Негостеприимный Сочи: дефицит гостиничных мест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негостеприимный Сочи: дефицит гостиничных мест



 

Разговор о номерном фонде в российских гостиницах (отелями большую часть из них назвать язык как‑то не поворачивается) – одинаков и неизобретателен, о каком бы регионе ни шла речь. Может быть только плохо или совсем плохо. Москва стоит особняком. Тут отелей много. Пятизвёздочных. Можете оставлять тут по 300–500 евро за ночь. Есть отели‑клоповники – это уже с другого полюса. С отелями уровня трёх звёзд – совсем плохо, если вообще не сказать «никак». Гостиницу «Россия», прикрываясь якобы благовидным предлогом необходимости скорейшего восстановления исторического Зарядья, снесли ещё семь лет назад. А там было как раз больше трёх тысяч трёхзвёздочных номеров. И даже при крайне мизерном потоке въездного туризма в Москву туроператоры возопили: селить гостей негде!

Повторюсь, это я о Москве. Чем город меньше и чем отдалённей, тем ситуация куда более кричащая. Проблема это не только российская – скорее всего пространства бывшего СССР. Посмотрите, что было на Украине во время недавнего чемпионата Европы: несмотря на то что на подготовку было целых пять с лишним лет, картина гостиничная предстала в самых худших своих красках. Тот же Донецк, что принимал несколько матчей чемпионата, украсился парой отелей умопомрачительного уровня с обязательными словами в названии «Plaza» и полным отсутствием любой другой гостиничной инфраструктуры. Шахтёрский городок – и «Plaza»! Каково, а? В результате подавляющее большинство болельщиков жило в Киеве, летало утром в Донецк на матч, а вечером после матча – обратно. Некоторые билеты на матч приобретали уже подобным пакетом: самолёт в Киев – самолёт в Донецк – билет на футбол – самолёт в Киев – и так далее, в зависимости от количества матчей, которые собирались посетить.

У нас, в отличие от соседей, было не пять лет, а почти семь. Но мы и этот срок умудрились… Не подбирается у меня тут, как ни крути, адекватный глагольный термин. Смысл, я думаю, все прекрасно понимают.

И когда за год с небольшим до старта сочинской Олимпиады власти осознали, что имеющийся дефицит номерного фонда автоматически приведёт к резкому росту цен на гостиницы, начались ритуальные и совершенно советско‑колхозные пляски вокруг этой темы. То, что цены вырастут, – это к гадалке не ходи. Достаточно было на лондонский пример с Олимпиадой‑2012 посмотреть. Там ведь тоже строили спортивные объекты, благоустраивали окружающую территорию, а об отелях не сильно пеклись. Да и хватает их в Лондоне, сравнения тут даже неуместны будут. Но и там иной двухсотфунтовый номер стоил в дни августа под 700–800 единиц всё той же британской валюты.

А теперь представьте, как это будет в Сочи, где и сейчас в разгар сезона сложно подыскать себе адекватное местечко. Мне приходилось и в «Жемчужине» останавливаться, которая считается премиальным сегментом, и в «Приморской» – образце сталинской архитектуры, куда приходится селиться тем, кто не готов выбрасывать избыточные средства. Везде одинаковое ощущение провинциального захолустья, замшелой деревни. Но мало кто всерьёз озаботился приведением всего этого «великолепия» в порядок. Мало кто подумал о том, что необходимо проработать хотя бы примерный механизм льготного кредитования или неких налоговых преференций для частных застройщиков. Нам же не развивать Сочи надо (на словах, конечно, все говорят про развитие, но на деле никого это не интересует) – нам надо «срубить бабла» на олимпийской стройке. Гостиница – дело муторное. Срок оборачиваемости капитала – от 8–10 лет. Это в лучшем случае. А трата государственных денег на строительстве сомнительных спортивных сооружений для сомнительного олимпийского праздника длиной в 17 дней – это куда как более интересно.

И вот начались словесные игрища. Когда суровая, костлявая рука рынка регулирует цены резко вверх, о чём задумывается наш чиновник? О том, что порегулировать должен и он. В сознании части чиновников до сих пор существует нормативно‑директивная картина мира. Они, если б могли, и доллару с евро приказывали бы: а ну‑ка, стань с завтрашнего дня не 30–40 за рубль, а 5–6. И искренне не понимали бы, почему валюта не слушается их указа.

