Тертуллиан о воскресении плоти, 24 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тертуллиан о воскресении плоти, 24



 

И во Втором [послании к Фессалоникийцам], вызванном волнением среди них, [Павел пишет]: заклинаем вас, братия, пришествием Господа, нашего Иисуса Христа и нашим собранием к Нему: не спешите колебаться душой, не смущайтесь ни от духа, ни от речений  лжепророков, ни от послания  лжеапостолов, как бы от нас [посланного], будто уже наступает день  Господень. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придёт], доколе не придёт прежде отступление,  конечно, от этого царства, и не откроется человек,  то есть Антихрист, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, что называется Богом или религией, так что сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? И ныне знаете, что удерживает, чтобы явился в своё время. Ибо тайна беззакония в действии. Удерживающий ныне  да держит, пока не будет [взят] от среды (2  Фес 2:1-7). Кто же это, как не Римское государство, уничтожение и разделение которого между десятью царями совершит Антихрист? И тогда явится беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и уничтожит явлением Своим. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всей силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих  (2 Фес 2:8-10).

 

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

 

О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ

 

(1) Согласно выраженному тобою желанию до точности изучить предложенные нам тобою вопросы, я, любезный мой брат Феофил, счел за лучшее представить пред очами твоими то, к чему ты стремился, на основании самого божественного Писания, почерпнув бы из него как из священного источника. Это  [сделано] с той целью, чтобы ты не только мог получить удовлетворение, восприняв сие слухом, но чтобы в то же время по мере сил, исследовав самую суть дела, ты получил возможность за все прославить Бога. Да послужит тебе это от нас безопасным руководством в настоящей жизни, чтобы, постигнув на основании готовых слов все то, что для многих оказывается труднопостижимым и неудобопонятным, ты и сам мог заложить семена в глубине своего сердца, как бы в тучной и чистой почве, а при помощи их мог пристыдить и тех, которые оказываются противниками и порицателями спасительного слова. В то же время я боюсь, как бы ты не довел этого до слуха неверных и хульников, – ведь это может быть немалая опасность. Напротив, сообщи это только людям благочестивым и верным, желающим жить свято и праведно со страхом. В самом деле, недаром и блаженный апостол [Павел] увещевает Тимофея в послании: о, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры  (1 Тим 6:20-21). И еще: итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить  (2 Тим 2:1-2). Итак, если блаженный апостол с осторожностью передавал то, что не всем было доступно знать, предвидя духом, что не во всех вера (2  Фес 3:2), то насколько больше подвергаемся опасности мы в том случае, если без предосторожности и при всяком случае будем передавать словеса Божий нечистым и недостойным мужам?

(2) Обрати внимание на то, что блаженные пророки были очами для нас: они верою презирали тайны Слова, которые послужили последующим поколениям; они говорили не только о том, что было, но возвестили все настоящее и будущее. А все это затем, чтобы пророк являлся пророком не только для известного одного времени, но чтобы, прорекая будущее, и для всех поколений он мог иметь в себе знамение своего пророческого служения. Эти-то [пророки] – все усовершенные пророческим духом, достойно почтенные Самим Словом, соединенные между собою наподобие музыкальных органов, всегда имеющие в себе Слово в качестве ударяющего смычка, движимые [этим Словом] – и возвещали то, что именно желал Бог. Не своею собственною силою вещали пророки – и в этом случае я, конечно, не заблуждаюсь – и не то проповедовали, чего они сами желали, но прежде всего при помощи Слова они умудрялись в правом пути, а затем при помощи видении надлежащим образом преднаучились будущему, и только потом уже, получивши полномочие, они начинали говорить то, что только им одним было открыто от Бога.

