Боги властвуют, обижаются, карают и веселятся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боги властвуют, обижаются, карают и веселятся



 

Градом, Юпитер, осыпь, окружи меня тьмою,

Молнией жги,

надо мною все тучи свои отряхай!

Но лишь погибнув, смирюсь я,

а если ты жизнь мне даруешь,

Вакху с Венерою я верно опять послужу!..

Асклепиад Самосский (III–II века до н. э.)

 

Со всего мира в Рим привозят не только товары, но и своих богов и духов… Как они все здесь уживаются? У богов свои взаимоотношения между собой, недоступные пониманию смертных…

Рим принял заморских богов!..

Рим помнит о них!..

Автор неизвестен (предположительно III–V вв.)

 

«ТАЙНА ГРОЗНАЯ И ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ»

 

Непростые взаимоотношения

 

Интеллектуалы Древнего Рима в I–III веках считали, что человек – существо дерзкое, хитрое, упрямое, привередливое. Управлять таким трудно даже богам.

Людей надо наказывать и одаривать, пугать и радовать, умудряться не отвечать на их дурацкие и бестактные вопросы и в то же время постоянно давать однообразные советы, выслушивать бесконечные просьбы, молитвы и проклятия в свой адрес…

Наверное, примерно так размышляли древние боги, взирая с высоты своего положения на жизнь и деяния простых смертных. Волк не полезет на дерево, рыба не полетит к облакам, змея не поползет на заснеженные горные вершины, курица не станет нырять в море, корова не полезет в пещеру, а вот человек…

Словом, человек – самое беспокойное существо на земле, с которым не всегда справлялись сонмы древних богов.

Сколько их, бессмертных, взирало на Вечный город в античные времена, оберегало и наказывало его? Прибывали в Рим переселенцы, рабы, купцы, беженцы из разных уголков Европы, Африки, Азии и привозили изваяния своих божеств. Осирис с берегов Нила, Мардук из Вавилона, целая компания Олимпийских небожителей, богиня Табити из сирийских степей… Все они нашли приют в стенах Вечного города.

Древние боги не враждовали между собой. Не могли мирно и достойно сосуществовать люди.

Автор книги «Рим и древний мир» Майк Корбишли отмечал: «Римляне верили, что их боги принимают человеческое обличье и что у каждого из них своя сфера деятельности…

Римляне возводили для своих богов храмы, а верховный жрец – понтифик совершал обряды и жертвоприношения. Обряд мог начинаться с шествия по городу, а заканчиваться закалыванием жертвенных животных на алтаре.

Римляне верили в загробную жизнь. Умерший сходил в подземный мир, где он обитал вместе с маннами – богами умерших…

По мере завоеваний все новых и новых земель, римляне узнавали о чужих богах и богинях и многих из них включали в „семейство“ собственных богов, причем некоторые приобретали для римлян огромное значение. Так, египетским богине Исиде и богу Серапису поклонялись во всей империи».

Другой известный знаток Древнего Рима, немецкий ученый Теодор Моммзен, в своем труде писал о верованиях и суевериях римлян в III–I веках до новой эры: «Эллинизм того времени, уже утративший свою национальность и пропитавшийся восточной мистикой, заносил в Италию как безверие, так и суеверие в их самых вредных и самых опасных видах, а это шарлатанство было особенно привлекательно именно потому, что было чужеземным.

…правительство было вынуждено согласиться на принятие фрикийской матери богов в число публично признанных божеств римской общины.

…простой булыжник, который был великодушно представлен иноземцам в качестве настоящей матери Кибелы, был принят римской общиной с небывалой пышностью; в воспоминание об этом радостном событии даже были устроены в высшем обществе клубы, в которых члены поочередно угощали друг друга, что, по‑видимому, немало содействовало начинавшемуся образованию клик. С уступкой римлянам этого культа Кибелы восточное богопочитание заняло официальное положение в Риме…

…пышная обстановка великой матери с ее одетыми в восточные наряды жрецами, которые шествовали с главным евнухом во главе по городским улицам под звуки чужеземной музыки флейт и литавров, останавливаясь у каждого дома для сбора подаяний… суета этих обрядов имела большое влияние на настроение умов и на воззрения народов.

