Тематика практических и семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика практических и семинарских занятий



Практические и семинарские занятия для студентов очной формы      обучения

№ темы дисциплины Тематика практических и\или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
3 Политическая и правовая мысль средневековья Доклады и обсуждения 4
4 Политические и правовые учения Европы в эпоху раннего нового времени Семинар-дискуссия 4
5 Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII –начале XIX вв. Доклады и обсуждения 4
6 Политические и правовые учения в Европе и США в XIX-ХХ вв. Доклады и обсуждения 4
Итого: 16

Практические и семинарские занятия для студентов заочной формы обучения

№ темы дисциплины Тематика практических и\или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
2 Политические и правовые учения в Древнем мире Семинар-дискуссия 2
3 Политическая и правовая мысль средневековья Доклады и обсуждения 2
4 Политические и правовые учения Европы в эпоху раннего нового времени Семинар-дискуссия 2
5 Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII –начале XIX вв. Доклады и обсуждения 2
6 Политические и правовые учения в Европе и США в XIX-ХХ вв. Доклады и обсуждения 2
Итого: 10

Самостоятельная работа

 

5.4.1 Формы самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

 

№ темы дисциплины Темы, выносимые на самостоятельное   изучение Кол-во часов
2 Политические и правовые учения в Древнем мире 17
3 Политическая и правовая мысль средневековья 17
4 Политические и правовые учения Европы в эпоху раннего нового времени 18
5 Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII –начале XIX вв. 18
6 Политические и правовые учения в Европе и США в XIX-ХХ вв. 18
Итого:   88

 

5.4.2. Формы самостоятельной работы для студентов заочной формы       обучения

№ темы дисциплины Темы, выносимые на самостоятельное   изучение Кол-во часов
2 Политические и правовые учения в Древнем мире 19
3 Политическая и правовая мысль средневековья 18
4 Политические и правовые учения Европы в эпоху раннего нового времени 19
5 Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII –начале XIX вв. 20
6 Политические и правовые учения в Европе и США в XIX-ХХ вв. 20
Итого:   96

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Подготовку к семинарским занятиям по ИППУ целесообразно начинать с внимательного ознакомления с программой, содержанием выносимых на обсуждение вопросов, со спецификой предложенной к изучению учебной и научной литературы. После этого стоит перечитать конспект лекции. Это даст общее представление о проблематике семинара и поможет лучше ориентироваться при выявлении общих проблем для всех вопросов предстоящего занятия. Вопросы к семинарским занятиям сформулированы таким образом, чтобы преподавателю и магистру предоставить возможность конкретизации и детализации основной философской проблемы. Преподаватель, ведущий занятие, вправе не рассматривать все вопросы, а ограничиться лишь некоторыми из них, т.к. основная цель семинарских занятий − развитие способности магистранта мыслить самостоятельно, аргументировано, и на этой базе формировать осознанную гражданскую позицию, гуманистические убеждения, научное мировоззрение.

При подготовке к семинару основной задачей будет изучение специальной литературы. Всегда стоит отличать содержание первоисточника (труды классиков философии, политической науки, юриспруденции), содержание профессиональных интерпретаций этих трудов (т.е. работы профессиональных исследователей) и собственное понимание той или иной проблемы. В тетради эти фрагменты должны быть разделены, но в то же время магистру стоит найти элемент их соответствия. При конспектировании необходимо записи располагать так, чтобы их в дальнейшем (в ходе осмысления при подготовке к семинару, на самом занятии и при подготовке к экзамену или зачёту) можно было дополнить комментариями, различного рода соображениями. Конспект должен отражать не простое умение выписывать самые главные мысли из книги (это уровень среднего звена школы), а живую мысль конспектирующего. Эта настоящая мысль и есть шаг к получению высшего образования.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что конспектирование источников позволит сосредоточить внимание на происхождении проблемы в истории философии. Конспекты значительно облегчают подготовку к зачету и экзамену.

