг, содержащая часть этого Знания, – Книга Дзиан. Она состоит из Станц, символически описывающих миропорядок, сокровенную науку. Сколько всего этих Станц в книге, знают только Посвящённые. Написана она на сензаре – «тайном священном языке – со слов божественных существ, продиктовавших её Сынам Света в Центральной Азии, в самом начале нашей Пятой Расы» (Тайная Доктрина. Т. 1. М., 1992. С.29). Всё это происходило в стране, расположенной на плоскогорье Тибета, окаймлённой гигантской и несокрушимой стеной гор. Там были города, которые могли бы соперничать с Вавилоном, но ныне они погребены под барханами движущихся песков.

Тайная Доктрина предшествовала Ведам – самому древнему дошедшему до нас литературному памятнику (конец 2‑го – начало 1‑го тысячелетия до н. э.). Кроме гимнов и жертвенных формул в Ведах есть и теологические трактаты – Брахманы и Упанишады. В них говорится о начале Вселенной, о природе Божества, о Душе и Духе, о метафизической связи духа и материи. Но… половину их, после того как Будда из Капилавасту захотел познакомить с ними мир, брамины уничтожили или скрыли, а оставшуюся часть сократили или переписали. Ключ к браминскому тайному коду, как и комментарии, ревностно охранялись и охраняются. А без этих «ключей» раскрыть зашифрованный в символах смысл очень трудно.

Враждебный дух фанатизма раннего и средневекового христианства и ислама сделал всё, чтобы вычеркнуть из памяти человечества Первоначальное Откровение. Обе религии приобрели своих приверженцев «на конце меча». Тысячи ценнейших манускриптов были ими сожжены, а монументы, обелиски с надписями и символами обращены в прах. И всё же «рукописи не горят и не исчезают». Потому что есть Великая Белая Ложа Учителей, или Гималайское Братство, которое сохраняет в своих библиотеках все сокровенные и философские труды в манускриптах, написанных на разных языках, с самого начала возникновения письма.

В конце XIX века наша соотечественница Е.П.Блаватская (1831–1891) в сотрудничестве с Учителями Братства дала миру то, что могло быть выдано в том столетии – 19 Станц Книги Дзиан и комментарии к ним. Этот фундаментальный труд, не имеющий аналогов, раскрывает Космогонию и эволюцию четырёх Коренных Рас человечества. А в начале XX века другая Посвящённая – американка Франчиа А. Ла Дью (Francia A. La Dew, 1849–1922) продолжила труд, начатый Е.П.Блаватской.

Ла Дью являлась Первым Главным Хранителем Храма Человечества (Temple of the People) в Халсионе (Калифорния) с самого основания этого сообщества в 1898 году и до своего ухода с земного плана. Начиная с 1900 года, Храм Человечества выпускал журнал «Мастеровой Храма» (The Temple Artisan), где впервые небольшими фрагментами публиковались части «Теогенезиса». В настоящем виде «Теогенезис» (в переводе с греческого «создание Бога или Богов») был составлен Четвёртым Главным Хранителем Храма Человечества Гарольдом Форгостайном (1906–1990) уже много лет спустя после смерти Франчиа Ла Дью и вышел отдельной книгой в 1981 году в США.

Способ комментирования Станц в «Теогенезисе» отличается от комментирования Станц в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской. Подавляющее большинство первых – непосредственно от Учителей Белого Братства (Владык Мории, Кут Хуми и Илариона), другие написаны Главными хранителями Храма Человечества – Франчиа Ла Дью, Уильямом Дауэром (William Dower, 1866–1937) и Перл Дауэр (Pearl Dower, 1968). В качестве комментариев приводятся фрагменты и Уроки «Учения Храма» («Teachings of the Temple», vol I. 1925), а также отрывки из Посланий Учителей, собранных в книге «С Горной Вершины» («From the Mountain Top», 1914), и позже вошедшие в самостоятельное издание «Послания Храму» («Temple Message», 1983), состоящее из двух частей – «Красный Фолиант» и «Жёлтый фолиант». Книга «Теогенезис» составлена Г.Форгостайном так, что в начале каждой главы приводятся те шлоки (фрагменты) Станц или их части, которые в ней комментируются. В некоторых главах одни и те же шлоки повторяются, поскольку в них даётся дополнительное разъяснение.

