Сохранить здоровье ребенка. Как? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сохранить здоровье ребенка. Как?



Валерия Христолюбова

Сохранить здоровье ребенка. Как?

 

 

предоставлено правообладателями

«В. Христолюбова «Сохранить здоровье ребенка. Как?»: Питер; СПб.; 2009

ISBN 978-5-49807-180-0

Аннотация

 

Сохранение и укрепление детского здоровья – одна из основных задач родителей. Большинство проблем, таких как отсутствие аппетита, излишний или недостаточный вес, медленное физическое развитие, можно решить с помощью регулярных занятий спортом. А основы здорового образа жизни закладываются уже в самом раннем возрасте.

В этой книге автор рассказывает о том, как не ошибиться при выборе вида спорта, укрепить ребенка физически, как распознать и правильно развивать его способности и личностные качества, закалить характер.

Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

 

Вера Христолюбова

Сохранить здоровье ребенка. Как?

 

Предисловие

 

Уважаемые родители! Данная книга адресована вам и призвана оказать помощь в воспитании здоровых детей.

Здоровый ребенок. Каков он? Во-первых, редко и нетяжело болеет. Во-вторых, жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств происходит гармонично. Здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Он рационально питается, занимается физкультурой, поэтому не страдает от лишнего веса. О том, как вырастить такого ребенка, и пойдет речь в данной книге.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми. Однако не все знают, как этого добиться. Некоторые родители считают, что они должны заботиться в первую очередь о питании своих детей, а укреплением здоровья должны заниматься медики. Другие, к сожалению, признают пользу нетрадиционных методов воспитания, нередко оказывающих неблагоприятное влияние на организм. Например, сразу, без подготовки, без консультации медиков, прибегают к жестким формам закаливания, в результате чего ребенок заболевает.

Есть такие родители, которые тщательно и строго следуют врачебным рекомендациям, при этом используя множество лекарств. Такие рекомендации дают педиатры, у которых объектом внимания в основном являются больные дети. Лекарства помогают в случаях, если болезнь уже началась, поэтому они не способствуют ее профилактике. Конечно, во многих ситуациях советы врача полезны и необходимы. Но для полноценного развития детей одних врачебных рекомендаций мало – необходима прежде всего физическая культура. Это многогранное понятие означает и двигательную активность, и закаливание, и правильное, сбалансированное питание, и следование специальному режиму, и многое другое. При этом сами родители также должны вести здоровый образ жизни. Им необходимо иметь представление об особенностях растущего организма, возрастной динамике, деятельности нервной, сердечно-сосудистой систем и т. д.

В этой книге я расскажу и о том, как развивать у ребенка спортивные способности и личностные качества, как распознать у него спортивный талант и не ошибиться в выборе вида спорта, как не сломать, а закалить характер и укрепить здоровье. Вы узнаете, как вырастить из ребенка настоящего чемпиона.

Путь к высотам Олимпа труден и тернист, но результат сладок и приятен. Однако не все люди рождаются героями. Закаливая характер, тренируя силы и воспитывая волю, можно вырасти здоровым, сильным и успешным в жизни, хотя и не добиться спортивных высот. Важно еще понять, кому нужны золотые медали: вам для реализации своей несбывшейся мечты или вашему ребенку; уметь рассмотреть его таланты и способности, желания и истинное призвание в жизни. Тогда он не только добьется золота и признания, но и вырастет гармоничным, физически и психологически закаленным, целеустремленным человеком, способным решать любые задачи и преодолевать любые трудности.

Прославленные чемпионы учат нас, как преодолевать трудности, добиваться успеха, побеждать. У нас много заслуженных тренеров, которые являются образцом для подражания в деле воспитания чемпионов.

В любом случае, если вы воспитаете своего ребенка правильно, то пусть он даже не станет чемпионом, но он будет здоровым человеком.

Итак, в добрый путь – к здоровью!

 

Глава 1. Ритмы жизни

 

Все жизненные процессы подвержены определенным циклам, то же самое происходит и с человеком: для полноценного функционирования ему необходим грамотно составленный распорядок дня, режим, представляющий собой закономерно повторяющуюся смену разных состояний, включая бодрствование и сон.