Конспектирование − процесс творческий. Его нельзя сводить к выписыванию цитат и отрывков из изучаемого произведения. Выписывать дословно следует лишь важнейшие, принципиальные, положения и те отрывки текста, стиль которых составляет самостоятельное значение. Остальное содержание произведения можно изложить максимально кратко, своими словами, так, чтобы то, что написано, было понятно самому написавшему.

Следующий важный этап подготовки к семинарскому занятию – составление плана ответов на вопросы, которые будут обсуждаться на семинарском занятии.

При прослушивании лекций, самостоятельном чтении специальной литературы приходится сталкиваться с новыми понятиями, неизвестными терминами, без расшифровки которых нельзя обойтись. Их следует записывать в тетрадь. Содержание понятий можно выяснить в словарях и другой многочисленной и разнообразной справочной литературе.

Основные понятия: Демократия, олигархия, меритократия, охлократия, полития, аристократия, тирания.

Основные понятия: Средневековье, теология, теократия, ересь, догма, схоластика, глоссаторы, секуляризация, каноническое право.

Основные понятия: Возрождение, Реформация, макиавеллизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, утопия.

Основные понятия: «общественный договор», «теория естественного права», либерализм, теория разделения властей.

Основные понятия: Юриспруденция интересов, юридический позитивизм, марксизм, консерватизм, теория правового государства.

 

Доклады и рефераты на семинарских занятиях предназначены для того, чтобы углублено рассмотреть отдельные проблемы, уяснить их естественную взаимосвязь с современностью и деятельностью судебных органов, с юридическими науками. Доклады и рефераты способствуют привитию магистрам навыков исследовательской работы, формированию научного мировоззрения.

Главными критериями исследовательского начала доклада или реферата являются творческая работа с литературой, умение самостоятельно искать источники. Необходимо систематизировать и обобщить материал из различных источников, сознательно построить логику изложения проблемы, найти доводы в защиту той или иной точки зрения.

Доклад необходимо оформить в виде письменной работы, изложение которой рассчитано примерно на 10 - 13 минут. Содержание и структуру реферата курсант избирает самостоятельно. Однако обязательно, чтобы в нем были план, введение, собственно исследование проблемы и заключение.

Следует обратить внимание на научный аппарат и оформление реферата. В нём обязательно должны быть ссылки на цитируемые источники (с указанием автора, полного названия, места издания, года издания, страниц и т.д.), т.к. это отражает не только формальные правила, научную культуру магистра, но и элементарные нормы морали. На титульном листе реферата должны быть указаны вуз, кафедра, тема, автор, группа, в которой он учится, научный руководитель, его ученая степень, ученое звание, должность, а также место и год написания реферата.

На занятии не допускается чтение реферата, он должен свободно излагаться, что будет свидетельствовать об овладении магистром соответствующей проблематикой и о самостоятельности написания работы.

Следует помнить, что значительная часть материала изучается магистром заочной формы обучения самостоятельно, на основе прочитанных лекций, изучения учебной и специальной литературы. Особое внимание следует уделить ознакомлению с трудами классиков политико-правовой мысли. Не всегда удается уделить внимание собраниям сочинений тех или иных мыслителей, в таком случае необходимо обратиться к сборникам и хрестоматиям (см. список литературы).

 

5.4.4 Учебным планом не предусмотрено выполнение курсовой работы.

 

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

История политических и правовых учений - это дисциплина историко-теоретического цикла. Больше всего она связана с политологией и теорией государства и права, поскольку к ее предмету относится история (борьба, развитие) выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике.

Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны, теории права и др.

Следует знать, что политико-правовые учения изложены в произведениях политических мыслителей, философов, государственных деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно-политическими интересами дает известность самой доктрине, делает ее социально значимой, а тем самым выводит за пределы сугубо личных познавательных интересов. Поэтому в истории политических и правовых учений известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы.

