Прибыль и рентабельность фирмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль и рентабельность фирмы.



 

Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности, характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль - разница между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Другим показателем, характеризующим результат предпринимательской деятельности, является рентабельность.

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы.

Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов.

В процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т. е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

Эти показатели - рентабельности продукции и рентабельности продаж - взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В процессе анализа финансового состояния фирмы может исчисляться рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и др.

Рост рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями и процессами: это - совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах, это повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на переходном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

 

 

24.Долгосрочное финансовое планирование.

В зависимости от срока составления плана финансового развития выделяют долгосрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. В современных условиях оно охватывает период от 1 года до 3 лет (редко - до 5). Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Долгосрочное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.

Краткосрочное планирование охватывает период до 1 года. Это может быть годовой, квартальный, месячный или декадный план. Он создается в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система краткосрочного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы.

Краткосрочное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

1. организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2. ежедневный учет изменений в информационной базе;

3. анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

4. расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

5. расчет временно свободных денежных средств фирмы;

6. анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств фирмы.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить заходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

 

 

25.Содержание и роль бизнес-плана.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Бизнес-план служит двум основным целям:

· Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

· Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.


Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· определить конкретные направления деятельности фирмы,

· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;

· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;

· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить

Примерная структура бизнес-плана:

1. Резюме. Этот раздел можно назвать важнейшим, так как именно с резюме начинают инвесторы рассматривать Ваш бизнес-план и многие на этом и останавливаются, потому что в нем содержится практически вся основная информация о проекте.

2. Описание предприятия. Раздел содержит сведения о предприятии и его положении на рынке, организационно-правовой форме предприятия, об основных видах деятельности, владельцах и финансовых показателях, отличия компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.

3. Описание продукции. Этот раздел бизнес-плана содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.

4. Анализ рынка: характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов.

5. Маркетинговый план: стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж.

6. Производственный план. Включает такие данные, как:

- потребность в площадях (производственных, складских, офисных и иных);

- потребность в оборудовании, пути получения, условия и сроки поставки;

- программа производства и реализации продукции на 3 года (1 год в поквартальной или помесячной разбивке);

- прямые затраты

7. Организационный план: основные участники предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), организационная схема предприятия, показывающая внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.

8. Инвестиционный план. Содержание раздела:

- календарный план с указанием отдельных этапов;

- приведение необходимых финансовых ресурсов для их выполнения;

- установление взаимосвязей между этапами;

- формирование активов предприятия.

9. Финансовый план. Включает такие данные как:

- сметная стоимость проекта и источники финансирования проекта;

- налоговые выплаты и отчисления;

- затраты по обслуживанию заемных средств;

В него также включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта.

10. Анализ рисков проекта. В разделе оценивается, какие риски наиболее вероятны для проекта, их последствия, и степень их влияния на конечный финансовый результат.

11. Пояснения. Необходимые разъяснения и рекомендации.

12. Приложения: документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.

Приведенная структура является приблизительной, при разработке проектов в каждой конкретной отрасли в структуру вносятся дополнительные разделы, отражающие специфику отрасли и конкретного проекта. Также список может быть сокращен, если это не противоречит требованиям инвесторов.

 

26. Управление оборотными активами и краткосрочными пассивами

            Как уже отмечалось, все активы предприятия делятся на оборотные и внеоборотные. Внеоборотные активы — это основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и другие активы, не участвующие в регулярном цикле закупка-производство-продажа (обороте). Как правило, внеоборотные активы трудно быстро трансформировать в денежные средства, и в связи с их реализацией возможны дополнительные расходы.

            Оборотные активы, называемые в западной практике валовым оборотным капиталом (Gross working capital) или просто оборотным капиталом (Working capital), это товарно-материальные запасы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность и т. п. активы, которые обладают более высокой ликвидностью по сравнению с внеоборотными активами и участвуют в обороте предприятия.

            Практически всегда оборотные средства предприятия лишь частично сформированы за счет собственных средств и долгосрочной кредиторской задолженности. Другая их часть формируется за счет краткосрочных пассивов (кредиторской задолженности поставщикам, краткосрочных кредитов и т. п.).