Человечество всегда проявляло интерес к событиям, имеющим явную цикличность: чередованию лунных циклов, смене дней и ночей, сезонов года. Ученые распознали такую же закономерность и в отношении нашего организма. Все процессы, происходящие в нем, подвержены четкой ритмичности, которая проявляется как на молекулярно-биохимическом уровне, так и на уровне психической деятельности. Их принято называть биоритмами. Все они имеют разную продолжительность.

Из всего арсенала биоритмов к самым важным можно отнести циркадные (околосуточные), которые длятся 20–28 часов. Как видите, их продолжительность почти совпадает с продолжительностью суток, и именно это помогает живым организмам находиться в равновесии с окружающей средой.

В основе сущности человека находятся гармония и ритм. Многим известна динамика нормальной температуры тела, которая на рассвете низкая (+36,0 °C), к середине дня повышается (до +36,4 °C), достигает максимума (+ 36,8 °C) вечером, а к середине ночи снова понижается до минимума (+35,8 °C). Подобную суточную динамику имеют и другие физиологические функции: газообмен, частота дыхания, артериальное давление.

В зависимости от особенностей биоритмов люди делятся на «жаворонков», «сов» и «голубей». «Жаворонком» называют человека с высокой работоспособностью в первой половине дня, «сова» – тот, у кого пик активности в вечерние часы, «голуби» же равномерно работоспособны в течение всего дня. Все эти данные необходимо учитывать при организации трудовой и учебной деятельности, активного отдыха, занятий физкультурой и спортом.

Помимо суточных важную роль в жизнедеятельности человека, сохранении его здоровья играют и сезонные ритмы. Так, например, весной многие ощущают апатию, депрессию, возросший пессимизм. Поэтому так важно подобрать для себя наиболее подходящее время для труда и, соответственно, отдыха. Есть основания утверждать, что начальные, а поэтому пока еще незначительные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь находят отражение в нарушениях динамики биоритмов. А это может проявиться нарушениями сна или аппетита и т. п.

Подобные явления наблюдаются у детей, родители которых грубо нарушают привычный режим их дня. Работники детских садов не любят понедельник, так как многие дети в этот день отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут недалеко и до болезни. Все дело в том, что в субботу и воскресенье дети не спят днем, вечером поздно ложатся – словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня нарушен. Поэтому родителям следует учитывать, что от четко установленного распорядка дня отступать не стоит.

 

 

Сезонные ритмы, безусловно, оказывают влияние на здоровье детей. По мнению ряда исследователей, рост числа респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями работы ритмов и по этой причине с усилением подверженности организма к воздействию болезнетворных бактерий. Для профилактики простудных заболеваний в эти периоды необходимо особенно усиленно заниматься физической культурой и закаливанием.

Продолжительность сна у каждого ребенка должна быть оптимальной, то есть плох как недостаточный сон, так и излишний. Вред для здоровья небольшого по продолжительности сна всем хорошо известен. А вот длительный сон многие считают панацеей. Однако о его вреде для здоровья говорил еще более 100 лет назад выдающийся педагог К. Д. Ушинский: «Излишний сон усиливает растительный процесс более, чем того требует деятельность животного организма, и делает человека вялым, маловпечатлительным, тупым, ленивым, увеличивает объем его тела – словом, делает его более растением».

Как же определить оптимальную для ребенка продолжительность сна? Во-первых, добейтесь, чтобы он каждый день ложился спать в одно и то же время. Это самое важное для обеспечения полноценного сна. Постарайтесь соблюсти и иные условия: сведите к минимуму наличие посторонних звуков, уберите лишний свет и т. п.

Существуют и другие правила.

Ваш ребенок с самых ранних лет должен спать на собственной кровати средней жесткости, на перьевой, а не на пуховой подушке. Поместите кровать на расстоянии от отопительных батарей. Одеяло не должно быть слишком теплым: от перегревания ребенок будет потеть.

Температура в спальне не должна превышать +18 °C. Нельзя допускать, чтобы ребенок спал, закрывшись одеялом с головой, так как при этом затрудняется дыхание. Свежий и прохладный воздух способствует быстрому засыпанию, поэтому перед сном спальню не помешает проветрить.

