Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 

по специальности 034000

«Конфликтология»

Квалификационная степень выпускника - бакалавр

очная

 

 

Разработчик: ст. преп. каф. международного права Паутова О.С., к.ю.н.

 

Ростов-на-Дону

 

2012

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                  Декан факультета

Лях С.М.______________

    

«_____»______________2012_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 

Направление подготовки (специальность) 034000 «Конфликтология»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

 

Кафедра Международного права

 

Курс _____ 1 ______ семестр ____ 2 ________

 

Форма обучения _______очная________________________

 

 

Программа разработана                                  ст. преп. Паутова О.С., к.ю.н.

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

Рекомендована к утверждению решением учебно-методического совета Юридического ф-та ЮФУ   Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ____международного права________  
     
протокол заседания №____ от   протокол заседания №___ от
«____»_____________ 20__г.   «____»_____________20__г.
     
(подпись, Ф.И.О. председателя)   (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)

 

 

СОГЛАСОВАНО с   Юридическии ф-том_,

 каф. Международного права___

протокол заседания

от «_____»______________20__г №_______

_____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой/декана, подпись)

 


1. Цели освоения дисциплины

Цели:

Цель данной дисциплины – повышение профессионального уровня, роста правовой культуры и приобретения навыков правомерного поведения в профессиональных отношениях студентов, специализирующихся в сфере конфликтологии, а также научить студентов понимать внутреннюю логику процесса становления государства и права, творчески мыслить на основе знания закономерностей и случайностей возникновения и развития государства и права, анализировать современное состояние и тенденции развития государства и права, моделировать дальнейшее развитие государства и права. Для подготовки современного специалиста по направлению «конфликтология» необходимо освоение большого объема теоретического и практического правового материала в различных отраслях знаний. В последние годы в нашей стране серьезно возросло значение юридических знаний. Все больше утверждаются представления о важности закона в жизни людей и государства, понимание необходимости установления и поддержания режима законности, приоритетности прав и свобод личности и обязанности государства обеспечить их охрану и защиту. В связи с этим повышается значение общей юридической подготовки современных специалистов.

Задачи:

Усвоение теоретических источников; формирование целостного представления о правовой системе Российской Федерации, ее законодательстве, что позволит грамотно использовать нормативно-правовые документы на практике; создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения отраслевых юридических дисциплин (конституционное право РФ; трудовое право; гражданское право; уголовное право и др.);

усвоение национального российского права и международно-правовых источников; усвоение постановлений Пленума Верховного Суда РФ; умение применять теоретические источники при решении практических правовых ситуаций; формирование навыков по составлению правовых документов.

Особое место в кругу задач преподавания дисциплины занимает изучение основных путей, условий и форм становления и развития государственно-правовой организации общества, особенностей формирования и эволюции национальных правовых систем, закономерностей, особенностей, динамики и направленности государственно-правового строительства, современной политико-правовой культуры, правового сознания российских граждан, институтов гражданского общества.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 «Правоведение» представляет собой комплексную дисциплину, в которой используются результаты исследований теоретических юридических дисциплин (римского права, теории и истории государства и права), исследованиях и практическом применении норм права почти всех отраслей российского права. Курс «Правоведения» связан с рядом гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как логика, философия, социология и многих других. В то же время правовые знания используются во всех изучаемых дисциплинах.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

3.1 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате освоения дисциплины у студентов формируются:

1) общекультурные компетенции (ОК):

- владение научным мировоззрением, обладание культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка исследовательских целей и задач, выбор научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);

- знание основных законов и особенностей развития природы, общества и человека, способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

- способность анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- умение обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8).

2) профессиональные компетенции (ПК):

- способность проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);

- способность применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК-3);

- знание теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умение концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способность самостоятельно планировать исследовательский проект, знание основных методов анализа информации, умение анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладание основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5);

- владение навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);

- способность разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13);

- способность анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, добывать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: основные нормативно-правовые документы в области конфликтных и мирных способов взаимодействия в различных сферах жизни общества; основные закономерности зарождения, динамики, структуры и состояния общества и государства;

- Уметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. Использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.

- Владеть: навыками публичной речи, аргументировать сделанные выводы, вести дискуссии, культурой мышления в области права.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Правоведение»

4.1. Содержание модулей дисциплин.

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
1 2 3 4
1.   Основы теории государства и права 1. Понятие, признаки, функции, типы и формы государства. 2. Право в системе социального регулирования: понятие, сущность, признаки, функции. 3. Нормы и источники права. Система права. 4. Понятие и виды правоотношений, их структура. Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений. 5. Реализация права. 6. Правонарушение и юридическая ответственность. тестирование     написание реферата
2. Основы конституционного и административного права Российской Федерации. 1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. 2. Понятие, сущность и принципы федеративного устройства России. 3. Понятие и признаки органов государственной власти в РФ, их система. 4. Система высших федеральных органов государственной власти 5. Конституционные основы местного самоуправления. 6.  Основы административного права. Доклад     тестирование    
3. Отраслевое гражданское, семейное, трудовое уголовное, международное законодательство. 1. Основы гражданско-правовых отношений. 2. Правовое регулирование наследственных отношений. 3. Брачно-семейные отношения. 4. Основные понятия трудового права. 5. Основы уголовного права. 6. Международно-правовая защита прав человека. тестирование

 

4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра Всего
Общая трудоемкость 2 108
Аудиторная работа: 2 48
Лекции (Л) 2 16
Практические занятия (ПЗ) 2 32
Самостоятельная работа: 2 60
Реферат (Р) 2 38
Эссе (Э) 2 12
Контрольная работа (К) 2 10
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Образовательные технологии

При реализации рабочей программы используются как имитационные, так и неимитационные виды образовательных технологий:

 - использование мультимедийных презентаций в ходе проведения лекционных занятий;

 - разбор конкретных правовых ситуаций в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (кейс-метод);

 - проблемная лекция;

 - дискуссия.