            В процессе управления оборотными активами и краткосрочными пассивами менеджеры обычно пользуются следующими величинами и понятиями:

- чистый оборотный капитал (Net working capital). Эта величина рассчитывается вычитанием из суммы оборотных активов суммы краткосрочных обязательств. Рабочий капитал — это часть оборотных средств, сформированная за счет собственных средств предприятия и долгосрочной кредиторской задолженности;

- текущие финансовые потребности. Это текущая потребность компании в краткосрочном кредите или часть оборотных активов, не покрытая ни собственными средствами, ни кредиторской задолженностью, ни долгосрочными кредитами;

- период обращения денежных средств (период оборачиваемости оборотных средств). Вычисляется сложением периода оборачиваемости запасов и периода оборачиваемости дебиторской задолженности и вычитанием из полученной суммы среднего срока оплаты кредиторской задолженности. Способы расчета этих параметров приведены выше при описании аналитических коэффициентов.

            Сокращение периода обращения денежных средств является одной из важнейших задач менеджеров компании. Основными путями к достижению этой цели являются, как можно видеть, уменьшение периода оборачиваемости запасов (за счет оптимизации страховых запасов сырья и материалов, исключения случаев нерационального накопления запасов), уменьшение периода оборачиваемости дебиторской задолженности (сокращение до разумного предела отсрочек платежей при реализации продукции), увеличение сроков погашения кредиторской задолженности (при наличии такой возможности).

            Для Интернет-компаний, как уже отмечалось, не является характерным предоставление покупателям отсрочек платежей, особенно в секторе В2С. При этом необходимо учитывать, что с поставщиками Интернет-компании работают по тем же схемам, что и обычные компании, т. е. во многих случаях имеют товарный кредит (отсрочку платежа) или даже получают товар на реализацию. Таким образом, при успешном управлении товарными запасами, Интернет-компания может достигать весьма высокой скорости обращения денежных средств.

 

 Оборотные средства предприятия состоят из трех основных частей: денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (наиболее ликвидная часть), дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов (наименее ликвидная часть). Задача выбора соотношения между этими частями (структуры оборотных активов) и определения необходимого общего объема оборотных средств постоянно стоит перед менеджерами компании.

          Чем меньше объем запасов, тем выше скорость их обращения (при неизменном объеме выручки и себестоимости), но чрезмерное уменьшение запасов приводит к возникновению перебоев в производстве и торговле, что снижает выручку и прибыль компании. Для оптимизации объема запасов необходимо определить такое количество каждой их составляющей, чтобы колебания рынка уже не вносили перебоев в деятельность компании, но при этом денежные средства не иммобилизовались в товарно-материальных запасах, необходимость в которых в данный момент отсутствует.

 Существует две противоположных стратегии управления оборотными активами:

- стратегия минимизации периода обращения. Эта стратегия хороша для рынка с низкой неопределенностью. Она подразумевает минимизацию объема оборотных средств за счет сведения до минимума объема запасов и денежных средств на счетах. Чем меньше объем оборотных средств (при неизменном объеме выручки), тем меньше приходится привлекать источников для их финансирования, и тем меньше издержки на обслуживание этих источников (проценты по кредитам и т. п.). Кроме того, применяя эту стратегию, компания стремится получать от покупателей оплату как можно быстрее, минимизируя тем самым объем дебиторской задолженности. При четко налаженной системе поставок и отгрузок, бесперебойно работающем производстве, дисциплинированных покупателях, оплачивающих продукцию вовремя, и прочих идеальных условиях эта стратегия ведет к максимизации прибыли компании. Однако, как только на рынке возникает ситуация неопределенности (а для интернет-рынка она весьма характерна), эффективность данной стратегии резко снижается, и ее применение может привести к серьезным проблемам;

- стратегия минимизации риска. Эта стратегия противоположна по своей сути стратегии минимизации периода обращения. В чистом виде она может быть оправданной только в условиях сильнейшей неопределенности на рынке. Стратегия минимизации риска подразумевает наличие у компании значительного объема запасов, денежных средств на счетах и ликвидных ценных бумаг. Применяя эту стратегию, компания стимулирует покупателей предоставлением значительных отсрочек платежей при покупке товаров и услуг компании. Это ведет к росту дебиторской задолженности. Естественно, что поддержание высокого объема оборотных средств требует соответствующих источников их формирования (долгосрочных и краткосрочных кредитов и др.), которые необходимо обслуживать (платить проценты). В качестве компенсации дополнительных издержек компания, придерживающаяся данной стратегии, получает минимизацию риска, связанного с колебаниями рынка, проблемами поставщиков и т. п.

            Практически никогда описанные стратегии не применяются в чистом виде. Оптимальное решение лежит где-то посередине и зависит от особенностей каждой компании.

 

 

27. Нормирование оборотного капитала

В хозяйственной деятельности существует объективная необходимость проведения нормирования оборотного капитала.

Нормирование оборотного капитала – установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия.

