Галантное увядание (людовик XV) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галантное увядание (людовик XV)



 

 

Правнук Солнца стал королем Людовиком XV (1710‑1774 гг., король в 1715‑1774 гг.), когда ему было всего пять лет. Поэтому страну должен был возглавить регент, а выбор его стал проблемой. Покойный старый король успел объявить своих незаконных сыновей полновесными принцами, и одному из них завещал регентские полномочия ‑ в обход настоящего принца, своего племянника Филиппа Орлеанского.

На стороне бастарда были иезуиты и армейский генералитет, племянника поддерживали судьи Парижского парламента и промышленники. Возобладал Филипп Орлеанский: судьи, которых всячески ущемлял Людовик XIV и чье высокое положение обещал восстановить Филипп, попросту сожгли завещание ‑ и вопрос отпал сам собой.

Восьмилетнее правление регента ознаменовалось крупным финансовым потрясением ‑ вероятно, неизбежным при становлении капитализма в любой стране.

Филипп Орлеанский получил Францию в весьма плачевном состоянии. Наряду с повсеместной разрухой, он обнаружил пустую казну и огромный государственный долг. Спасти положение вызвался уроженец Шотландии Джон Лоу, изучавший банковское дело в Англии и Голландии и обращавшийся со своими смелыми проектами еще к Людовику XIV.

Шотландец исходил из той предпосылки, что в загашниках у частных лиц находятся огромные денежные суммы, а, по его мнению, подданным вообще не полагается иметь на руках много звонкой монеты ‑ она должна находиться в распоряжении государства. Собственникам же вполне хватит бумажек, по той или иной форме удостоверяющих акт передачи полномочий по распоряжению их богатством. Регент ознакомился с предложенным планом действий и одобрил его.

Лоу основал частный банк, который, как было доведено до общего сведения, пользуется полной поддержкой правительства. Сразу были выпущены акции, дающие право на получение доходов от затеваемых предприятий. А они были действительно заманчивы: была основана «Индийская компания», которая стала строить корабли и отправлять их в Канаду, в Луизиану и во все прочие части света ‑ то есть взяла на себя практически всю французскую заморскую торговлю. При этом пользовалась теми же льготами и привилегиями, что и прежняя Ост‑Индская компания. Кроме того, банк Лоу получил право чеканить королевскую монету. Табачная монополия, откуп государственных налогов ‑ тоже становились епархией неугомонного шотландского прожектера.

Начинание показалось привлекательным значительному числу толстосумов, акции пошли нарасхват. Банкир вел себя весьма разумно: поначалу если кто‑то желал сдать ценные бумаги обратно, то получал за них сполна, да еще и с приличными дивидендами. Вскоре цена акций, обращающихся на бирже, в десятки раз превысила их номинал. Государственная казна стала расплачиваться бумагами банка со своими кредиторами ‑ те брали их охотно, и вскоре был погашен практически весь государственный долг.

Дальше ‑ по схеме тех самых хорошо знакомых нам пирамид, стоящих не на надежном основании, а на маковке. В один прекрасный день нашлось достаточно много людей или осторожных, или нуждающихся в наличности. Они принесли свои ценные бумаги, а расплачиваться с ними было нечем. Как потом выяснилось, активы покрывали едва 1% выданных обязательств. Крах, отчаянный вопль. Джон Лоу сбежал ‑ а государство уже никому не должно (избавилось от государственного долга) и как бы и ни при чем. Так же как те немногие, кто был в курсе происходящего.

Сейчас трудно сказать, кем был шотландец в большей степени: аферистом, заигравшимся авантюристом или безответственным и недостаточно компетентным дельцом. Люди, только еще знакомящиеся тогда с реалиями нарождающегося капитализма, возлагали слишком высокие надежды на отдачу с коммерческих оборотов. К тому же абсолютное большинство вкладчиков никакого собственного опыта не имели: это были те самые «собиратели сокровищ» Маркса или пушкинские «скупые рыцари». Ведь и в куда более продвинутой Англии примерно в то же время развернулась драма с «Компанией Южного моря». Та завлекла массу клиентов надеждами на доходы от «ассиенто» ‑ доставки негров‑рабов в американские колонии Испании и Португалии, от добычи китов у берегов недавно открытой Австралии и от прочих океанических золотоносных жил.

