Как царствие божие изменяет мир. Вопрос о посте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как царствие божие изменяет мир. Вопрос о посте.



 

 

2.18‑22 – «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые».

Право Иисуса Христа прощать грехи для Евангелиста Марка, как и для всех христиан, после Воскресения Христова было вне всякого сомнения. Но как Сам Иисус пришел к знанию о том, что Он может от Имени Божия прощать грехи? Что это означало для Него Самого? Конечно, для нас невозможно по Евангелиям составить биографию или психологический портрет Иисуса Христа. Но мы не должны оставить без всякого внимания вопросы, которые нас волнуют, когда мы серьезно задумываемся о жизни и деяниях Спасителя. Отрывок об отношению к посту говорит нам нечто важное о том, как Иисус Сам смотрел на Себя и Свои действия.

Пост имел в жизни иудеев долгую традицию и имел ясное обоснование. Самым естественным был пост в случае какого‑нибудь несчастья, когда у человека, так сказать, «пропадал аппетит», «в рот ничего не лезло». Например, когда Давид узнал о гибели Саула и Ионафана и о поражении всего его народа. «Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, [разодрали одежды свои,] и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2_Цар_1.11–12). Так пост стал общественным выражением траура о постигшем всех несчастье. Кто не постился, тот производил впечатление, как будто беда его не касалась.

Пост мог также выражать печаль перед Богом о свершившемся преступлении Закона – в надежде, что Бог откажется от заслуженного отмщения. Именно таково происхождение Йом киппур, Дня примирения и очищения, когда постился весь народ. Именно поэтому постились жители Ниневии: «И начал Иона ходить по городу,… и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого... и крепко вопияли к Богу: Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион_3.4–9). Но здесь мы видим, что пост – не только печаль о содеянной неправде, но также выражает готовность обратиться к Богу. Постился всякий, кто желал быть особенно готовым вслушаться в голос Божий и принять Его призыв. Например, Моисей сорок дней оставался на Синае без пищи и воды, чтобы записать на скрижалях десять заповедей Божиих (Исх_34.28). Или Даниил, когда он хотел понять данные ему от Бога откровения: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя» (Дан_10.2–3). Так было и с Иисусом, когда Он после Своего крещения сорок дней постился в пустыне (Мф_4.2; Лк_4.2).

Итак было две причины, которые придавали посту большую ценность. Во‑первых, пост выражал печаль о совершенных грехах отдельного человека или всего народа. Во‑вторых, пост считался путем к более серьезному и углубленному отношению с Богом. Пост сдерживает грех и возвышает дух, а также дает силу в борьбе со злыми духами: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк_9.29).

Помимо всего прочего, ортодоксальные иудеи постились два дня в неделю – в понедельник и в четверг. Однако проблема фарисеев заключалась в том, что они постились частенько для того, чтобы выставить себя напоказ; тем самым они привлекали внимание людей к своей добродетели. Они даже накрашивали свои лица белой краской и расхаживали в дни поста в небрежно одетом виде, чтобы каждый видел, что они постятся. Одновременно их пост должен был привлечь внимание Бога к их благочестию. Пост, таким образом, становился из духовной потребности ритуалом и, к тому же ритуалом напоказ.

Ввиду всех традиций, тот факт, что Иисус Христос не призывал Своих учеников к посту, казался не только странным, но и соблазнительным. Разве Его ученикам не надо было сдерживать грех, возвышать дух и обретать силу в борьбе со злыми духами? Разве в их жизни не было ничего такого, в чем они должны были каяться? И разве они не должны были своим постом свидетельствовать о наступлении судного времени, как это делали фарисеи и ученики Иоанна Крестителя?

Разумеется, Иисус не имел ровным счетом ничего против поста. Люди не меняются, и поэтому им нужен пост! Но Он считал, что изменились не люди, но времена! С Ним пришло время исполнения пророчества Исаии: «Как юноша сочетается с девою, так сочетается с тобою, Сион, твой Строитель; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис_62.5). Именно поэтому Его ученики не могут поститься. Если бы они постились, они поступали бы не по времени!

Дело в том, что после иудейской свадьбы молодые супруги в течение недели держали дом открытым и непрерывно пировали и веселились. На эту неделю приглашали близких друзей жениха и подруг невесты и называли их «сынами брачного чертога». Иисус сравнивал восседавших с Ним учеников с сынами брачного чертога, избранными гостями на брачном пиру. Надо сказать, что существовало раввинское правило: «Все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения всех тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье».

