Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике.



Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике.

Образовательные цели урока:

v доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

v охарактеризовать основные мероприятия новой экономической политики;

v проанализировать альтернативы НЭПа;

v  познакомиться с первыми результатами НЭПа

Развивающие цели: развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формирование навыков работы с текстом документа; формулировать выводы по итогам нэпа.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с текстами документов).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа с текстами документов и материалов.

Средства обучения: учебник,слайд-задания с документами.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами беседы.

План урока:

1. Крестьянские восстания 1920 года.

         а) «Антоновщина»;

б) подавление крестьянских выступлений

2. Недовольство рабочих.

3. Кронштадское восстание.

4. Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921.

5. Переход к новой экономической политике.

 

Задание на дом: §17, п1-2, §18, п1-2

 

Давайте подумаем:

1. Почему победу в гражданской войне одержали большевики?

2. Что не устроило большинство российского народа в программах белых вождей?

3. Одинаково ли видели будущее крестьянства большевистские руководители и само крестьянство?

Недовольство рабочих.

Слайд 9

В.И.Ленин:

«В 1921 году мы наткнулись на большой, я полагаю на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих.» (соч. т.45, с.282)

Вопрос:

Какие основания для недовольства имелись у российских рабочих?

· Нехватка продовольствия, топлива, сырья

· Безработица (в Петрограде из 243 предприятий закрылись 93)

· Гиперинфляция, дороговизна (зарплата рабочего в 1917 – 18 руб., в 1920 – 50 коп., в 1921 – 16-21 коп.) (стоимость фунта хлеба: сент.1920 – 370 руб., март 1921 – 2675 руб.)

· 6 лет лишений, тревог и надежд

Кронштадское восстание

Слайд 10

Работа с документом «Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта 1 марта 1921 г.» (учебник с.127-128)

Требования:

Ø перевыборы Советов

Ø Свобода слова и печати

Ø Свобода собраний и профессиональных союзов

Ø освобождение всех политических заключённых, мятежных рабочих и крестьян

Ø упразднение политотделов и привилегий одной партии

Ø полное право крестьянам над всей землёй

Ø разрешить свободное кустарное производство

Вопросы:

1) Каковы политические и экономические требования кронштадцев?

2) Можно ли считать это выступление антисоветским?

3) Можно ли считать это выступление антибольшевистским?

4) Есть ли сходство в требованиях с тамбовским восстанием?

Примерные ответы:

§ политические и экономические требования тесно переплетены;

§ антисоветским оно не было;

§ имело ярко выраженную антибольшевистскую направленность

§ почти все требования «антоновщины» и Кронштадта идентичны

Слайд12

Петриченко,Соловьянов,Козловский - руководители Кронштадтского восстания.

В.И.Ленин:

«Экономика весны 1921 года превратилась в политику: «Кронштадт». (соч. т.48, с.387)

Вопросы:

- Что могло означать это высказывание вождя революции применительно ко внутриполитической ситуации в стране?

- какой путь могла предпочесть власть?

- на какие действия были готовы антибольшевистски настроенные силы?

- к каким последствиям для власти могли привести различные варианты её

действия или бездействия?

Пути выхода из кризиса

 

продолжение «военного   полное удовлетворение тактический маневр, при кото

коммунизма», т.е. террор, требований мятежников ром, с одной стороны, коман

насилие, репрессии                                                                  дные высоты сохраняются за

большевиками, а с другой –

                                                                                                       делается временная уступка

                                                                                                       небольшевистским силам                                                                                                         

         
   

 


ещё большее вооружен    оставление большевиками

Основные черты НЭПа

1. Замена продразвёрстки продналогом.

2. Разрешено открывать средние и мелкие частные предприятия.

3. Переход к денежной оплате труда рабочих. Отказ от уравниловки.

4. Возобновление рыночной торговли.

5. Денежная реформа. Введение золотого червонца.

6. Введение концессий для отечественного и иностранного частного бизнеса.

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ:

А) Каковы итоги новой экономической политики?

Б) Заполните таблицу “Итоги нэпа” (положительные и отрицательные)

ДОСТИЖЕНИЯ НЭПа

  • во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
  • во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
  • в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
  • в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

ПРОБЛЕМЫ НЭПа

  • разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – кризисы НЭПа

Итоговое тестирование. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

Областное государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

кафедра истории и социально-политического образования

 

Выпускная работа

Урок истории России. 9 класс.

Слушатель группы И-1

Болотов Сергей Юрьевич

Научный руководитель

Качкина Татьяна Борисовна

Ульяновск 2011

Тест-вопросы по теме: «Новая экономическая политика»

1. Политика нэпа предполагала:

а) сохранение власти большевиков;

б) постепенный переход к буржуазному государству;

в) отказ большевиков от власти.

 

2. Найдите черты нэпа (группа А) и черты «военного коммунизма (группа Б):

а) продразвёрстка;

б) отмена платы за коммунальные услуги;

в) свобода торговли;

г) всеобщая трудовая повинность;

д) национализация промышленности;

е) денационализация части промышленных предприятий;

ж) введение хозрасчёта;

з) замена продразвёрстки продналогом;

и) создание концессий

 

3. Твёрдый натуральный налог с крестьянского хозяйства, установленный государством и объявляемый перед посевной кампанией, называется:

а) продразвёрстка;

б) продналог,

в) сельскохозяйственная аренда.

 

4. Денационализация – это:

а) процесс передачи частной собственности государству;

б) процесс передачи ранее национализированных предприятий в частную собственность;

в) процесс постепенного введения свободы торговли.

 

 

5. Переход государственных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование – это:

а) хозрасчёт;

б) кооперация;

в) главк.

 

6. Найдите лишнюю среди характерных черт нэпа:

а) отмена трудовой повинности;

б) развитие кооперации;

в) введение хозрасчёта;

г) создание продотрядов;

д) свобода торговли;

е) создание концессий.

 

 

Ответы: 1. а

          2. А в,е,ж,з,и

              Б а,б,г,д

          3. б

          4. б

          5. а

          6. г

 

 

 

Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике.

Образовательные цели урока:

v доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик;

v охарактеризовать основные мероприятия новой экономической политики;

v проанализировать альтернативы НЭПа;

v  познакомиться с первыми результатами НЭПа

Развивающие цели: развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формирование навыков работы с текстом документа; формулировать выводы по итогам нэпа.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с текстами документов).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа с текстами документов и материалов.

Средства обучения: учебник,слайд-задания с документами.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами беседы.

План урока:

1. Крестьянские восстания 1920 года.

         а) «Антоновщина»;

б) подавление крестьянских выступлений

2. Недовольство рабочих.

3. Кронштадское восстание.

4. Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921.

5. Переход к новой экономической политике.

 

Задание на дом: §17, п1-2, §18, п1-2

 

Давайте подумаем:

1. Почему победу в гражданской войне одержали большевики?

2. Что не устроило большинство российского народа в программах белых вождей?

3. Одинаково ли видели будущее крестьянства большевистские руководители и само крестьянство?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.115.99 (0.055 с.)