Результаты, к которым это привело, не заставили себя долго ждать и оказались слишком ужасны… до римских властей дошли сведения о самых возмутительных делах, совершавшихся под личиной благочестия: обычай устраивать тайные ночные празднества в честь бога Вакха, занесенный каким‑то греческим попом в Этрурию, подобно раковой опухоли, все разъедая вокруг себя, быстро проник в Рим и распространился по всей Италии, повсюду внося в семьи разлад и вызывая самые ужасные преступления – неслыханное распутство, подлоги завещаний и отравления…»

 

Надпись на каменной стене

 

В одной из пещер неподалеку от Рима находится стена, которая, согласно легенде, закрывает вход в подземный лабиринт. На ней сохранились, то ли нацарапанные, то ли выбитые, слова: «Misterium tremendum et fascino sum», – означающие в переводе с латинского: «Тайна грозная и завораживающая».

Мой переводчик из Рима пояснил, что, согласно преданию, почти две с половиной тысячи лет назад этот лабиринт использовали этруски. В нем они творили свои обряды и мистерии, прятали там сокровища и святыни. А когда этот загадочный народ был подчинен федерацией латинских племен во главе с Римом, хранители тайн этрусков – лукумоны ушли, в знак протеста, навсегда в подземелье. Они закрыли за собой вход в него каменной стеной. Как им удалось совершить такое – непонятно.

Не смог объяснить мне этого и переводчик.

Еще одна загадка этрусков?.. В легенде также говорится, будто в недрах гигантского подземелья до сих пор хранятся спрятанные лукумонами сокровища, документы, памятники духовного наследия древнего народа.

Но – какая же пещера не имеет преданий о кладах?..

Мой переводчик поведал также, что стену, закрывающую вход в лабиринт, пытались пробить или сдвинуть римляне в первых веках новой эры. Тщетно… Каменный монолит оказался непреодолимым. Может быть, тогда и появилась эта надпись – то ли как знак отчаяния незадачливых искателей сокровищ, то ли как предостережение всем, кто попытается повторить поиски.

Правда, мне довелось услышать еще одну легендарную версию по поводу надписи на каменной стене. Ее будто бы сделало этрусское божество – мудрый Таг. И не нацарапал, не выбил – а нашептал!

Даже на самом крепком камне, словно от удара зубила, остаются знаки могущественного божества и предсказателя. Как это у него получалось – никто не знает, ибо «Таг и сам есть великая тайна», – считали этруски.

 

Разные версии

 

Пока еще нет твердых доказательств, откуда появился на Апеннинском полуострове этот народ.

Знаменитый греческий историк Геродот в V веке до нашей эры упоминал, что у лидийцев, населявших часть территории Анталии в древние времена, однажды разразился невиданный голод. Длился он аж 18 лет.

Как бывало почти всегда в древности, во время бедствий, народ обратился к богам. По их совету, одна половина населения Лидии осталась на месте, другая – отправилась на кораблях искать новые земли. Возглавил переселенцев сын лидийского царя Тиррен.

Об этом переселении Геродот писал: «Они миновали многие страны и вышли к Умбрии на севере Италии. Здесь они осели и живут до сих пор. Здесь они, вместо лидийцев, назвались тирренами по имени своего вождя Тиррена, сына царя Атиса».

Другой греческий историк Дионисий Галикарнасский, создавший в конце I века до нашей эры свой основной труд «Римская археология», считал этрусков не переселенцами, а древнейшими аборигенами Апеннин: «…народ этот не мигрировал откуда‑либо, он был очень древнего происхождения и принадлежал этой земле, храня отличия от римлян в языке и обычаях».