Да и в самом деле, на каком ином основании пророк мог называться пророком, как не потому, что он духом предвидел будущее? Ведь если бы о чем-нибудь прошедшем стал говорить пророк, то тогда он не был бы и пророком, так как говорил бы о том, что у всех находится пред глазами; [словом], только как рассуждающий о будущем, он по справедливости и стал считаться пророком. Вот почему – и вполне основательно – ещё с самого начала пророки стали называться «видящими». Вот почему и мы, хорошо изучивши предсказанное ими, говорим уже не от своего собственного измышления и отнюдь не покушаемся делать нововведения, и только древне изреченные слова, издавши в свет письмена их, мы предлагаем всем могущим веровать, дабы получилась в данном случае обоюдная общая польза, которая в отношении к говорящему сводится к тому, что он через удерживание в памяти получает возможность правильно излагать подлежащее [обсуждению], а в отношении к слушающему сводится к тому, что он обращает свой ум к восприятию излагаемого. Итак, когда тем и другим подлежит общий труд: для говорящего – безошибочно изложить, а для слушающего – внимательно выслушать и согласиться с тем, что говорится, я и приглашаю тебя, Феофил, подвизаться вместе со мною в молитвах к Богу,

(3) чтобы ты при моей помощи мог уяснить себе, что издревле открыто было блаженным пророкам Слово Божие, [Которое] в последние дни сии Само же опять сделалось Отроком Божиим, Которое, будучи изначала Словом, теперь явилось в мир ради нас Человеком. При помощи молитв, обращенных к Нему, ты и стремишься, конечно, достигнуть исполнения своих желаний. И действительно, Слово чрез всех святых показывает своё милосердие и нелицеприятие; как опытный врач, Оно поспешает и располагает Себя к тому, что нам полезно. Оно сознает людскую немощь, неразумных Оно старается научить, а заблуждающихся обратить на Свой истинный путь. Для тех, которые ищут Его с верою, Оно легко обретается, и те, которые с чистыми телами и непорочным сердцем стараются усиленно стучать в дверь, Оно тотчас же отверзает ее [484]. Никого из Своих рабов Оно не отвергает, никем не гнушается как таким, который не может быть достоин Его божественных таинств; богатого не предпочитает бедному, и бедного, в свою очередь, не унижает за его скудость; не поносит варвара как неразумного; не отлучает и скопца как человека; не гнушается и женщины за её непослушание, бывшее изначала; не бесчестит и мужчины за преступление, но всем оказывает милость и всех желает спасти, всех желает поставить сынами Божиими и всех святых призывает к Единому совершенному Человеку. Он – Единый Отрок Божий, чрез Которого и мы, сподобившись возрождения Духом Святым, все желаем достигнуть Единого совершенного и преднебесного человека.

(4) Слово, будучи бестелесным, приняло на Себя святую плоть от Святой Девы, как жених одежду, исткав её Себе во время крестного страдания, чтобы, растворив смертное наше тело Своею силою и смешав тленное с нетленным, немощное с сильным [485], Он мог спасти погибшего человека. Итак, собственно ткацкий станок – это страдание, которое совершилось на кресте; основа же на нём – сила Духа Святого; уток – это та святая плоть, которая была выткана в Духе; нитки же – это благодать, [даруемая] через любовь Христа, которая скрепляет и соединяет то и другое воедино; челноки – это Слово, а ткачи – патриархи и пророки, соткавшие Христу красивый подир и совершенный хитон, проходя чрез которые, наподобие челнока, Слово ткет чрез них то, чего именно желает Отец.

(5) Но уже время наконец обратиться и к решению подлежащего вопроса ввиду того, что во славу Божию сказано в предисловии вполне достаточно. В данном случае будет вполне справедливо, если мы обратимся к самому святому Писанию и на основании его покажем, каково и откуда будет пришествие Антихриста, в какие определенный срок и время откроется беззаконник, откуда он будет и из какой народности, каково его имя, которое при помощи числа определяется в Писании, каким образом он произведет в людях обольщение, собравши их от конца земли, как воздвигнет он гонение и преследование против святых, каким образом откроется явление Господа с небес и как весь мир будет истреблен огнем. Каково будет славное небесное царство святых, царствующих вместе с Христом, и каково будет вечное мучение в огне нечестивых.

