Страны плодородной дуги в IX—iv тыс. До Р. Х. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны плодородной дуги в IX—iv тыс. До Р. Х.



Дега Витальевич Деопик

История Древнего Востока

 

Дега Витальевич Деопик

История Древнего Востока

 

Бог «в мимошедшия роды оставил бе вся языки ходити в путех их.

И убо не несвидетельствована себе остави, благотворя…»

(Деян. 14. 16-17).

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

1а. Проблематика курса. 2. Гармонические и техногенные общества. 3. Хронология. 4. Особенности современной историографии.

 

. Данный курс по истории древнего Востока несколько отличается от того, который существует в Московском Университете или педагогических институтах. Система приоритетов в нашем курсе не только ориентирована на потребности Свято-Тихоновского Института: она должна способствовать формированию несколько более сбалансированного, чем прежде, взгляда на историю Отечества, хотя, как вы понимаете, между концом истории древнего Востока и началом истории России лежат тысячи лет. Что я имею в виду? Основная масса учебников и научных монографий ориентирована прежде всего на историю Месопотамии и Египта — двух наиболее ярких, но относительно поздних техногенных обществ древности. Об остальном говорится, если остается время для изложения. Чем подробнее книга, — я подразумеваю не только учебники, но и большие многотомные монографии, — тем это искажение слабее; но чем короче изложение, тем меньше остается места для рассказа об истории других, не менее важных по значению обществ Древнего Востока. В результате, по сложившейся западноевропейской традиции основу древней истории составляют два самых молодых и наименее творческих общества: шумеров (а также сменивших их семитов Месопотамии) и общество египтян.

 

2. Если же посмотреть на более раннее время, то видно, что выделяются два типа обществ: гармонические и техногенные. Гармонические — это Плодородная дуга, часть, так называемого, Плодородного полумесяца, но без Нижней и Средней Месопотамии, т. е. собственно Двуречья, без долины Нила. Плодородная дуга берет начало в Эламе и идет по предгорьям к северу от Тигра. Возле Хабура начинается верхняя Месопотамия, входящая в Плодородную дугу, как и верховья Евфрата, — сюда же входит юго-восточная часть Малой Азии, — и далее на юг, вплоть до Святой Земли включительно.

Здесь на протяжении IX—V тыс. существовали общества, в которых быстрее, чем в остальных обществах Древнего Востока, развивались социальные структуры, технологии и т. д. Они не характеризуются быстрыми технологическими рывками, неожиданными демографическими взрывами, сложной социальной структурой и системой производства, масштабными кризисами. Это — общества гармонические.

Позднее возникли на базе достижений населения Плодородной дуги общества, которые почти ничего крупного не придумали, но быстро наладили высокоэффективное сельскохозяйственное производство на плодородных землях долин больших рек, эффективно неэксплуатируемых до выхода гармонических обществ на достаточно высокий уровень, технологический и социальный, в результате там начался быстрый прирост населения, а как следствие — выросла его плотность и возникли очень сложные социальные структуры. Эти техногенные общества оказались склонны обожествлять сами себя, так как своим возникновением они почти целиком обязаны деятельности человека, роль природы оказалась меньше, чем ранее, гармония была нарушена.

До этого на протяжении предшествующих пяти тысячелетий, до рубежа V—IV тысячелетий Двуречье и собственно долина Нила представляли собой, в основном, неудобные для возделывания пустынные и болотистые области, которые человек не мог полностью освоить на уровне основанных только на камне технологий. Но когда в определенный момент началось массовое освоение (в основном — людьми из гармонических обществ) металла тогда-то и возникли богатые сообщества с высокой плотностью населения и сложной социальной структурой, что сами люди склонны были считать делом соответствующих богов. Однако, в конечном счете они дошли до обожествления собственного общества. Это характерно именно для двух вышеназванных регионов: Двуречья и Египта. Территориально между ними, в рамках гармонических обществ, имелись две параллельные полосы: по предгорьям и низким плоскогорьям Плодородной дуги располагались высокоорганизованные общества, в которых доминировало земледелие, а скотоводство играло меньшую роль; внутреннюю же часть дуги занимали народы несколько иного склада, жившие в условиях, близких к степным, тоже земледельческие, но с большим удельным весом скотоводства, с более поздним городским развитием, менее высокой плотностью населения, — это тоже гармонические общества с менее сильным, чем у первых, импульсом к технологическому и социальному развитию, но тесно связанные с соседними предгорными регионами.