Хорошему сну не будет способствовать поздний или обильный ужин, а также продукты, насыщенные животными белками: они долго перевариваются. Не следует давать ребенку перед сном крепкий чай или кофе, поскольку в них содержится кофеин.

Незадолго до сна хорошо принять теплый душ, а еще лучше – ванну. Умываясь вечером, обязательно чистить зубы.

Утром не требуйте от ребенка немедленного пробуждения, но вместе с тем не позволяйте ему долго нежиться в кровати. Затем переходите к совместной утренней зарядке.

 

Семья

 

Каждый человек имеет собственное представление о семейной жизни. На основе чего складывается это представление, можно лишь предполагать. Это и пример родителей, и характер, и воспитание, и желание (или нежелание) заботиться о других.

Постоянный рост разводов показывает, что далеко не всегда новобрачные правильно представляют, что их ждет после свадьбы. Мало того, нередко после первой ссоры молодые решают порвать отношения. Издавна женщина считалась хранительницей домашнего очага, а теперь она часто является инициатором развода.

Необходимо понять, что семейная жизнь – это работа по воспитанию в себе человека. Это неустанный духовный труд, ежедневное, ежечасное взращивание в себе человечности, чуткости, деликатности, отзывчивости. Эта работа не менее трудна, чем любая другая, она исключает умственную и духовную лень, неряшливость, несобранность. Она тем сложнее, что никому не заметна. Здесь не бывает отпуска. И еще нужно постоянно воспитывать в себе потребность думать в первую очередь не о себе, а о тех, кого любишь, жалеть их и не думать о вознаграждении.

Когда приходит умение проявлять свою любовь и заботу, будничное и высокое в любви становятся единым целым. И житейские трудности, невзгоды перестают досаждать и быть в тягость. Проблемы просто решаются сами собой. Семья превращается в сообщество единомышленников, способных понять друг друга и прийти на помощь.

Думаю, что во многом спокойствие, мир и счастье в семье зависят от женщины.

Семья – это маленький коллектив. Семьи бывают полные, когда есть отец, мама, бабушки, дедушки. Если в семье каждый член поддерживает друг друга, в ней царят теплота, покой, дружба и счастье. В этой семье дети не вырастут эгоистами. Бывает и такое, когда члены семьи все время враждуют, что порождает взаимные обиды, постоянное злорадство по отношению друг к другу, в связи с чем дети вырастают грубыми и равнодушными.

Ребенок постигает ценности семейной жизни, исключительно глядя на отца и мать, на их взаимоотношения и роли. Исходя из этого у него формируются положительные или отрицательные качества. Поэтому необходимо всегда помнить о том, что мы являемся образцом поведения для наших наследников.

С ранних лет приучайте детей к трудовой деятельности, к помощи по дому, поручайте выполнение определенных обязанностей.

При всей сложности психики ребенка в основе его развития лежат два простых и универсальных механизма – подражание и противодействие. Одни формы поведения дети берут себе на вооружение (механизм подражания), другие категорически отвергают (механизм противодействия). Если в семье царят психологический комфорт, уважение друг к другу (в том числе старших к младшим), если жизнь родителей основана на добре, порядочности, трудолюбии, – преимущественно работают описанные выше механизмы подражания. Если же ребенку только «вдалбливают» определенные, пусть и хорошие, принципы, то есть говорят о них в дидактической, назойливой форме («вот я в свое время…»), то это вызывает у него реакцию противодействия. К тому же следует помнить, что принципы и идеи, которые вы хотите до него донести, могут противоречить уже сформировавшимся у него идеалам поведения.

 

Мать

 

Мать, материнство – два слова, от которых становится тепло и радостно на душе. Они ассоциируются у нас с другими словами: самоотверженность, любовь, бескорыстие, заботы, роды…

Первое, что слышит ребенок, – это голос матери. С него начинается познание ребенком мира. И если этот голос будет пугать его, он может вырасти недобрым и угрюмым человеком. Если же мама ласково воркует с малышом, занимаясь своими делами, он будет чувствовать защиту и спокойствие, не будет ощущать одиночества. Вы также должны помнить, что дети видят мир не таким, каким его видят взрослые. Они, словно маленькие «антенны», слышат неслышимое и видят невидимое. Они видят другую реальность, ту, что сокрыта от человеческого глаза; они точно воспринимают отношение к ним окружающих, их любовь или нелюбовь. Особенно это касается матери. Поэтому не истончайте своей грубостью или раздражительностью ту ниточку, что навеки натянута между вами и вашим ребенком.