Основная цель нормирования – определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу производства и сферу обращения.

К числу нормируемых оборотных средств обычно относятся оборотные производственные фонды и готовая продукция. Фонды обращения, как правило, не-нормируемы.

Нормирование оборотных средств предполагает определение: норм запаса оборотных средств в днях; нормативов всех оборотных средств в денежном выражении, в том числе по каждому элементу.

Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основным материалам включает: транспортный запас – время пребывания в пути оплаченных материальных ценностей – разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота; технологический запас – время разгрузки, складирования и подготовки к производству; время пребывания материалов в текущем, складском запасе – 50 % среднего интервала между поставками; страховой запас – 50 % текущего запаса.

Норматив производственных запасов (Нпр. з) рассчитывается по формуле

Нпр. з = МЗ/Д X ПЗн,

где МЗ – затраты на материалы, тыс. руб.; Д – длительность планового периода, дней; ПЗн – норма в производственных запасах, дней.

Норматив незавершенного производства (Ннп) рассчитывается по формуле Ннп = С/Д X Дпр. цКнз,

где С – себестоимость выпуска товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.; Дпр. ц – длительность в днях производственного цикла; Кнз – коэффициент нарастания затрат.

Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле Кнз = (МЗ – 0,5(С – МЗ))/С.

Норматив готовой продукции (Нгп) определяется по формуле Нгп = С/Д X ГПн,

где ГПн – норма запаса готовой продукции, дней.

Общая сумма нормируемых оборотных средств (Нос) рассчитывается по формуле

Нос = Нпр. з + Ннп + Нгп.

Потребность предприятий в объеме норматива должна покрываться за счет собственных средств. Дополнительная потребность в оборотном капитале, вызванная необходимостью образования сверхнормативных запасов товарных и материальных ценностей, должна удовлетворяться за счет краткосрочного банковского кредита.

Нормирование оборотных средств позволяет повысить эффективность использования оборотных средств. Это выражается в том, что в результате нормирования потребность предприятия в оборотном капитале сокращается. Нередко в результате нормирования предприятие получает высвобождение оборотных средств и может направить сэкономленную сумму на другие нужды.

Однако распространению нормирования оборотных средств на предприятиях препятствует неразвитость: нормативной базы по материальным затратам; статистического учета в области дебиторской задолженности, денежных средств.

Все это затрудняет разработку обоснованных норм и нормативов оборотных средств. Поэтому вместо нормирования оборотных средств предприятия нередко используют укрупненные (экспертные) методы планирования потребности в оборотных средствах либо вообще не планируют потребность в оборотных средствах.

 28. Управление денежными средствами на предприятии

Одним из оценочных показателей деятельности любого предприятия является прибыль. Величина прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, возможность увеличить или уменьшить размеры производства. Однако прибыль как финансовый результат может быть достигнута только при наличии соответствующих ресурсов - денежных средств. Поддержание количества денежных средств на необходимом уровне, оптимизация платежей способствуют устойчивому положению компании. Вот почему наиболее важной задачей на предприятии является создание эффективного механизма управления денежными средствами.

                                           Основные принципы управления денежными средствами:

совокупный денежный поток должен стремиться к некоторой положительной величине ("страховому запасу"), которая определяется уровнем риска, приемлемым с точки зрения данного предприятия;

должна быть обеспечена реализация как можно большего объема продукции путем установления разумных цен на нее;

необходимо максимально ускорить оборачиваемость всех видов запасов при обеспечении их бездефицитности как средства защиты от падения объемов продаж продукции;

деньги с дебиторов должны собираться как можно быстрее (при этом, однако, следует избегать чрезмерного давления на них, так как это может вызвать падение объемов продаж);

для ускорения этого процесса следует использовать разумные (экономически оправданные) скидки на продукцию и услуги;

следует добиваться разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании, а также скидок у поставщиков сырья и комплектующих.

Одним из основных критериев правильности управленческих решений, принимаемых в финансовой сфере, является положительность совокупного потока денежных средств в любой момент времени (отрицательный денежный поток и/или отрицательный оборотный капитал - первый симптом финансового неблагополучия предприятия).

Дефицит денежных средств может вызываться как внешними, так и внутренними причинами. К числу последних можно отнести падение объемов продаж продукции как следствие потери крупных потребителей, недостатков в управлении ассортиментом продукции и т. д., а также изъяны в системе управления финансами (слабое финансовое планирование, отсутствие управленческого учета, потеря контроля над затратами и т. п.).

