Вопрос:Божественное установление Таинства Миропомазания: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос:Божественное установление Таинства Миропомазания:



Невидимая сторона таинства миропомазания:

Невидимая сторона выражается соделованием храма духа Святого из человека –преподача благодати благодатными дарами для жизни духовной.

Пророк Исаия выражал:Дух премудрости, дух разума, дух совета и икренности, дух ведения и благочестия дар смирения и рассуждения.

Благодать сообщается духовно просвещающую и вразумляющую нас в истинах веры.

Сообщает нам утверждение и возвращение в благочестии. (Кроме этого государей помазавали миром) и Елеем святым помазавали в Ц Ветхо Заветной –по повелению самого Бога царей. –его помазаниики мы христиане.

Божеское Естество в Иисусе Христе в свете учения мужей Апостольских.

1) Мужей апостольских.

 

Св. Игнатий Богоносец в послании к Траллианам пишет: «остерегайтесь таковых (еретиков). И будете вы безопасны от них, если не станете надмеваться и отторгать себя от Бога – Иисуса Христа, и от епископа, и от заповедей апостольских»103. В послании к ефесским Христианам: «Расторгнут всякий узел неправды; низложено невежество; разорено древнее царство явлением Бога в образе человеческом (Θεού άνθρωπίνως) для новой, вечной жизни"… «Все вы до одного, при содействии благодати, соединяетесь во единой вере и во едином Иисусе Христе, по плоти происходящем от рода Давидова, Сыне человеческом и Сыне Божием»104. В послании к римской Церкви: «Игнатий, называемый и Богоносцем, помилованный благосердием вышнего Бога и Иисуса Христа, единороднаго Сына Его, Церкви возлюбленной, просвещенной волею Того, которому угодно все, что учинено по любви Иисуса Христа, Бога нашего – желаю радоваться высочайшею и непорочною радостию во Иисусе Христе, Боге нашем»105.

 

Св. Поликарп в послании к Филиппийцам приветствует их словами: «Поликарп, и с ним пресвитеры Церкви Божией, находящейся в Филиппах: милость и мир от Иисуса Христа – Бога Вседержителя, Господа и Спасителя нашего, да умножится вам»106.

 

Муж апостольский, известный как сочинитель послания к Диогнету, говорит: «Сам (Бог) предал Сына своего на искупление нас, святого за беззаконных, невинного за виновных, праведного за неправедных, нетленного за тленных, бессмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность? Кто другой мог оправдать вас, беззаконных и нечестивых, кроме одного Сына Божия?…»107.

Евхаристия есть таинство в котором под видом Хлеба и Вина причащается истинной тела и истинной крови Своего Спасителя причастник. Имеет переизбыток танинственности и непостижимости. Тело и Кровь Христова дает благодатные действие на причастника.

Установление Таинства. Господь изрек заранее обетование таинства искупления.

Святой Иоанн повествует случай изречения обетования тела и крови. Великое чудо насыщение пяти хлебами у море Тивериадского там Господь изрек обетование о хлебе небесном.

Иудейская пасха прообраз Агнца заколенного в предопределении Божием от служения мира. В начале Бог был предан на заклание –сам Спаситель говорит о своей смерти часто напомниая обетование ученкам. Затем по совершении иудейской Пасхи он научает их смирению и взаимной любви умывая при этом им ноги. И там уже излагает само таинство –приняв чашу или хлеб во святые свои пренепорочные руки освятив, преломив дает своим ученикам приобщая. В дальнейшем данное таинство осуществилась на Кресте. Установление Таинства –Тайная вечерь –Эпилог кульминационный момент –Искупление –смерть и страдания Крестные –Победа его спасительное Воскресение.

17.Степени Церковной Иерархии и их различие: Церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церквиее существования.

Апостол. Павел говорит, что иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: Он поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... (Еф.4:11–12). Священство предполагает избранничество свыше: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... (Ин.15:16); Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр.5:4). Какой бы высоконравственной жизни ни был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше. Что касается третьего положения, то его опровергают следующие свидетельства Священного Писания:

 

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14);

 

...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим.1:6).

В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях.

 Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19–20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22–23).

 

Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа.

 

Христианское учительство и проповедь – это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое сообщение обучаемому некоторой суммы знаний или система доказательств. В христианском учительстве истина, по словам свящ. Павла Флоренского, «не доказуется, а показуется»1204, является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1Кор.2:4–5).