Нижеследующий курс построен на базе общеизвестных фактов, но рассказ о народах Восточного Средиземноморья, Малой Азии, предгорий Месопотамии, Иранского и Армянского нагорий будет занимать большее место, чем обычно. Соответственно составлены билеты и экзаменационные программы. Поэтому при чтении литературы следует обратить внимание на то, что написано об этих регионах, — прежде всего о том, что названо гармоническими обществами, к которым принадлежит и древнее население Святой Земли.

 

3. Начнем мы с первого города IX тысячелетия (все даты указаны до Р. Х.), с Иерихона, и кончим серединой I тысячелетия до Р. Х. Поэтому в рамках курса по истории древнего Востока будет немного рассказано о древних греках II тысячелетия, а в лекциях по истории античности — о древневосточных обществах второй половины I тысячелетия с тем, чтобы соблюсти основной исторический принцип — последовательность изложения. В первых лекциях очень кратко изложена история IX—IV тысячелетий до Р. Х. — подробно об этом времени рассказывается в курсе Библейской археологии. Затем курс будет построен следующим образом:

1. Страны Плодородной Дуги в IX—IV тыс.;

2. Святая Земля в III тыс.;

3. Месопотамия в III тыс.;

4. Египет периода Раннего (XXXI–XXIX вв.) и Древнего (XXVIII–XXIII вв.) царств;

5. Элам (III тыс.-ХII в.);

6. Ассирия в Староассирийский (XX-XVI вв.) и Среднеассирийский (XV-XI вв.) периоды;

7. Митанни (XVI–XIV вв.);

8. Хеттское государство: Древнехеттское (XVIII–XVI вв.). Новохеттское (XIV-XIII вв.) царства;

9. Урарту (IX-нач. VI вв.);

10. народы северо-востока Малой Азии и Закавказья (в широком смысле слова — Армянского нагорья) во II тыс.;

11. Семиты в Месопотамии (II тыс.);

12. Египет периода Древнего (XXVIII–XXIII вв.), Среднего (XXI–XVIII вв.) и Нового (XVI–XI вв.) царств;

13. Крит и материковая Греция (III–II тыс.).

 

Далее курс будет более подробным:

14. Святая Земля (XI–VIII вв.);

15. Восточное Средиземноморье (XI—VIII вв.);

16. Новоассирийское царство (X—VII вв.);

17. Ново Вавилонское царство (626—539 гг.);

18. Держава персов и государства Малой Азии, Армянского нагорья, Закавказья в I тыс. до Р. Х.;

19. Позднее царство в Египте (сер. X—VI вв.);

20. Индия и Китай в I тыс. до Р. Х.

 

Собственно говоря, дробной общепринятой периодизации истории Древнего Востока не существует, так что периоды можно выделять и по тысячелетиям (приблизительно). Для разных обществ неодинаковых территорий время возникновения государств, их формы и этапы жизни достаточно разнообразны. Есть понятия «ранние» общества и «развитые», но они достаточно условны, а их эволюция также прослеживается на больших промежутках времени.