Первый перевод на русский язык «Теогенезиса» вышел в свет в издательстве «Рефл‑Бук» в 1994 году. Настоящий перевод существенно отличается от упомянутого, ибо сделан в соответствии с терминологией и смыслом «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской (в переводе Е.И.Рерих). Подобный подход позволяет воспринимать оба труда как единое целое. В тех случаях, когда редакция не могла найти адекватный перевод английского термина или текст имеет многозначное толкование, даётся примечание. Читающий может выбрать приемлемый для себя вариант. Примечания переводчика и комментарии научного редактора помещены в конце издания, где также приведён указатель терминов. В русском издании мы сочли необходимым дополнить текст ссылками на соответствующие Уроки «Учения Храма», которые в английском издании отсутствуют.

Издательство выражает искреннюю благодарность переводчику, кандидату философских наук Егору Валерьевичу Фалёву, научному редактору Ольге Михайловне Порожняковой – за их самоотверженный и добросовестный труд, а также члену Храма Линде Роллисон (Халсион, США), своими разъяснениями и комментариями оказавшей неоценимую услугу в процессе работы над текстом.

Екатерина Инге, в 50‑х годах прошлого века переводившая на русский язык «Учение Храма» по Указанию Учителя Мории, писала: «Да будет благословенна рука, протянувшая разрешение выполнить назначенное мне». Издательство «Дельфис» присоединяется к этим словам. На Протяжении нескольких лет журнал «Дельфис» публиковал переводы текстов Учения, которые вышли в 2000 г. в книге‑сборнике «Храм Человечества».

Мы счастливы, что можем предложить читателю этот труд многих и многих людей, надеясь, что прочитавший эту книгу закроет её уже другим человеком.

 

Н.А.Тоотс

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ

 

Как известно всем, изучающим «Тайную Доктрину», первые два тома этого монументального труда Е. П. Блаватской называются «Космогенезис» и «Антропогенезис». Они были составлены ею на основе древних Станц Дзиан под руководством нескольких Посвящённых Великой Белой Ложи.

Представляемый здесь том «Теогенезис» содержит дополнительные Станцы, обещанные сообществу изучающих Религию Мудрости. Они были переданы человечеству теми же Учителями, которым посвятила свою жизнь и труд Е. П. Блаватская, и составляют следующую, третью часть той же священной Книги Дзиан, из которой были взяты Станцы «Тайной Доктрины». Эти Станцы освещают эволюционный путь человека, ведомого, направляемого и оберегаемого Божественными Силами, создавшими его.

«Теогенезис» был передан при посредстве Храма Человечества и впервые увидел свет на страницах «Темпл Арти‑зан» (The Temple Artisan) – его официального издания – в начале [XX] века (1906–1918 гг.).

В июльском номере 1906 года в статье под названием «Открытие новых Станц» написано: «Мы лучше кого бы то ни было понимаем, насколько серьёзные обвинения, несомненно, предъявят нам наши противники после критического прочтения ими нижеследующих Станц. Наше утверждение, что эти Станцы входят в состав Книги Дзиан и даны нам теми же Посвящёнными, которые открыли доступ к этой книге Е.П.Блаватской и во время написания „Тайной Доктрины“ помогали ей в их истолковании, конечно, встретит возражение, но уверенность в том, что наше заявление будет сочтено ложным, не может и не должна удержать нас от передачи этих дополнительных Станц тем, кто в состоянии оценить их подлинность и важность.

Основу „Тайной Доктрины“ составляли, главным образом, Станцы, описывающие действие эволюционных сил, строение материи, появление на Земле животных и человека, а также эволюцию последнего вплоть до времени Пятой Великой Коренной Расы.

Предлагаемые Станцы со всей очевидностью относятся к последним подрасам Пятой Коренной Расы и к начальным [под]расам Шестой. Первый том „Тайной Доктрины“ трактует о Космогенезисе и основывается на семи Станцах из Книги Дзиан. Второй том состоит из двенадцати Станц, разделённых на сорок девять шлок с Комментариями, и посвящён Антропогенезису. Последние три шлоки двенадцатой Станцы относятся к Пятой Расе и её Божественным Наставникам. Дополнительные Станцы, которые передаёт человечеству Великая Ложа, расположены в Книге Дзиан после двенадцатой Станцы второго тома „Тайной Доктрины“ и вполне естественно назвать их „Теогенезис“, поскольку очевидной целью этого тома является указание на тот процесс, благодаря которому человеческое царство вольётся в Царство Божие. Сколько дополнительных Станц из вышеупомянутого Священного Труда будет обнародовано и до какой степени их значение будет раскрыто, зависит от самого человечества. Но можно считать хорошим знаком уже то, что было позволено открыть миру ещё хотя бы несколько Станц».