 

 

Будущая мать должна отдавать себе отчет в том, какие обязательства, высокие и сложные, она берет на себя, давая жизнь новому существу. Вот, пожалуй, главное, что определяет материнство. Быть хорошей матерью – это, наверное, талант. И думать, что важнее всего накормить, одеть ребенка, дать ему образование, неверно. Прежде всего необходимо привить ему верные идеалы, нравственные ценности. Научить его доброте и отзывчивости, порядочности и честности.

Хорошей матерью можно назвать не только за результат, но и за приложенные усилия. Одно дело, если ребенок рос «перекати-поле», а вырос чудесным человеком, и другое, если женщина вложила в него всю себя, а он вырос негодяем. В первом случае мы можем говорить о невыполненном материнском долге, даже если восхищаемся детьми. Во втором случае долг выполнен и осуждать не за что, скорее можно посочувствовать.

Бытует мнение, что идеальными матерями можно назвать лишь тех женщин, чьи интересы сосредоточены исключительно на потомстве. Не думаю, что такое поведение может вызывать восхищение. Да и вообще – вряд ли это осуществимо. Можно ли подготовить ребенка к жизни в мире, отгородившись от этого мира? Трудно научить его любви к другим людям, отстранившись от чужих бед и тревог. Сложно беспристрастно относиться к своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома.

Вот первый парадокс, касающийся идеального образа матери: чтобы лучше выполнять свои функции, женщине нельзя целиком сосредотачиваться на своем материнстве. Хорошая мать не может быть человеком, замкнутым на своих детях! Ее душа должна быть открыта радостям и заботам далеких и близких людей.

Второй парадокс: природный инстинкт заставляет мать учить детей прежде всего самосохранению, умению выжить и лучшим образом приспособиться к существующим условиям бытия. Но скажите, вызовет ли у вас восторг мать, слепо следующая этому инстинкту? Конечно же, нет! Напротив, все мы преклоняемся перед теми матерями, которые учат детей не щадить себя во имя идеи, добра, Бога, науки, общего благополучия. Им часто приходится соединять функции защитницы и судьи своих детей. Многие из нас готовы пожертвовать жизнью, чтобы защитить родное дитя от напастей, но нельзя не осудить своего ребенка, если он идет путем трусости и предательства.

В одной древней легенде рассказывается о римлянке, сын которой перешел в стан врагов и возглавил войско, осаждавшее родной город. Мать отправилась на свидание к сыну и убила его, потому что он стал врагом своему народу, а затем оплакала его, ибо он был ее родным дитятей.

В идеале матери принадлежит ведущая роль наставницы, руководителя. А дети остаются ведомыми, исполнителями ее воли и наказов. Ну а в жизни мы ценим как раз ту мать, которая принимает правду и веру своих детей, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений.

Во все времена были хорошие и плохие матери и жены. И нет никаких оснований думать, что число хороших в наше время уменьшается. Напротив, несмотря на большую нагрузку в связи с профессиональной деятельностью современные женщины в целом выполняют свои материнские обязанности лучше, чем раньше. Неслучайно современные дети не только рождаются более крупными и быстрее растут, уровень их здоровья и умственного развития выше, чем в прошлом, индивидуальная ценность человека возрастает, и он способен сделать для общества намного больше, чем в прошлом. Все это было бы невозможным, если бы современные женщины были плохими матерями. Ведь течение важнейшего периода в жизни человека – раннего детства – почти исключительно определяется качествами матери, тем, насколько она ласкова и заботлива, насколько она умна как мать и т. д. Достижения науки и техники, культуры, общественного сознания не сами по себе передаются новому поколению, а в первую очередь благодаря деятельности матерей.

Олимпийский чемпион Евгений Плющенко утверждает, что стать чемпионом ему помогла мать. С самого раннего детства она помогала в общей физической подготовке, а самое главное – внушала ему, что он самый лучший и что сильнее его никого нет. А это дорогого стоит. Жене кажется, что мама удивительно чувствует его, видит его сильные и слабые стороны и может настроить на волну победы.