Но весь эпизод заканчивается мрачным предзнаменованием. Ведь придет время, когда Его ученики тоже будут поститься. Это будет тогда, когда Его ученики своим постом будут выражать печаль об отсутствии Его, Жениха. Правда, само отсутствие жениха или еще вдобавок и невесты еще не означало, что присутствовавшие на свадьбе должны были начать поститься. Но в словах Иисуса Христа звучит намек на судьбу, постигшую Иоанна Крестителя. Ведь среди удивленных и возмущенных вопрошавших были ученики Иоанна. Иначе говоря, Иисус намекает на Свой арест и на предстоящий Ему Крест. В момент, когда Иисус говорил об этом, вряд ли кто‑то из присутствовавших понял, что означают его слова об отсутствии жениха. Но Сам‑то Он уже тогда, в самом начале Своего пути, видел Свой крест впереди. Смерть не застала Его врасплох, и несмотря на это Он последовательно шел Своим путем.

Вопреки всем попыткам оправдать пост в обществе учеников Иисуса теми мотивами, какие побуждали поститься Израиль до Его пришествия, Иисус заявляет: Такие попытки не принесут ничего кроме вреда. Ибо Иисус хорошо понимал, что принесенная Им весть является поразительно новой, и что Его образ жизни отличается от образа жизни традиционных учителей. Его поведение не умещается в старые правила (ветхую одежду и ветхие меха). И дыра на ветхой одежде будет еще хуже, и новое вино вытечет, и старые мехи пропадут. Соединение невозможно и даже опасно. Настает время, когда уже невозможно латать и ремонтировать – нужно делать все заново. – Здесь проблема традиции и новаторства. С возрастом почти все люди начинают чувствовать неприязнь ко всему новому и незнакомому. Но что праведно и правильно, мы можем познать, только думая о Боге и Его воле. А Бог ныне – Тот, Кто желает среди нас воздвигнуть Свое Царство. Что это означает, и как это понимать, Иисус Христос пытался разъяснить в дискуссиях вокруг соблюдения субботы.

 

Беседа 7.

 

Споры о субботе.

 

a) Срывание колосьев в субботу.

 

 

2.23‑28 – «И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы».

Мотивы, которые подвигали Иисуса Христа вопреки протесту благочестивых людей Израиля разделять трапезу с грешниками нам понятны: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк_2.17). Но каков смысл споров о субботе, которые Иисус вёл с фарисеями, и которые чаще всего провоцировал Он Сам. Так в случае исцеления в синагоге сухорукого (Мк_3.3), согбенной женщины (Лк_13.12), при купальне Вифезда неподвижного человека (Ин_5.6). Все это происходило в субботу. Чтобы понять смысл возникавших при этом споров, следует обратиться к истории Израиля.

Каков смысл субботы в Писании – на этот вопрос есть два разных ответа. Один находится в книге Исход:

«Помни день субботний, чтобы святить его;...ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх_20.8–11).

Другой ответ о субботе в книге Второзакония:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;...и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор_5.12–15).

Между этими двумя обоснованиями соблюдения субботы существует принципиальное различие. Согласно Исходу Бог освятил (то есть взял Себе) субботу в конце творения, после того как сотворил человека. И человек сотворен для того, чтобы быть участником субботы, как бы входит после своего создания в субботу. Помня об этом, Израиль должен участвовать в покое Божием, должен святить субботу (то есть предоставить этот день не себе, а Богу). Во втором случае суббота – следствие исхода Израиля из Египта. Поскольку Израиль на самом себе испытал, что Бог желает своему творению свободы от рабского труда, сам Израиль отныне должен до конца своих дней хотя бы раз в неделю давать и людям и животным отдых и свободу от труда. Иначе говоря, книга Исхода говорит о том, что человек для субботы, а книга Второзакония – о том, что суббота для человека и даже для животных.