 

4. Большинство книг, которые вы будете читать, отличает уже упоминавшаяся неоднократно симпатия к техногенным обществам. Чем это объясняется? Первый фактор — объективный. Дело в том, что их история сопровождается обилием письменных текстов, а историк ими занимается в первую очередь. Там, где текстов нет, он склонен полагать, что ничего не было вообще, тем более что такой взгляд формировался до развития археологии и некоторое время считался естественным. Мало того, деля народы на письменные и бесписьменные, историки XIX века одновременно делили народы на исторические и неисторические. Сейчас такая концепция стала достоянием прошлого. Выяснилось, что очень многое возникло в обществе в период до появления текстов на вечных материалах, то есть на металле, керамике, камне; выяснилось также, что возникновение письменности и появление массовой документации не одно и то же. Но, тем не менее, симпатии ученых уже определились. Отныне их внимание уделялось прежде всего лишь отдельным техногенным цивилизациям древневосточных народов. Представители других древнейших обществ, тем более — раньше возникших, были на раннем этапе существования техногенных цивилизаций не менее развиты, чем их носители: однако лишь последние носители техногенного начала стали главным объектом изучения.

Второй фактор — субъективный. В основном наука о Древнем Востоке формировалась в Западной Европе, где свой достаточно мощный техногенный элемент вызывал симпатии к похожим обществам, поэтому их описывали с удовольствием. Иные по своей сути общества Плодородной Дуги такого внимания не удостаивались. Такое смещение приоритетов наших научных монографий и учебников должно вами учитываться. И еще раз повторю: чем добротнее и специализированнее книга, тем больше вы из нее узнаете об истории гармонических обществ.

 

ГОРОДА

 

В нововавилонский период население города не сильно изменилось в сравнение с предыдущими эпохами. Основное население — это слуги, но больше становится чиновников, больше становится войск. Больше становится ремесленников, хотя восстановление общин ударило по городскому ремесленнику, поскольку местные кузнецы и деревенские ткачи снова составили ему заметную конкуренцию. В целом процесс формирования горожан в тот период был, конечно, исторически перспективным, раз на протяжении последующих четырех тысячелетий эта социальная группа росла.

В новом государстве не было прежних огромных государственных или храмовых хозяйств. Кто был оппонентами Вавилонского царства? — В начале маленькие государства (Двуречье), потом Элам, потом амореи, Ашшур, потом западные семиты северосемитских степей. До хананеян и финикиян Вавилонское царство не добралось. Но был народ, о котором вы будете читать и с которым много связано и мне хочется об этом рассказать. Народ называется сутии. Некоторые ученые считают избранный народ верхними [сутиями]. Кто такие сутии? Это народ типа амореев, но не создавший своего государства, тоже семитский, особенно широко он представлен на исторической арене в XX–XVIII веках до Р. X. Сутии отличаются тем, что как и у шумеров, у них сохранились наиболее близкие к книге Бытия сведения о ранних этапах истории. Даже, пожалуй, менее искаженные, чем халдейские. Это арамейская группа населения, не путать с амореями. Амореи были раньше, и значит западнее, а арамеи — это южная группа, но тоже занимавшая внутреннюю поверхность Плодородной Дуги. Еще в новозаветные времена арамейский язык был основным языком Святой Земли.

По их версии, первым человеком был не Адам, а некто Иоарам. Себя они выводили от Сифа. С потопом у них не было ясности: то ли он был, то ли не был. Но ведь Ной, по большому счету, тоже потомок Сифа. Однако поскольку арамеи имели свою версию событий, то для них этот вопрос оставался открытым. Им казалось, что они связаны непосредственно с Сифом. Их версия известная не полностью, их книги не сохранились, а имеются разные фрагменты, какие-то куски документов (один здесь, другой за 200 км; один написан в одной среде, другой в другой, а третий вообще на таком языке, который еще никто не изучил). У них сохранилась легенда о царях, живущих в шатрах. Почему у них была эта легенда, понятно. Арамеи это еще не арабы, но уже народ степной, с высоким удельным весом скотоводства — не кочевого (поскольку не на ком еще было ездить вокруг стада), но достаточно распространенного. И вот те упоминания о шатрах, которые имеются в Ветхом Завете, в представлении сутиев были гиперболизированы: всем миром правят цари, живущие в шатрах. Насколько можно судить, под шатрами они имели в виду каменные дома с коническими крышами из шкур или тканей, а не то, что можно видеть в картинках для детей по Ветхому Завету: обычная фотография бедуинского шатра, который весь состоит из тряпочек, но которого просто не могло быть в те времена, когда тряпочек таких еще не было. Нужна высокая плотность материи, чтобы выдержать ветры и песок, и сильный дождь. Это совсем другие шатры.