 

 

***

Воспитателем маленького очередного Людовика был аббат Флери. Мальчик испытывал к нему сыновнюю привязанность, тот тоже, надо думать, любил своего воспитанника. Людовик был ребенком красивым, добрым, не шаловливым, умненьким. Учился хорошо, особенно интересовался математикой и географией. Однажды имел возможность проникнуться к нему чувством симпатии и наш государь Петр Великий: совершая в 1717 г. заграничное путешествие, он посетил и Францию. Во время торжественного приема в Версале Петр со свойственным ему простодушием, не считаясь ни с каким этикетом, поднял мальчонку на высоту своего гигантского роста и молвил: «Всю Францию держу на руках!».

Может быть, не мешало бы поусерднее развивать в мальчике мужские качества: силу воли, упорство, бесстрашие. А то, когда подрос, ему их явно недоставало. Король часто терялся на людях, вообще был несмел. Хотя страстно любил охоту, а чувством своего монаршего достоинства был проникнут в подобающей степени.

В 1723 г. по старой французской традиции король, достигший тринадцати лет, стал считаться совершеннолетним. Через два года его женили ‑ на дочери смещенного в ходе Северной войны польского короля Станислава Марии Лещинской. Невеста всем была хороша, вот только старше своего суженого на семь годков. А ведь тот мог обзавестись супругой помоложе: Петр I активно сговаривал за него свою дочку, будущую нашу очаровательную императрицу Елизавету Петровну. Но московитка еще не могла рассматриваться как такая же выгодная партия, какой была киевская княжна Анна Ярославна за семь столетий до того.

Забегая вперед, сделанный французским двором выбор привел к участию Франции в войне за Польское наследство (1733‑1735 гг.). Людовик добивался, чтобы на варшавский престол вновь взошел его тесть Станислав Лещинский, а Россия и Австрия поддерживали сына скончавшегося польского короля Августа II ‑ тоже Августа. Во время этой войны впервые скрестилось французское и русское оружие ‑ правда, большого кровопролития не было. Людовику не удалось удовлетворить свои родственные чувства: польским королем стал Август III.

Жили Людовик и Мария долгое время ладно. Король был тогда молодым человеком непосредственным и благонравным. Любил веселую утонченную беседу, изысканные блюда, доброе тулузское вино. Он был большим рукодельником (родовое качество Бурбонов) ‑ вытачивал табакерки, слесарничал, даже занимался художественной вышивкой. Нравы при его дворе были соответствующие: никакого намека на распущенность, даже на легкомысленное поведение. Забавы ‑ галантные, но не более того. Мария Лещинская была тогда единственной его женщиной.

Но она же стала причиной того, что всей этой моральной устойчивости пришел конец. Родив к 1737 г. десять человек детей, королева вдруг заявила, что ей надоело «все лежать, быть беременной, да постоянно рожать». И стала упорно не подпускать короля к себе. Однажды произошла ужасная для мужского самолюбия сцена, когда он громко барабанил в дверь спальни супруги, а та отмалчивалась за задвижкой. После этого Людовик поклялся, что все супружеские отношения закончены. Королева целиком ушла в религию, в посты и молитвы, а король, наверстывая упущенное, стал оделять вниманием других представительниц милого пола: объектов, достойных внимания, при французском дворе всегда хватало. С женой же встречался по большей части только на дворцовых церемониях.

Первой его фавориткой стала госпожа де Мальи. Королю повезло: она обеспечила ему тот образ жизни, какой и нужен был в его душевном состоянии. Минимум шумных сборищ, общение было ограничено узким кругом друзей и их очаровательных подруг. Во дворце были отгорожены «малые апартаменты», доступ в которые был возможен только по приглашению фаворитки. Она была сердцем компании ‑ своей непосредственностью, своим зажигательным смехом она не давала Людовику впасть в свойственную ему меланхолию.

Вскоре география встреч расширилась. Король купил старинный замок Шуази ‑ в дремучем лесу, на берегу извилистой речки. Замок совершенно преобразился. Его отделали с чрезвычайной изысканностью: залы и покои украсились картинами и статуями, мебель располагала к приятному времяпрепровождению ‑ персидские диваны, чудо‑кровати, лежа на которых можно было перемещаться куда угодно. Река пробегала теперь среди садов и парков, наполненных затеями в стиле рококо: мраморными бассейнами, фонтанами, бесчисленными беседками, где стояли столы с изысканными яствами. Повсюду висели клетки с удивительными экзотическими птицами. Королю было и где поохотиться. В Шуази он проводил большую часть своего времени, а в Версале бывал только наездами: засвидетельствовать

почтение королеве, провести время с любимыми детьми, принять участие в торжественной церемонии.