(6) Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был как лев, подобным образом и Антихриста Писание предуказало как льва за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель желает уподобиться Сыну Божию. Христос – лев, лев и Антихрист, Христос – Царь, царь, хотя и земной, и Антихрист. Явился Спаситель как Агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлёт и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель Своих рассеянных овец, подобным же образом соберёт и тот рассеянный народ [Иудейский [486]]. Дал Господь печать верующим в Него [487], подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придёт и он. Воскресил и показал Спаситель святую плоть Свою как храм; восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме. Все эти обольстительные ухищрения его мы, [впрочем,] покажем впоследствии, а теперь обратимся к предмету наших рассуждений.

(7) Блаженный Иаков, предвозвещая в своих благословениях то, что касается Господа и Спасителя нашего, говорит так: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Руки твои на спине врагов твоих; поклонятся тебе сыны  отца твоего. Скимен львовый Иуда; от леторасли [488]  ( ік βλαστού), сын мой, взошел, возлег, уснул как лев и как скимен. Кто поднимет его? Не отойдет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придёт  Тот, Кому назначено [489], и Он будет надеждой народов. [Он] привязывает к винограду жеребенка своего и к лозе жеребенка ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое. Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока  (Быт 49:8-12) [490].

(8) Конечно, ты знаешь смысл этих слов, и мне кажется, в данном случае можно было бы отказаться [от их разъяснения]. Но так как самая важность их вызывает необходимость говорить, то мы не обойдем их молчанием. Эти слова поистине божественные и славные, оказывающие пользу душе. В самом деле, сказав: скимен львовый,  пророк обозначил Сына Божия, рожденного по плоти от Иуды и Давида. А выражением: от леторасли, сын мой, взошел  он указал на плод, от Святой Девы произросший, – [тот плод], который рожден не от семени [плотского], а зачат от Духа Святого и в то же время произошел как бы от святой леторасли-земли. Исайя говорит: и произойдёт жезл от корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его  (Ис 11:1) [491]. Этого-то, называемого Исайей цветком,  Иаков и называет летораслью.  И действительно, сначала Слово возросло во чреве, а потом вышло в мир. Далее, выражением: возлег, уснул как лев и как скимен  обозначено трехдневное успение Христа, подобно тому как и Исайя говорит: как стал блудницей город верный, Сион, полный суда! Правда обитала в нём, ныне же [в нём убийцы]  (Ис 1:21). Подобным же образом и Давид [говорит]: я уснул и спал, восстал, ибо Господь защищает меня  (Пс 3:6). Это затем, чтобы показать в этом изречении как успение Его (Христа), так и последовавшее за тем воскресение. Иаков дальше говорит: кто поднимет его?  - то есть говорит по примеру Павла, который выражается: и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых  (Гал 1:1).

(9) А словами: не отойдет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придёт  Тот, Кому назначено, и Тот будет надеждой народов,  указано на преемственное продолжение царского рода от Иуды до Христа, что и исполнилось. Он есть наша надежда народов.  Действительно, мы ожидаем Его, грядущего в облаках в силе, и уже верою прозреваем [Его].

(10) Он привязывает к винограду жеребенка своего,  то есть народ обрезанный к званию своему. Ведь Он и Сам был лоза [492]. И к лозе жеребенка ослицы своей  - это значит, что и народ языческий Он привлекает к Себе, как молодого осленка. [Словом], Он призывает к единой вере как обрезание, так и необрезание.

(11) Моет в вине одежду свою  - разумеется отеческая благодать Святого Духа, нисшедшая на Него при Иордане. И в крови гроздей одеяние своё  - кровью какой же грозди, как не Его святой плоти, подобно виноградной кисти, выжатой на древе? Из Его ребра исторглись два источника: крови и воды [493]; посредством их омываются и очищаются народы, которые и должны, собственно, считаться как бы одеждой Христа.