Храм Человечества последовательно продолжает работу, начатую Е.П.Блаватской в 1875 году в Нью‑Йорке. Он был основан в Сиракузах в штате Нью‑Йорк в 1898 г. Франчиа А. Ла Дью и доктором Уильямом Дауэром. В 1903 г. Храм переехал в Калифорнию, в место, которое теперь называется Халсион.

Станцы и Комментарии к ним несут на себе печать авторства Учителей Илариона, Мории и Кут Хуми и их посредников, последовательно представленных Главными Хранителями Храма Человечества. Их имена: Франчиа А. Ла Дью, именуемая также «Голубой Звездой»; доктор Уильям Дауэр, именуемый «Красной Звездой», и Перл Дауэр, известная как «Золотая Звезда». Храм Человечества издавал следующие книги из того же Источника: «Учение Храма», «Оккультизм для начинающих», «С Горной Вершины» (2 тома)[1], «Огни Маяка», «Красный и Жёлтый Фолианты» (Храмовых Посланий), «Послания Учителей Конвенциям Храма». Все они содержат дальнейшие Комментарии к Станцам «Теогенезиса». Они были доступны широкой публике, но слишком объёмны, чтобы быть включёнными в один том. Выдержки из этих публикаций были включены в Комментарии в этом томе. Их полный текст является в высшей степени важным и очень рекомендуется как источник информации для всех, изучающих Древнюю Мудрость.

«Теогенезис» продолжает труды Белой Ложи. Он даёт возможность человеку обрести уверенность в том, что как «Нет религии выше истины», так и «Верования исчезают, сердца остаются»; что принципы «Отцовства Бога» и «Братства Человечества» лежат в основе всего; и что в проявленной Вселенной правит совершенная справедливость, непрестанно осуществляемая Эволюционным Законом, и поэтому все люди, где бы они ни блуждали, в конце концов припадут к ногам Учителей.

В одном из первых выпусков «Темпл Артизан» была выражена надежда на то, что «кто‑нибудь, любящий человечество, выступит с предложением представить как Станцы, так и Комментарии в форме книги, дабы будущие поколения могли обладать этой бесценной космической историей». На долю нынешнего Главного Хранителя выпала честь осуществить завершение и публикацию этого Священного Труда. Да поможет он всем людям соединить усилия во имя просветления и мира.

 

Гарольд Э. Форгостайн

Главный Хранитель Храма Человечества

Халсион, Калифорния, 1981 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прослеживая источники Станц Дзиан, составляющих основу «Тайной Доктрины», Е.П. Блаватская пишет («Тайная Доктрина», т.1. Введение): «Первая часть эзотерических доктрин основана на Станцах, являющихся рекордами народа, неизвестного этнологии. Станцы написаны, как это утверждается, на языке, отсутствующем в номенклатуре языков и диалектов, знакомых филологии, и исходят из источника, отвергаемого наукою – а именно Оккультизма. И, наконец, они предлагаются через посредничество, постоянно дискредитируемое в глазах всего мира всеми, кто ненавидит неудобные истины или же имеют своего особого конька, нуждающегося в защите»[2].

В Прологе («Тайная Доктрина», т. 1) мы читаем: «Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима „mutatis mutandis“[3] ко всей эволюции; к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь, и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнёт колебаться и не истощится в этом усилии.

Семь Станц, данных в этом томе, представляют семь терминов этой абстрактной формулы. Они относятся и описывают семь великих стадий эволюционного процесса, о которых говорится в „Пуранах“ как о „Семи Творениях“ и в Библии как о „Днях Творения“»[4].

Тот, кто вдумчиво и без предубеждения изучает «Тайную Доктрину», поймёт, прочитав эти Станцы и Комментарии к ним, что из всех объяснений зарождения жизни, которые ему только удавалось найти, он, наконец‑то, натолкнулся на самое полное.

Первый том «Тайной Доктрины» посвящён Космогене‑зису (это слово состоит из двух частей: «Космос», что означает «мир», и «генезис» – «происхождение чего‑либо»). Он содержит в виде знаков и символов единственно верную летопись творения и эволюции Солнечной системы, а также человеческих и животных рас, начиная с периода между «двумя вечностями», когда первый трепет дотоле латентных сил Жизни пробудил и, направляемый энергией Фохата, собрал просыпающиеся семена (Искры) в многочисленные формы. («Тайная Доктрина» описывает Фохат так: «Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы»[5]).

Семь Станц, написанных на символическом языке, образуют основу «Космогенезиса». Они проводят изучающего через все первичные стадии жизни: от бесформенного существования к жизни в форме, от бесполой [sexless] к андрогинной [a‑sexual] и двуполой [bi‑sexual] расам, от Первого Века до Второго и Третьего и, наконец, к началу Века Четвёртого.