 

Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например: крещение (см.: Мф.28:19), покаяние (см.: Ин.20:21–23) и причащение. Совершив Тайную вечерю с учениками, Господь произнес слова:...сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).

 

Апостолы получили также дары, связанные с управлением Церковью. Это было необходимо, для того чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников. После того как ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Христос обращается к нему со словами: Паси агнцев Моих... паси овец Моих (Ин.21:15–17). Слово «паси» означает служение управления: апостол должен управлять верующими, подобно тому как пастырь управляет стадом.

 

Священное Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. отпускать грехи. Например: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, которую Господь дал... к созиданию (2Кор.10:8). Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных. О последнем свидетельствуют слова апостола: Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом... (2Кор.13:10);...пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу (2Кор.13:2).

 

Несомненно, у апостолов было сознание того, что они являются носителями такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами заповеди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей собственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Это выразилось в известной формуле: Ибо угодно Святому Духу и нам... (Деян.15:28), которая с тех пор предваряет решения церковных Соборов.

 

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) называется общим словом «пастырство». Первоначально служение пастырства было уделом только двенадцати апостолов, а также ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству двенадцати. Сам ап. Павел говорил: У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов (2Кор.11:5).

 

Повеление Спасителя в Мф.28:19–20 заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века. Следовательно, оно дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена. Это значит, что апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом, в частности, говорится в Первом и Втором Посланиях ап. Павла к Тимофею.

 

4.2. Епископы

Епископы (греч. ἐπίσκοπος от ἐπισκοπέω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (см.: Евр.3:1), но и епископом (см.: 1Пет.2:25; в синодальном переводе – блюститель). Жребий апостольского служения называется «епископством» (см.: Деян.1:20; в синодальном переводе – достоинство).

 

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

 

О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит ап. Павел: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте – «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога... (Деян.20:28). Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение.

 

На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не были существенно необходимыми для бытия Церкви во все времена, без них Церковь не перестала быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что для жизни Церкви существенно необходимо.

 

В служении, которое исполнял Тимофей, можно различить все три составляющие пастырского служения:

 

1. Учительство. Проповедуй сие и учи (1Тим.4:11); проповедуй слово (2Тим.4:2); совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5); занимайся чтением, наставлением, учением (1Тим.4:13).

 

2. Священнодействие. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1Тим.5:22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты... поставил по всем городам пресвитеров... (Тит.1:5).

 

3. Служение управления....Обличай, запрещай, увещевай... (2Тим.4:2);...увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит.2:15).

 

Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам. Уже во II в. одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, стал факт отсутствия у еретиков документального подтверждения преемства своих епископов от апостолов, в то время как православные факт преемства могли подтвердить. Сщмч. Ириней Лионский пишет: «Мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их даже до нас...»1206 О том же самом говорит и Тертуллиан: «Пусть [еретики] покажут основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставников и предшественников своих кого-либо из апостолов либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение. Например, Церковь Смирнская называет своим епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, а Римская – называет таковым Климента, назначенного Петром. Таким же образом и прочие Церкви показывают, в каких мужах, поставленных апостолами во епископы, имеют они отростки семени апостольского»1207.

 

Поскольку благодатью священства во всей полноте обладают только епископы, то без епископов нет Церкви. По словам сщмч. Киприана Карфагенского, «кто не с епископом, тот не в Церкви»1208.

 

4.3. Пресвитеры

В первые века пресвитеры (от греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) поставлялись на служение либо апостолами (см.: Деян.14:23), либо епископами (см.: 1 и 2 Тим.и Тит.). Практически во всех Книгах Священного Писания слово «пресвитеры» употребляется во множественном числе (см.: Деян.1 и 2 Тим.Тит.Иак.и 1 Пет.), из чего можно заключить, что пресвитеры составляли особый церковный чин (пресвитериум): иметь в каждой поместной общине нескольких пресвитеров было нормой.

 

Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т. е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность.

 

В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством, оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов:

 

1. Учительство. Ап. Павел в 1Тим.5 говорит о пресвитерах, которые трудятся в слове и учении.

 

2. Священнодействие. Ап. Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства елеосвящения: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак.5:14).

 

3. Служение управления. Пастырей (πρεσβυτέρους) ваших умоляю я, сопастыр (συμπρεσβύτερος) и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Пет.5:1–3).