К внешним причинам, наиболее часто вызывающим возникновение дефицита денежных средств, можно отнести: повышение конкуренции со стороны других товаропроизводителей, использование неденежных форм расчетов (бартера), рост цен на энергоносители, изменение котировок валют, давление налогового законодательства, высокая стоимость заемных средств, высокий уровень инфляции и т. д.

Основой управления является наличие оперативной и достоверной учетной информации, формируемой на базе бухгалтерского и управленческого учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, бюджеты налоговых платежей, графики выдачи и погашения кредитов, уплаты процентов, бюджеты предстоящих закупок, требующих предварительной оплаты, и многое другое.

Сама же информация поступает из различных источников, ее сбор и систематизация должны быть отлажены с особой тщательностью, поскольку запаздывание и ошибки при предоставлении информации могут привести к серьезным последствиям для всей компании в целом. При этом каждое предприятие самостоятельно определяет формат предоставления, периодичность сбора информации, схему документооборота.

Но главная роль в управлении денежными средствами отводится обеспечению их сбалансированности по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно внедрить на предприятии системы планирования, учета, анализа и контроля. Ведь планирование хозяйственной деятельности предприятия в целом и движения денежных средств в частности существенно повышает эффективность управления денежными потоками, что приводит к:

сокращению текущих потребностей предприятия в них на основе увеличения оборачиваемости денежных активов и дебиторской задолженности, а также выбора рациональной структуры денежных потоков;

эффективному использованию временно свободных денежных средств (в том числе страховых остатков) путем осуществления финансовых инвестиций предприятия.

обеспечению необходимой платежеспособности предприятия в текущем периоде путем синхронизации положительного и отрицательного денежного потока в разрезе каждого временного интервала.

           Задача управления денежными средствами весьма актуальна сейчас, в период экономического кризиса. Слаженный механизм управления позволит предприятию достичь финансовой стабильности не только в данный момент, но и в будущем.

29. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ [storage control] — комплекс моделей и методов, предназначенных для оптимизации запасов, т. е. ресурсов, находящихся на хранении и предназначенных для удовлетворения спроса на эти ресурсы. Термины “ресурсы” и “запасы” здесь понимаются широко: можно говорить о запасах конечной продукции, о запасах полуфабрикатов (тогда соответствующая задача будет задачей об оптимизации незавершенного производства), о запасах сырья, природных и трудовых ресурсов, денежных средств и т. д. Роль производства сводится здесь к пополнению уровня запасов по мере возникновения потребности в них.

В качестве целевой функции в задачах У. з. выступают суммарные затраты на содержание запасов, на складские операции, потери от порчи при хранении и моральное старение, потери от дефицита и штрафы и т. д. Естественно, что отыскивается минимум этой функции. Управляемыми переменными в таких задачах являются объем запасов, частота и сроки их пополнения (путем производства, закупки и т. д.), степень готовности продукции, хранящейся в виде запасов и др. Задачи бывают статические (когда принимается разовое решение об уровне запаса на определенный период) и динамические, или многошаговые, когда принимаются последовательные решения или корректируется ранее принятое решение с учетом происходящих изменений.

Упрощенным примером задач У. з. может служить задача об оптимальной партии.

Размеры запасов (резервов) бывают обусловлены колебаниями в подаче материалов или в спросе на продукцию (напр., страховой запас), различиями в величине партий полуфабрикатов, деталей и изделий, затратой времени на транспорт ресурсов и изделий (“транспортный запас”) и другими факторами.

30. Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующих:

1.                     сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

2.                     счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учёта, дебиторская задолженность определяется как сумма, причитающаяся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов.

Наиболее распространенным видом дебиторской задолженности является задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности - важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализационных расходов.

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.

В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий, завышенные размеры дебиторской задолженности снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла.

Поскольку в общей сумме дебиторской задолженности преобладает задолженность заказчиков за поставленные им товары, то при анализе дебиторской задолженности целесообразно сопоставлять ее динамику с динамикой выручки от проданных товаров. Темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг (без НДС) по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» сопоставляются с темпами роста средних остатков дебиторской задолженности по балансу.

Другой важнейший показатель - удельный вес просроченной дебиторской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма просроченной дебиторской задолженности также возрастает, но ее удельный вес должен снижаться. Однако многое зависит от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых товаров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности.

Дебиторская задолженность делится на две группы:

1.          дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2.          дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

-          ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

-          труднореализуемая;

-          сомнительная;

-          безнадежная.

Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянных и разовых. Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможно применение целой системы мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Так если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то к примеру, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке.

Большое значение имеет и отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.075 с.)