Название второго тома – «Антропогенезис», определяется в толковом словаре Вебстера так: «Сложное слово, части которого означают: „антропо“ – „человеческий“ и „генезис“ – „происхождение чего‑либо“». Этот том состоит из двенадцати Станц, подразделённых на сорок девять шлок с Комментариями, и продолжает изложение эволюции жизни от начала Четвёртого Великого Века и Четвёртой Коренной Расы, через семь её кругов или циклов, равно как и через многие малые циклы больших циклов, до конца Четвёртого и начала Пятого Великого Века. (Каждая Маха Юга {1} – Великий Век, состоит из семи больших циклов, длящихся в течение несчётных эпох времени).

Этот том также проводит читателя через период, когда человеческая раса впала в величайший грех, что описано в Библии как «грехопадение человека», период, который отмечен гибелью Атлантов, [вначале] самого просветлённого из народов, когда‑либо населявших Землю.

Континент Атлантида был уничтожен потопом, и с ним погибли все атланты, за исключением жалких остатков этой расы, живших на вершинах одной короткой горной цепи. От этих остатков и произошли расы {2}, населяющие Землю с того времени и доныне.

Девять Станц Дзиан, которые лежат в основе «Теогенезиса», составляют третью часть манускриптов, истолкованных Великими Учителями, которые обладают подлинниками. Они проводят читателя через Пятый Круг нынешних рас Земли и вплоть до конца шестого и седьмого кругов {3} великой Пятой Коренной Расы.

Маловероятно, что в этом [XX] веке Учителя откроют ещё сколько‑нибудь Станц, ибо ни люди этого века, ни последующих нескольких веков не будут способны постичь и истолковать их. Для этого понадобятся иные чувства, чем те, какими в наше время обладает большинство человечества. Шестое и седьмое чувства будут в полноте развиты в человечестве Шестого и Седьмого Кругов.

Некоторые представители рас, которые будут населять эту планету во время Седьмого Круга, достигнут статуса [аналогичного положению] Божественных Царей, [некогда] пришедших, чтобы руководить теми оставшимися, что сохранились к завершению Четвёртого Круга и к началу Пятого, и Они будут направлять эволюцию новых рас.

Книга Бытия и Апокалипсис также раскрывают таинства эволюции и освобождения рас, произошедших от спасённых остатков Четвёртой Расы, для тех, кто может истолковать символический язык, на котором они изложены. В обеих этих книгах и в Станцах Дзиан запечатлены одни и те же события.

Все великие религиозные и философские системы древности основывались на истинах, Откровение которых дано в Станцах Дзиан, и возникали по мере того, как Посвящённые время от времени выносили эти истины в мир, ибо только у Них был доступ к тайным архивам Великой Белой Ложи. Эти Посвящённые – Учителя – обучали тех учеников, за которых Они могли поручиться, значению глифов и символов, составляющих язык этих Станц, и многие современные религии в значительной степени основаны на неправильном понимании тех первых истинных толкований Станц, что были даны Учителями.

Этим недопониманием Первоначальных Откровений и объясняется такое многообразие форм религий, а также трудности на пути создания всемирной религии. Когда человечество достигало в каждом веке высшей возможной в нём точки развития Разума, тогда знание, необходимое для понимания стоящих перед ними жизненных проблем, сообщалось им теми Учителями Великой Белой Ложи, Кто был избран для истолкования Станц во имя просветления этих людей. Станцы не были даны полностью ни одной расе ни в одну эпоху. К ним относятся, как к Святыне, и только Посвящённые очень высокой степени допускались, чтобы переводить и интерпретировать их.

Некоторые части уже переведённых и истолкованных Станц можно встретить во многих [священных] книгах Дальнего Востока, но они не могли быть обнародованы целиком ранее второй половины 1912 г., когда последний записанный раздел был передан Посредникам Ложи Учителем Морией и Учителем Иларионом и опубликован с Комментариями в «Темпл Артизан» – официальном издании Храма Человечества.

Эти дополнительные Станцы Дзиан трактуют о Теогенезисе, что в космическом аспекте означает начало, или создание, Бога или Богов. В человеческом аспекте это соответствует пробуждению людей к осознанию Бога внутри, своей врождённой Божественности, ибо в этом цикле времени человечество стоит в буквальном смысле на пороге своей Божественной природы и, сделав следующий шаг, достигнет её, обретя полное понимание своего права духовного первородства на индивидуальном и расовом уровне.