Теодор Моммзен также пытался разгадать тайну происхождения этрусков. Он отмечал, что язык этого народа имеет мало схожего с греко‑итальянскими языками: «В самых разнообразных наречиях ученые старались отыскать коренное родство с этрусским, но и поверхностные расследования и самые усиленные розыски, все без исключения, не привели ни к какому результату; не было найдено сходство даже с языком басков, к которому обращались прежде всех других из географических соображений…

Даже без вести исчезнувший народ, который на островах Тускского моря и в особенности на острове Сардиния строил тысячи загадочных гробниц… не мог иметь никакой связи с этрусками, так как на этрусской территории не найдено ни одного подобного сооружения.

Только по некоторым отрывочным и, как кажется, довольно надежным указаниям, можно предполагать, что этрусков следует отнести к числу индо‑германцев…».

Существует также с давних времен предположение, что этруски – потомки легендарных атлантов и прибыли они на Апеннинский полуостров более 4 тысяч лет назад.

Боги предначертали этрускам кочевать по свету, пока сама земля не подаст им особый знак. Знамением перейти на оседлый образ жизни должно было стать некое чудо‑создание из‑под земли.

Д.Х. Лоуренс отмечал: «…Этрускам в высшей степени свойственны легкость, естественность и жизнелюбие… а смерть была для них лишь естественным продолжением полноты жизни».

 

«Озаривший светом истины»

 

На небольшой реке Марте, неподалеку от побережья Тирренского моря, кочующие этруски, наконец, увидели долгожданное знамение, о котором предупреждали боги.

В одну из дождливых ночей внезапно разошлись тучи, и от звезды Канопус ударил в землю тонкий луч и тут же «разлетелся на множество осколков». Они мгновенно превратились в маленькие бронзовые и серебряные зеркальца и засияли отраженным светом луны.

В тот знаменательный час, вблизи места, куда ударил луч, в кустарниках пряталось множество змей и леопардов. Животные всполошились, однако не уползли, не убежали прочь.

Этруски поняли, что надо делать. Они принялись копать землю, покрытую зеркальцами. Копали до тех пор, пока из недр не явилось на белый свет чудо‑создание – мудрый ребенок по имени Таг (или Тагет).

Легендарный основатель Тарквинии и правитель Тархон стал задавать ему сложные вопросы, на которые не могли ответить даже всезнающие старцы – лукумоны.

Но Таг легко справился с этой задачей.

Явившееся из‑под земли божество оказалось пророком и мастером предсказаний по шелесту листьев, полету птиц, внутренностям животных, движению облаков, ударам волн о камни и плеску воды. Чудо‑ребенок мог быстро излечивать людей от любых болезней и ран, а еще усыплять и веселить их.

Словом, для этрусков это необычное дитя было бесценным даром. Они воздали хвалу богам, совершили жертвоприношения и стали слушать «вундеркинда из подземелья».

Первым делом Таг повелел каждому этруску взять по одному зеркальцу, рожденному звездой Канопус, и хранить при себе как талисман, гадать с его помощью, а также ослеплять врагов.

А еще Таг указал на змей и леопардов. Отныне эти животные сделались покровителями этрусков. Он запретил охотиться на них. Змей и леопардов разрешил убивать лишь в случае самозащиты. Ребенок, вышедший из недр земли, также повелел беспрекословно подчиняться воле богов, чтить своих предков и хоронить их с надлежащими почестями.

 

Объединение и расцвет

 

Конечно, в наше время мало кто верит мифам. Но древние предания чаще всего переплетаются с реальностью.

На месте, где появился легендарный Таг, был на самом деле возведен город Тарквиния, который стал политическим и религиозным центром федерации всех этрусских городов. В то время еще молодой Рим был вынужден покориться этрускам.

Научные исследования и старинные документы подтверждают: федерация городов подчинила в VII–VI веках до новой эры земли до реки По, области Пицет, Лациум и большую часть Кампании.

