Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление деятельностью учащихся
В задачи управления (руководства) работой учеников на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной. Фронтальный методорганизации работы учащихся чаще всего применяют при начальном разучивании упражнений, выполнении общеразвивающих упражнений, проверке несложных домашних заданий. Он состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу упражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять. Чтобы хорошо видеть, как каждый ученик выполняет задание, учитель занимает в зале или на площадке такую позицию, которая обеспечивает хороший обзор. Наиболее удобные точки — на середине широкой стороны или в углу площади зала (площадки). Чтобы было видно еще лучше, можно встать на скамейку или плинт. Заметив, что часть учеников делает ошибки, учитель подает команду «Стоп!» («Стой!») и объясняет, что было сделано неправильно. Если же ошибки незначительны, их можно разъяснить по окончании упражнения. Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упражнения, пока все ученики не примут правильного исходного положения. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, метрономом (лучше электрическим) или через мегафон, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофон (рекомендуется пользоваться четырехдорожечным или кассетным). Посменный методприменяют в тех случаях, когда нужен контроль за выполнением движений и одна половина занимающихся выполняет упражнение, а другая следит за правильностью движений и конечных поз. Например, такой способ можно применить при выполнении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», где требуется четкое выполнение требований к положению туловища, ног и касанию грудью гимнастической скамейки. Его также применяют, когда каждому выполняющему нужна помощь, например удержание за ноги во время выполнения упражнения, заключающегося в опускании и поднимании туловища сидя на гимнастической скамейке. Применяют и в тех случаях, когда снарядов хватает только на половину занимающихся. Во всех случаях задание, как и при фронтальном методе, для всех одинаковое, но выполняется не всем классом сразу, а последовательно мальчиками и девочками или половинами отделений. Плотность урока при посменном методе такая же, как и при фронтальном, так как в обоих случаях между упражнениями ученикам нужен отдых; только в первом случае отдыхает сразу весь класс, а во втором — посменно.
Поточный метод:упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяется тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности (конь, бревно и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ученику приходится довольно долго ждать очереди. В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод. В этом случае ставятся два-три снаряда, учащихся распределяют на соответствующее число групп, и моторная плотность урока повышается. Причем появляется возможность дифференцировать задания. Например, одна группа выполняет броски по кольцу с расстояния трех шагов, другая — пяти и третья — семи. Групповой методприменяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами. Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.
Разновидностью вышеуказанного метода является так называемый круговой метод. Он заключается в том, что число мест занятий (станций) увеличивают до четырех — восьми, соответственно также и число отделений; все отделения последовательно (по часовой стрелке) переходят от станции к станции, выполняя на каждой намеченную программу упражнений. Упражнения выполняют или в произвольном темпе с интенсивностью 50—70% от максимума в течение 2—3 мин (метод экстенсивной тренировки) или в максимальном темпе, до отказа, в течение 30—40 с (метод интенсивной тренировки). Всего проходят 2—3 круга, отдых между сериями — от 30 с до 1—2 мин. При групповом, в том числе круговом, методе задания группам желательно записывать на карточки. То же делается и при программированном обучении. Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле за ростом достижений и пульсовой реакцией. Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из него высчитывает в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышает нагрузку, периодически измеряет и записывает пульс. В этом основной смысл метода (а не в прохождении по кругу). Индивидуальный методпредполагает задания каждому ученику, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учитель контролирует выполнение заданий. Но, как уже говорилось, индивидуальный подход к учащимся можно осуществлять и при фронтальном, посменном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д. 4.Дозирование физических нагрузок. Дозировать нагрузки — значит делить их на порции, определяя размеры однократного и многократного использования. Показателями величины (количества, объема) нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы. Две нагрузки одного объема могут различаться по указанным показателям. Например, бег со скоростью 2 м/с в течение 20 мин и бег со скоростью 4 м/с в течение 10 мин по объему примерно равны, но воздействие их на организм неодинаково. Интенсивностьнагрузки устанавливают исходя из двух показателей: из максимальной скорости (максимального поднимаемого веса, максимального числа повторений) или из соревновательной скорости на определенных дистанциях—60, 100, 200, 300, 500, 1000, 1500, 2000 м и др. Абсолютную максимальную скорость определяют по результатам бега на 20 м с хода. От максимальной или соревновательной скорости отсчитывают в процентах (90, 80, 70, 60, 50) величину тренировочных нагрузок.
Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиений у учащихся, их субъективные ощущения трудности работы (выявляются путем опроса) и внешние проявления реакций на нагрузку (оцениваются визуально). Относительно выбора нагрузок надо сказать следующее: 1. Тренирующее воздействие нагрузки пропорционально ее интенсивности и длительности (числу повторений). 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от урока к уроку. Если же этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно понизится. 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности (удлинения дистанции или времени бега, передвижения на лыжах и т. д.), а затем уже за счет повышения интенсивности. Иначе говоря, рекомендуется путь от экстенсивных к интенсивным нагрузкам. 4. В серии уроков можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно (в зависимости от задач развития двигательных качеств). 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способности детей к ее адаптации. Слабые нагрузки, как мы уже говорили, малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постоянно наблюдая за реакциями школьников. Для каждого класса (а в классе для мальчиков и для девочек), для групп разной физической подготовленности должна быть своя нагрузка. Учитель должен знать градацию нагрузок и строго ее придерживаться. Если всему классу дается одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают во вводной и в заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать. Сначала можно дать классу одно несложное задание, например добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой, с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, дается дополнительное — делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая еще не научилась броскам с места. Возможны три способа дозирования заданий по трудности:1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает три лыжни: одну — прямо, вторую — слегка наискось и третью—под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной — по второй лыжне и самой неподготовленной — по третьей, где скорость наименьшая. 2. То же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания. 3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задания. В приведенном примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким углом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз.
Применяют групповой и индивидуальный способы дозированиянагрузок. В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробегания этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учитель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений упражнения. При индивидуальном способе каждый ученик вначале пробегает указанную учителем дистанцию с наивысшей (соревновательной) скоростью. Точно измерять дистанцию нет необходимости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта ученики выходят или одновременно все, или группами. На финише учитель каждому объявляет время. Не обязательно точно, но можно называть время с 5-секундными интервалами, например: 7.20; 7.25; 7.30 и т. д. Каждый ученик должен запомнить свое время. После завершения первой пробежки учитель объявляет: «Теперь пробегите эту же дистанцию 2 (или 3, 4...) раза, но уже не в полную силу, а на 5% (или 10, 15, 20) слабее». Например, если в первый раз ученик пробежал дистанцию за 6 мин 15 с, то при задании бежать на 15% слабее его контрольное время — 7 мин 10 с. Когда учитель дает старт второй пробежке, все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте старта-финиша (если дистанция круговая) опять называет время по 5-секундным интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил. Если у учащихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый может контролировать самостоятельно.
Самостоятельные занятия учащихся Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно- один из главных путей приобщения к регулярным, занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям (репродуктивный метод).В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей соревнований могут сами ребята (это так называемый частично-поисковый метод). Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к уроку.
Выполнение домашних заданий — это тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью предварительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражнений в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в последующем разделе гимнастики — это во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уроках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере развиваются в данный период времени года, например зимой — силы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать задание школьникам разучить ту или иную комбинацию упражнений с целью развития координации и точности движений, например упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же можно задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыжных ходов. Необходимо стимулировать самостоятельные занятия учащихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бегом, регулярно тренируются и выступают в популярных в настоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие ходят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за активность. В ряде школ учителя начали по определенному расписанию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоятельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его (или только консультирует— это зависит от уровня инструкторских навыков физорга), а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Старты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводили и тесты физической подготовленности, записывая результаты в личные карточки,— это сэкономит учителю много времени урока. Организация учебной работы В нее входит подготовка учебно-материальной базы и обеспечение готовности к занятиям коллектива учащихся. Уже сейчас в школах все больше начинают применять различные несложные тренажерные устройства, как стационарные, так и убирающиеся. В будущем, несомненно, они будут использоваться наравне с имеющимися снарядами и инвентарем. Различные силовые тренажеры, реакциометры, велостанки и велоэргометры, третбаны простейших конструкций уже имеются в ряде школ и с большим интересом используются школьниками. Из приборовнадо иметь следующие: динамометры кистевые на 30 и 90 кг, 10 и 25-метровую рулетку, секундомеры, свистки, электромегафон; желательно также иметь спирометр, ростомер, становой динамометр; можно также изготовить прыжковый высотомер, регистраторы правильного выполнения отжиманий и подтягиваний и пр. Полезно иметь демонстрационные таблицы, таблицы индивидуального дозирования нагрузок, диапозитивы по технике движений (бег, прыжки, метания, игры и пр.), кинофрагменты (например, по игре в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и пр.), магнитные записи, грампластинки музыкального сопровождения общеразвивающих упражнений. Технические средства обучения: диапроектор, графопроектор, кинопроектор, магнитофон, телевизор, пленка для графопроектора, классная доска, устройство для зашторивания окон, устройство для просмотра диафильмов на свету, экран, электрофон, эпипроектор, пульт дистанционного управления. Спортивная площадкадолжна включать: беговую дорожку 100 м, круговую дорожку 150—400 м, места для прыжков в длину и в высоту (желательно многопропускные), места для толкания ядра, площадки для игр в футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, гимнастический городок (минимум 3 подвесных каната, 3 шеста, лестница, 3 перекладины разной высоты, 6-пролетная стенка, бревно с установкой на разную высоту в горизонтальном и наклонном положениях), стенку деревянную для метаний в цель, 60-метровую полосу препятствий, земляную горку. Легкоатлетический инвентарь: барьеры, гранаты, планки для прыжков, станки стартовые, палочки эстафетные, флажки. Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ предусмотрено также приобретать для школы 20 пар лыжного инвентаря. Но обычно дети имеют свой инвентарь, так что учителю нужен только небольшой резерв на случай, если кто-либо из учащихся по той или иной причине окажется без лыж. Надо предусмотреть в школе место для каждого класса, где учащиеся будут ставить принесенные с собой лыжи, и иметь горелку, мазь, желательно также смолу, растирки, набор инструментов для ремонта инвентаря. Организационная работас учащимися и их родителями заключается в получении сведений от врача о состоянии здоровья школьника, о том, к какой медицинской группе он относится, инструктирование о режиме дня и занятиях физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультминутки во время приготовления уроков, прогулки и др.), водных процедурах, о необходимой спортивной одежде и обуви, приобретении своевременно личного спортивного инвентаря, особенно лыжного, о правилах безопасности на уроках физической культуры. Относительно необходимой спортивной одежды, обуви, личного инвентаряшкольников (скакалка, обруч и другие подобные предметы) учитель информирует родителей на собраниях еще до начала учебного года. Требуется три комплекта спортивной формы: для занятий в зале (майка, трусы, полукеды), для занятий на открытом воздухе осенью и весной (легкий тренировочный костюм), для лыжной подготовки (тренировочный костюм, лыжный инвентарь; палки не должны быть короткими). Желательно, чтобы каждый ученик приносил в дни уроков физкультуры с собой в школу полиэтиленовый мешочек с мылом и полотенцем. О правилах безопасности учащихся ежегодно инструктируют на первом уроке. Правила вывешивают у входа в зал. После инструктажа каждый школьник расписывается в специальном журнале. В каждом классе на первом уроке выбирают двух физоргов — мальчика и девочку. В тот же или ближайшие дни учитель собирает всех физоргов классов (или, что еще лучше, по группам классов) и инструктирует об обязанностях и правах. Командиров отделений можно назначать на весь год, но лучше периодически менять, чтобы в течение года большее число школьников побывало в этой роли.