Насколько можно судить, сутии претерпели какие-то неприятности в Месопотамии и двинулись на юг. Переселение сутиев на юг, достаточно гипотетическое, было совмещено некоторыми учеными с перемещением Авраама. Авраам вроде был сам по себе, ехала какая-то семья, это их трудности, а в основном двигались из Месопотамии сутии, которые и оказались избранным народом и пришли сразу большой толпой, а в Египте то ли были, то ли не были. Вам придется столкнуться с такой концепцией (время расцвета ее проходит, но вы должны ее знать). Так или иначе сутии не были кочевниками, поскольку не могли ими быть. В связи с рассказом об Аврааме, о сутиях, о степной полосе, о том, что арамеи были в большей степени скотоводами, чем раньше, возник в свое время вопрос. Помните, был конфликт: пастухи подрались? Так вот, для одного из наших слушателей это было основание предположить, что они были кочевниками. Но запомним, что пастухи, как самостоятельная профессиональная группа, существуют только у земледельцев. А настоящие кочевники все пастухи, там эта группа не выделяется. Кто-то больше скачет за баранами, кто-то больше отдыхает дома, это уже их проблема. Но основное занятие — это пастушество.

Что происходило в сфере интеллектуальной деятельности, в сфере образования и в связанной с этим механизмом государственной машине? В старые вавилонские времена происходит крах той системы образования и культуры, которая была в шумерском обществе. Резко падает авторитет писцов. Новому обществу, где не следили за каждым шагом крестьянина, не нужно было такое количество бюрократов. То всемогущество бюрократа, которое было раньше, постепенно убывает. Упрощается, но не становится хуже, культурная традиция. Очень интересно самоощущение людей того времени. III тысячелетие — сплошные царские слуги, слуги храмов, слуги божеств. Здесь появляются совершенно другие представители — сыны города. Они даже могли бывать в городе, допустим, три раза в жизни, но этот город — столица их государства. И значит, они сыны города. Это формулировка чисто светская, хотя в понятие города как неотъемлемая часть входит храм и бог, который этому городу покровительствует.

Появляется такая забавная категория населения, как наемный работник. Наемный работник не обязан смотреть с придыханием на своего хозяина, он сделал дело, получил деньги и ушел. Особенного значения он не имел, но надо сказать, что он был очень похож на наемных работников (не обязательно рабочих) последующих времен.

Крестьянин этого времени перестал быть мучимым государством. Можно сказать, что во II тысячелетии крестьяне помирились с государством, после периода насилий. Крестьянин оформил свои отношения с государством и усвоил себе кое-какие понятия. Каким образом крестьянин держит в узде управленцев? У всех крестьян от далекой Финляндии до знойного Египта имеется совершенно твердое представление о том, сколько полагается давать вверх: одну треть. Народы друг о друге никогда не слышали, разные веры, разная письменность, и между ними три тысячи лет разницы, а крестьянин совершенно неизменно и твердо знает: одну треть. Мало того, он знает, как ее делить, кому сколько. 1/10 часть — храму. Десятина была изобретена народами, которые о Христе еще не слышали. Десятина причиталась и царю, т. е. государству. И последняя десятая часть шла ближнему начальству (сюда же входили взятки). Все остальное крестьянин стремится скушать сам. И заставить его производить больше бесполезно (хотя в некоторых обществах, вроде бы, имеются подходящие природные условия). Он знает, что у него все равно отнимут все сверх необходимого. Для него основой является то, что ему в любом случае оставят. И не просто поесть, а дочек замуж выдать, праздники отпраздновать. И вот все это он прикидывает, и на треть больше производит. Он отсчитывает от потребления, а не от урожая. Мало ли что он там может напахать, все равно это у него отнимется, в любом обществе, и он прекрасно это знает. Вот эти нормы совершенно стандартны, и когда я начал с этим сталкиваться, меня поразило, что они действуют везде абсолютно, в любой эпохе и любом государстве. Одни народы работают в поле 8 месяцев в году, не разгибаясь, другие работают 20 дней в году (в центральной Африке такой сельскохозяйственный цикл), и везде больше трети сверх потребления вы с него не получите. Если речь заходит о большем, например о 50%, тогда и разговор другой: тогда лошадка ваша, семена ваши и плуг ваш, и будет вам 50%. А если вы просто так хотите получить свои 50%, то существует следующая последовательность действий: сначала крестьянин кричит, в разной форме выражая свое недовольство, потом уходит в лес, прячется, а третий этап, когда он выходит оттуда уже с дубиной и начинает разбираться, опять же совершенно стандартно.

