Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Машины, которые работают, пока не перестают работать
Барбара Страук Бывший научный редактор New York Times; автор книги «Тайны мозга взрослого человека» (The Secret Life of the Grown-up Brain)[83] Когда я рулю не пойми куда, бездумно выполняя все указания навигатора, установленного на моем смартфоне, и добираюсь до нужного места, я в полном восторге от машин, которые мыслят. Слава богу! Правда-правда! Но бывают и моменты, когда я еду не пойми куда, а телефон говорит мне с заметной настойчивостью: «Выполните разворот, выполните разворот!» – причем в таком месте на Гранд-Сентрал-Паркуэй, где подобный маневр был бы самоубийством. Тогда я начинаю думать, что мой мозг лучше, чем алгоритм навигатора, поскольку способен предсказать, что такой разворот будет иметь катастрофические последствия. И я смеюсь над этой машиной, часто жизненно необходимой, и чувствую сугубо человеческое самодовольство. Кроме того, я пребываю в некоторой растерянности. Меня беспокоит, что, полагаясь на навигатор, я позволяю своему мозгу захиреть. Сможет ли он справляться с чтением карт? Важно ли это? Как научный редактор и дочь инженера-проектировщика, который доверял машинам больше, чем людям, я, наверное, должна была без сомнений занять сторону машин. Но, хотя этот инженер очень хорошо разбирался, как сделать так, чтобы «Апполон» добрался до Луны, у нас дома было полно машин, которые «типа работали»: самодельный проигрыватель, настолько капризный, что приходилось надевать перчатки, прежде чем включить его, чтобы не него не попала вся эта ужасная пыль, и пр. Вокруг нас сейчас полно машин, которые «типа работают». Машин, которые работают, пока не перестают работать. Мне понятна идея беспилотного автомобиля. Но я освещала крушение «Челленджера». И я все время думаю про эти неразумные развороты. Я не знаю. С одной стороны, я надеюсь, что революция продолжится. Нам нужны умные машины, чтобы загружать тарелки в посудомойку, чистить холодильник, упаковывать подарки, кормить собаку. «Валяй», – говорю я. Но можем ли мы в самом деле рассчитывать на то, что машина справится – как мне пришлось только что – с пятью непростыми разговорами с разными коллегами-людьми? С людьми, которые на самом деле хорошие, но у них, понятно, собственные взгляды на то, как все должно быть? Появится ли у нас когда-нибудь машина, которая убедит двадцать с лишним человек сделать что-то, что, по вашему мнению, им нужно сделать, а по их мнению, делать не надо? Появится ли у нас машина, которая сумеет по-настоящему утешить в предельно неприятной ситуации?
Вот почему, несмотря на мой революционный пыл, несмотря на то что, по-моему, машины могут делать кучу разных вещей лучше людей, я как филолог думаю: пока машина не напишет стихотворение, от которого мне захочется плакать, я все же буду на стороне людей. Конечно, до тех пор, пока мне срочно не понадобится какой-нибудь рецепт. Правила меняются по ходу игры Шейзаф Рафаэли Преподаватель и директор Центра исследований Интернета, Хайфский университет (Израиль) Мыслящих машин пока нет. Но они дадут о себе знать, когда появятся. В том-то все и дело. Мышление машины определяется коммуникацией. Благодаря мышлению машины могут избавиться от той трагической роли, в которой им пришлось выступать в человеческой культуре. Много веков они были и призрачной угрозой, и ускользающей целью. К ней непрестанно стремились ученые, и ею же пугали нас алармисты-антиутописты. В течение нескольких десятилетий искусственный интеллект как область исследования страдал синдромом постоянной смены правил по ходу игры. Как только та или иная цель по разработке интеллекта оказывалась достигнута, ее переопределяли и впоследствии уже не считали имеющей отношение к разуму. Это произошло с вычислением и с викторинами на эрудицию, а также с более серьезными играми вроде шахмат. То же случилось с распознаванием голоса и изображений, пониманием естественного языка и переводом. Поскольку горизонты развития продолжают расширяться, нас все сложнее удивить. Так что можно кое о чем подумать применительно к цели, обозначенной как «мышление», а ранее как «разум», – о предусмотрительности. Не нужно сводить обсуждение только к вопросам мышления; надо подумать и о самом обсуждении. Информация – это уже не просто данные, она менее объемна и более существенна. Знание – это уже не просто информация, его можно тем или иным образом применить. Мудрость – это знание о том, как не попасть в переплет, ум же показывает, как выбраться из неприятностей. А что мышление? Мышлению нужны данные, а знанию также требуются коммуникация и взаимодействие. Мыслить – значит задавать вопросы, а не только отвечать на них.