Принимая во внимание эту новую ступень, предписываемую человечеству эволюционным законом, понятно, почему Станцы «Теогенезиса» были даны нам Учителями именно в это время и почему они так жизненно важны для мира как с внутренней, так и с внешней точки зрения.

Е. П. Блаватская была права, когда писала, что «„Змии Мудрости“ хорошо сохранили свои рекорды, и история человеческой эволюции начертана в Небесах так же, как начертана она на подземных стенах. Человечество и Звёзды неразрывно связаны между собою, благодаря Разумам, управляющим последними»[6].

 

ПРОЛОГ

 

При составлении этой серии Комментариев к Станцам «Теогенезиса» предполагалось, что те, кого они могли бы заинтересовать, будут в той или иной степени знакомы с двумя первыми томами «Тайной Доктрины» – «Космогенезисом» и «Антропогенезисом», и потому будут также способны принять, по крайней мере в качестве рабочей гипотезы, основополагающие принципы представленной здесь философии.

Один из этих принципов – семеричная дифференциация Материи, Силы и Сознания, а другой – взаимное проникновение разных состояний энергии и субстанции друг в друга. Однако было замечено, что многие читатели имеют весьма туманное представление о Религии Мудрости и её Философии. В особенности это касается понимания природы двух состояний субстанции, которые были неудачно определены расплывчатым термином «астрал». Речь идёт о состояниях Акаши и Эфира, обычно именуемых высшим и низшим астралом. Те же термины прилагались аналогичным образом к Душе и к колеснице[7] страстей и желаний. Ввиду этого представляется желательным попытаться провести между ними более чёткую границу.

В четвёртой Станце, 17‑й шлоке «Тайной Доктрины» читаем: «ДЫХАНИЕ (ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОНАДА) НУЖДАЛОСЬ В ФОРМЕ; ОТЦЫ ДАЛИ ЕЁ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ПЛОТНОМ ТЕЛЕ; ЗЕМЛЯ СФОРМИРОВАЛА ЕГО. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ДУХЕ ЖИЗНИ; СОЛНЕЧНЫЕ ЛХА (БОГИ) ВДОХНУЛИ ЕГО В ФОРМУ ЕЁ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ЗЕРКАЛЕ ТЕЛА СВОЕГО (АСТРАЛЬНАЯ ТЕНЬ); „МЫ ДАЛИ ЕМУ НАШЕ СОБСТВЕННОЕ!“ – СКАЗАЛИ ДХИА‑НИ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В НОСИТЕЛЕ ЖЕЛАНИЙ (КАМА РУ‑ПА); „ОНО ИМЕЕТ ЕГО!“ – СКАЗАЛ ОСУШИТЕЛЬ ВОД (ШУЧИ, ОГОНЬ СТРАСТИ И ЖИВОТНОГО ИНСТИНКТА). НО ДЫХАНИЕ НУЖДАЕТСЯ В РАЗУМЕ, ЧТОБЫ ОБЪЯТЬ ВСЕЛЕННУЮ; „МЫ НЕ МОЖЕМ ДАТЬ ЕГО!“ – СКАЗАЛИ ОТЦЫ. „Я НИКОГДА НЕ ИМЕЛ ЕГО!“ – СКАЗАЛ ДУХ ЗЕМЛИ. „ФОРМА СГОРИТ, ЕСЛИ Я ДАМ ЕЙ СВОЙ!“ – СКАЗАЛ ВЕЛИКИЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) ОГОНЬ… (НАРОЖДАЮЩИЙСЯ) ЧЕЛОВЕК ОСТАЛСЯ ПУСТЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ БХУ‑ТА… ТАК БЕСКОСТНЫЕ ДАЛИ ЖИЗНЬ ТЕМ, КТО (ПОЗДНЕЕ) СТАЛИ ЛЮДЬМИ, КОСТЯМИ УКРЕПЛЁННЫМИ В ТРЕТЬЕЙ (РАСЕ)»[8].

Все вышеупомянутые формы являются в некотором смысле «астральными телами», то есть, они созданы Светом, Теплом и Влагой; это те проводники, через которые впервые начинают действовать шесть из семи основных принципов жизни. Жизненные импульсы сообщаются этим проводникам или формам энергии действием духовных Существ, которые развивают шесть состояний энергии и субстанции – основу для дальнейшего развёртывания всех материальных форм. Однако, астральные формы первых трёх подразделений были телами первых трёх Коренных Рас человечества. Каждая из них была поглощена своими потомками и, в конце концов, все три как одно целое соединились в постоянное астральное тело или форму, внутри которой «Земля сформировала» физическое тело. Именно в людях Третьей Коренной Расы воплотились Сыны Разума – те, кто дал Дыханию «Дух Жизни» и, таким образом, превратил вторую половину лишённой разума расы в особую расу душ в физических телах.