Кстати, чего обычно хочет восставший крестьянин? Правильно, чтобы от него отстали. Но против кого конкретно он всегда восстает? Против ближайшего начальства, параллельно с верноподданническими воплями в адрес того, кто стоит выше. Он просто, по его мнению, вынужден поддерживать законность, которая по каким-то причинам в данной местности нарушается. Если же крестьяне собирались большой толпой и пожгли городов восемь, то первая модель уже не действует. Первая модель: наказали местных злодеев, батюшка царь нас простит. А вторая модель и последняя: крестьянин претендует на власть в масштабе государства, третьего не дано. Либо он наказывает локальную власть, либо он борется за смену власти в масштабе всего государства. Раз люди идут в бой, на смерть, убивают, они должны представлять себе зачем, для чего, чем это может кончиться.

О том, что крестьянин регулирует свое производство сам, вам уже известно. Это не построения теоретика, это живая практика. В одном государстве работал по маркетингу американский мужик, продавал удобрения. А страна такая, что плодородие высокое, масса свободной земли, никто не покупает удобрений. А он, применяя их, знал, что урожайность повысится вдвое. И поскольку он там жил, базировался в одной деревне, он сказал: давайте я вам дам бесплатно эти удобрения, только внесите, я покажу, как это делается. А я приеду через полгода и посмотрю, и опираясь на ваш опыт, начну продавать. Хорошо, оставил он им эти удобрения и уехал по свои делам. Приезжает через полгода (там было два урожая в году)… оказалось, в два раза меньше засеяли. Это чтобы вы представили, что крестьянское самоограничение никуда не делось. У них имеется совершенно четкий собственный план: этот даровой рис им не нужен, он еще полежит. Потому что они совершенно по-своему все планируют. И это ощущение нормативности касается всего на свете, не только урожая: правила жизни, отношения с соседями, отношения с богами, все имеет некоторое устойчивое равновесие. И если я с чего-то вдруг выступлю и начну суетиться, то совершенно не факт, что меня соседи одобрят и т. д.

Что происходило в отношении жречества? Тоже весьма важный и новый процесс. Именно с этого времени жречество становится похоже на языческое жречество последующих времен, а именно: оно в огромной степени освобождено от хозяйственной деятельности, от обслуживания государства, оно сосредоточилось на своей основной деятельности. До сих пор жрец, в основном, бегал по всем хозяйственно-снабженческим делам, и само его служение было другим (и просьбы, и методы, и тексты). В это время можно было купить должность жреца, степень святости понималась своеобразно. Хотя в индуизме (как и у протестантов) было распространенным убеждение, что у человека, не угодного Богу, много денег быть не может. Это не значит, что всякий богач угоден Богу, это был бы перегиб, но первая часть достаточно древняя и по сей день достаточно распространенная. Раз у человека деньги есть, то значит, в какой-то степени где-то как-то он Богу угодил и должность жреца может купить. У христиан есть понятие греха симонии, когда священнослужитель покупает себе продвижение по служебной лестнице. А такое учинить, чтобы рукоположили за деньги, это даже слов нет.