 

Отец

 

Наши предки всегда почитали старших. Во главе славянского рода стояли умудренные жизнью старейшины, которым подчинялся весь остальной род. Поэтому роль главы семьи была очень важна. Слово отца в семье было последним и решающим, даже взрослые сыновья принимали волю отца как закон.

 

 

Возможно, раньше семьи были крепче еще и потому, что роль отца не ограничивалась только материальными или хозяйственными функциями. Глава семьи прежде всего воспитывал своих детей и внуков, следил за взаимоотношениями между членами семьи. Мужчины всех времен и народов мечтали о сыновьях. Родившийся сын был продолжателем рода, поэтому ему уделялось гораздо больше внимания, чем дочерям. Сын рос на примере отца, который воспитывал в нем смелость, трудолюбие, определенные моральные установки, готовил его к будущей роли мужчины и супруга. Но одно поколение сменялось другим, и менялся семейный уклад. Как-то незаметно изменилась роль отца в семье, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Статистика утверждает, что значительная часть отцов не занимаются домашними делами, образованием, воспитанием своих детей, не интересуются их духовным миром. Часто можно услышать от детей, что отцы их не понимают, и поэтому они делятся своими проблемами с друзьями, матерями или бабушками.

Еще одна большая проблема современности – безотцовщина. Неполные семьи в наше время не редкость. Увеличилось число разводов. И в первую очередь от этого страдают дети. Ребенок без отца – всегда сирота, как бы ни лелеяли и ни любили его мама и бабушка. Малыш, казалось бы, окружен и лаской, и заботой, а все провожает взглядом тех ребят, которые шагают по улице с папой за руку. Таким деткам обычно говорят, что отец надолго уехал в командировку. И вот начинаются вопросы о том, когда же папа вернется. Родительский дом – это «начало начал», и как тяжело видеть, что начало жизни ребенка ущербно. Если поискать в книгах информацию о том, как люди жили раньше, то можно прочесть, например, такое: «Был он как бы не в себе, семью оставил и детей своих малых…» или «А Иван, младший ее сынок, разум потерял, детишек покинул и женку молодую». Вот так относились в старину к распаду семьи.

И здесь можно дать единственный совет: нужно серьезно относиться к вопросу брака и готовиться к нему заранее. В прошлом свадьбе предшествовали сватовство, знакомство с родственниками, помолвка. Здесь немалая роль принадлежала свахе. А сегодня молодые люди сами должны внимательно приглядываться друг к другу. И если мужчина сумеет создать семью, основанную на любви и доверии, его дети не будут сиротливо поглядывать на чужих отцов. Воспитанные в полноценных и дружных семьях, они сами в дальнейшем постараются построить прочные семейные отношения. Родители всегда будут для них достойным примером. Став главой семьи в полном смысле этого слова, духовным наставником, воспитателем и помощником для своих детей, мужчина сможет полностью реализовать себя и выполнить свое предназначение.

Папа Нины Абрамовой, одноклассницы моей дочери, поставил дочку на коньки, когда ей было 4 года. Сначала она часами ходила по полу, а затем он отдал ее в секцию по фигурному катанию и регулярно отводил на занятия. Нина заняла 3-е место на всесоюзных соревнованиях, но дальше не продвинулась, так как заболели колени.

Многие папы, особенно спортсмены, стараются приобщить своих детей к спорту. Они гордятся своими чемпионами.

 

Глава 3. Растим вундеркинда

 

 

 

Физкультура для здоровья

 

Трудно представить здорового ребенка малоподвижным, но, к сожалению, именно таких детей сейчас подавляющее большинство. Это следствия все уменьшающейся в настоящее время физической нагрузки. Однако движения просто необходимы ребенку, так как способствуют его развитию, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Движения напрямую связаны с увеличением словарного разнообразия детской речи, более осмысленным пониманием слов, формированием понятий.

Как показывают исследования, для профилактики респираторных заболеваний нужно развивать наиболее важное с точки зрения оздоровления физическое качество – выносливость. Вместе с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни она обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Повышения выносливости добиваются циклическими упражнениями, к которым относятся бег, быстрая ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, а также такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др. Они усиливают кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Последнее особенно ценно, так как обеспечивает базу для полноценной психической деятельности.