Как отмечал римский историк Ливии, Этрурия в период своего расцвета «контролировала все пространство Италии, от Альп до Сицилии».

Этруски, по‑видимому, стали основателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове и творцами замечательной архитектуры, изделий из металла, глины, создателями множества живописных и скульптурных работ. Они придумали свой алфавит и первыми на Апеннинах стали чеканить монеты.

Живший в V веке до новой эры греческий поэт Феокрит писал, что этрусские мастера являлись «…самыми искусными и влюбленными в свое ремесло».

«Их бронза и вазы, все предметы их домашней утвари и украшения – великолепны…» – восторгался афинянин Критий.

Теодор Моммзен отмечал: «Этрусское изобразительное искусство занялось прежде всего и преимущественно изделиями из обожженной глины, из меди и золота…

Об увлечении, с которым производилось ваяние из глины, свидетельствует громадное количество барельефов и статуй из обожженной глины, которыми, как видно из уцелевших развалин, когда‑то были украшены стены, фронтоны и крыши этрусских храмов…

Изделия из литой меди не отставали от изделий из глины. Этрусские художники отваживались изготовлять колоссальные бронзовые статуи, доходившие в вышину до пятидесяти футов…

Кто видел богатые и изящные золотые украшения южноэтрусских гробниц, тот не назовет неправдоподобным предание, что тирренские золотые сосуды ценились даже в Аттике…

Этрусские рисовальщики и живописцы находились в такой же зависимости от греков, как и скульпторы, но были нисколько не ниже их; они чрезвычайно деятельно занимались рисованием на металлах и монохроматическим расписыванием стен. Если все нами сказанное мы сравним с тем, что находим у остальных италиков, то с первого взгляда нам покажется, что их искусство было почти ничтожным в сравнении с этрусским…»

Этруски славились и как инженеры и строители ирригационных систем, каналов, акведуков, водопроводов. Они умели осушать болота и настилать гати.

К V веку до новой эры этот народ стал известен в античном мире своими достижениями в мореплавании и в военном искусстве.

Древние греки называли их тирренами. Не случайно большая часть Средиземного моря, между Апеннинским полуостровом и островами Корсика, Сардиния и Сицилия, с античных времен называется Тирренским морем. Ведь именно в его водах в течение нескольких веков господствовали корабли этрусков.

В мифах говорится, что многим своим достижениям этот народ обязан пророку и предсказателю Тагу.

 

Визиты и подарки

 

Он оказался не только гениальным, но еще и вездесущим созданием. Надавав поручений простым смертным этрускам, деятельный Таг отправился на встречу с их богами. И решил он не просто нанести визиты вежливости, а четко определить сферу влияния каждого бога и рамки их взаимоотношений с людьми.

Являлся Таг со щедрыми подарками. Владыка подземного царства у этрусков – Айти получил от маленького пророка золотую корону и скипетр в виде змеи. Впрочем, он подарил властелину подземного мира и четырех живых ядовитых гадов.

Деловой хватке Тага можно позавидовать. Он добился, чтобы Айти не появлялся на белый свет, но чтобы не обидеть его, приказал своему народу обязательно изображать это божество на стенах гробниц, браслетах, на черном мраморе.

Бог войны Ларан, конечно же, получил в подарок меч, копье, шлем, а еще громоподобный голос, которым можно поднимать людей в бой, избавлять от усталости.

Нефунсу – этрусскому владыке морей, озер и рек – Таг преподнес якорь, трезубец и живых дельфина и спрута.

К богине судьбы Нортии расторопный ребенок отправился в Вольсинию, где повелел возвести в честь нее храм. В дальнейшем этруски ежегодно проводили в этом святилище особый обряд – вбивание гвоздя, что символизировало неотвратимость рока.

После возведения храма судьбы Таг подарил Нортии молоток и мешок с гвоздями. С этими предметами богиня в Вольсинии изображалась этрусками на камнях и на зеркалах.