Влияние крупных храмов слабеет. Небольшие храмы не становятся доминирующими, как у гармонических народов, но в некотором количестве распространяются. Кроме того, власть ушла в один город, и боги малых городов уже перестают быть помощниками или кураторами царей. Соответственно слабеет роль Ниппура, главным божеством становится Мардук, центром поклонения которому был Вавилон.

Школьное обучение происходило в основном по-аккадски: с одной стороны, все-таки семитский язык, с другой — все-таки интеллигентный. Но в южном Двуречье продолжали долбить на шумерском.

И наконец, появляются хурриты.

Старовавилонское царство угасало медленно и чинно. Исторических содроганий ранних техногенных государств не было. Почему? Потому что оно было техногенным, но не было тоталитарным. Был достигнут социальный баланс, и это было не экспериментальное государство, а вполне отработанный механизм. Ошибки не повторялись, но истощение исторического организма происходило. Время таких больших государств еще не пришло. Мало того, время больших государств на переднем Востоке, живущих двести с лишним лет, не пришло никогда. Было время, когда там правили турки на всей огромной территории, но это было такое правление… Турки никогда не вмешивались всерьез в то, что происходит. Они грабили определенное количество, но особенно не совались. Если никто не поднимал мятеж, то турецкий паша спокойно занимался накоплением имущества. Я вообще не понимаю, как люди шли в паши, ведь их постоянно казнили. Один какой-то откупился, и то умер в тюрьме. Так получилось, что я руководил работой по переводу летописи города Дамаска, где все было подробно описано. Лучше быть парикмахером на базаре, чем быть пашой.

Упадок шел в государстве на уровне документации. Интерес к справке падает. Если в великой династии Ура ставили штемпеля до последнего дня существования, то старое Вавилонское царство потихоньку махнуло рукой на справки, на документы… Как-то все тихо и мирно зависало. Правда, законы соблюдались.

В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с одной стороны имеется право нормативное, которое государство рекомендует, а не навязывает, а с другой стороны — право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства привыкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам религии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для римского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus — случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизирован, казуальное право в высокой степени переработано.

Про касситов известно немногое. Есть версия, что они первыми оседлали лошадь. Пример не оказался заразительным, и конница появилась только 500 лет спустя. Может быть, это и произвело тяжелое впечатление на жителей старого Вавилонского царства, но сначала их удалось отбить, они ушли на запад. Но в самом конце, когда армия погналась за касситами, уходя на запад, эти жители Приморского царства вылезли из болот и решили под шумок все разграбить. Армия успела вернуться и уцелевших «приморцев» загнали опять в болото, но многие не успели добежать. Тем не менее, их там осталось достаточно много. И толстые слои золы остались в тех городах, которые поддержали приморцев. Важно, что это были повстанцы внутри страны, а не соседи; тех уже присоединили. Это один из первых случаев, когда армия, профессиональная и победоносная, возвращается из зарубежного похода и убедительно «долбит» своих. Полметра золы — это страшно. Тем не менее, восстаний становилось все больше. Порядок все время наводят, но начинается запустение. Многие территории не выдерживали карательных акций.

Касситы не были настоящими захватчиками. Это было проникновение в готовое и желающее этого общество. Касситам удалось создать свои династии, но состав этих династий неизвестен, неизвестно и то, кто правил, сколько правил и почему.

 

ЕГИПЕТ

 

Среднее царство

 

И вот, в этих условиях и наступило Среднее царство (втор. пол. XXI — сер. XVIII вв.). Наследуется сложная культура, новые идеи в языческой религии. Продолжается экономический подъем, но следствием его является широкая военная экспансия, чего не было в предшествующий период. А следствием военной экспансии всегда является разруха. Наступила она и здесь. Уже в середине XVIII в. становится ясным, что где-то увлеклись, поставили сверхзадачи. Общество устало и стало легкой жертвой никому не известного народа из западных семитов, о котором никто ничего не слышал, пока они не захватили власть над большей частью Египта. Это были гиксосы. Пришли себе и начали руководить. В отличие от кутиев гиксосы были западными семитами, пришедшими из общества с высоким уровнем социального развития, поэтому они довольно быстро и уверенно стали руководить египтянами.