Планирование учебной работы Для перспективного планированияучебных занятий учитель берет за основу рекомендованную программой сетку часов и, если надо, вносит в нее только некоторые изменения с учетом климатических условий, учебно-материальной базы, спортивного профиля своей подготовки (например, при выборе спортивных игр). В VII— VIII классах изучают детально одну спортивную игру, при наличии условий для прохождения элементов борьбы и занятий плаванием на эти виды выделяют время из других разделов программы, время на подвижные игры специально не планируют, оно входит в остальные разделы программы; то же относится и к теоретическим сведениям. Годовые планысоставляют по четвертям, для каждого класса отдельно, в два приема. Сначала в графической форме намечают последовательность прохождения упражнений по разделам программы. Для этого в левой части листа колонкой выписывают упражнения, а сверху листа по горизонтали проставляют номера уроков. В каждой графе против соответствующих упражнений точками или крестиками проставляют серию уроков, в которой будут изучаться и использоваться для развития двигательных качеств те или иные упражнения. Прохождение каждого раздела — легкой атлетики, гимнастики и других — на протяжении всего учебного года рассматривают как изучение отдельной темы. В ней выделяют одну, две, три серии (в каждой по 4—6 уроков) основных упражнений. Естественно, выделяют не полный урок, а только часть. На этапе начального изучения каждого вида упражнений материал располагают концентрированно — подряд в нескольких уроках, на этапах же углубленного разучивания, закрепления и совершенствования— более распределение, то есть через один-два урока. Можно в плане-графике вместо точек (крестиков) проставлять буквы: о — обучение, з — закрепление, у — оценка усвоения. На прохождение темы уроки не обязательно планируются подряд. Например, легкая атлетика частично проходит в сентябре, затем в марте (прыжки в высоту) и в мае; одна серия занятий по спортивным играм может быть запланирована на ноябрь, вторая — на апрель. Составлять годовой план-график в минутах не следует - это уже относится к оперативному планированию. Но и ограничиваться графической формой планирования тоже не стоит. Как начинающий, так и опытный учитель должен составить поурочные планы в словесной форме. В поурочных планах дают более подробный перечень средств обучения и развития двигательных качеств для основной части уроков, а также методы проведения упражнений, дозировку нагрузок. В настоящем пособии в каждой главе приведено примерное распределение учебного материала по урокам, которое можно использовать в качестве образца, но его следует обязательно конкретизировать с учетом имеющихся условий и уровня подготовленности школьников. Распределение учебного материала по четвертям зависит от климатических условий. В РФ имеется пять климато-географических зон, но в практике физического воспитания обычно ограничиваются рассмотрением особенностей занятий только по трем зонам — северной, средней и южной. В последние годы стали выделять зоны особо жаркого климата, а также высокогорные районы. В школах средней полосы в первой четверти обычно изучают легкоатлетические виды упражнений, развивают преимущественно скоростно-силовые качества и выносливость, причем делают акцент на общей выносливости, поскольку во время летних каникул у большинства школьников физическая подготовленность не повышается. С середины октября из-за ухудшения погоды занятия переносят в зал и начинают обучать школьников спортивным играм. В течение второй четверти проходят гимнастический раздел программы, уделяя особое внимание развитию координации и точности движений, силы и силовой выносливости. Для поддержания общей выносливости включают бег (до 20—30 кругов) и различные многоскоки. Третья четверть посвящается лыжной подготовке или заменяющим ее видам — занятиям на коньках (в малоснежных районах) или кроссам (в районах с теплой зимой). В случае оттепели занятия не надо переносить в зал — можно заниматься на воздухе бегом или играми на снегу. В начале четвертой четверти завершают прохождение спортивных игр и начинают заниматься легкой атлетикой. Часть упражнений (например, прыжки) можно вначале проходить в зале, а часть (кроссы) — в конце урока (чтобы больше не возвращаться в зал) на асфальтированных дорожках около школы. После перенесения занятий полностью на площадку не следует исключать из уроков прыжки в высоту с разбега, если их ранее проходили в зале: полезно, чтобы учащиеся приучались прыгать в яму с песком, то есть в условиях, приближенных к естественным. Если школа может организовать занятия плаванием, сроки их устанавливаются в зависимости от времени предоставления бассейна. Занятия борьбой, если есть для этого условия, лучше планировать не на время занятия гимнастикой, а на время занятий играми; впрочем, все зависит от конкретных условий. Накануне каждого дня занятий учитель уточняет и конкретизирует планы уроков. Начинающему учителю рекомендуется подробно, в виде конспекта, записать, как он предполагает вести уроки, включая команды, виды построений, перестроений и передвижений в строю, организацию учащихся для проведения упражнения (фронтально, посменно, поточно или другими способами), содержание теоретических сведений и вопросы к учащимся для проверки усвоения, упражнения для разучивания и повторения, создание тех или иных ситуаций для развития морально-волевых качеств, другие аспекты воспитательной работы. Такие конспекты следует бережно хранить. С приобретением опыта конспектирование можно все более упрощать, и многоопытный педагог вообще может ограничиться имеющимися у него поурочными планами и краткими заметками к очередному уроку. Планирование занятий отнимает у учителя много времени, но к этой работе следует относиться очень серьезно. В то же время не надо бояться отойти от ранее намеченного плана. И наоборот, надо учиться гибко действовать, учитывать изменения условий и то, как учащиеся овладевают учебным материалом. Если хорошо и быстро, то можно или усложнить материал, или перенести освободившееся время на другой раздел, который труднее осваивается.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.029 с.) |