После возвращения из Вавилонского плена понимание субботы все более и более склонялось к книге Исхода. Человек для субботы! Ясное свидетельство об этом дает нам Книга Юбилеев из II века до Р.Х. Ангел говорит Моисею:

«Он дал нам (ангелам) великое знамение – день субботний... И сказал Он, чтобы мы хранили с Ним субботу на небе и на земле. И Он сказал нам: «Вот Я выделю Себе народ из среды всех народов, чтобы и он праздновал субботу; и Я освящу его Себе в Свой народ и благословлю его, как Я освятил субботу и посвятил Себе... И Я возвещу им о субботнем дне, чтобы они хранили его ото всех дел своих»... И Он установил, чтобы Его повеления возносились пред Него, как благовоние, которое было бы приятно Ему, во все дни...» («Юбил.», 2, 18–22).

Мы видим, что в субботу Израиль полностью посвящен Богу. Поэтому все человеческие нужды и потребности должны быть отодвинуты. Все просьбы о земных благах, как бы важны они ни были, в субботу должны умолкнуть. Если Бог шесть дней для человека, то пусть человек хотя бы один день будет полностью для Бога. Как минимум один раз в неделю человек обязан предоставить место Богу во всем. Ибо для человека нет ничего более великого и благословенного, чем полное общение с Богом.

Но поскольку мы, люди, склонны и в субботу думать о себе и о нашем благе, со временем суббота была ограждена тысячами норм и правил: была запрещена всякая работа. Вся работа была разделена на тридцать девять видов и среди них были четыре: жать, веять, молотить и приготавливать муку. Своими действиями срывания колосьев ученики нарушили практически все эти четыре правила и должны были считаться нарушившими закон. Нам это может показаться чудовищным, но в глазах раввинов это был смертный грех.

Фарисеи сразу же выступили со своими обвинениями и заявили, что ученики Иисуса нарушили закон. Фарисеи несомненно ожидали, что Иисус немедленно остановит Своих учеников, но Он ответил фарисеям их же словами. Он привел эпизод, приведенный в 1_Цар_21.1–6. Давид бежал, спасая свою жизнь, пришел в скинию и потребовал хлеба и еды. Но там не было ничего, кроме священных хлебов предложения. О священных хлебах предложения повествуется в Исх_25.23–30. Это были двенадцать хлебов на золотом столе в скинии перед Святая святых. Раз в неделю их заменяли новыми, и лишь священники могли есть их (Лев_24.9). Но в момент нужды Давид взял хлебы и съел их вместе со своими воинами. Иисус показал фарисеям, что и в Священном Писании есть пример того, что человеческая нужда стоит выше всех человеческих и даже божественных законов. Он не оправдывает нарушение субботы, но предлагает более важный принцип, в основу которого положена человеческая нужда. Иисус Христос напоминает о принципе книги Второзакония: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Конечно, против этого примера «библейской свободы» можно было бы привести множество других библейских текстов. Об этом знали первые христиане, об этом знал и Евангелист. Поэтому, как и в случае вопроса о праве прощать грехи, добавляются слова о Сыне Человеческом: «Сын Человеческий есть господин и субботы». Имеющий уши слышать, да услышит. Если люди в своем «благочестии» полагают, что люди ради Бога обязаны отказываться от блага для себя, от блага для других, – они заблуждаются. Но обоснование этому стало возможным только от лица Сына Человеческого, то есть Мессии, Божественного Посланника.

Согласно Иисусу, человек не был сотворен для того, чтобы стать рабом норм и правил, которые были созданы для того, чтобы сделать жизнь человека лучше и полнее. Человек не должен стать рабом субботы, но суббота существует для того, чтобы сделать его жизнь еще лучше.

Урок и для нас: Религия не является сводом норм и правом. Взять вопрос о воскресении и вообще множество канонов и правил церкви. Как только люди начинают забывать о любви, прощении, служении и милосердии, которые являются сутью религии, и заменяют их соблюдением норм и правил, религии грозит упадок. Решающее значение во всех наших поступках имеет любовь, а не буква закона или канона.

 

 

б) Исцеление сухорукого в субботу.

 

 

3.1‑6 – «И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».

Это критический эпизод в жизни Иисуса. Теперь, после всех обвинений в нарушении правил «благочестивого» поведения, Ему надо было обладать мужеством уже только для того, чтобы вообще решиться еще раз пойти в синагогу. Представители синедриона следили за смутьяном. Меньше всего они намеревались сейчас молиться во время синагогального богослужения: они должны были следить за каждым действием Иисуса. Их поведение понятно в связи с их пониманием субботы, о котором мы уже подробно говорили. После случая с учениками, срывающими колосья в субботу, у них не оставалось сомнения в том, что Иисус не признает святости субботы.