Но это было в конце, а в период подъема и расцвета Среднее царство отличалась следующими свойствами. Прежде всего, это более гибкое общество, более сложное не только социально, но и в литературе, в искусстве, в психологии. Общество, где социально-политические противоречия не скрывались в такой степени, как в древнем царстве, где идея выступления против центральной власти была шире распространена, и не так скрывались ее источники. Заговоры, беспорядки и т. д. это постоянная болезнь любого общества. Можно сказать, что это и хорошо и плохо. Это было крепкое, достаточно развитое и процветающее общество. И, может быть, одних из условий его процветания была возможность, так называемого, выхлопа: кто-то взял и выступил, потом за это получил, но в любом случае конфликты выходили на поверхность, не разрушая общество. Просто их не заталкивают вглубь, а выявляют и решают тем или иным способом.

Что было сложнее всего, с чем в начале с большим, а затем с меньшим успехом вынуждено было бороться общество Среднего царства? К нему впервые в истории долины Нила подкралась нехватка земель. Растущее население создало новые проблемы. Вот здесь нужно обязательно понять, как можно говорить о нехватке земель в условиях, когда население всего Египта составляло всего-навсего не более 1 млн. человек, а сейчас там живет 70 млн., и земли по-прежнему не хватает. Значит, может быть, раньше не было нехватки? Нехватка была всегда. Нехватка земли всегда связана с технологическим уровнем. При тех средствах обработки земли, хранения продуктов, подбора сортов, организации производства, уже земли не хватало. По мере совершенствования всей системы сельского хозяйства появляются дополнительные возможности. Они тесно связаны с дальнейшим ростом, они же его и обуславливают. Но надо помнить, что из этих 70 млн., которые сейчас живут в Египте, основная масса появилась тогда, когда туда пришли европейцы. Европейцы очень многое изменили в демографической структуре общества. Эти проклятые колонизаторы обеспечили небывалые темпы прироста населения, а это главный показатель благосостояния. Голодные люди, даже если и будут размножаться с бешеной скоростью, то все равно вымирают. Европейцы дали новые возможности даже в условиях колониальной структуры. Новые технологии быстро были усвоены, европейские приемы и идеи на новой почве развивались моментально, а это позволило развести огромное количество детей и их прокормить.

Что еще появилось нового у египтян? Местные правители сочетаются с новыми людьми. Проблема новых людей среди управленцев стояла и раньше, но в этом более сложном обществе, где имеется система удержания противовесов, она видна нам в очевидной форме. Именно Среднее царство, Египет. Что такое новые люди (т. е. выходцы из народа) и для чего они нужны? Деспоту всегда нужен низовой гегемон, у которого нет ни корней, ни связей, и он будет всегда любить и служить тому, кто его назначил. Выходцы из низов это не выдумка большевиков, это лучшая опора центральной власти: ни корней, ни привычек, ни вкуса к красивой жизни, ни горизонтальных связей в аппарате, ничего этого нет. Поэтому периодическое вовлечение в аппарат людей из низов особенно характерно для Востока. Это Западная Европа создала структуру, в которой стать рыцарем было очень трудно.

Вот здесь они впервые смогли сосуществовать в одном обществе. Раньше, в III тысячелетии, когда государство только училось, все время была мечта у монархов об аппарате только из новых людей, без аристократии. Почему это невозможно, исходя из житейских соображений? Почему система подкачки людей из народа не может реализовываться на протяжении жизни нескольких поколений, даже если монархам все время этого хочется? Мест нету, уже все забито. И шансы заменить папашу у его сына наибольшие. Не нужно думать, что каждый деспот был готов казнить днем и ночью. В 14-й династии, например, постоянно казнить людей уже становится очень трудно. У тех, кто наверху, складываются свои законы. И вообще народ как-то мягчает. Вот первые два-три основателя династии — это, конечно, киллеры, а затем власть не только разлагается, но она как-то мягчает.