Считается, что прообразы всех форм вечно существовали в Божественном Разуме. Долгом Богов – Божественных Строителей – было воплощение этих субъективных форм в объективной жизни и наделение их Своими собственными Божественными атрибутами Разума. Они совершили это, проецируя отражения форм первообразов в призрачные очертания внутри соответствующей эфирной субстанции, которая была определена как Акаша или высший астрал.

Эти эфирные формы составляют основу всех других человеческих тел, существующих ныне, или тех, которые в иных состояниях субстанции могут существовать в будущем.

Утверждается, что Посвящённый высокой ступени творит различные астральные тела, от тела Авгоэйда[9] (светящегося Божественного излучения Эго) и майяви‑рупы {4} (иллюзорной формы) и далее в нисходящем порядке. Но эти многообразные астральные тела суть лишь различные аспекты одной основной формы или, так сказать, прообраза человеческой формы. Эта основная форма есть бессмертный проводник или форма души.

В одной из Станц «Тайной Доктрины» находим следующие строки (т. 2, шлока 12): «ВЕЛИКИЕ КОГАНЫ (ВЛАДЫКИ) ПРИЗВАЛИ ВЛАДЫК ЛУНЫ О ВОЗДУШНЫХ ТЕЛАХ: „ПОРОДИТЕ ЛЮДЕЙ“ (БЫЛО СКАЗАНО ИМ), ЛЮДЕЙ ВАШЕГО ЕСТЕСТВА. ДАЙТЕ ИМ (ТО ЕСТЬ, ДЖИВАМ ИЛИ МОНАДАМ) ИХ ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ. ОНА (МАТЬ ЗЕМЛЯ ИЛИ ПРИРОДА) ЖЕ СЛОЖИТ ВНЕШНИЕ ОБОЛОЧКИ (ВНЕШНИЕ ТЕЛА). (ИБО)[10] МУЖЕ‑ЖЕНАМИ БУДУТ ОНИ. ВЛАДЫКИ ПЛАМЕНИ ТАКЖЕ…»[11].

Под «Луной» здесь подразумевается не один из спутников планет какой‑либо звёздной системы, а – эфиро‑магнетическое состояние субстанции, со всей неопределённостью промежуточного состояния форм, и именно эти незавершённые тела имеются в виду многими выдающимися эзотериками, когда они говорят о низшем астральном теле, а вовсе не Линга Шарира, являющаяся его, своего рода, подобием, хотя и более материальным. Линга Шарира становится основой и вместилищем, в котором «Она», Матерь Природа, строит впоследствии физическое тело и которое [Линга Шарира] растворяется вскоре после телесной смерти.

Нужно понимать, что эти разнообразные формы или тела не более отличаются друг от друга, чем различные состояния материи, упоминавшиеся выше. Они взаимно проникают друг в друга, и когда сознание «Эго» – Божественного «Я» – повышается или понижается, то Оно действует в этих формах различных состояний субстанции, и лишь когда Оно полностью освобождается от привязанности к плотной физической материи в так называемой «смерти», трансе или сне, Оно обретает самосознание в телах более тонких состояний субстанции. Когда в Комментариях к «Теогенезису» упоминается «астральное тело», Автор имеет в виду – если не даётся иное определение этого термина – вышеупомянутый низший астрал, эфиро‑магнетический двойник высшего астрала, проводник Души. Лунные Духи, Питрисы, правящие духи эфиро‑астрального света, самым тесным образом связаны с землёй – грубой материей. Они являются Элохимами {5} формы на физическом плане. В развитии физических тел Они проходят эле‑ментальную, минеральную, растительную и животную формы, пока в образе человека Они не достигают своей конечной цели, когда в Третьей Коренной Расе человек обретает самосознание – Высший Разум и Душу.

Лунные Питрисы являются противоположностью Солнечных, творящих Богов, но и те, и другие в период Солнечной Пралайи – «Ночи времени», уходят на внутренний план и вновь возвращаются к деятельной жизни в период солнечного «Дня времени». Эти великие творческие Энергии или Существа далеко превосходят пределы возможностей нашего представления или воображения, но в одном мы можем не сомневаться – в том, что это – самосознающие Существа.

Представители Первой Коренной Расы человечества были просто астральными тенями своих прародителей. Они не «умерли» в том смысле, в каком мы понимаем смерть, а были поглощены своими потомками – Второй Коренной Расой, обладавшей телами из более плотной субстанции.