Когда увлечение госпожой де Мальи поостыло, король влюбился в ее старшую сестру. А когда та умерла от родов ‑ настал черед младшей, обворожительной маркизы де Латурнель. Это была серьезная страсть, и маркиза со временем стала известна как герцогиня де Шатору ‑ такой титул пожаловал ей державный любовник.

 

 

***

Человек неисправимо слабохарактерный, Людовик XV был сильно подвержен влияниям. Он мог высказывать очень разумные суждения, но, встретив возражения, обычно отказывался от своей точки зрения.

Привыкший с детства к попечению аббата Флери, он сделал его своим первым министром, и тот пребывал на этом посту с 1726 по 1743 г. Когда же сошелся с герцогиней де Шатору, то приблизил к себе аристократов из ее окружения, которые были сторонниками воинственной внешней политики. Скорее всего, это они настроили короля в том же духе ‑ в 1740 г. он поддержал Баварию и Пруссию против империи в войне за Австрийское наследство.

Война эта была всеми ожидаемой, потому что, как и в случае войны за Испанское наследство, поводом для нее послужил династический кризис: в Австрии скончался, не оставив наследника мужского пола, император Карл VI. Свою корону он завещал дочери Марии Терезии, что с правовой точки зрения было спорно. Претензии на имперский престол сразу же предъявил баварский курфюрст, а того поддержал молодой прусский король Фридрих II: его привлекала богатая мануфактурами Силезия. Придворные советники стали усердно напоминать Людовику XV, что у Франции тоже есть свои интересы ‑ в Бельгии, например, а неплохо бы заиметь их и в Богемии (Чехии). Франция присоединилась к Пруссии и Баварии ‑ и началась большая война.

Она продолжалась несколько лет. Следуя принципу соблюдения равновесия сил, в нее вступали новые участники, открывались новые театры военных действий. За Австрию вступились Англия, Голландия и Сардинское королевство, к ее противникам присоединилась Испания. Сражения происходили в Бельгии, зарейнской Германии, Богемии, Италии. Французы вторгались в Голландию, австрийцы и сардинцы осаждали Тулон. Кончилось же тем, что Франция осталась при своих, а Мария Терезия стала признанной австрийской императрицей. Но Силезию Фридрих II у нее забрал и стал совсем близок к тому, чтобы именоваться Фридрихом Великим.

 

 

***

Во время войны (в 1743 г.) скончался аббат Флери, а Людовик неожиданно высказался по адресу покойного в том духе, что он сослужил своему государю не лучшую службу, потворствуя его лени. И пообещал, что будет править теперь самостоятельно.

В подтверждение своих слов он прибыл к армии, и его присутствие положительно повлияло на ход военных действий. Но эта поездка стала причиной события печального. Людовика сопровождала герцогиня де Шатору. Когда же король серьезно заболел, и к нему, в предположении худшего, направилась королева Мария ‑ герцогиня поспешила оставить военный лагерь. При этом сама заболела и скоропостижно скончалась.

Людовик ушел в глубокую депрессию, казалось, уж ничто не может его утешить. И тут появляется женщина, никому почти неизвестная ‑ Жанна Антуанетта Пуассон (1721‑1764 гг.), прославившаяся во французской истории как маркиза де Помпадур.

Родилась она в семье небогатого дворянина. Отец вскоре после рождения дочери должен был бежать из Франции вследствие финансового скандала, и девочку вырастил друг семьи (возможно, любовник ее матери, а, может быть, и настоящий ее отец).

Ребенком Жанна была одаренным, а воспитатель уделял ей много внимания: с ней занимались учителя музыки, танцев, риторики. Потом он выдал ее замуж за своего богатого родственника, а сам завещал ей все свое состояние.

По своему развитию Жанна намного превосходила мужа и относилась к нему несколько свысока. Честолюбие же ее было безмерно. Когда аристократы первого ряда зазывали молоденькую очаровательную дворяночку к себе в любовницы ‑ та умеряла их пыл заявлением, что если с кем и изменит мужу ‑ то разве что с королем. Откуда им было знать, что когда Жанне было девять лет, гадалка предсказала ей любовь повелителя Франции. Рассказывали, что Жанна искала встречи с королем около дорог, по которым он проносился на охоту ‑ но задним числом подобные подробности припоминают довольно часто.