(12) Блестящи очи от вина.  Что же это за очи Христа, как не блаженные пророки, провидевшие духом и предвозвестившие Его страдания? Эти [пророки] силою [Духа] радовались, созерцая Его (Христа) духовными очами и получая постоянное усовершение от Самого Слова и Его благодати.

(13) А сказав: и белы зубы от молока,  [Писание] обозначило исходящие из святых уст Христа заповеди чистые, как молоко.

(14) Итак, Писание провозгласило Христа львом и скимном Львовым; подобное же сказано и об Антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: Дан скимен львовый [494], который выбегает из Васана  (Втор 33:22). Но чтобы кто-нибудь не погрешил, признав данные слова сказанными о Христе, пусть он обратит внимание на следующее. Дан, говорит [Писание], скимен львовый;  назвав колено, происходящее от Дана, оно сделало собственно указание на [то колено], в котором родится Антихрист. Таким образом, как из колена Иудина произошел Спаситель, так из колена Данова произойдёт Антихрист [495]. А что это действительно так, на это отчасти указывает и Иаков: да будет Дан змей, на пути сидящий, уязвляющий ногу коня  (Быт 49:17). Итак, какой же это змей, если не обольститель искони, о котором говорится ещё в Книге Бытия и который обольстил Еву и запнул (ntepviCTac;) Адама? Но так как это положение нужно ещё доказать многочисленными свидетельствами, то мы не будем отказываться и от этого.

(15) То, что действительно из колена Данова произойдёт и восстанет тиран, царь, судья ужасный, сын диавола, пророк так свидетельствует: Дан будет судить людей своих, как и одно из колен Израиля  (Быт 49:16). Правда, кто-нибудь возразит: это сказано о Самсоне, который произошел из колена Данова и судил народ двадцать лет [496]. Но в Самсоне это сбылось только отчасти, вполне же исполнится в Антихристе. Ведь и Иеремия говорит подобным же образом: от Дана слышен голос стремительных коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля  (8:16). ещё и другой пророк говорит: соберёт всю силу свою от восхода солнца до заката; как те, которых звал он; так и те, которых не звал, [одинаково] пойдут вместе с ним; он сделает море белым от [множества] парусов его кораблей и сделает поле черным от [множества] огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним в бою, падёт от меча [497],  А то, что все это сказано не о ком-нибудь, но именно о том тиране, бесстыдном и богопротивном, мы и покажем далее.

(16) В самом деле, Исайя говорит так: и будет, когда Господь совершит все своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, [то] наведет на ум великий князя Ассирийского и на высоту славы очей его. Скажет [он]:   «силою руки моей и мудростью разума переставлю пределы народов, и силу их пленю, и сотрясу города населенные, и всю вселенную обниму рукою моею как гнездо, и как оставленные яйца возьму, и никто не убежит от меня и не скажет ничего против меня… За то пошлёт Господь Адонай на твою честь бесчестие, и на твою славу возжет огонь горя, и будет свет Израиля в огне, и освятит его огнём горящим [498]  которое сожжет и пожрёт терны его  (10:12-14,16-17).

