Веротерпимость или ортодоксия: обмен стабильности на рост 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Веротерпимость или ортодоксия: обмен стабильности на рост



 

Оглядываясь в прошлое, мы ясно видим, что многие общества в разное время играли ведущую роль в области технических инноваций и экономического роста. Ближний Восток при Багдадском халифате, Китай династии Сун, средневековая Испания, Италия Возрождения, Голландия Золотого века, Англия времен промышленной революции – все они прошли этапы исключительной креативности и благосостояния. Есть ли что‑то, что помогло бы объяснить наступление и завершение подобных уникальных периодов?

Мы можем выделить как важнейший элемент религию, которая, судя по всему, действительно влияет на подобные периоды. Это не характеристика какой‑то определенной религии, а, скорее, сосуществование многих религий в условиях плюрализма и толерантности. И напротив, для завершения подобных периодов расцвета почти всегда свойственно возвращение или навязывание репрессивной официальной религиозной ортодоксальности.

Подъем ислама на Ближнем Востоке в VII в. характеризовался смешением новой религии с более старой иудейской, христианской и зороастрийской традицией Палестины, Египта и Персии. Арабы также открыли философские работы греков в византийских библиотеках и в последующие века стали неутомимыми переводчиками и новаторами в математике, философии и естественных науках, вдохновляясь примером греков. На протяжении семи столетий, в течение которых лидеры ислама управляли на основе принципа веротерпимости народами другой веры, ислам вел мир по пути научного прогресса.

Упадок науки и техники в мусульманском мире, по‑видимому, начался в XII в., когда, после завоевания Багдада турками‑сельджуками, некоторые мусульманские ученые осудили исследования, продолжавшие традиции светской греческой философии и индуистской науки, и стремились перевести обучение в русло жесткой мусульманской ортодоксальности.

Затем, в XIII–XV вв., на крупнейшие научные центры Месопотамии и Испании обрушился ряд бедствий: в результате вторжения монголов в XIII в. были уничтожены библиотеки, университеты и больницы и опустошены крупнейшие города; после Черной смерти в середине XIV в. регион обезлюдел еще больше; затем в 1400–1402 гг. вторжение Тамерлана вновь опустошило Ирак и Сирию. В XI в. испанский халифат был разрушен гражданскими войнами и христианской Реконкистой. Многие территории так никогда полностью и не оправились от охватившего их политического хаоса. Научный и технический прогресс в мусульманском мире тем не менее продолжался, но в основном в Персии, Сирии и Северной Африке. Бывший центр мусульманского мира в Месопотамии более не обладал уровнем благосостояния, необходимым для поддержки огромных сообществ исследователей и ученых, а консервативные религиозные идеи распространились с приходом всех этих бедствий.

В XV–XVI вв. наиболее динамично развивавшимся обществом на Ближнем Востоке была Османская империя, чья военная технология и организационные навыки позволили расширить свои владения в Юго‑восточной Европе и Северной Африке и установить господство над большей частью Среднего Востока. Однако в XVII в. весь научный прогресс в данных регионах практически остановился, когда религиозные элиты Османской империи отреагировали на ряд внутренних восстаний критикой в адрес османских правителей за отход от чистой практики ислама. По их решению повсеместно распространялась традиционная мусульманская ортодоксальность, а всяческая философская инновация приостанавливалась.

Китай династии Сун, вероятно, стал наиболее развитым и технически прогрессирующим обществом в мире в XII в., вслед за проникновением буддизма из Индии и ислама из Центральной Азии. Даже христианские и иудейские общины (основанные торговцами и миссионерами, достигшими Китая) процветали наряду с конфуцианством, даосизмом и другими верованиями. Динамично развивавшаяся торговля Китая впитала влияния со всей Азии. Династия Мин в XVI–XVII вв. также была свидетелем большого разнообразия идей и технического прогресса. Однако в конце XVII в. маньчжуры завоевали Китай, установив более жесткую конфуцианскую идеологию для поддержки своего правления. Их реставрация конфуцианской философии XII в. в понимании Чжу Си – в качестве официальной ортодоксальной идеологии новой династии Цинь задушила дальнейший прогресс во многих областях и убедила приезжающих европейцев, что Китай оставался неизменным на протяжении многих столетий.