Не забыл Таг и богиню любви и плодородия Туран. Ей он преподнес золотые крылья, голубя, змею и пантеру.

Казалось бы, всех одарил вундеркинд‑чародей, со всеми сумел договориться. Вот только почему‑то обошел он стороной Тухулху – демона подземного мира и Хару – демона царства мертвых.

И затаили эти могущественные темные силы обиду и на самого Тага, и на весь этрусский народ.

– Он вышел из земли – туда и должен уйти. А те, кто ему поклоняется, забудут его поучения, – решили раздосадованные Тухулху и Хару.

 

Когда взыграла гордыня

 

В преданиях, мифах, легендах большинства народов гибель государств, цивилизаций, исчезновение племен с исторической арены всегда связываются с человеческой гордыней, вероотступничеством, разладом между поколениями, развратом… Словом, со всеми теми грехами, что входят сегодня в понятие моральной, духовной деградации.

Конечно, в развале государств, в исчезновении с исторической арены племен и народов, гибели цивилизаций наука видит иную причину и называет прежде всего политические и экономические проблемы, войны, земные катаклизмы…

Все верно. Однако и войны, и экономические и политические причины обязательно связаны с духовной и моральной деградацией людей. Эти факторы едины и взаимозависимы, как и все элементы Глобальной Проблемы Выживания Человечества.

Наука говорит об экономике и политике, легенды и мифы – о гневе богов за людские грехи. Так ли важны эти противоречия, когда сегодня главное – то, что все чаще, по нарастающей, человечество само создает предпосылки для гибели государств, вымирания народов. И все больше в своих бедах виноваты сами люди.

Ну а мифы и современная наука должны не противостоять, а помогать друг другу во имя понимания прошлого, настоящего и будущего землян.

Что стало с процветающей страной этрусков?

Вернемся к легенде.

Обиженные Хару и Тухулху принялись мстить Тагу и его народу. Они подсунули в мешок Нортии «гвоздь раздора». Озабоченная будущим человечества и немного рассеянная, богиня судьбы не заметила этого. Она вбила в ствол дуба, олицетворявший этрусский народ, роковой «гвоздь раздора».

Согласно другому преданию, Нортия забила его в серебряный столб, закопанный Ромулом на месте «Великого причала»…

И перестали дети слушаться родителей, подчиненные – начальников, рядовые воины – командиров, а весь народ – своих мудрых лукумонов. Взыграла гордыня в каждом этруске. И начали они делать все по‑своему, оспаривать и критиковать волю и деяния богов. И завладели могущественной страной разлад и раздор…

И ликовали Хару и Тухулху, и радовались враги этрусков.

 

Покорение Риму

 

Понял Таг, что дать людям только лишь знания – мало. Не сумел он справиться со злыми силами, а эти силы овладели душами народа.

Написал огорченный Таг книги о всех бедах и катастрофах человечества, прошлых и будущих, о правилах гадания и предсказаний и отправился в подземный лабиринт. Вышел из земли и ушел в землю. Дал людям знания и унес их во тьму.

Нашлись среди этрусков мудрецы, которые заявили: отправимся лучше вслед за Тагом, за его истинами, чем останемся пребывать в грехе под солнцем. Сказали – сделали… Ушли в подземный лабиринт и затворили его каменной стеной, на которой потом появились слова: «Тайна грозная и завораживающая».

Правда, непонятно, почему их Таг «надышал» не на этрусском, а на латинском языке. Может, обиделся на свой народ?.. У божественных вундеркиндов свои причуды…

А в научных трудах о падении великой древней страны говорится, что в 510 году до н. э. началось восстание. Последний этрусский царь Тарквиний Гордый был свергнут и бежал из Рима.