Эфирные формы – Лунные Питрисы – стали астральными телами Второй Коренной Расы. Особая астральная форма была порождена для Третьей Коренной Расы, а когда Сыны Разума воплотились в лишённые разума проводники, предоставленные им, тогда астральные тела этой расы стали более точно соответствовать основной форме – проводнику души. Таким образом, человек стал душою живою, сознательной или полусознательной на четырёх различных планах бытия.

Если поначалу читатель сочтёт затруднительным удерживать в памяти все вышеупомянутые детали, он может оставить в стороне все те процессы и ступени эволюции, через которые должна пройти вся субстанция в форме, и просто представить себе четыре различные градации энергии, или субстанции, взаимно проникающие друг в друга, причём каждая градация состоит из сознательных форм, хотя и не обладающих волей и разумом. Это и есть те формы, которые взаимно проникли друг в друга. Затем можно представить пятую градацию материи, состоящую из устойчивых форм, наделённых волей и разумом, субстанцией которых являются четыре вышеописанные градации. Тогда можно увидеть, что каждая форма этой пятой градации обладает четырьмя внутренними телами.

Владыки Мудрости оспаривают мнение тех приверженцев современной науки, которые пытаются доказать, что человек ведёт своё происхождение непосредственно от царства животных, и приводят множество свидетельств в пользу Своего утверждения о Божественном происхождении человека. Они настаивают, что изначальное «Падение Ангелов» было на самом деле нисхождением Божественных Существ, воплотившихся в лишённой разума Третьей Коренной Расе, и что «первородный грех» заключался в той связи, которая возникла между [разумалишёными] людьми этой расы и антропоидами. Человеку предстоит заново обрести право Божественного первородства – а для этого необходимо потрудиться, пройти через пот, боль и страдания.

Владыки говорят также, что найти «недостающее звено» {6} в цепи Дарвина никогда не удастся – по той причине, что эволюция царства животных остановилась на обезьяне, и потому человеческое царство представляло собой принципиально иной вид живых существ, Божественного происхождения.

Потребовались бы многие тома, чтобы осветить все эти вопросы настолько полно и последовательно, чтобы вполне удовлетворить читателя, и потому нам остаётся лишь отослать его к двум первым томам великого труда «Тайной Доктрины».

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

При основании Учителями Храма Человечества, одно из самых характерных Их заявлений заключалось в том, что Они будут стремиться изложить Свои Учения в возможно более простой форме – на благо новых учеников, поскольку многие Учения, переданные Их первым ученикам при посредстве Е. П. Блаватской, не исполнили своего назначения в одном отношении – они были чересчур трудны для понимания, а терминология – слишком незнакомой для большинства людей. Поэтому подобная терминология, насколько было возможно, не употреблялась во всех Учениях Храма, и то же самое правило прилагалось и впредь будет прилагаться к публикуемым Комментариям. Так что, когда нас критикуют за употребление терминов, более знакомых англоязычным читателям – терминов, относящихся к тем же великим Сущностям, космическим событиям и состояниям материи, которые в «Тайной Доктрине» названы другими словами и на санскрите – мы должны будем выстоять под напором этой критики, сохраняя уверенность, что многие всё‑таки смогут оценить по достоинству наши усилия. И особенно мы будем стремиться употреблять термины, применяемые в современных религиозных системах к тем же или подобным истинам, которые представлены в древних религиозных системах и на других языках, за исключением тех случаев, когда в английском языке нельзя найти никакого эквивалента[12].

В предисловии к первому тому «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватская со всей определённостью указывает, что эти книги не охватывают Сокровенное Учение в целом. Содержащиеся в этих книгах Станцы и некоторые выдержки из Комментариев к ним извлечены из Книги Дзиан, которая, взятая в целом, и представляет собой это Учение.

В своих наставлениях близким ученикам Е.П Блаватская сообщает, что ей была дана лишь «горсть зерна для посева». Этими «зёрнами», отчасти, являются девятнадцать Станц[13] и вышеупомянутые выдержки из Комментариев к ним. Семь Станц первого тома «Тайной Доктрины», озаглавленного «Космогенезис», представляют первую часть Станц Дзиан. Другая часть представлена двенадцатью Станцами второго тома, названного «Антропогенезис». Третья часть Станц, «Теогенезис», и Комментарии к ним, были даны Храму в период с 1906 по 1918 г. В течение этих лет они публиковались в «Темпл Артизан» – официальном издании Храма Человечества.

Хотя эти последние Станцы можно рассматривать как пророчества о переменах, которые произойдут в шестой подрасе современной Пятой Коренной Расы, Учителем Мо‑рией указано, что «они относятся к переменам, которые осуществятся в некоторых подрасах Шестой Коренной Расы», от которой нас отделяют многие миллионы лет {7}.