В ноябре – декабре 2012 года газеты и интернет‑СМИ запестрели заголовками: «Гостиницы в Сочи будут доступными», «Правительство наводит порядок в ценообразовании», «Власти ограничили цены на отели в период Олимпиады».

Театр абсурда: премьер‑министр подписал постановление, которое устанавливает максимальную планку на стоимость гостиниц в олимпийском Сочи. Максимальная цена номеров в гостиницах не должна превышать 14 тысяч рублей, гордо сообщил рупор официоза – «Российская газета».

По словам вице‑премьера Дмитрия Козака, выступившего на совещании главы правительства, это указание позволит на 30–40 процентов снизить цены, которые устанавливают гостиницы на пиковые для Сочи дни. Максимальная стоимость номера категории люкс в пятизвёздочной гостинице на дни Олимпиады составит 13 896 рублей, иные номера одноместного или двухместного размещения – 8253 рубля или 10 569 рублей соответственно. В гостиницах с четырьмя звёздами люкс оценён в 13 148 рублей, одноместный номер – 5839 рублей. В самых популярных отелях – три звезды и ниже, а также мини‑отелях – стоимость проживания в сутки в обычных номерах обойдётся в 4339 рублей и меньше.

Казалось бы, ну чего мы злопыхаем? Не слишком дёшево, но всё ж дешевле, чем попытались бы установить на олимпийский период местные отели сами? Но в том‑то и проблема, что мы сначала не включаем голову, не создаём нормальную конкуренцию, не работаем над предложением, не думаем о том, как местному бизнесу помочь, а потом начинаем его же «регулировать».

И задумайтесь: есть ли у вас шанс успеть забронировать хоть какой‑либо номер по упомянутым ценам?

Но это для гостей. А для тех, кому тут работать? Цены на отели для прессы безумны. Минимальная планка, как было озвучено ещё в конце 2012‑го, – на уровне 130 долларов! И в Ванкувере, и в Лондоне, и в Пекине большинство командированных‑аккредитованных платило как минимум вдвое дешевле. Повторюсь, как минимум!

Любая Олимпиада – это толчок к развитию туризма. Это аксиома. Но в золотой запас курорта войдут лишь двадцать тысяч гостиничных номеров, которые будут достроены и введены в эксплуатацию к Играм. Между тем уже на старте предолимпийской гонки было 27 тысяч номеров. Добавить к имеющимся меньше того, что уже есть, – это позор и провал. Встречать же Олимпиаду вообще с таким малым число гостиничных мест – это провал в квадрате.

 

Как выглядит русская жар‑птица?

 

Первым к образу жар‑птицы из спортивных чиновников обратился по весне 2012‑го тогдашний глава РФС Сергей Фурсенко. Спешно выбирал символ для российской футбольной сборной, отправляющейся на чемпионат Европы в Польшу. Конечно, все осознают, что любое решение базируется не на его личном опыте и таланте, а на тех советах, что подсовывает ему псевдопсихолог, а по совместительству маг Каринэ Гюльазизова. Та идея о жар‑птице была поднята на смех и реализована быть никак не могла.

Помимо насмешек над искренним, но абсолютно не способным руководить футболом Сергеем Фурсенко, в умах думающей публики всё‑таки сидел вполне себе адекватный ответ: ну, когда же мы выйдем из парадигмы всех этих избитых фольклорных образов? Сколько ещё все наши массовые мероприятия, ориентированные в том числе на иностранцев, будут сопровождать матрёшечные образы? Неужто у нас за последние века не нашлось ничего нового – того, чем мы могли бы гордиться?

Но Олимпиада – это креатив не одной только Каринэ Сергеевны и Сергея Александровича. Это уже огромное количество людей, креативных агентств и много чего ещё. И на выходе мы получаем… опять!.. ту же жар‑птицу! Так неофициально обозначили олимпийский факел, когда в середине января 2013‑го прошла его презентация в ГУМе, у Красной площади.