Экономическое и политическое могущество господствующей социальной группы, его решающее влияние на психологию и идеологию общества, возможность пропагандировать свои идеи и подавлять пропаганду идей противостоящих социальных групп обусловливают преобладание в обыденном сознании идей, совпадающих с официальной, государственной политико-правовой идеологией; чувств и настроений послушания, подчинения существующему государству и действующему праву.

Закономерности развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне − это то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом (казалось бы) абстрактном построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, − это эпоха, «схваченная в мысли», политико-правовая доктрина − это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

Каждая большая эпоха исторического развития общества имела свои политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме определенных лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и было обусловлено повышенное внимание к теоретическому определению и классификации фор государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии ХУП-ХУШ вв. стоял уже проблема не столько формы правления, сколько проблема форм политического режима, законности, гарантий равенства перед законом, свобод и прав личности. Х1Х-ХХ вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свободы человека, а с конца XIX в. проблема форм правления политического режима государства была существенно дополнена исследованиям связей государства с политическими партиями и другими политическим организациями.

Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современные им государство и право. Любая идеология как форма социально обусловленного группового самосознания приобретала научный характер лишь при совпадении целей интересов класса с наиболее общим направлением исторического развития, также при конструировании самой идеологии на основе научной методологии. Исторически существовавшая политико-правовая идеология отражала государство и право через интересы классов либо решающих очередную задачу истории, либо препятствующих ее решению, либо не имеющих ясно исторической перспективы, либо, наконец, рассматривающих исторически преходящий строй как вечный и неизменный. Поэтому отражение политико-правовой действительности в этой идеологии не совсем совпадало с реальностью или долговременными тенденциями ее развития, было органически связано или с исторически правомерными иллюзиями, или с несбыточными утопическим проектами, или с консервативно-апологетическими либо реакционным стремлениями.

Не следует забывать – закономерностью развития политико-правовой идеологии является то, что каждое из политико-правовых учений складывается и развивается в сложной системе идеологических влияний, из которых наиболее важны господствующие формы общественного сознания, политико-правовое мировоззрение противостоящего класса или социальной группы, идейный материал, созданный предшествующим развитием.

Политико-правовая доктрина всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. Способ обоснования политико-правовых доктрин связан с господствующим мировоззрением эпохи, либо с мировоззрением, приобретающим все больший авторитет и признание, выражен в понятиях и категориях, представлениях доводах, созвучных или совпадающих с массовым общественным сознанием.

В истории политических и правовых учений существует преемственность – каждая из последующих доктрин, как правило, учитывает представления понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах. Политико-правовые доктрин оперируют понятиями и категориями, сложившимися в результате не только отражения и описания современных им явлений государственно-правовой реальности, но и теоретического осмысления и оценки исторически определившегося круга проблем политики, государства и права.

Таким образом, преемственность означает, что представления, унаследованные от прежних времен, воспроизводятся в последующих идеологических системах. При этом идеологическое влияние само по себе не способно породить последующую идеологию или движение: всякая новая теория должна исходить из накопленного идейного материала, но корни ее лежат социальных условиях данного общества.

Важной закономерностью развития политико-правовых учений является взаимодействие доктрин борющихся классов, каждый из которых стремится опровергнуть враждебную ему идеологию, представить свое мировоззрение как единственно истинное, отвечающее справедливости, прогрессу, общему благу. Основная задача каждой из идеологий − борьба за влияние на общественное сознание, опровержение идей и учений противостоящих классов. Эта борьба – важный стимул развития самих доктрин: каждая из них дополняется доводами, аргументами, опровержениями, ориентированными на идейный арсенал противника.

Важно выделить особенности структуры политико-правовых доктрин. За время многовековой истории борьбы за государственную власть возникло очень много политико-правовых доктрин. Борющиеся классы имели своих идеологов, в теоретической форме выражавших отношение своего класса к государству и праву. Созданные ими концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т.п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения) строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженную в виде понятийно-категориального аппарата содержательную попытку решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Политические учения раннего классового и рабовладельческого общества опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим.

Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине. Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, вопросы об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности; проблемы форм государства, его задачи, методов политической деятельности, связи государства и права, проблема прав личности и др.

Программные положения - оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы, присущие каждой политико-правовой доктрине, накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен социально-классовый характер доктрины в целом: через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программные положения непосредственно выражают интересы и идеалы определенных классов или социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и право взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на социально-классовой основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.

Политико-правовые доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общественное значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение (самосознание какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политик также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права).

Одним из способов определения социальной сущности и реального содержания политико-правовой доктрины является установление связи программных положений с объективными тенденциями исторического процесса, проекция программной части доктрины на реальный исторический процесс

Для того чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении необходимо исследовать исторические условия создания этого учения, пре всего классовую структуру общества, социальные противоречия, основные тенденции развития общества. Более всего с конкретной исторической обстановкой связана программная часть политико-правового учения.

Наряду с интересами социальных групп в политико-правовых доктринах нередко находили выражение общечеловеческие ценности. В общем виде идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные принципы нравственности. В ряде политико-правовых доктрин, выражавших интересы классового меньшинства, эти идеи были грубо деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепление жестокой и несправедливой для большинства социума политической реальности. Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общечеловеческих ценностях или же в ней лишь чисто формально используется соответствующая терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике права и государства.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека достаточно конкретно раскрывают содержание этих прав и свобод, обосновывают необходимость их гарантий. Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное – неистинное), а социологии (самосознание групп и классов). Поэтому политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное по аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.

Система воззрений на историю политической и правовой мысли должна исходить из общепринятой периодизации:

В соответствии с эпохами исторического развития курс истории политико-правовых учений можно достаточно условно разделить, на следующие этапы:

1. Древний мир: время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер, это памятники Египта, Вавилона Индии и Китая. Политическая мысль Древней Греции быстро прошла путь от мифа к теории. Исключительный вклад в развитие политико-правовой идеологии внесла мысль Древнего Рима.

2. Средние века: эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама и его влияние.

3. Эпоха Возрождения и Реформации ХIV-XVI вв.: осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.

4. Эпоха буржуазных революций: XVII-XVIII вв. − идеи Просвещения и революций в Нидерландах, Англии. США, Франции.

5. Эпоха свободной конкуренции XIX в. – (развитие понятий свободы, равноправия; появляются концепции либерализма, научного социализма и др.)

6. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса "реального социализма", конец XIX-XX вв.: изменение статуса собственности, расширение; экономических функций политической власти.

При изучении истории политических и правовых учений особое внимание имеет смысл обратить на развитие политико-правовой мысли в России. Русская политическая мысль прошла большой путь развития. Характерной ее чертой была практически-политическая направленность, стремление ответить на основные вопросы своего времени, показать пути их решения.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

6.1  Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций

Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций в рамках настоящей программы – это показатели, позволяющие определить степень соответствия фактической подготовленности студента по дисциплине «История политических и правовых учений» установленным программным требованиям.

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в следующих формах:

- групповой или индивидуальный устный опрос;

- решение ситуативных задач;

- защита информационного проекта (подготовка и проведение презентации по определенным темам, изученным самостоятельно);

- обсуждение на практических занятиях вопросов по отдельным темам, предусмотренным в плане занятия, а также вопросов и заданий для самостоятельной работы, их защита;

- написание эссе.

 

Контроль успеваемости студентов осуществляется по мере проведения семинарских и практических занятий.