Согласно утверждению Учителя Мории, между последней шлокой седьмой Станцы первого тома «Тайной Доктрины» и первой шлокой первой Станцы второго тома опущено сорок три шлоки, и в других Станцах также отсутствуют шлоки, касающиеся эволюции человека до уровня Дхиан‑Когана. Столь же много шлок опущено и между некоторыми Станцами этой последней части – «Теогенезиса». Первые четыре Станцы этого тома относятся к различным периодам Второй, Третьей и Четвёртой Коренных Рас и первых подразделений пятой подрасы современной Пятой Коренной Расы.

Между концом пятой и началом шестой Станцы должен был возникнуть большой пробел и, соответственно, пропуск многих шлок. Как мы понимаем, в недостающих шлоках и Станцах речь идёт о ступенях эволюции, которые не являются совершенно необходимыми для того, чтобы дать общее описание данного предмета. Кроме этого, многие другие Станцы и шлоки будут непонятны для ныне живущих рас Земли, ибо последние ещё не развили в себе два из тех семи чувств, каждое из которых необходимо для полного понимания и которые будут принадлежать по праву рождения Шестой и Седьмой Расам. Одно из этих чувств будет развито в Шестой Расе, а другое, синтетическое, – в Седьмой. Не обладая этими чувствами, мы не можем постичь символический язык изложения опущенных Станц, ибо многие из них относятся к явлениям Природы и особенностям жизни шестой и седьмой подрас этой Коренной Расы, во время которых произойдут великие изменения как в человеческом теле, так и в образе жизни.

Когда в «Теогенезисе» впервые встречается понятие «Аватар»[14], то имеется в виду Аватар Пятой Коренной Расы, тогда как «Великий», который несколько раз упоминается на протяжении седьмой Станцы, – это Единый Христос {8}, или Аватар – тело Нирманакая того Эго, которое проявлялось в теле каждого Аватара прежних Коренных Рас.

Наставление под названием «Групповые Души», данное членам Храма одним из Владык, столь же ясно указывает на объединение в группы как Аватаров, так и более низших существ – людей, – чьи тела являются проявлениями в мире форм единой духовной Сущности. Эта Сущность есть Отец‑Матерь Своих детей – вышеупомянутых людей, и иногда именуется Регентом Звезды, к которой принадлежит данная группа, – не астрологической звезды, а той, что носит название «Звезды нашей Божественности» (Дхиани‑Будда), Планетарного Духа, который руководит рождением каждого человека, воплощающего Его Сущность, на протяжении Манвантары. Существует семь Дхиани‑Будд, как существует семь планет, принадлежащих этой Солнечной системе {9}, четыре известных и три тайных. Дхиан‑Коганы и Дхиани‑Будды тождественны друг другу. Те ученики, которым данный предмет особенно интересен, могут обратиться к первому тому «Тайной Доктрины»[15].

На восходящей дуге каждого великого космического цикла все формы жизни стремятся к единению и должны вернуться к Единому в том же порядке, в каком они проявлялись. Осознав, что вся жизнь в проявленных формах на физическом плане произошла из эфирного, четвёртого плана, пройдя два других состояния или плана более тонкой субстанции [чем физическая], можно принять следующее заявление одного из Посвящённых как достойное доверия: «Сын, Рождённый Первым, Старший Брат рода человеческого, был действительно и поистине первым Эго, первой духовной Сущностью, которая приняла в проявлении форму первого Андрогина».

Архаические манускрипты содержат все подробности, необходимые для широкого понимания сотворения Вселенной и человека. Поэтому здесь достаточно изложить в общем лишь некоторые из тех Эзотерических Учений, которые касаются рождения и развития Аватара – Христа.

«Сотворение Вселенной и человека в начале времён не было однократным актом. Вместо этого было три отдельных и отличных друг от друга акта Творения, соответствующие, как свидетельствуют основные принципы всех мировых религий, Духу, Разуму и Форме. Хотя современная человеческая раса владеет Разумом и Формой, при этом она наделена лишь зерном Духа, то есть, Христа. Только в проводниках Христа – Аватарах рода человеческого – это зерно развилось до степени, когда стало возможным образование совершенной формы Нирманакая – проводника, необходимого для полного воплощения Христа в человеке. Это внутреннее тело не стеснено пространством и временем, равно как никакими другими ограничениями, подобно тому телу, которое явилось ученикам последнего Аватара, Иисуса, когда Он прошёл через Своё последнее велик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.021 с.)