28 февраля 1745 г. в парижскую ратушу на бал‑маскарад были приглашены все знатные люди столицы. Присутствовавшая там Жанна была неподражаема в костюме Дианы‑охотницы. Король был покорен, и в ту же ночь предсказание цыганки сбылось.

Однако Жанна не стала искать новых встреч, как того опасался не любивший навязчивости своих мимолетных подруг король. И тогда он стал искать встречи сам. Когда она состоялась, выяснилось, что женщина чувствует себя великой грешницей и очень боится ревности своего мужа. Но король нашел средства удовлетворить самолюбие супруга, а Жанне были отведены апартаменты в Версале. После того, как был найден подходящий повод для развода, королевская любовница стала маркизой де Помпадур.

Прекрасно образованная, наделенная тонким художественным вкусом, Жанна окружила себя цветом французской культуры того времени: лучшими поэтами, художниками, музыкантами, и общение с ними стало желанным и для короля. В Версале она построила для себя небольшой театр, декорации для которого писал знаменитый Франсуа Буше. Людовик тоже стал большим театралом.

Именно при мадам де Помпадур начался расцвет королевской фарфоровой мануфактуры в Севре. Маркиза была законодательницей мод, и много лет дамы носили прическу, ею придуманную и носящую ее имя.

Особенно полезной оказалась она для короля тем, что стала глубоко вникать в государственные дела и при своем необыкновенном уме смогла освободить его от многих забот по управлению страной ‑ и от многих советчиков.

Связь их была долгой. Вопреки ожиданиям, она не прервалась и тогда, когда в короле остыло любовное чувство.

Жанна не была тонкой обольстительницей, она сама признавалась: «Мужчины ценят определенные вещи, а у меня холодный темперамент… Боюсь, что моя куриная натура скоро отвратит его от моего ложа». Из придворной среды доносились и такие отзывы о ней: «Блондинка с бледным лицом, несколько полноватая и совершенно некрасивая». Чего, однако, не прошипят в придворной среде, но в том, что маркизе было свойственно необыкновенное обаяние (по‑французски ‑ шарм) ‑ в этом ей никто не отказывал. Даже королева Мария, которая сдружилась с фавориткой.

Но верно, судя по всему, и то, что если король Людовик XV кого и любил по большому счету, так разве что самого себя. А с возрастом нрав его претерпевал изменения не в лучшую сторону, и его стало тянуть уже не на интрижки с кокетливыми обитательницами Версаля, а на что попроще и погрубее. Камердинер короля Лебель тешил своего господина встречами с девушками из простонародья у себя на квартире.

Жанна, однако же, взяла на себя заботу и об этой сфере интересов любимого человека. При ее участии в Оленьем парке был приобретен дом специально для королевских утех. И она же поставляла туда наложниц ‑ подбирая их с таким расчетом, чтобы они не смогли проникнуть глубоко в сердце Людовика. Проживание их там обставлялось таким образом, что девушки зачастую и не подозревали, кому доставляют радость ‑ хотя некоторые там же и рожали. Король имел обыкновение появляться под видом польского князя. Жанна старалась устроить их судьбу ‑ выдавала с хорошим приданым замуж за незнатных дворян. Ведь многие барышни оказывались в Оленьем парке по воле собственных родителей ‑ нужда заела.

Справедливости ради, сама Жанна тоже не предавалась печальным вздохам. Одним из ее любовников был помянутый уже прославленный живописец Франсуа Буше, оставивший нам прекрасный ее портрет. Но она была верным и неразлучным другом короля до самой своей смерти в 1764 г.

Маркиза де Помпадур давно уже страдала от туберкулеза. Когда болезнь обострилась, Людовик ежедневно заходил проведать свою фаворитку. То, что она до последнего часа оставалась в Версале, было исключением из правил: умирать во дворце полагалось только членам королевской семьи. Весь в слезах, король с балкона наблюдал за выносом ее тела. В это время разразилась гроза, и он тихо промолвил: «Какое отвратительное время вы выбрали для своей последней прогулки, мадам!»

На время правления Людовика XV пришлось участие Франции в Семилетней войне 1756‑1763 гг. Это была схватка мирового размаха, выплеснувшаяся далеко за пределы Европейского континента, и она дорого обошлась стране. Непозволительно дорого.

Франция веками воевала с империей. Теперь же на внешнеполитическом фронте произошло существенное изменение: Англия заключила союз с Пруссией, и Версалю не оставалось ничего другого, как заключить (в мае 1756 г.) оборонительный союз с Австрией. Впрочем, хотя Австрия считалась союзницей, французское общественное мнение было решительно настроено против нее. На маркизу де Помпадур постоянно сыпались обвинения, что это она втянула страну в войну.