Беговые упражнения  благотворно влияют и на состояние нервной системы, а также основных органов чувств. Да и в целом нормализуют общее эмоциональное состояние, в результате чего повышаются мыслительные возможности, лучше запоминается полученная информация, возрастает ее объем. Кроме того, реже возникают головные боли и улучшается сон.

Беговые нагрузки положительно сказываются и на деятельности одной из самых важных для растущего организма систем – эндокринной, поскольку она обеспечивает в числе других функций и нормальные процессы роста и развития.

Как же приобщать ребенка к беговым упражнениям? Для начала его нужно заинтересовать в них. Поэтому лучше прибегать к играм, которые преимущественно связаны с бегом, можно придумать как для малыша, так и для себя соответствующие «задания». Начинать эти занятия можно уже с ребенком 3-летнего возраста, чередуя их с ходьбой, прыжками на одной и двух ногах, дыхательными и гимнастическими упражнениями. Дистанцию первых пробежек – не более 40–50 метров – можно повторять несколько раз за одно занятие. В сюжетных играх родители могут изображать катер или автомобиль с ребенком-водителем. В беговые упражнения же старших дошкольников и школьников следует включать соревновательные элементы.

Поскольку действующая в наших детских садах программа воспитания не предусматривает занятий бегом, введение его в режим дня ребенка – ваша задача, если вы хотите укрепить его здоровье. Как и когда это можно делать в условиях повсеместного дефицита времени? Бегать по пути в детский сад и обратно. Это должны быть энергичные веселые прогулки в форме игр или шутливых соревнований с мамой или папой. Ну и, конечно, для беговых занятий лучше использовать выходные и праздничные дни, особенно при выездах всей семьей за город.

Когда я отдыхала в санатории, меня приобщила к бегу соседка по комнате. В первый день я пробежала 50 метров, во второй – 100 метров и постепенно стала бегать каждое утро до завтрака 5 километров. При этом похудела на 4 килограмма.

Прочие циклические упражнения, хотя и уступают бегу, также обладают хорошим оздоровительным действием. Например, быстрая ходьба  в течение достаточно длительного (1,5–2 часа) времени.

Не только у малышей, но и у школьников, к сожалению, все чаще наблюдается неправильная походка, которая рано или поздно приводит к деформации стоп и позвоночника и ко многим другим заболеваниям. По этой причине родителям необходимо специально заниматься отработкой правильных движений ног и корпуса малышей при ходьбе. Выработке правильной походки способствуют ходьба с прямой спиной с поочередным выносом коленей вперед или с высоким подниманием ног, «солдатский шаг» (выброс ног вперед и размахивание в такт руками), приседания и длинные шаги. Эффективное средство для укрепления мышц ног и улучшения их формы – ходьба босиком по мелководью вдоль реки или моря.

Самые полезные упражнения для предупреждения плоскостопия – это ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), а также ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами, катание и захватывание шарика пальцами ног. Все эти упражнения выполняются в игровой или соревновательной форме. При этом повышается кровоток.

Оздоровительная ходьба эффективно используется в семейных туристских походах, которые становятся все более популярными. В соответствии с правилами их организации в таких походах могут участвовать и подростки, и даже малыши. Подобные мероприятия благоприятно влияют на здоровье как взрослых, так и детей. Однако до того, как отправить ребенка в поход, его необходимо обучить правильной технике ходьбы.

Продолжительность похода с детьми дошкольного возраста не должна превышать 3–4 часов с остановками на привал после 50–60 минут ходьбы. При первых признаках утомления (появление капризности, плаксивости) лучше остановиться для короткого отдыха, в течение которого дети могут выпить воды и поиграть.

Один из видов оздоровительных циклических упражнений – езда на велосипеде. Она укрепляет мышцы ног и рук, развивает силу, ловкость и выносливость. Дети становятся более смелыми и настойчивыми. А сколько положительных эмоций возникает во время велопрогулок!

Из всех циклических видов спорта плавание  отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 30 лет назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки и даже взрослые, в частности в нашей стране, или вообще не умеют плавать, или держатся в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя улучшению ее жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Моя дочка очень часто простывала и болела. И как только стала ходить в секцию по плаванию в открытый бассейн, простывать перестала.