В синагоге в это время находился человек с парализованной рукой. Была суббота и всякая работа была запрещена, а исцеление тоже было работой. В иудейском законе об этом сказано точно и определенно. Медицинскую помощь можно было оказать лишь в том случае, если жизнь человека была в опасности. Так, например, в субботу можно было оказать помощь роженице. А перелом нельзя было лечить; нельзя было даже намочить холодной водой растяжение связок на руке или ноге. На порезанный палец можно было наложить простую повязку, но не с мазью. Другими словами, в лучшем случае можно было предотвратить ухудшение состояния, но не улучшать. Нам очень трудно понять все это. Лучше всего отношение строго ортодоксального иудея к субботе можно видеть из эпизода Маккавейских войн. Некоторые восставшие иудеи укрылись в пещерах, в то время как сирийские солдаты преследовали их. Иосиф Флавий рассказывает, что сирийцы предоставили им возможность сдаться в плен, но иудеи отказывались сдаваться и тогда, «сирийцы вели бой против иудеев и в субботу и сжигали их (живыми), когда они находились в пещерах, не оказывая никакого сопротивления и даже не закладывая вход в пещеры. Они отказывались защищаться в этот день, потому что не хотели осквернить покой субботы даже в несчастье и страдании; потому что наши законы требуют, чтобы мы отдыхали в этот день». Таких примеров множество. Отношение ортодоксальных иудеев к субботе было жестоким и непреклонным. Так что если и теперь, – в субботу, в синагоге! – Иисус ставит человека и его благо в центр внимания, то он опровергает, с их точки зрения, духовный смысл субботы.

Иисус энергично отклоняет их подозрения и упреки и Своим словом, и Своим делом. Конечно, Он, как и все, знал, что жизнь больного человека не подвергалась опасности. Физически ему не было бы много хуже, если бы он остался с такой рукой до следующего дня. Но для Иисуса это было испытанием, и Он встретил его открыто и честно. Более того, Иисус Сам начал принципиальный спор. Он велел человеку встать со своего места и стать так, чтобы все могли видеть его. Затем Он задал законникам два вопроса. Во‑первых: должно ли в субботу добро делать или зло делать? Второй вопрос: должно ли в субботу спасти или погубить? На первый взгляд это не очень понятно. Неужели, подождав с исцелением до следующего дня, Иисус тем самым погубил бы человека? Однако вопрос Иисуса становится понятным в свете иудейского убеждения, что всякое действие ведет к следствиям, добрым или злым. Поэтому, если некто в субботу не делает добра, хотя и может, то он автоматически уступает место действию не‑добра, то есть зла. Если кто‑то может спасти человека, но не делает этого, то он автоматически уступает место власти погибели, смерти. К тому же, в вопросе Иисуса было неявно выражено: Он, Иисус, был готов спасти душу, то есть жизнь этого несчастного человека, а они пытались найти способ убить Его, Иисуса.

Наблюдавшие за Иисусом молчали. Они были вынуждены признать, что противозаконно делать зло и, что, вне всякого сомнения, плохо оставлять человека в несчастном состоянии, если есть возможность помочь ему. В любом случае, несомненно, было лучше ответить, что лучше помышлять о помощи человеку, нежели помышлять убить. Воля Божия в спасении человека, даже в субботу. И законникам было нечего ответить!

Иисус понимал, что их молчание исходило не из благочестивых, но из ожесточенных сердец, которые готовы следовать не благой заповеди Божией о субботе, но их собственным представлениям. Это вызвало в Нем гнев и скорбь одновременно. И, доказывая, что воля Божия – исцеление и спасение человека также и в субботу, Иисус одним властным словом исцелил несчастного; а фарисеи вышли из синагоги и попытались составить с иродианами заговор с целью убить Иисуса. Иродиане – это придворные Ирода; они постоянно вступали в контакт с римлянами. Во всех иных случаях фарисеи посчитали бы этих людей нечистыми, но теперь они были готовы вступить, согласно их пониманию, в нечестивый союз с ними.

 

Беседа 8.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.029 с.)