В Индии процветание империи Моголов в XVI–XVII вв. было обусловлено смешением мусульманской культуры, принесенной вторгшимися монгольскими правителями, и богатым индуистским наследием идей и верований, сохраняемых коренным индийским населением. Правитель Акбар (1560–1605), величайший из Моголов, славился своей терпимостью и часто приглашал иезуитов, сикхов, индусов и мусульман для придворных диспутов по предметам веры и практики. Однако на смену ему пришли крайне деспотичные правители, руководившие страной во время упадка и разложения империи Моголов. Последний из великих Моголов, Аурангзеб, сделал из жесткой приверженности к ортодоксальному исламу ключевой элемент своего правления, разрушив множество индуистских храмов и выступив против немусульманского большинства.

Таким образом, во всем мире традиция веротерпимости резко приходит в упадок, начиная с XVII в. В Китае, Индии и на Ближнем Востоке правители относились к религиозному инакомыслию как к угрозе их авторитету и устанавливали все более жесткий ортодоксальный религиозный режим.

По большей части в Европе преобладали те же тенденции. Несмотря на встречавшиеся до XIX в. проявления религиозной терпимости, церковная ортодоксия при поддержке государства обычно побеждала. В средневековой Испании смесь мусульманской и иудейской учености привела к расцвету центров образования в Гранаде и Кордове. Однако эти группы оказывались под все большим давлением во время христианской Реконкисты, и в 1492 г. католическая монархия изгнала евреев и остававшихся мусульман, позволив инквизиции насаждать католическую ортодоксию.

В Италии, вследствие крестовых походов, активная торговля с Ближним Востоком и Северной Африкой привела к смешению латинской, византийской и арабской культур и возрождению образованности в XIII–XIV вв. Это возрождение распространилось по всей Европе, стимулируя рост знаний во многих странах от Англии до Польши. В Польше проводилась политика веротерпимости как для протестантов, так и для католиков в конце XVI в. То есть до того, как католическая церковь, неспособная справиться с давлением протестантской Реформации, начала Контрреформацию по восстановлению католической ортодоксии в Европе.

В течение XVI в., по мере распространения протестантизма, целый ряд правителей смирился с сосуществованием протестантов и католиков на своей территории. Однако по мере того, как конфликты между католиками и протестантами, а также между различными протестантскими сектами становились все более жестокими, веротерпимость шла на убыль. Тридцатилетняя война (1618–1648), начавшаяся с разгрома протестантской элиты в австрийской провинции Богемии, привела к усилению религиозной нетерпимости по всей Европе. Возглавляемая иезуитами католическая церковь стремилась восстановить свою доминирующую роль в качестве единственной христианской веры. Наибольших успехов иезуиты добились, вероятно, в Польше, где к середине XVII в. они настолько изменили принятый в ней ранее официальный курс на религиозную терпимость, что ни одна другая страна в Европе не ассоциировалась так сильно с католическим государством, как Польша. В то же самое время лютеранские, кальвинистские и англиканские государства стремились превратить свои господствующие церкви в официальную ортодоксию, с жесткими ограничениями для других религиозных общин. В 1685 г. король Франции Людовик XIV, самый могущественный правитель Западной Европы, отказался от поддержания принципа веротерпимости по отношению к протестантизму в своей стране, что привело к исходу тысяч протестантов в Англию и Бранденбург‑Пруссию, где он преобладал.

Лишь в Англии, Дании и Пруссии с конца XVII в. принцип веротерпимости продолжал укореняться. Англия пережила десятилетия кровавых чисток и борьбы за власть между католиками и протестантами – с Генриха VIII, Марии I и Елизаветы I и позднее гражданской войны между англиканскими протестантами и более радикальными пуританскими сектами. Англиканская церковь попыталась получить признание в качестве единственной официальной религии и запретить католицизм и другие конфессии, но попытка не удалась. Короли Карл I и Яков II были свергнуты вследствие религиозных противоречий и неспособности обеспечить соблюдение религиозных договоренностей между отдельными группировками своих подданных. Наконец, в 1688 г., английский парламент принял Акт о веротерпимости, сделав Англию первой крупной страной, в которой религиозная терпимость стала узаконенным официальным курсом, а не просто королевской политикой.

В Дании король Христиан V, отчаянно пытавшийся привлечь новых иммигрантов после утраты обширных территорий во время катастрофической войны со Швецией, в 1680‑х гг. издал ряд указов, которые гарантировали веротерпимость для католиков, евреев и кальвинистов в этом преимущественно лютеранском королевстве. В Бранденбург‑Пруссии Фридрих Вильгельм I позволил селиться католикам, евреям и лютеранам в своих кальвинистских землях, а в 1685 г. издал Потсдамский указ, гарантировавший религиозную свободу французским гугенотам, в случае если они приедут на поселение в его страну. Однако эти государства оставались исключениями на протяжении почти всего столетия. В остальной же Европе, а в сущности и во всем мире, религиозная ортодоксия, насаждаемая при поддержке государства, стала нормой.