(17) И снова в другом месте говорит: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь иго князей нечестивых [499], поразил народы яростью, язвою неисцелимой, поразил народы язвою ярости и не пощадил. Вся земля восклицает от радости; и дерева ливанские радуются о тебе, и кедр ливанский, [говоря]:   «с тех пор, как ты заснул, никто не приходил рубить нас». Ад преисподней огорчился, придя в движение ради тебя; восстали с тобою все исполины, обладавшие землею; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они отвечают и говорят тебе: и ты сделался пленным, как мы! и ты стал подобен нам! Сошла слава твоя в ад, многое веселие твое; под тобою подстилается гнилость, и червь  - покров твой. Как упал ты с неба, денница, восходящая поутру! разбился о землю, посылавший ко всем народам. Ты же говорил в сердце (=уме) своем:  «взоиду на небо, выше звёзд небесных поставлю престол мой, сяду на горах высоких, которые на севере; взойду выше облаков, буду подобен Всевышнему». Ныне же в ад низвержен, в основания земли. Видящие тебя удивляются тебе и говорят: сей человек колебал землю, потрясал царства, всю вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников [своих] не отпускал [домой]. Все цари народов упокоились с честью,  - [каждый] человек в дому своем, ты же повержен будешь в горах, как мертвец мерзкий со многими мертвыми, сходящими в ад. Как одежда в крови смоченная не будет чиста, так и ты не будешь чист, ибо ты погубил землю мою, истребил людей моих; во веки не пребудешь, семя злое. Уготовлены чада твои на убиение за грехи отца,  - да не восстанут и не наследуют землю  (Ис 14:4-21).

(18) Подобным же образом Иезекииль говорил о нём (об Антихристе): так говорит Господь  Бог: за то. что вознес лось сердце твое и ты говоришь:   «я бог, [в] жилище божие вселился, в сердце морей»; а ты человек, а не Бог, и поставил сердце (=ум) своё как сердце (=ум) Божее,  - разве ты мудрее Даниила? Мудрость не наделила тебя хитростью своею. Разве мудростью своею и разумом своим приобрел ты себе силу и серебро и золото в сокровищницы свои? Или во многой мудрости своей, а не в торговле умножил ты силу свою? Вознеслось сердце твое в силе твоей. Того ради так говорит Господь  Бог: поскольку ты сердце твое ставишь как сердце Божее, вместо этого, вот, Я наведу на тебя иноземных губителей из народов, и обнажат мечи свои на тебя и на богатство мудрости твоей, и постелют богатство твое в погубление. И низведут тебя, и умрешь смертью болезненной в сердце морей. Скажешь ли тогда пред убивающим тебя:   «я бог»? Ты же человек, а не Бог. Среди множества необрезанных умрешь от руки иноземцев; ибо Я сказал это, говорит Господь  Бог (28:2-10).

(19) Итак, мы указали эти изречения. Посмотрим [теперь], что говорится в видениях Даниила. Говоря вслед за видениями о будущих царствах, он показывает применительно к последним временам как пришествие Антихриста, так и конец всего мира. Объясняя видение Навуходоносора, он говорит: ты, царь, видел сие: и вот, большой истукан стоял пред лицем твоим. Голова его из чистого золота, руки и плечи его серебренные, чрево и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. [Ты] видел, доколе камень не  оторвался без [содействия] рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его и разбил их вконец. Тогда сотряслось все вместе: глина, железо, медь, серебро и золото, и сделались как прах на летних гумнах; унес их сильный ветер, и места не нашлось им. Камень же, поразивший истукана, стал как гора великая и наполнил всю землю  (2:31-35).

(20) Присоединив к этому также видения [самого] Даниила, мы представим одно общее толкование их обоих, чтобы показать, как они между собою согласны и истинны. Он говорит так: я, Даниил, видел: и вот, четыре ветра небесных налегли на море великое, и четыре больших зверя вышли из моря, различные между собою. Первый  - как львица, крылья же его как у орла; я смотрел, доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли, и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему.

И вот, зверь второй, подобный медведице, стоял с одной стороны, и три ребра было в устах его. Видел: и вот, другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные  и когти его медные [500]; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие в роге том, и уста, говорящие великое  (7:2-8) [501].

(21) Видел я, наконец: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его  - как чистая волна; престол [Его]  - пламень огненный, колеса его  - огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть  (7:9-12).

(22) Видел я во сне ночном: вот, на облаках небесных шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему, И Ему дана власть, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его  - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится  (7:13-17).