Позднее к ним примкнула Россия. Елизавета Петровна не стала в свое время французской королевой, но и будучи русской императрицей, всегда питала к Франции теплые чувства.

В этой войне полностью раскрылся талант прусского короля Фридриха II как великого полководца. В ноябре 1757 г. при Росбахе он разбил франко‑австрийскую армию, вдвое превосходившую его. Затем Фердинанд Брауншвейгский перешел в наступление на Рейне и разбил французов при Крефельде.

Англичане были главным противником французов на морях и в колониях, и им повсюду сопутствовал успех. Вскоре Франция осталась почти без флота. В 1759 г. была утрачена Канада, а в 1761 г. англичане захватили Пондишери ‑ центр французских владений в Индии. Следом были потеряны Мартиника, Гренада и еще несколько островов. «Славься, Британия, владычица морей».

В то же время Пруссия потерпела несколько неудач в сражениях с русской армией. Особенно чувствительным было поражение при Кунерсдорфе 12 августа 1759 г., когда во главе армии стоял сам Фридрих Великий. После этого русским отрядом был даже занят на несколько дней Берлин.

Пруссия была в то время сравнительно небольшим государством, впечатляющими успехами в экономике и наличием мощной 200‑тысячной армии она была обязана в значительной степени талантам своего короля. Но вскоре сказалась ограниченность ресурсов, воевать против таких могущественных врагов, как Франция, Австрия и Россия, становилось все труднее.

И вдруг в самом начале 1762 г. скоропостижно скончалась императрица Елизавета Петровна, принципиальный недруг Фридриха, а новый император Петр III, давний поклонник прусского короля, немедленно заключил с ним мир. И немцы, и их повелитель восприняли происшедшее как чудо. Об этом невероятном спасении «без пяти минут двенадцать» двести лет спустя, весной 1945 г. вспоминал Гитлер в берлинском бункере и мечтал о таком же ‑ но, как видно, схожие чудеса случаются реже, чем раз в два столетия.

Англия к тому времени уже добилась всего, чего хотела, а Франция утратила все, что могла: флот, большинство колоний, престиж. Пруссия и Австрия сочли свои отношения выясненными: Фридрих закрепил за собой Силезию, захваченную в предыдущую войну. Ему хотелось иметь еще и Саксонию ‑ но на этот раз пришлось ограничиться тем, что есть. Исходя из этого соперники и заключили в феврале 1763 г. Парижский мир.

 

 

***

Казалось, что после смерти верной подруги маркизы де Помпадур король Людовик до конца своих дней будет ограничиваться простушками из Оленьего парка. Но в 1768 г., будучи уже в весьма пожилом возрасте, он обзавелся последней своей фавориткой ‑ графиней дю Барри.

Происхождения эта женщина была неопределенного. Некоторое время служила модисткой в парижском магазине и получила известность как «мадмуазель Ланж». Судя по портретам, она была красавицей, а неожиданный и стремительный взлет свидетельствует о том, что она была незаурядным человеком во многих отношениях. Сначала она стала супругой немолодого развратника графа дю Барри, а вскоре получила статус официальной королевской любовницы.

Долго копившийся заряд творческой энергии графиня употребила на отделку приобретенного ею Люсьенского замка. Вкусы ее отличались от тех, что когда‑то выразила в Шуази госпожа де Мальи. Дю Барри была склонна к эффекту. Ее замок был убран в восточном стиле ‑ как она его понимала. Повсюду отделка из слоновой кости и черного дерева, китайские фарфоровые вазы, индийские ковры, огромные сенегальские попугаи огненной расцветки, черные слуги в ярких турецких одеяниях. И все это переливалось и множилось в зеркалах.

Главное же ‑ графиня была прекрасной хозяйкой и затейницей. Только здесь еще мог развеселиться король, общий тонус которого, по единодушному мнению придворных, сильно упал. Людовик стал печален, задумчив и набожен. Сказывались и годы, и личные переживания: кроме маркизы де Помпадур, смерть унесла сына, невестку, старшего внука (королева Мария скончалась еще в 1768 г.).