Мы – страна византийской культуры. У нас и церкви самые помпезные, самые избыточно украшенные. У нас кремлёвские дворцы ставят своей задачей поразить любого оказавшегося внутри своим великолепием. У нас чем богаче, тем правильнее. Потому и место выбрали – «центровее» некуда. Практически Красная площадь. Да и сам зал главного универмага страны предстал в очень богатом интерьере.

Присутствовали и первые лица оргкомитета Сочи‑2014, и послы Олимпиады Татьяна Навка, Илья Авербух, Олеся Владыкина и Наталья Водянова. Первые ещё понятно, какое отношение к спорту имеют. Почему лицо спорта – Водянова? Мне не очень понятно.

Помимо самих факелов представили ещё и спортивную форму, в которую будут одеты сами факелоносцы, а также волонтёры. Наверное, нет нужды кому‑то специально пояснять, кому было поручено пошить эти наряды. Словосочетание «Bosco Sport» давно и прочно прикрепилось ко всему, что связано с российским олимпийским движением. Второе десятилетие компания Михаила Куснировича одевает спортсменов и активно торгует своими полуклеенчатыми и не всегда соответствующими своей завышенной цене курточками, жилеточками и шапочками. И вовсе не качество предлагаемой продукции послужило основой при выборе официального поставщика, а совсем другие нюансы.

Куснирович получил потрясающую рекламную площадку, огромное количество носителей рекламной информации. В разноцветные Bosco‑костюмчики будут одеты 15 тысяч человек, несущих факелы, а также более 30 тысяч волонтёров.

Михаил Куснирович откровенно поправлял организаторов:

– Сегодня было сказано, что мы креативные партнёры, приятно, но мы ещё и генеральные партнёры, поэтому мы сами выдумываем, сами платим, а вы носите.

Сами факелы идентичны по размеру и форме и представляют собой перо жар‑птицы. Олимпийский факел – красного цвета, паралимпийский факел – голубого. Оба они сделаны на Красноярском машиностроительном заводе. Утверждалось, что из легкого сплава, чтобы нести его было не тяжело. Правда, все, кто подержал факел в руках, утверждают, что идея сделать факел лёгким успехом не увенчалась. Это, впрочем, вряд ли так уж принципиально: те 200–500 метров, которые, по разным оценкам, бежать факелоносцам – справиться можно вполне.

При этом разработчики уверяют, что ни мороз, ни ветер, ни даже вода олимпийский огонь не потушат. Дизайн факелов разрабатывала команда специалистов, во главе которой был Владимир Пирожков, который ранее больше был известен своими фантазиями в разработке автомобилей и самолётов. Теперь перешёл на менее крупные формы. Хотя, если говорить о финансировании, тут минимализмом точно страдать не придётся: каждый факел обходится бюджету Олимпиады в 12 тысяч рублей с копейками. А теперь перемножьте на тысячи бегущих. Плюс сколько ещё запасных факелов! Ведь гореть он может лишь 12–15 минут и повторно не загорается – такова конструкция. Мало ли что случится в пути: всегда должен быть набор факелов резервных.

По словам главы оргкомитета, на 15 тысяч бегунов будет изготовлено минимум 16 тысяч факелов. То есть, по минимальным подсчётам, на одно только изготовление «жар‑птиц» потрачено будет почти 200 миллионов рублей!

Изначально было обещано, что возможность пронести олимпийский факел в своём городе может появиться у каждого: для этого нужно будет оставить заявку на сайте оргкомитета, из которых потом спонсоры эстафеты отберут 15 тысяч. Но как именно будет проходить отбор, несколько месяцев подряд не уточнялось – весьма в духе российских традиций.

Ещё один бросившийся в глаза нюанс, на который обратили внимание очень многие уже в момент презентации олимпийского и паралимпийского факелов. Ещё ни одной компании в мире не удавалось так ловко вставить свой логотип в олимпийскую символику, как это сделал «Газпром»: силуэты факела недвусмысленно напоминают зажигалку с логотипа известной газовой монополии. Тихо, вполголоса на эту тему пошутили многие, да только кто ж всерьёз спорить с «Газпромом» в нашей стране решится?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.013 с.)