(23) Так как все это, сказанное в таинственном смысле, некоторым кажется непонятным, то мы ввиду этого ничего не скроем от тех, которые в деле познания имеют здравый ум. Сказав о львице, вышедшей из моря, он (Даниил) обозначил царство Вавилонское, существовавшее в мире; это же царство обозначает также и золотая голова истукана. А словами: крылья же его как у орла  [он указал] на то, что царь Вавилонский возвысился и возгордился перед Богом. Когда же говорит: вырваны были крылья его,  он обозначает, что отнята у него слава; и действительно, он (Навуходоносор) был изгнан из своего царства [502]. Слова: стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему  означают, что он раскаялся, познав, что он есть [простой] человек, и воздал славу Богу.

(24) После же львицы [Даниил] увидел второго зверя, похожего на медведицу, – того [зверя], которым были Персы. И действительно, после Вавилонян возобладали Персы. А словами: три ребра было в устах него  - он указал на три народа: Персов, Вавилонян и Мидян; на них же указывает и то серебро в истукане, которое [упоминается] после золота. Затем третий зверь – барс: этим [зверем] были Эллины. В самом деле, после Персов возобладал Александр Македонский, низвергнувший Дария. Он-то и есть та самая медь, которая показана в истукане. А сказав: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя,  он (Даниил) весьма явно показал, каким образом разделилось на четыре части царство Александра; ведь, сказав о четырёх главах, он разумел четырёх царей, восставших из него [503]. Александр же при смерти действительно разделил своё царство на четыре части [504].

(25) Затем, говорит, зверь четвертый, страшный и ужасный; зубы его железные  и когти его медные. Кто же этот [зверь], как не Римляне, именно те, которые и есть железо – это до сих пор стоящее царство. В самом деле, и голени его,  как сказано, железные.  После этого, возлюбленный, остаются уже только ступни ног великана, одна часть которых состоит из железа, а другая из глины, так что та и другая перемешаны друг с другом. Через пальцы ног [истукана] Даниил прикровенно показал десять царей, которые восстанут из него. Именно о них он и говорит: [я] рассматривал зверя, и вот, десять рогов у него, и вот, вышел другой,  как отрасль (παραφυάδιοι [505]), и три из прежних рогов  искоренил. Под этим же [рогом] в свою очередь показан не кто иной, как Антихрист, который и восстановит царство Иудейское. Когда же [Даниил] говорит, что перед ним будут исторгнуты три рога, то ясно указывает на трёх царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского, которые будут убиты им в военном состязании. Он-то, одолев всех, сам будет страшным, жестоким тираном и воздвигнет скорбь и гонение на святых, над которыми он вознесется. В самом деле, Даниил говорит: смотрел на рог: и вот, этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них  (Дан 7:21), наконец зверь был сокрушен, и тело его предано на сожжение огню  (Дан 7:11).

(26) При этих обстоятельствах и придёт наконец Камень, поразивший истукана и разбивший его, и низложивший всех царей, и давший царство Всевышнего святым. Он-то и есть Тот, Кто сделался горою великой и наполнил всю землю. О нём и говорит Даниил: видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана злость, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его  - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится.  [Пророк] показал всю власть, данную Отцом Сыну, Который был объявлен царем небесных, земных и преисподних  (Флп 2:10) и судьею всех. Небесных  - потому, что Слово родилось из существа Отца прежде всего; земных  - потому, что Он сделался также и человеком среди людей, преобразуя Собою Адама: преисподних – потому, что Он и к мертвым был сопричтен, благовествуя душам святых и побеждая смерть [Своею] смертью.

(27) Впрочем, когда сбудется все то, что десять пальцев истукана превратятся в демократические государства и десять рогов зверя разделяться на десять царств, – мы будем иметь возможность видеть более ясным образом все предсказанное, а также размышлять об этом с достаточной очевидностью.