В апреле 1774 г. он предался дежурной амурной связи с дочерью одного столяра. Это был последний жизненный всплеск ‑ через несколько дней король заболел оспой. Болел тяжело. Опасаясь заразы, его покои старались обходить стороной и придворные, и слуги. Только три дочери постоянно находились у постели отца, стараясь облегчить его страдания.

10 мая Людовика XV не стало. Его преемнику досталась ослабленная страна. Страна, раздираемая противоречиями, с которыми тот не сумел справиться.

 

 

ПРЕЛЮДИЯ К МАРСЕЛЬЕЗЕ

 

 

То состояние, в котором пребывала Франция при Людовике XV, можно отнести еще к тому традиционному «старому порядку», который складывался веками. Порядку, по которому благородные потомки воителей и владельцев замков с рожденья пользовались множеством благ и привилегий, а другая часть народа наследовала зависимость от них и бремя налогов и повинностей.

Зависимое положение в первую очередь относилось к крестьянству. Личную свободу, как и право пользоваться значительной частью земли французские селяне обрели еще к XIV веку ‑ по оплаченным немалой ценой «хартиям вольностей». Но и обязанностей перед господином оставалось еще немало. Сеньор обладал определенными судебными, административными и прочими правами на всей когда‑то принадлежавшей ему как феодалу территории. Ему полагалась часть крестьянского урожая (иногда значительная), зерно крестьянин вез обязательно на мельницу сеньора ‑ за что расплачивался частью помола. Где‑то сохранялась даже барщина (особенно в Бретани). Продавая свою землю или недвижимость, крестьянин должен был отдавать господину 1/6 часть продажной ее стоимости, вступая в права наследства ‑ тоже платил. У господ были и привилегии, специфические для отдельных областей: например, в течение определенного срока после сбора урожая только они имели право продавать молодое вино.

Долгое время зависимость смягчалась сложившейся с веками патриархальностью отношений (начиналось‑то, как помним, с куда как выраженной отчужденности). Дворяне, духовенство утверждали, что это они во главе с королями «создали Францию» ‑ и доля истины в этих словах была. В те домарксовы времена классовую сущность государства люди осознавали плохо, но в их исторической памяти накрепко засело, как великие короли и верные им бароны и рыцари собирали воедино древние галльские земли, устанавливали правосудие, истребляли разбойников, осваивали дебри и пустоши, основывали города, строили храмы и крепости, защищали свой народ от нашествий. Военная слава страны всегда была предметом гордости французов, а вклад в нее благородного сословия никто не оспаривал.

А если перейти на бытовой план ‑ крестьяне, как правило, видели во владельце замка не только господина, но и покровителя, а тот чувствовал свою долю ответственности за их благополучие. Помогал в голодные годы, ремонтировал церковь, школу, устраивал мастерские для безработных, способствовал организации сельской милиции и общественных работ, защищал от произвола чиновников и сборщиков податей ‑ и брал на себя многое другое. Он знал своих крестьян и имел обыкновение отвечать на их почтительные приветствия. Идиллию, конечно, вряд ли где можно было наблюдать ‑ но ведь и люди были с сословным сознанием своих прав и обязанностей, знали свое место в этом мире.

Однако абсолютистская власть существенно искажала эту картину взаимоотношений. Львиная доля управления всеми делами была возложена на интендантов и их помощников, сельские дворяне оказались не у дел. Они превращались по преимуществу всего лишь в потребителей плодов крестьянского труда. К тому же господа в массовом порядке стали покидать свои замки: теперь, чтобы получить более‑менее видную должность, надо было обязательно находиться при дворе или в Париже. Или хотя бы в крупном городе. В своих усадьбах они бывали только наездами, и смотрелись при этом «как золотой павлин на скотном дворе». Усиливало взаимное отчуждение и то обстоятельство, что феодальные повинности утвердились в те времена, когда сеньоры были главными получателями податей. Теперь же таковым стало государство, и всякий «довесок» к нещадным набегам сборщиков налогов сильно раздражал крестьян.

Правительство, хотя общественное значение дворянства постоянно снижалось, всячески поддерживало его привилегии. Все повинности крестьян в пользу сеньоров сохранялись. Более того: имея теперь мало контактов с подопечным сельским населением, господа начинали смотреть на него не более чем как на источник доходов. Было много случаев, когда владельцы замков подделывали хранящиеся у них старые договорные хартии ‑ чтобы увеличить поборы или захватить часть общинных земель, а власти потворствовали таким проделкам.