 

Слово надзирая (греч. – ἐπισκοποῦντες) указывает, что служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из Книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском соборе в Иерусалиме.

 

Служение епископов и пресвитеров есть пастырство. Это служение занимает в Церкви особое место, и потому епископы и пресвитеры обладают особыми благодатными дарами, однако это не подразумевает «кастовости». Отношения между пастырями и пасомыми в Церкви не похожи на отношения между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. «Епископы и священники не образуют клира как обособленной от остальной массы верующих касты, чье посредничество необходимо для умилостивления Божества. Они воплощают в себе преобразующее жизнь единство общины, они – «отцы», «рождающие» людей для жизни бессмертной и нетленной, единой и в то же время разделенной между всеми, как в лоне семьи. Вовсе не случайно ранняя Церковь уподобила соединяющие общину узы семейному родству»1209.

 

Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми строились по образу отношений между отцами и детьми:...у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15). Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как дети мои (1Ин.2:1, 3:18), дети (1Ин.2:18, 3:7), сын мой (2Тим.2:1).

 

4.4. Диаконы

Первым упоминанием о диаконском служении (греч. διάκονος – служитель) некоторые толкователи считают повествование 6-й главы Книги Деяний, в которой говорится о семи мужах, избранных для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви1210. Диаконами эти мужи не называются, но само слово «служение» по-гречески звучит как «диакония»1211.

 

Согласно этому толкованию, изначально диаконы выступали как помощники апостолов в практическом, прикладном смысле. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – исполненных Святого Духа и мудрости (Деян.6:3).

 

В середине II в. мч. Иустин Философ писал: «Так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих [на Литургии] приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют»1212. Следовательно, диаконское служение носило богослужебно-благодатный характер, поэтому поставление диаконов совершалось через возложение рук с молитвой (как это описано в Деян.6:6). Первоначально диаконы рукополагались апостолами, затем епископами.

 

Служение диаконов не есть пастырство. Диаконы, прежде всего, – помощники апостолов, а затем епископов. Так, Послание к Филиппийцам начинается с приветствия ап. Павла епископам и диаконам. Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают. Правда, известно, что Филипп, один из семи диаконов, крестил самарян (см.: Деян.8:5) и евнуха, вельможу Ефиопской царицы Кандакии (см.: Деян.8:38). Но это не является основанием, для того чтобы считать совершение таинств составной частью диаконского служения, поскольку крещение в случае нужды может совершить всякий христианин.

 

Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью, в той части, которая касается практической жизни общины: выступают помощниками епископов и пресвитеров в управлении паствой, исполнителями их поручений.

 

Что касается учительства, то здесь имеется некоторая неясность. Так, Стефан, один из семи диаконов, учительствовал и проповедовал; Филипп, крестивший самарян, даже называется благовестником (Деян.21:8). Но трудно сказать, было ли это служение харизматическим, т. е. их личным даром, или оно изначально рассматривалось как составная часть диаконского служения вообще. Исторически среди диаконов было достаточно много ученых людей, игравших видную роль в жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церковью никогда не запрещалось, но вряд ли можно утверждать, что учительство является необходимой составной частью их служения.

 

О служении диаконов X. Яннарас говорит: «Основное их предназначение – помощь нуждающимся. Следовательно, для осуществления этой задачи необходимо особое посвящение, особый духовный дар. И в самом деле, в Церкви помощь страждущим есть проявление истины и жизни...»1213 К сожалению, исторически сложилось так, что именно это измерение диаконского служения, которое в древности было самым важным, сегодня почти исчезло из церковной жизни.

 

Для жизни Церкви важны все три иерархические степени. Об этом свидетельствует сщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, принявший, согласно церковному Преданию, посвящение от ап. Иоанна Богослова: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды вашей... И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией... Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же – как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»1214.