(28) [Итак], золотой головой истукана, а также львицей были Вавилоняне; руками и плечами серебряными, а также медведицей – Персы и Мидяне; чревом и бедрами медными и в то же время барсом – Эллины, получившие силу со времён Александра; голенями железными и зверем страшным и ужасным являются Римляне, властвующие до сих пор. Ступни же ног из глины и железа, а также десять рогов – это [царства], которые возникнут в будущем. Рог совершенно отдельный, малый, возрастающий – это Антихрист, [возникающий] среди них. Камень, поражающий и ниспровергающий истукана, наполняющий землю, – это Христос, грядущий с небес и несущий суд миру.

(29) Все это, любезный, я сообщаю тебе не без опасения, хотя и с добрым намерением, по преизбыточествующей любви Христовой. В самом деле, если бывшие до нас блаженные пророки знали об этих [вещах] и в то же время не желали открыто возвещать о них, чтобы не возбудить смущения в душах людей, и только прикровенно в притчах и загадках рассуждали о них, говоря так: уразуметь превосходящее разумение  (Еф 3:19), – то насколько больше можем подвергнуться опасности мы, осмелившись говорить явно о том, что теми было сказано втайне?

Но посмотрим дальше, что же должно случиться с этой нечистой блудницей, какому и сколь великому частному мучению, ещё прежде [всеобщего] суда, она подвергнется в силу гнева Божия?

(30) Приди же, блаженный Исайя, восстань и скажи ясно, что ты предрёк о городе великом Вавилоне? Ведь ты же сказал относительно Иерусалима, и исполнилось; а сказал ты в данном случае ясно: да будет земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; страну вашу пред вами поедают чужие, и опустела разоренная чужими. Осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как овощное хранилище в огороде, как осажденный город  (Ис 1:7-8). Итак, что же? Разве все это уже не свершилось? Разве не исполнилось все, сказанное тобою? Разве не опустошена Иудейская земля их? Разве не сожжено святилище, не разрушены стены и не разорен город? Разве страну не съедают чужие? Разве землёй их не владеют Римляне? Да и тебя [самого] беззаконники по ненависти распилили [506], равно как и Христа распяли. Впрочем, ты умер в мире, но продолжаешь ещё жить во Христе.

(31) Итак, кого же из вас (из пророков) я возлюблю более всего, как не тебя? Но ведь и Иеремия побивается камнями [507]. Итак, Иеремию больше? Но и Даниил даёт свидетельство. Следовательно, тебя, Даниил, я должен восхвалить предпочтительно пред всеми? Но ведь и Иоанн [Богослов] не лжет. Какими же, следовательно, устами и языком я буду прославлять вас, больше же всего то Слово, Которое говорило в вас? Правда, вы умерли вместе с Христом, но будете жить в Боге. Услышьте же и возрадуйтесь. Все то, что вы изрекли, – все это в определенные сроки исполнилось. Вы узнали это наперёд и возвестили всем поколениям изречения Божий; вы послужили, таким образом, всем родам. Вы открыто были объявлены пророками, чтобы всем могли доставить спасение. В самом деле, тогда только пророк и бывает в действительности пророком, когда он, наперёд возвестив будущее, впоследствии докажет его исполнение. Все вы были учениками доброго Учителя. Вот почему я по достоинству и обращаюсь к вам, как к живым [свидетелям]. Тем более что вы имеете уже венец жизни и нетления, определенный вам на небесах.

(32) Скажи же мне, блаженный Даниил, доставь мне уверенность, – взываю к тебе! Ты пророчествуешь о львице в Вавилоне, в котором ты был пленником. Ты рассказываешь также о медведице; действительно, ты был тогда ещё в мире и видел, что произошло [с ней]. Затем ты говоришь мне о барсе: и откуда тебе об этом знать? Ведь ты тогда уже почил. И кто тебя научил этому, как не Тот, Кто образовал тебя во чреве матери, то есть Слово Божие? Действительно, пришел козел, поразил овна, сокрушил его рога и попрал его ногами, усилился, возвысился. А при падении его восстали четыре рога под ним. Возрадуйся, блаженный Даниил, – ты не впал в заблуждение: исполнилось и это все.