Желание обновить правящий аппарат всегда было, и постоянно набирали из низов, или иноземцев приглашали, но настоящие люди внизу должны быть одного народа, и желательно, не заевшиеся, и тогда вы получите верного и честного чиновника. Но долго это не продлевается. Кстати, Среднее и Новое царства в Египте могут служить примером очень удачного синтеза древней аристократии и служилого чиновничества, как собственно и Российское государство XVIII–XIX вв. (но началось это еще при Алексее Михайловиче).

Итак, людей брали из среднего слоя, в основном из свободного крестьянства (из низов не означает из бомжей и люмпенов). На раннем этапе включение людей из народа дает очень важную вещь. Подкачка одного-двух поколений людей из народа подряд приносит информацию о том, что на самом деле происходит в обществе. Приходят люди знающие, чего людям надо, где самые болевые точки, как выглядит крестьянин, вот-вот готовый восстать. И это очень важно.

Крупное государство было не просто восстановлено, оно решало очень важную проблему: проблему земель. Решало очень интересным способом, который надо знать, потому что это делалось весьма часто (и в XX в.). Обычно проблема земли решается за счет крестьянской колонизации (у нас это решалось за счет Дона, Кубани и прочей целины). Но бывают периоды, особенно в государствах с интенсивной ирригацией, когда крестьянин решить сам эту проблему не может. И тогда государство создает большие районы, удобные для земледелия, просто берет и создает из неудобных земель удобные. Используется та способность крестьянина, о которой мы уже говорили: отдать что-то ему тяжело, а вот пойти где-то там поработать довольно легко. За счет труда свободных крестьян осваиваются огромные территории. А крестьянин сделал свое дело и вернулся в родную деревню. И вот египетское государство начинает осваивать новые земли. В долине Нила все давно уже распахано, но не все распахано в оазисах. И вот создается большой новый оазис Фаюм. Проводится канал, нильская вода идет туда-сюда, и осваивается район примерно с четверть низовья, т. е. огромный район, который на несколько веков решил проблему. Откуда там берутся крестьяне? Система очень простая. Туда перемещается избыточное, т. е. безземельное население деревни. И вот в Фаюме создаются новые общины, но зависимые. Довольны практически все: и крестьянин, который в родных местах очень нуждался, и чиновник, который получил землю и крестьян, и государство, которое, освоив один новый район, сохраняет большие площади для раздачи своим слугам. И население быстро начинает туда перемещаться.

С одной стороны, туда убиралось неугодное и не пристроенное население, с другой стороны создавались большие новые территории, куда можно было перетаскивать столицу, где можно было раздавать землю преданным людям. В этой ситуации расцветают экономические чиновники. Что происходит в старых районах? Там уменьшается демографическое давление, к тому же не увеличиваются налоги. На длительное время они выключаются из системы дополнительной эксплуатации: платят налоги, живут спокойно и славят фараона. Крестьяне живут по-прежнему, как в эпоху моноцентризма, платят налоги государству, а оно переадресует их управленцам или храму. В отличие от личной собственности предшествующего периода, это общество публично-правовое.

В Европе государство, верховная власть не интересовалась тем, как данный боярин распоряжается своими крестьянами. Желательно, конечно, чтобы он не доводил их до восстания, тогда его наказывали тоже. Но в целом он сколько может, столько с них и возьмет, и государство это никоим образом не волнует, во всяком случае до тех пор, пока народ не восстал и не кинулся с дубьем.

Здесь ситуация совершенно другая. Вот вы жили-жили, платили налоги. И вот приходит указ: с такого-то числа вы платите шестому конюшему, фамилия такая-то, сдавать тогда-то. Он приезжает и получает, а если у него возникает мысль, что надо бы взять больше, он сразу сталкивается с массой трудностей, потому что перед ним общинное крестьянство. Ни менталитет, ни все традиции общества не предполагали, что владелец земель может по собственному усмотрению потребовать со свободного человека больше, чем тот платил раньше. В этом сущность переадресации, когда берется фиксированный налог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.052 с.)