Переизбытком любви к нам Господа и чрезвычайным величием дара преподаваемгого в этом Таинстве выражается отношение. Во всем богослужении и чинопоследовании Таинсва мы видим связь Крестной Него благодатные дары которые Он приобрел для людей своею Крестною Смертию. Данное таинство особо таинственно и спасительно действующее на человека. Оно непостежимое это вместе Жертва Богу –которая приносится Ему за всех живущих и умерших и умилостивиляющих его. Евхаристие не есть повторение Крестной Жертвы а принесение жертвенных Тела и Крови однажды возшедшим Искупителем на Крест Всегда ядомых николиже иждиваемых. Поэтому Голгофская жертва и Евхаристия нераздельны между собой и свойственно составляют одни Жертвы, Евхаристия жертва бескровная и бестелесная так как Христос воскреснув из мертвых уже не умирает(Рим 6,9). Евхаристия будучи бескровной и бестрастной совершается в воспоминание страданий и смерти Христа. Совершителем Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургич молитве Он есть и приноисмый и приносящий и приемлющий и раздаваемый. Но в отличие от жервты Голгофской, Евхаристич Жертву Господь приносит не непосредственно а через священнослужителя. Существует богословская проблема которая помогает лучше понять состояние между Евхаристией и Голгофской Жертвой. Это вопрос о месте жертвоприношения Иисуса Христа как первосященика Нового Завета.

Учены Церкви о Христе как о Первосвященике и учение о крестной жертве основано главным образом на Евхаристии. Согласно этому посланию Жертва Христова как однократная отличается от многократных жертв Ветхого Завета. И состоит в принесении Его Крови. Исторически место приношения жертвы Христовой это несомненно Голгофа но утверждается что Христос принес жертву не на Голгофе но в небесной скинии. По этому поводу интересные мысли содержатся в книге Епископа Кассиана Безобразова Христос и первое христ поколение.

Еп Кассиан пишет: В каждом жертвоприношении надо различать две тороны –заклание и приношение. Дело священника есть приношение а не заклание. Иисус был заклан на Голгофе но Свою Кровь как свяшенник Он принес в небесной скинии. Приношение предполагает заклание. Ученик Ап Павла к Евреям не упраздняет Голгофу но первосященническое служение Христа на Кресте совершилась в опеределенной точке пространства и в определенный момент времени.

В нашем сослужении небесному Первосвященнику сослужение не только часном но и данном мы учавствуем в Его жертвоприношении. Соучастие и совершается в Евхаристии. Жертва Христова единая и неповторимая. Но в Евхаристеческой трапзе Господь призвал нас разеделно его старстей Это смысл Установленных Слов.

 20.Видимая сторона таинства Крещения.

Троекратное погружение с формулой. Вещество Вода дейтсвие совершение таинства –погружение в воду слова произносимые во время таинства –формула.

Свойства Святой Церкви.

По учению святой Церкви власть совершать таинство дано не только епископам но и пресвитерам но различие в том что еп. Освящает миро а пресвитер преподает миропомазание. Собор Карфагенский 318 года совершение мира да не творит пресвитер.

Евхаристия как жертва.

Евхаристия есть Жертва благодарения представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божии в том числе Творения, промышление о мире и человеке и Искупление.

Жертва умилостивительная. О самих Теле на сказано как о Теле ломимом и Крови, изливаемой во оставление грехов. Евхаристич Жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию так как очищает от грехов.

Жертва соединяющая всех верных в единое тело во Христе –всех живых усопших, святых. Это сторона Евхаристической жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомедии.

Жертва просительная так как она совершается о всех и за вся о всех требующи Божественной помощи

Из Ап постановлений.

Приготовление рода чел рода к принятию Искупителя началось тотчас по грехопадении прародителей. С этого времени и до призвания Авраама в родоначальники избранного народа все люди были приготовляемы одинаково, т.е. одними и теми же способами и средствами. Не от призвания Авраама до явлении Христа Спасителя иначе был приготовляем народ Израильский (преимущественно путем сверьхеестественным, иначе все отсальные народы уклонившиеся в язычество.

(Дальше просто рассказать как это было про союзы установления заветов, про пророков и тд.)

Видимая сторона таинства покаяния заключается в том моменте когда священник разрешительной молитвой отпускает грехи –сам Бог а священник лишь свидетель вашей исповеди перед Богом. Являясь его орудием. Власть вязать и решать на земле дана самим Богом в священном Писании есть место где он говорит ученикам про отпущение грехов.

Епитимьи и их значение.