Итоговый контроль – это зачет по дисциплине, который проходит в устной форме. В качестве контроля студенты также выполняют контрольное задание по окончании 1 семестра (для заочной формы обучения)

 

№п/п Контрольные разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции или ее части Наименование оценочного средства
1 Предмет и метод истории политических и правовых учений ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Конспекты
2 Политические и правовые учения в Древнем мире ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Выступления, доклады, участие в дискуссии
3 Политическая и правовая мысль средневековья ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Выступления, доклады, участие в дискуссии
4 Политические и правовые учения Европы в эпоху раннего нового времени ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Выступления, доклады, участие в дискуссии
5 Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII –начале XIX вв. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Выступления, доклады, участие в дискуссии
6 Политические и правовые учения в Европе и США в XIX-ХХ вв. ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-7, ПК-11, ПК-15 Выступления, доклады, участие в дискуссии

 

Краткие сценарии дидактической игры:

 

Темы рефератов, докладов:

1. Сравнительная характеристика мировоззренческих концепций древних государств Индии, Китая, Египта и Вавилона в их политико-правовом отражении;

2. Рациональное и религиозно-мистическое в политико-правовых доктринах античности;

3. Отражение христианской идеологии в становлении государства и права Европы;

4. Особенности древнерусского политико-правового менталитета в произведениях митрополита Иллариона, Нестора, В. Мономаха, И. Пересветова, И. Грозного;

5. Влияние развития научных знаний, появления протестантизма и еретических учений на кризис традиционной политико-правовой мысли в средневековой Европе;

6.  Особенности формирования и развития договорной теории государства и права;

7. Проблема революции и новое понимание государства и права в XVII-XVIII вв.

8. Консервативные мировоззренческие установки и их отражение в политико-правовых учениях в Англии, Германии и Франции в XIX в.

9. Позитивизм, анархизм и ницшеанство как поиск новых путей развития государства и права в Европе второй половины XIX в.

10. Историческая школа права и Психологическая теория права: возможны ли общие черты и аналогии?

11. Современные политико-правовые доктрины: линейный прогресс или новый виток развития?

Контрольные вопросы к зачету

1. Предмет истории политических и правовых учений

2. Основные задачи курса истории политических и правовых учений.

3. Периодизация курса истории политических и правовых учений.

4. Зарождение политико-правовой мысли в Древнем Египте и Вавилоне.

5. Политические и правовые идеи в древней Индии.

6. Социально-политические утопии Мо-цзы и Лао-цзы.

7. Политические взгляды Конфуция и Шан-Яна.

8. Политические взгляды Сократа и Платона.

9. Политические взгляды Аристотеля.

10. Цицерон о государстве и праве.

11. Политико-правовая теория Аврелия Августина

12. Учение Ф. Аквинского. Система права.

13. Политико-правовая доктрина гуманизма. Н. Макиавелли.

14. Ж. Боден о государстве и праве. Теория суверенитета.

15. Политико-правовые взгляды Г. Гроция. Теория международного права.

16. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.

17. Договорная теория происхождения государства. Т. Гоббса.

18. Договорная теория происхождения государства Дж. Локка.

19. Политико-правовая концепция утопического социализма. Т. Мор, Т. Кампанелла.

20. Общая характеристика просветительской политико-правовой мысли. Ш. Теория «просвещенного абсолютизма». Вольтер.

21. Доктрина Монтескье.

22. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо.

23. Американский федерализм.

24. Французский утопический коммунизм.

25. Политико-правовые взгляды И.Канта.

26. Политико-правовые взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

27. Либеральные политико-правовые учения в Европе в конце XVIII -начале XIX в. Б. Констан, И. Бентам.

28. Консервативные политико-правовые учения в Европе в конце XVIII -начале XIX в. Э. Бёрк.

29. Историческая школа права.

30. Политико-правовые взгляды О. Конта.

31. Юридический позитивизм.

32. Марксистская теория государства и права.

33. Политико-правовые взгляды Ф. Ницше.

34. Г. Спенсер. Социалдарвинизм.

35. Фашистские теории государства.

36. Взгляды на власть и право киевского митрополита Иллариона.

37. Учение В. Мономаха о власти.

38. Стяжатели (иосифляне) и нестяжатели.

39. Взгляды на власть И. Грозного и А. Курбского.

40. Политико-правовая доктрина анархизма.

41. Школа свободного права.

42. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

6.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций

 

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет
Студент демонстрирует наличие общих знаний по проблемам политико-правовых доктрин, может охарактеризовать конкретную политико-правовую доктрину, знает основоположников, представителей и основные положения политико-правовых доктрин и концепций в исторической динамике. зачтено
Студент не может продемонстрировать знания по предмету, ответ содержит принципиальные ошибки и недочеты, студент не может ответить на вопросы по темам дисциплины. не зачтено

7.  Учебно-методическое и информационное обеспечение  дисциплины

Основная литература:

 

1. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. Учебник для юридических ВУЗов. М.: Норма, 2003;*[1]

2. Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. Учебник. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007;

3. Рубаник С.А., Рубаник В.Е. История политических и правовых учений. Академический курс. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2012.

Дополнительная литература:

 

1. Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета, М., 1990;

2. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1986;

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Учебное пособие для магистрантов вузов, обучающихся по юридической специальности / отв. редактор Г.Г. Бернацкий и др. Спб.: СПБУ, 1999;

4. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994;

5. Антология мировой правовой мысли. В 5-ти томах. М.: Мысль, 1999;

6. Аристотель. Политика // Аристотель Сочинения. М., 1984-Т 4;

7. Артхашастра, или наука политики. М., 1959;

8. Баренбайм П. «И судили они народ во всякие времена...» (О библейских принципах права) // Российская юстиция. 1997, №3, с.13-15;

9. Бентам И. Фрагмент о правительстве. // Сочинения. – М., 1867;

10. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1994;

11. Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? // Полис. – 1991.- № 4;

12. Боботов С.В. Буржуазная социология права. - М.,1978. Гл. 1;

13. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1986;

14. Бурлацкий Ф. Загадка и урок Н. Макиавелли. М., 1977;

15. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайского государства. М., 1983;

16. Вернан Ж-П Происхождение Древнегреческой мысли. М., 1988;

17. Вишневский А. А. Рождение канонического права и трагедия христианства // Правоведение 1994 г, №3;

18. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988;

19. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. // Вопросы философии. – 1992. - № 2;

20. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990,- №4;

21. Гегель Ф.В. Философия права. М., 1990;

22. Гоббс. Левиафан // Избранные произведения. – М., 1988. – Т. 2;

23. Горожанин А.В. Развитие идей государственности в России конца 19- начала 20 веков: Пособие, - Спб.; СПБУ МВД России, 1999;

24. Грацианский П.С. Фома Аквинский // Политические учения. История и современность. М.,1979;

25. Григулевич И.Р. Инквизиция М., 1985;

26. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., 1989;

27. Давыдов Ю.Н. “ Война всех против всех “ в идеально типичном истолковании / О социологической значимости концепции Гоббса // Полис. – 1993. - № 6;

28. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции общественного согласия / “Воля всех“ и ее судьба в концепции разделения властей Джона Локка // Полис. – 1994, - № 2;

29. Дайси А.В. Основа государственного права Англии. – М., 1906;

30. Данте А. Монархия [перевод с итал. В.П. Зубова]-М., 1999;

31. Данэм Б. Герои и еретики // Политическая история западной мысли. М., 1967;

32. Долгов К. Ренессанс и политическая философия Макиавелли // Новый мир. - 1981 - №7;

33. Донини А. У истоков христианства. М.,1979;

34. Дюги Л. Конституционное право. – М., 1908;

35. Законы Ману. М., 1960;

36. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978;

37. Иеринг Р. Цель в праве. – СПБ., 1881;

38. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под ред. проф. О.Э. Лейста. – М., 1991;

39. Источники по истории Реформации: Взгляд Лютера на светскую власть. М., 1966;

40. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954;

41. Кант И. Метафизика нравов. К вечному миру // Сочинения: В 6 Т. – М., 1980;

42. Каустин Б.Г. Три суждения о либерализме и либералах // Полис. – 1994.- № 3.

43. Кечекьян С.Ф. Учения Аристотеля о государстве и праве. М., 1997;

44. Кленнер Г. От права природы к природе права. – М.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.165 с.)