Тит Ливии писал о нем: «Луций Тарквиний, получив царскую власть ценой преступления, окружил себя целым отрядом телохранителей, понимая, что сам подал пример тому, каким путем можно занять царский трон…

Ко всем без исключения Тарквиний относился высокомерно, не считаясь ни с заслугами, ни с достоинствами своих сограждан. Волю сената и народа он не принимал во внимание и искал опоры не в Риме, а за его пределами, рассчитывая на помощь знати соседних племен против своего собственного отечества…

Тарквиний Гордый, желая еще больше возвеличить Рим среди прочих подвластных ему городов, приступил к сооружению храма Юпитеру на Капитолийском холме…

Торопясь с сооружением храма, который по замыслу царя, должен был увековечить не только славу верховного божества римлян, но и стать воплощением могущества самого Тарквиния Гордого, он заставил и простой народ заниматься строительными работами.

Кроме храма, велось сооружение лож для знати вокруг цирка, проводилась под землей огромная труба для вмещения всех городских нечистот. Однако вся эта бурная деятельность не могла заглушить в сердце царя дурных предчувствий, всегда терзающих людей с нечистой совестью. И когда в его собственном дворце из деревянной колонны выползла змея, царь, не доверяя разъяснениям этрусских прорицателей, решил получить истолкование этого страшного знамения у Дельфийского оракула…»

Для этого Тарквиний Гордый отправил с богатыми дарами в Дельфы двух своих сыновей и племянника.

А тем временем среди жителей Рима пошли слухи, будто змей наслали во дворец царя обозленные на всех этрусков Хару и Тухулху.

Многие историки античных времен упоминали, что царствование Тарквиния отличалось особой жестокостью и подавлением прав народа. Он предательски убил своего предшественника Сервия Туллия, почти каждый день казнил в Риме и простолюдинов, и аристократов, а многих приказывал убивать тайно.

Земли и богатства уничтоженных патрициев Тарквиний забирал себе или раздавал преданным ему людям.

Много лет спустя император Клавдий писал: «…Затем, после того, как нрав Тарквиния Гордого стал ненавистен нашему народу, стала, естественно, отвратительной мысль о царской власти, и управление республикой было передано консулам, избиравшимся ежегодно магистратом».

Пала в Риме царская власть, а вместе с ней – и господство этрусков. Но еще существовали на Апеннинском полуострове города‑крепости этого народа. Выиграв несколько войн, Рим к середине VI века до н. э. стал могущественным государством. А в начале III столетия до н. э., отбив нападения галлов и этрусков, римляне полностью подчинили себе все их города, которые не смогли сплотиться.

О причинах ослабления этрусского государства и исчезновения этого народа написано множество научных работ. Есть и спорные, и убедительные доказательства в пользу той или иной исторической версии. Есть размышления и гипотезы ученых по поводу различных тайн этрусков…

И все же не стоит пренебрегать и мифами, с их сказочными объяснениями загадок этого народа. История знает немало случаев, когда всем известный, не раз доказанный факт оказывался чьей‑то фантазией, а легенда, которую никто не принимал всерьез, – реальностью.

 

Свист беды

 

Уходят в небытие племена и народы, а их предания и мифы нередко продолжают свою жизнь, передаваясь из поколения в поколение уже в других странах и временах.

Хромоногое божество, демон царства мертвых, не исчез вместе с этрусками. Хару не угомонился и совершал свои черные дела и в самом Вечном городе, и по всей Римской империи. Даже после ее падения. Бродил он по дорогам Апеннинского полуострова, по ночным улицам столицы и провинциальных селений, отыскивая, не остался ли на земле хоть один этруск. Любой африканец, азиат, европеец, в ком была какая‑то доля крови этого народа, мог стать жертвой хромоногого демона.

Римляне обычно изображали Хару в виде страшного человека с молотком и со свистком. Древние жители Апеннинского полуострова полагали, что перед большими бедами и несчастьями хромоногий демон царства мертвых дул от радости в свой проклятый свисток. Люди редко улавливали его тихое звучание. Но от свиста Хару бесились птицы и звери, желтели и осыпались листья, никла и иссушалась трава. Потом наступала очередь страданий людей.