ЕПЕТИМЬЯ – ОБЫЧНО ПОД ЕПЕТИМЬЕЙ ПОНИМАЮТСЯ ЛИБО НЕКОТОРЫЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ (НАПРИМЕР ОТЛУЧНИЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК), ЛИБО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, СВЕРХ ПОЛОЖЕННОГО ДЛЯ ВСЕХ ХРИСИАН АСКЕТИЧ УПРАЖНЕНИЯ(ПОСТЫ МОЛИТВЫ ПОКЛОНЫ И ДР) Совершенно неверно понимать епетимью как наказание в обычном смысле слова. В Православной Церкви епитимья понимается как духовное лекарство, которое принимающий исповедь священник как духовный врач назначает уврачевание его нравственных недугов. Власть налагать епитимии на некоторых членов Ц апостолы получили от Господа и сами пользовались этой властью.

Не трудно показать, вопреки мнению некоторых неправомыслящих522, что разделение членов Церкви на два упомянутые класса ведет свое начало от самого Спасителя. Неоспоримо, что сам Господь учредил в Церкви своей особое сословие людей, составляющее собою иерархию, и что этих-то собственно людей, и только их одних, Он уполномочил распоряжаться теми средствами, какие даровал Он Церкви для еe цели: т. е. уполномочил быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего безразлично всем верующим, повелевши им, напротив, только повиноваться пастырям

Читая св. Евангелие, содержащее в себе историю жизни и действий нашего Спасителя, мы видим:

а) Что Он сам непосредственно и из всех своих учеников набрал именно двенадцать, которых назвал своими апостолами. Егда бысть день, повествует св. Лука, призва (Иисус) ученики своя: и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече (Лук. 6, 13), и потому говорил к ним: не вы мене избрасте, но аз избрах вас (Иоан. 15, 16).

б) Что им-то одним Он дал заповедь и власть учить все народы, совершать для них св. таинства, и управлять верующих ко спасению (Матф. 28, 19; Лук. 22, 19; Матф. 18, 18).

в) Что Он преподал эту власть св. апостолам точно также, как сам приял от Отца: дадеся ми всяка власть…; шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и, Святаго Духа (Матф. 28, 18. 19); якоже посла мя Отец, и аз посылаю вы, и сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан. 20, 21. 22. 23).

г) Что к этим двенадцати Он сам же непосредственно присовокупил еще семьдесят определенных учеников, которых послал на то же великое дело (Лук. 10, 1 и след.).

д) Что, передавая своим дванадесяти ученикам свое небесное посольство, Он желал, дабы от них непосредственно перешло оно и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мiре до самого скончания мiра. Ибо Он, сказав апостолам: шедше в мiр весь, проповедите евангелие всей твари (Марк. 16, 15), непосредственно присовокупил: и се аз c вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). Следов., в лице апостолов Он послал на то же дело, и обнадежил своим присутствием всех их будущих преемников, и в точном смысле сам дал Церкви не только апостолы, пророки и благовестники, но и пастыри и учители (Еф. 4, 11).

е) Наконец, что, облекши таким образом своих св. апостолов божественною властию, Он, с другой стороны, весьма ясно и со страшными угрозами обязал всех людей и будущих Христиан принимать от апостолов учение и таинства, и повиноваться их гласу. Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя (Лук. 10, 16). Шедше в мiр весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 15. 16; снес. Мат. 10:14, 18:15–19).

Вот потому-то, даже когда Господь вознесся на небеса, только по Его указанию, причтен бысть к единонадесяти апостолом, на место отпадшего Иуды, Матфий (Деян. 1, 26); и только, по гласу самого Духа Святого, отделены Варнава и Савл на дело, на неже призвал их Искупитель наш (Деян. 13, 2; снес. 9, 15).

Эти три степени Богоучрежденной иерархии суть: первая и высшая – степень епископа; вторая и подчиненная – степень пресвитера или священника; третья и еще низшая – степень диакона (Простр. Хр. Катих. о священстве, стр. 96, М. 1840).