Дворяне обретали и новые преимущества. Для того, чтобы получить патент на офицерский чин, претендент должен был доказать наличие у него не менее трех поколений благородных предков. Даже удостоверение учителя фехтования мог получить теперь только дворянин. Подобное же голубокровие проникло во французскую церковь: из 28 высших прелатов ‑ архиепископов и епископов, только пять не были выходцами из старинных знатных родов.

 

 

***

Менялось отношение населения к власти вообще. Хотя к королю оно по‑прежнему было достаточно благоговейным, его служители вызывали обратные чувства. Многочисленные налоги для многих становились непосильными, а взимались они беспощадно. Кроме того, процесс их сбора привносил конфликты в сельскую общину: откупщики и их присные имели право назначать сборщиков низшего звена из числа самих крестьян, и получалось, что сосед выжимал последнее из соседа. А иначе не мог, потому что за полноту требуемой суммы отвечал своим имуществом.

Сборщики налогов свирепствовали и в городах, причем повсюду в худшем положении оказывались малоимущие слои населения ‑ большими налоговыми льготами и лазейками пользовались не только дворяне, но и верхушка буржуазии и духовенство. Принцы крови, которые должны были платить 2 млн. 400 тыс., платили меньше 200 тыс. А для простонародья к косвенным налогам на соль и на вино добавился еще и налог на сало. Когда министр Людовика XV Машо попытался ввести справедливое налогообложение ‑ его быстро отправили в отставку.

Власти без колебания сгоняли крестьян на нужные для государства работы и ничего им за это не платили. С другой стороны, всячески подавлялась местная инициатива: чиновники считали, что они лучше всех смогут все организовать. Общественное самоуправление постоянно урезывалось.

При Людовике XV еще больше была ущемлена судейская власть. Местные парламенты были упразднены (их восстановил Людовик XVI), а те строптивые судьи из Парижского парламента, что не пожелали во всем подчиняться королю, были отправлены в ссылку, их наследственные должности объявлены конфискованными.

Изменялась к худшему психология людей: они все в большей степени становились не активными деятелями, а подданными, нуждающимися в приказе, опеке и благодеянии.

Лишенные возможности совместно действовать ради общего блага, сословия все более разобщались и у них складывались довольно неадекватные представления друг о друге. Но дворяне действительно вели себя по‑прежнему кичливо, они требовали, чтобы для них были введены особые знаки сословного отличия. Английских путешественников удивляло, с какой наглостью знатные господа проносятся в каретах по узким, не имеющим тротуаров улочкам, давя порою людей. В Лондоне, если бы кто‑нибудь из разрезвившихся франтов обдал прохожих грязью, его бы изрядно отдубасили и швырнули в канаву.

Французскому простонародью благородное сословие все явственнее представлялось сборищем кровососов, в котором причина большинства их бед. Кипело внутри и у состоятельной буржуазии, набравшей большую денежную мощь ‑ но не имеющей возможности влиять на положение дел в государстве.

Много нареканий вызывала неумеренная роскошь двора. Его содержание обходилось в десятую часть всех поступлений в государственную казну. Даже заикнуться о том, чтобы как‑то зафиксировать эту расходную статью бюджета, было большой смелостью. Двор брал, сколько хотел. На версальских конюшнях содержалось около двух тысяч породистых лошадей, а сами конюшни были подобны хоромам. Список королевских дворцов, уже при Людовике XIV ставший непомерно длинным, все увеличивался.

Утверждали, что на свою дражайшую маркизу де Помпадур Людовик XV потратил 36 млн. золотых. Для наглядного представления: чтобы обеспечить кому‑либо из придворных годовую пенсию в 6000 ливров, очень скромную по версальским меркам, надо было поставить налогами на грань разорения 6 больших деревень. Звучало уже: «Король при помощи своих чиновников отнимает хлеб у бедных, чтобы дарить экипажи богатым».

Принцы крови, собиравшие феодальную дань с целых областей, ‑ и это при том, что все они занимали высокие придворные должности и получали огромное жалованье, ‑ тоже, мягко говоря, ни в чем себе не отказывали. Штришок, характеризующий расточительность знати: маршал Ришелье (не путать с бережливым кардиналом) в гневе выбросил за окно кошелек с червонцами, когда его внук вернулся вечером домой, не сумев их потратить.