Основу таких спортивных игр, как баскетбол, ручной мяч, теннис, футбол, бадминтон, также составляют оздоровительные упражнения циклического характера. Начинать заниматься ими могут и должны дети с дошкольного возраста, с 3 лет. Родители могут помогать детям в упражнениях с мячом: бросать и ловить его на разные расстояния одной или двумя руками, перебрасывать через натянутую на уровне роста ребенка веревку, кидать в ящик или корзину, сначала находящуюся на земле, а потом подвешенную на высоте 1–1,5 метра. Неплохо на учить ребенка вести мяч по площадке, стуча им о землю, подобно тому, как это делают баскетболисты. Нравятся детям даже дошкольного возраста также мини-теннис и мини-бадминтон.

Сына моей соседки все время били в школе. Она начала водить его в секцию по баскетболу, и мальчик стал побеждать в драках.

Игру в мини-теннис можно проводить следующим образом. Выберите любую ровную площадку в 2 раза меньше стандартной (10x5 или 12x6 метров). Ракетки можно сделать самим из ровной доски или толстой фанеры. Натяните бадминтонную сетку на высоте 80 сантиметров от земли. Для игры используйте «лысые» мячи, отслужившие свой срок в большом теннисе, или обычные резиновые.

В бадминтон можно играть на любой ровной площадке без специального оборудования; дошкольники играют маленькими детскими ракетками. Важно научить ребенка правильно держать ручку ракетки. В исходном положении она должна быть перпендикулярна земле, пальцы охватывают ручку так, чтобы большой палец был слева.

Одной из положительных сторон художественной гимнастики  является обеспечение благодаря многообразию ее средств гармоничности развития девочек. Упражнения художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть. Динамичность упражнений способствует оживлению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и увеличению работоспособности. Занятия художественной гимнастикой одновременно содействуют формированию более полноценной личности, воспитывают трудолюбие, волю, настойчивость и упорство. Художественная гимнастика положительно влияет на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность и плавность.

Связь художественной гимнастики с такими видами искусства, как музыка и танец, способствует эстетическому воспитанию занимающихся. Зрелищность ее упражнений, заключающаяся в четкости и ритмичности действий, красочности предметов и костюмов, а также эмоциональной выразительности движений, развивает чувство прекрасного.

Начинать занятия ритмической гимнастикой  можно и нужно в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить цикл упражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия). Затем элементы аэробики включаются в комплекс физкультурных занятий детей старшего и даже среднего дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких «включений» – 5–7 минут с постепенным увеличением до 15–20 минут.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Многое из того, что было сказано выше о пользе бега, относится и к лыжным тренировкам – ведь и их основу составляют циклические упражнения. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т. д. К тому же при ходьбе на лыжах в работе участвует большее число мышц, чем при беге.

Лыжный спорт – один из самых массовых, и каждый год армия спортсменов-лыжников пополняет ряды сильнейших, которые защищают честь страны на международных соревнованиях и Олимпийских играх.

Лыжи – отличный вид спорта для ребенка. «Дружба» с ними принесет ему много радости. С помощью лыж можно насладиться прекрасной зимней погодой, совершить увлекательные походы. А главное, лыжи – это здоровье и долголетие. При передвижении на них в работу включаются основные группы мышц, усиливается работа всех органов и систем организма, и плюс к тому все это происходит на свежем морозном воздухе.

В отличие от бега ходьбе на лыжах детей нужно обучать. Обидно смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно самое трудное – суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Сначала ребенок учится передвигаться по прямой, ступающим шагом, а затем постепенно переходит к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем можно переходить к обучению развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, но постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку дают палки и он начинает обучаться попеременному двухшажному ходу, когда движения рук и ног чередуются, как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука, и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.

На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом». Это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.

Еще одним полезным циклическим упражнением является бег на коньках.

Пробудить интерес ребенка, дать ему возможность ощутить радость от быстрого скольжения по льду – задача родителей. Ботинки для коньков, в отличие от лыжных, должны быть по размеру такими же, как обычная обувь, или на один номер больше. Сначала лучше использовать фигурные коньки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.094 с.)