I. Богоучрежденность в Церкви степени епископской и превосходство еe не только пред диаконскою (о чем никто не спорит), но и пред пресвитерскою, чему противоречат некоторые из вольнодумцев547, мы усматриваем: бразно с буквальным значением этих слов548, Апостолы естественно могли употреблять, и, действительно, употребляли549 иногда безразлично, усвояя по временем то и другое как епископам, так и пресвитерам550 и даже самим себе (1Петр. 5, 1; 2Иоан. 1; 3Иоан. 1): однакож, некоторым из этих лиц они предоставляли особенное преимущество и власть рукополагать других пресвитеров (Тит. 1, 5; 1Тим. 5, 22), судить их (1Тим. 5, 19), награждать их (- ст. 17), – преимущество и власть, явно возвышавшие тех, кому даны были они от апостолов, пред простыми священниками, которым, по свидетельству истории, особенно первое из помянутых прав никогда не принадлежало. «Невозможно, замечает св. Епифаний, чтобы епископ и пресвитер были одно: Божественное Писание научает, кто есть епископ и кто – пресвитер, говоря Тимофею: старца (пресвитера) не укоряй… Для чего бы нужно было наставление, чтобы епископ не укорял пресвитера, если бы первый не имел преимущества пред последним? Посему и еще говорит: на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех»551. Впрочем, так как обоюдность названия епископа и пресвитера, встречаемая в св. Писании, не позволяет нам самим непосредственно из него определить строго и непререкаемо, в каком смысле разумели эти слова св. Апостолы; то всего естественнее обратиться здесь к мужам апостольским. Они жили и даже трудились вместе с самими апостолами, были их ближайшими учениками и, конечно, знали образ их мыслей.

2) Мужи апостольские не оставляют в нас ни малейшего сомнения касательно богоучрежденности и высокой важности епископского сана. На них, св. Климент римский говорит: «проповедуя по селам и городам, (апостолы) первых верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для тех, которые примут веру», и перенося имена чинов ветхозаветной иерархии на иерархию новозаветную, замечает: «первосвященнику (т. е. епископу) свое дано служение, священникам (пресвитерам) свое назначено место, и на левитов (так называет он диаконов) свои возложены должности»552. А св. Игнатий Богоносец выражается еще яснее: а) в послании к Ефесеям: «епископы поставлены во всех концах земли по воле Иисуса Христа»553; б) в послании к Смирнянам: «последуйте все епископу, как Иисус Христос Отцу, и пресвитерам, как апостолам, а диаконов почитайте, как заповедь Божию (ώς Θεού έντολήν)"554; в) в послании к Магнезианам: «молю вас, совершайте все в мире Божием, под председательством епископа, вместо самого Бога, пресвитеров, вместо собора апостолов, и диаконов, мне любезнейших, которым поручено служение (διακονία) Иисуса Христа»555; г) в послании к Траллианам: «прилично каждому из вас, особенно же пресвитерам доставлять сладостное успокоение епископу во славу Отца, Иисуса Христа и апостолов»556.

3) Это же самое учение встречаем потом и у пастырей второго и третьего века, как-то: а) св. Иринея: «все противники церковного учения явились несравненно позже тех епископов, которым апостолы вверили церкви»557; б) у Тертуллиана:"совершать крещение имеет право первосвященник (summus sacerdos), который есть епископ, затем (dehinc) уже пресвитеры и диаконы, но не без уполномоченности (auctoritate) от епископа»558; в) у Оригена: «от меня (пресвитера) более требуется, нежели от диакона, от диакона более, нежели от мирянина; но от того, кто содержит в руках своих церковное начальство над всеми нами, потребуется несравненно более»559; и других560.

4) Наконец, то же учение находим постоянно не только у частных пастырей всех последующих веков, но и в определениях целых Соборов, например, никейского, вселенского первого (см. прав. 18) и лаодикийского (прав. 56. 57), так что, когда в четвертом веке явился Арий, и начал учить, будто епископ не имеет никакого преимущества пред пресвитером: то, по свидетельству Епифания и Августина, всею Церковию был признан за еретика561.

5) Новым, осязательнейшим доказательством Божеского происхождения и преимущества епископской власти служат древнейшие списки первых епископов разных апостольских Церквей, бывшие еще для древних ревнителей православия орудием против еретиков. «Мы можем, говорит св. Ириней, перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас», и, действительно, перечисляет в преемственном порядке римских епископов с самого начала римской церкви почти до конца второго века562. «Пусть покажут, говорит другой учитель Церкви, обращаясь к еретикам, начала своих церквей, и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская – Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени»563. Евсевий сохранил древние списки Егезиппа, где предлагается преемственный ряд епископов церкви коринфской, римской и иерусалимской, а сам, на основании других памятников, передает такие же списки епископов всех знаменитейших церквей564. Из этого очевидно, что древние не только отличали епископов от пресвитеров, но что первых только и почитали преемниками апостольскими, давая им, таким образом, полное предпочтение пред последними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.083 с.)