(33) После этого снова разъясни мне следующее изречение: зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный; зубы его железные  и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими  (Дан 7:7). И вот как раз в настоящее время властвует «железо»; вот оно смиряет и сокрушает все; вот оно подчиняет всех, даже вопреки их желаниям. И мы видим все это и прославляем Бога, наученные тобой.

(34) Но так как у нас было намерение сказать о блуднице, то и ты приди, блаженный Исайя; мы посмотрим, что ты говоришь о Вавилоне. Сойди, сядь на земле, девица, дочь Вавилона; сиди, дочь Халдейская, ибо не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; открой покрывало твое, открой седины, открой голени, переходи через реки: откроется стыд твой, явится позор твой. Праведное от тебя возьму, не предам  тебя человекам. Говорит Избавитель твой Господь Саваоф, имя Ему – Святый Израилев. Сиди умиленная, уйди в темноту, дочь Халдейская: не будут называть тебя крепостью царств  (Ис 47:1-5).

(35) Разгневался [Я] на народ Мой, осквернивший наследие Моё, предал их в руку твою. Ты же не оказала им милосердия, на старцев налагала иго  тяжкое и говорила:   «вечно буду владычицей», а не помыслила того в сердце, каким будет конец твой. Ныне же слушай это, юная, сидящая, уповающая, говорящая в сердце своем:   «я, и никакая другая; не сяду вдовою, не познаю сиротства». Ныне же в один день придут на тебя эти оба: бесчадие и вдовство; внезапно придут на тебя в волшебстве твоем, в крепости чародейств твоих сильных, в надежде блудодеяний твоих. Ибо ты говорила:   «я, и никакая другая». И блуд твой станет твоим позором, ибо говорила в сердце своем:   «я  есмь» [508]  И придёт на тебя пагуба, [и не сможешь быть чистой, и придёт на тебя внезапно, и не спасешься [509] ].   Оставайся ныне с волшебствами твоими и со многими чародействами твоими, которым ты научилась от юности твоей,  - может быть, помогут. Утомлена в советах твоих; пусть встанут и спасут тебя звездочеты небесные и наблюдатели звезд, да возвестят тебе, что должно приключиться с тобой. Все они погорят огнём как солома, не избавят души своей от пламени. Поскольку имеет уголья огненные, то [и] сядут на них. Эти стали тебе в помощь, с которыми ты прилежно трудилась от юности. Человек сам собою прельщен; тебе же не будет спасения  (Ис 47:6-15). Вот что предсказывает Исайя. Посмотрим, не подобное ли тому провозглашает также Иоанн [Богослов],

(36) В самом деле, он был  на острове Патмос и видел откровение страшных тайн, которые он излагает подробно и научает ими других. Скажи же мне, блаженный Иоанн, апостол и ученик Господень, что ты видел и что слышал о Вавилоне. Воспрянь и скажи, тем более, что и тебя же сослал в ссылку он же (Вавилон, т. е. Рим): и пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами [510], с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена  золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства  земли [511]; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным  (Отк 17:1-5).

(37) Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены [сей] и зверя, носящего её, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится  (Отк 17:6-8).

(38) Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришел, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой и из числа семи, и пойдёт в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть  со зверем, как цари, на один час. [Они] имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с ним, суть званные и избранные и верные  (Отк 17:9-14).

(39) И говорит мне; воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты  видел, и  зверь [512], сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце  - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями  (Отк 17:15-18).

(40) После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон великий [513], сделался жилищем бесу и  пристанищем всякому нечистому  и ненавидимому духу, и пристанищем  всякому зверю нечистому и ненавидимому [514]; ибо вином ярости блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться  язвам ее; ибо грехи её дошли до неба, и Бог вспомянул неправды её  (Отк 18:1-5).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.032 с.)