Крестьяне же постоянно нищали. Их положение образно сравнивали с человеком, идущим через реку вброд ‑ причем вода доходит ему до рта. Чуть оступился ‑ и ситуация просто гибельная. Засуха, град, сильные морозы ‑ все то, что ведет к недороду, заставляло крестьянские семьи испытывать муки голода. Можно было прочитать такие строки смелого публициста: трудолюбивые французские крестьяне могут завидовать положению негров‑невольников в колониях ‑ те по крайней мере получают за свою работу гарантированную кормежку.

Особенно тяжко приходилось тем, кто не имел собственной земли или имел ее слишком мало, а потому вынужден был арендовать ее у господина.

 

 

***

Со времен Людовика XIV в среде дворянства появилось стремление иметь свой тесный, отстраненный от придворной суеты мирок. От решения государственных дел была отстранена даже верхушка благородного сословия, свои поместья господа забросили сами ‑ так что множество знатных людей стали видеть свое врожденное предназначение в жизни ради удовольствий.

Нельзя отрицать, что французским аристократам было присуще непревзойденное изящество манер (неспроста же Париж стал в этом отношении эталоном и школой для светской молодежи России, Англии, Германии и прочей Европы), они были прекрасно образованы. Добавьте к этому генетически присущую французам потребность в общении и стремление к веселью ‑ и вы получите аристократические салоны галантного века.

Там следили за всеми событиями при дворе и в столице, даже очень следили ‑ но только для того, чтобы сделать их поводом для остроумной насмешки (хотя, с другой стороны, подобные насмешки становились «общественным мнением», а власть не могла с ним не считаться). В салонах сложилась особая манера общения: крайне учтивая, взаимоуважительная, элегантная, легкая. Подчеркнем ‑ легкая. Живи мгновением, не надо идти вглубь ‑ девиз аристократической элиты той эпохи. Цель: жизнь, подобная увлекательной игре. Все как бы играют роли, все под маской. Неспроста едва вступающих в нежный возраст юношей и девушек обучали искусству мимики.

Они и играли ‑ по возможности, всю жизнь. Играли роль мужа, играли роль жены ‑ чтобы как можно меньше зависеть друг от друга. Супруги общались на «вы». «Сударь», «сударыня» ‑ они как бы посторонние. Обратись кто‑то на людях к спутнику или спутнице «друг мой», да еще с теплыми интонациями ‑ что вы, это же моветон… А детям надо нанять дорогих гувернеров, гувернанток, учителей ‑ не самим же с ними возиться.

Все очень изящно, но в то же время в салонах давались небольшие театральные представления, которые, по словам остряков, «можно показывать только принцам и проституткам». Фривольности в театре, в поэзии, в живописи, в жизни ‑ ее везде хватало. Ведь жить‑то надо в свое удовольствие, так что соблюдайте светские приличия ‑ и делайте за этой тонкой завесой все, что вам заблагорассудится. «Не только на интимных ужинах, не только с женщинами легкого поведения, но и с участием дам высшего общества часто царил кабацкий разгул». Неудержимый, разнузданный хохот ‑ это тоже полумаска, вполне уместная в галантном мирке. Рассказывали такой анекдот. Считалось, что на одном парижском мосту всегда можно увидеть белую лошадь, солдата нищего и шлюху. Однажды ехавшие по нему в карете две молодые светские дамы пожелали убедиться в справедливости приметы. Глядя по сторонам, они фиксировали: «Вот солдат… Вот белая лошадь… Вот нищий… Ну, а уж шлюх‑то нам с тобой искать не надо!» ‑ красавицы переглянулись и радостно загоготали.

Художественный стиль какой выработался очаровательный ‑ рококо. Изящество во всем: в любой зеркальной раме, дверной ручке, табакерке, не говоря уж о веере. Какие живописцы пришли на смену помпезным Лебрену или Миньяру: Ватто, Буше, Ланкре, Фрагонар. Что они оказались великими, что за сочиненными ими галантными сценками порою не только тончайшие нюансы чувств, но и мировоззренческие глубины ‑ ну, это уж их трудности. В конце концов, они же не члены избранного кружка, а обслуга.

Дворянство теряло душевную силу. Мужчины были по‑прежнему отважны, в случае необходимости они не страшились умереть ‑ но на дуэли. Военная карьера уже мало кого привлекала, это дело казалось слишком серьезным.

 

 

***

Язык салонного общения во многом определил литературный стиль эпохи. Опять же, легкий, изящный, ясный, ироничный. Но этим стилем заговорили Вольтер, Монтескье, энциклопедисты ‑ и оказалось, что он вполне подходит не только для эпохи рококо, но и для синхронного с ней века Просвещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.064 с.)