В итоге на вопрос о том, какова была роль религии в глобальном экономическом росте, нам придется ответить, что она была нейтральной либо в лучшем случае неопределенной. Каждая крупная религия дала миру выдающихся мыслителей, путешественников и примеры впечатляющего экономического роста. Кажется очевидным, что экономический прогресс ускоряется, когда различные религиозные взгляды сосуществуют в плюралистическом и толерантном обществе. И наоборот, экономический рост ограничен и постепенно сходит на нет, когда государство навязывает жесткое единообразие религиозной мысли. Выбор терпимости или жесткой ортодоксии – выбор, который встает в каждой религиозной традиции, – кажется более кардинальным, чем роль той или иной религии в установлении моделей экономического роста в мировой истории.

Если религиозные различия между обществами Европы, Азии и Ближнего Востока не объясняют «возвышения Запада», нам следует искать объяснения в другом месте. Возможно, решающим фактором были лишь материальные различия. Не превзошла ли Европа азиатские общества благодаря открывшимся большим возможностям для торговли и завоеваний?

 

Дополнительная литература

 

Макс Вебер, Избранное: протестантская этика и дух капитализма (М.: РОССПЭН, 2006).

Shmuel Noah Eisenstadt, ed. The Origins and Diversity of Axial Age Civilizations (Albany, NY: State University of New York Press, 1986).

Perez Zagorin, How the Idea of Religious Toleration Came to the West (Princeton, NJ: Princeton University Press, 2005).

 

ГЛАВА 4.

Торговля и завоевания

 

 

ОБЗОР ГЛАВЫ: С 1500 по 1800 г. китайские и индийские купцы продолжали контролировать большую часть азиатской торговли. Европейцам удалось включиться в мировую торговлю после завоевания Америк благодаря обмену американского серебра на азиатские товары и продукты.

В течение этих веков европейцы сумели также наладить крупную систему трансатлантической торговли между собой, Африкой и американскими колониями.

И все же атлантическая работорговля, как и торговля сахаром и хлопком, не только не отменяла, но даже усилила потребность Европы в азиатских товарах. Таким образом европейцы стали агрессивнее в своем стремлении захватить те или иные районы Азии для получения доступа к ее продукции. В Индии, где империя Моголов распадалась вследствие внутренних конфликтов, и Юго‑восточной Азии, традиционно разделенной на множество небольших государств, европейцы достигли успеха. Однако Китай и Япония, которые в начале XVIII в. были крупнейшими государствами Азии, продолжали доминировать в восточноазиатской торговле и ограничивали присутствие европейцев в своих собственных землях лишь отдаленными портами.

 

В МИРОВОЙ истории торговля и завоевания идут рука об руку. Торговля часто следовала за успешными завоеваниями, открывавшими новые маршруты и устанавливавшими мир на границах и окраинах.

Завоевания часто были необходимы для того, чтобы вести торговлю, убеждать несговорчивых правителей открыть свои порты для иностранных купцов или получать доступ к ценным материалам. Желание Европы расширить свою торговлю с Азией побудило европейцев к завоеваниям в Новом Свете и прибрежных районах азиатских государств; в итоге завоевания Европы в Новом Свете обогатили ее серебром, что позволило ей расширить свою азиатскую торговлю. Позднее рост европейских колоний в Америках создал условия для новой атлантической торговли, которая связывала Западную Африку, Европу и Америки от Канады до Бразилии. Таким образом, торговля вела к завоеваниям, а завоевания – к торговле.

Согласно одной из теорий, объяснявших возвышение Европы, европейцы превосходили другие общества в торговле: они были готовы отправляться в далекие путешествия, были более решительными в преодолении политических и экономических препятствий, а также более эффективными в управлении своими торговыми компаниями и накоплении прибыли, чем купцы из Азии и с Ближнего Востока. Согласно другой теории, европейцы к XVI в. добились больших успехов в завоеваниях, используя превосходство военной техники для покорения других цивилизаций. Пожалуй, наиболее убедительная версия этой аргументации, учитывая тесные связи между торговлей и завоеваниями, состоит в том, что европейцы превосходили всех остальных в обеих областях, используя преимущества в военном деле для расширения своей торговли, а богатство, накопленное посредством торговли, – для финансирования дальнейших экономических и военных триумфов.