Говорят, нечто подобное происходило, когда хромоногий демон принес в Рим страшную эпидемию. Случилось это в 452 году до новой эры. Тогда от болезни умерли десятки тысяч людей.

Древнегреческий ученый Дионисий Галикарнасский писал о тех печальных событиях: «Они сжигали тела и предавали их земле в самых крайних случаях. По‑видимому, при отсутствии знатности или ввиду нехватки необходимых приспособлений они просто сбрасывали трупы в стоки нечистот под улицами или выбрасывали их в реку; именно отсюда и шло основное зло. Когда волны выбрасывали трупы на берега рек или морское побережье, поднимался ужасный запах, разносимый ветром, поражая тех, кто был еще здоров, вызывая быстрые изменения в их телах…»

Некоторые, обезумевшие от горя и страха, люди во время той эпидемии утверждали, что слышали свист этрусского демона и даже видели его ликование.

 

На арене Рима

 

Даже спустя столетия жители Вечного города помнили злобного Хару. Особенно во время гладиаторских боев.

В начале XIX века великий английский поэт Джордж Байрон, вдохновленный скульптурой «Умирающий гладиатор», писал: «Гладиатора я вижу пред собою, лежит он, опершись на руку: его мужественное чело согласно на смерть и голова склоняется все ниже; сквозь пронзенное ребро его тихо капают, из багровой раны, последние капли крови и тяжело падают на землю, одна за другой, как первые капли дождя перед грозой; и вот в глазах его, уже плывет кругом арена: он угас прежде, чем замолк бесчеловечный вопль, во славу столь же несчастного его победителя!

Он еще слышит вопль и уже не обращает на него внимания; глаза его там, где и сердце, а оно далеко…

…зарезан для Римского торжества! – все это кипит в нем, вместе с его кровью. Как! И он умрет, и без мести? – Воспряньте, Готты, и обрушьте гнев свой на Рим!..»

Были в истории периоды, когда во время гладиаторских боев на арену выпускали палача. Он скрывал свое лицо под маской этрусского демона царства мертвых, а в руках неизменно держал молоток и свисток. Он шел по арене, нарочито прихрамывая. Когда один из раненых гладиаторов падал, палач протяжно свистел, а затем, неторопливо, чтобы продлить мучения, добивал его молотком.

Немногие знали, кто на самом деле появлялся на арене в обличье Хару. Спрашивать об этом или заглядывать под маску считалось смертельно опасным. В Риме ходили слухи, будто иногда и не человек вовсе добивал гладиаторов, а сам Хару поднимался из подземелья, чтобы насладиться кровью и мучениями своих жертв.

Перед выходом на арену гладиаторы жевали дубовые листья, смешанные с какими‑то травами, считая, что благодаря этому они уберегутся от мучительных ударов молотка палача в маске. Помогала ли подобная защита? Убитые не могли ответить, а оставшиеся в живых продолжали надеяться.

Любители тайн Древнего Рима считали, что Хару во время агонии гладиаторов выспрашивал у них: «Где хранятся книги знаний Тага? Где искать его самого? Как найти дорогу в лабиринт этого скверного, зазнавшегося мальчишки?..».

Но, видимо, хромой демон не получал долгожданного ответа, поскольку продолжал убивать и мучить людей много веков…

Существуют ли на самом деле книги Тага? Современные знатоки римских тайн в ответ лишь загадочно улыбаются и произносят слова, начертанные на каменной стене: «Сие есть тайна грозная и завораживающая…».

 

 

МЕСТЬ ЛИБИТИНЫ

 

Среди других божественных знаков была также великая комета: она сверкала очень ярко в течение семи ночей после убийства Цезаря.

Плутарх, древнегреческий философ, историк.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.07 с.)