Общение и взаимодействие – вот новая цель. Задача осмыслить мышление выходит за пределы ума или мудрости. Мышление предполагает наличие сознания и чувств. И здесь данных, информации, даже знаний, вычислений, памяти и восприятия, недостаточно. Для того чтобы мыслить, машине нужно быть любопытной, креативной и общительной. Сомневаюсь, что она такой станет. По крайней мере, в ближайшее время. Но цикл будет завершен, только когда машины научатся беседовать: формулировать, излагать и перефразировать вопросы, на которые пока могут только отвечать, что для нас уже удивительно. Машины, которые мыслят, – это отличная идея. Как и машины, которые двигаются, готовят, воспроизводят себя, защищают нас, они могут сделать нашу жизнь проще и, наверное, даже лучше. И это окажется очень кстати. Подозреваю, что появление таких машин будет не столь драматичным и травмирующим, как представляется многим. Машина станет действительно мыслящей только тогда, когда она сможет нам о себе сообщить, а также воспринять, сохранить и обработать наши реакции. Подлинно мыслящая машина даже сумеет утешить получивших психологическую травму и облегчить их страдания. Мыслящие машины будут достойны того, чтобы о них задумываться, то есть будут по-настоящему мыслить, когда действительно станут взаимодействовать. Другими словами, они будут по-настоящему мыслить, только когда сами убедительно заявят об этом, по собственной инициативе и, я надеюсь, после того, как обсудят это между собой. Машины будут мыслить в полном смысле слова, когда образуют свои сообщества и присоединятся к нашим. Если – и когда – машинам это потребуется и они сформируют связь, которая в достаточной мере заинтересует других, чтобы все с ними обсудить, они пройдут тест на мышление. Обратите внимание, что эта планка выше, чем заданная Тьюрингом. Как и мышление, взаимодействие – такая вещь, которой занимаются не все люди, а из тех, кто занимается, у большинства получается не очень хорошо. Если – и когда – машины начнут взаимодействовать масштабно, продуктивно и активно (что возможно, но редко случается даже среди людей), у нас появится повод поволноваться или, как мне кажется, скорее порадоваться. Машины, которые вычисляют, запоминают, даже творят и строят предположения, – это уже не новость. Машины начнут мыслить, когда начнут общаться. Они будут беседовать между собой, а также с другими разумными существами. Они будут автономно создавать сообщения и обмениваться ими в непрерывном потоке отношений, плодотворно и самостоятельно реагировать на внешние воздействия. Многие не сомневаются, что их домашние питомцы умеют и думать, и поддерживать отношения. Точно так же разумные синтетические устройства станут в наших глазах мыслящими, когда убедят рассмотреть и принять этот факт достаточно большое число людей. Машин, которые говорят, обладают памятью, развлекают нас или летают, не так давно все боялись, а сейчас они никого не удивляют, не кажутся чем-то волшебным или исключительным. Создав мыслящие машины и экспериментально подтвердив факт их мышления, а также убедившись, что они не посягнут на исконно человеческие владения, мы разрушим еще один рубеж – коммуникативный. Последним рубежом может оказаться объединенное взаимодействие. И когда машины ему обучатся, они сами будут защищать свои интересы.
Ненаправленный интеллект Эдвард Слингерленд Профессор востоковедения кафедры восточной философии и воплощенного познания, Университет Британской Колумбии (Канада); автор книги «Старайтесь не стараться» (Trying Not to Try) Я не думаю о них – разве что как о доказательстве того, что мышлению не требуется мистическое «нечто», о котором все еще продолжают с удовольствием рассуждать сторонники идеи дуализма разума и тела. Я всегда недоумевал, почему некоторые боятся, что машины могут захватить мир; эти опасения основаны на фундаментальной (хотя и естественной) ошибке. Когда мы представляем сверхмощную мыслящую машину, то опираемся на ближайшую доступную нам аналогию – на себя. Поэтому мы склонны думать, что системы ИИ очень похожи на нас, только значительно умнее и быстрее. Однако это плохая аналогия. Лучше представить себе очень мощную универсальную отвертку. Никто ведь не боится, что супернавороченные отвертки восстанут и ниспровергнут своих хозяев. Системы искусственного интеллекта – это инструменты, а не организмы. Неважно, насколько хорошо они справляются с диагностированием болезней или уборкой в гостиной, они в действительности не хотят ни того, ни другого. Мы этого от них хотим и потому встраиваем в них свои желания. Спрашивать, над чем могли бы думать мыслящие машины, также было бы категориальной ошибкой. Они не думают над чем-то, поскольку «направленность» мышления происходит из интенциональных целей, являющихся для него стимулом. Системы ИИ сами по себе совершенно лишены интенций или целей. У них нет эмоций, они не испытывают ни сочувствия, ни обиды. Хотя такие устройства могут когда-нибудь воспроизвести наш разум – а каких-либо априорных доводов, свидетельствующих о том, что это невозможно, по-видимому, не существует, – их мышление будет лишено направленности, и ее придется задавать извне. Мотивационная направленность – это результат естественного отбора, происходящего в биологических организмах. Естественный отбор выработал сложную комбинацию инстинктов, эмоций и стимулов, максимизирующих возможность передачи наших генов следующему поколению – процесс, который взвалил на нас разнообразные цели, включая желание побеждать, властвовать и управлять. И хотя у нас для желания побеждать могут быть вполне обоснованные эволюционные причины, машинам до этого вообще нет дела. Они просто манипулируют нулями и единицами в соответствии с программой, составленной людьми, которые хотят побеждать. На кой черт системе искусственного интеллекта захватывать мир? Что ей с ним делать? А вот что действительно страшно, так это идея о сущности, обладающей сверхчеловеческим интеллектом и скоростью, а также нашей мотивацией, другими словами, о людях, у которых есть доступ к мощным системам искусственного интеллекта. Впрочем, умные приматы с ядерным оружием не менее страшны, а мы пока как-то сумели выжить в таком мире. Искусственный интеллект сам по себе не страшнее атомной бомбы – это инструмент, и бояться надо не его, а его создателей или владельцев.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.011 с.) |