При этом совершенно очевидно, что до XVI в. европейцы вовсе не были успешными завоевателями, а как видно из главы 2, совсем наоборот. Почему же в 1500 г. все изменилось? Ответ следует искать в сфере торговли.

До XV в. итальянцы могли вести торговлю со множеством самых разнообразных государств в восточном Средиземноморье – мамлюками в Египте, арабами в Сирии и византийцами в Константинополе, – от которых они получали множество торговых привилегий. Однако к 1453 г. османы захватили Византийскую империю и начали перекрывать торговые пути европейцам.

Из‑за мертвой хватки, которой турки‑османы взялись за доступные европейцам маршруты к азиатским товарам, последние вынуждены были искать другие пути на Восток. Подобные пути были жизненно важными, поскольку без азиатской торговли Европе недоставало множество предметов первой необходимости – от специй, позволявших заготавливать впрок продукты (перец, корица, гвоздика и другие), бальзамов и мазей для обрядовых и медицинских нужд (ладан и мирра) до хлопчатобумажной ткани для одежды (в Европе в ходу были лишь ткани из льна и шерсти) и бумаги для рисования и книжного дела.

А потому в конце XV – начале XVI вв. европейские мореходы пускались в плавание во всех направлениях в поисках новых торговых путей на Восток. Колумб отправился на запад в надежде найти прямой путь в Индию, совершив кругосветное плавание; поэтому, достигнув земли в Карибском море, он был уверен, что прибыл в сказочную «Индию». Несколько лет спустя Васко да Гама открыл более успешный торговый путь в Азию, отправившись на юг, обогнув Африку и проплыв далее через Индийский океан. Целая волна мореходной экспансии Европы в XV в. была, таким образом, не следствием какого‑то нового подъема политической и военной мощи Европы, а скорее согласованной реакцией на стремительный рост османского могущества. Эпоха географических открытий в Европе, таким образом, стимулировалась поисками нового пути в Азию – лежащего за пределами контроля османов – для ведения торговли.

Но за четыре столетия с 1492 по 1892 г. европейцы также завоевали Северную и Южную Америку и начали совершать регулярные кругосветные путешествия. Они обогнули мыс Горн, затем проплыли на север к Перу и Мексике и пересекли Тихий океан, достигнув Филиппин, где испанцы основали порт Манила. Европейцы колонизировали Австралию и Новую Зеландию, а в Африке заселили Мыс Доброй Надежды и Родезийские и Кенийские возвышенности. Индия стала ценнейшим владением британской монархии, тогда как остальные части Азии и Африки оказались под управлением португальских, французских, немецких, голландских и итальянских торговцев. Китай был вынужден уступить контроль над своей прибрежной торговлей европейским торговым фирмам, а Япония – вступить в торговые отношения с западными державами на их условиях.

Но каким же образом то, что начиналось как поиск торговых путей на Восток, закончилось господством европейцев над большей частью нашей планеты? Проще всего это объяснить (и чаще всего в учебниках предлагалось именно такое объяснение), рассмотрев всю эпоху Великих географических открытий как период неуклонно расширявшихся завоеваний: сначала, в XVI в., португальцы захватывают Индийский океан, затем испанцы и португальцы покоряют Центральную и Южную Америку. Потом, в XVII–XVIII вв., британцы, голландцы и французы захватывают Северную Америку, Индонезию и Индию. Наконец, в XIX в., европейцы навязывают свои условия Китаю и Японии и устанавливают контроль над Индокитаем, Австралией и большей частью Африки. Все это воспринималось как неопровержимое доказательство превосходства Европы в мореходстве, искусстве торговли, военной технике и тактике, а также экономической и политической организации.

И тем не менее все это далеко от истины. Четыре столетия европейских путешествий, торговли и завоеваний после 1492 г. в действительности включали множество различных событий в различных частях света. В одних областях торговля велась за много веков до завоеваний; в других – все начиналось с завоевания, которое и закладывало основу для торговли. Одним европейским странам удавалось на какое‑то время добиться успеха, но в других отношениях им сопутствовали неудачи. Правильнее рассматривать этот период как время продолжительных неослабных усилий европейских стран, направленных на «вскрытие» вековой, необъятной и давно устоявшейся системы евразийской торговли, которые постепенно превратились из относительно слабых аутсайдеров в ведущих игроков, причем это превращение произошло относительно недавно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.028 с.)