5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

5

Л Использование мультимедийных презентаций 6
Л Разбор конкретных правовых ситуаций в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами   3
Л Проблемная лекция 2
Л Дискуссия 2

Формы рубежного контроля

Рубежная аттестация производится на основании оценки выполнения студентами тестовых заданий, обеспечивающих достижение комплексной цели модуля. Продолжительность проведения теста – 40 мин. (по 2 мин. на выполнение 1 тестового задания).

Результаты тестирования проходят компьютерную обработку в ЦДО ЮФУ в соответствии с уровнем сложности тестового задания (легкое дихотомическое, средне-дихотомическое, сложно-дихотомическое).

Выполняя тестовые задания, следует учесть, что на любой вопрос можно дать один и более ответов. При этом число правильных ответов может быть от одного и выше. Правильность ответов оценивается следующим образом:   

«отлично» - 90-100 %;

«хорошо» - 70-80 %;

«удовлетворительно» - 50 %;

иное – «неудовлетворительно»

Пример оценки результатов тестирования: тест содержит 20 заданий – 100 %.

 

6.2. Примерные в опрос ы для подготовки к экзамену по курсу «Правоведение»

  1. Понятие государства и права, их признаки.
  2. Система отраслей права.
  3. Общество и государство, политическая власть.
  4. Роль и значение власти в обществе.
  5. Типы и формы государства.
  6. Формы правления, государственного устройства, политического режима.
  7. Государство и гражданское общество.
  8. Правовое государство: понятие и признаки.
  9. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
  10. Понятие системы права, отрасли права.
  11. Соотношение права и государства.
  12. Функции права.
  13. Норма права, ее структура.
  14. Формы и источники права.
  15. Конституция - основной закон государства и общества. Структура Конституции и ее содержание.
  16. Понятие норм морали. Общие черты и отличия норм права и норм морали.
  17. Правовое сознание и правовая культура.
  18. Понятие и состав правоотношения.
  19. Участники (субъекты) правоотношений. Структура правоотношений.
  20. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
  21. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.
  22. Функции государства, их виды и содержание.
  23. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
  24. Реализация права: понятие, формы, методы.
  25. Понятие, признаки и виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
  26. Правопорядок и общественный порядок. Гарантии законности.
  27. Понятие и содержание основ конституционного строя России.
  28. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в РФ.
  29. Понятие, сущность и принципы федеративного устройства России.
  30. Система высших федеральных органов государственной власти.
  31. Президент Российской Федерации - глава государства.
  32. Порядок выборов депутатов Государственной Думы.
  33. Правительство Российской Федерации: состав и структура.
  34. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
  35. Гражданское право как отрасль частного права. Предмет, метод, принципы и функции гражданского права.
  36. Понятие и признаки юридического лица. Общая и специальная правоспособность.
  37. Порядок и способы образования юридических лиц, их реорганизация и

ликвидация.

  1. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений.
  2. Понятие и виды сделок. Недействительность сделок.
  3. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности.
  4. Содержание права собственности.
  5. Личные неимущественные права граждан.
  6. Основание возникновения и содержание обязательств в гражданском праве.
  7. Основные положения наследственного права.
  8. Понятие и условия заключения брака, основания и порядок прекращения брака.
  9. Брачный договор: понятие, форма и содержание.
  10. Трудовой договор: понятие, заключение и расторжение.
  11. Материальная ответственность сторон трудового договора.
  12. Рассмотрение коллективных и индивидуальных трудовых споров.
  13. Оплата и нормирование труда.
  14. Предмет, метод и система уголовного права России.
  15. Понятие, признаки, виды преступлений. Состав и объект преступления.
  16. Субъективная сторона преступления и ее признаки.
  17. Понятие и основания уголовной ответственности. Презумпция невиновности.
  18. Формы и виды соучастия. Ответственность соучастников.
  19. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
  20. Понятие, цели и виды уголовного наказания.
  21. Проблема уголовно-правовой квалификации терроризма.
  22. Международно-правовая защита прав человека.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Балашов А. И., Руданов Г.П.. Правоведение. Учебник для вузов. 5-е издание, дополненное и переработанное. - М., 2012.

2. Евстигнеев Е.Н., Магницкая Е.В. Правоведение. Учебное пособие, 4-е издание, дополненное и переработанное. М., 2012.

3. Козляева Е.В. Правоведение. - М., 2012.

4. Лексин И.В. Основы теории права. – М., 2011.

5. Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник в двух частях. Часть 1. Теория государства. - М., 2011.

6. Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник в двух частях. Часть 1. Теория государства. - М., 2011.

7. Марченко М.Н., Дерябина Е. М. Правоведение. Учебник для ВУЗов. 2010г.

8. Международное право (общая часть); Учебник; изд-во «Статут»; Казань 2012 г.

9. Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2012.

10. Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2012.

11. Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник в двух частях. Часть 1. Теория государства. - М., 2011.

12. Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2011.

13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М., 2010.

14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2010.

15. Макуев Р.Х. Теория государства и права. - М., 2010.

16. Мартышина О.В. Теория государства и права. - М., 2010.

17. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 2010.

18. Червонюк В.И. Теория государства и права. - М., 2010.

19. Рассказов П.П. Теория государства и права. Учебное пособие. – М., 2010.

20. Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебник. - М., 2010.

21. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. - Москва – Ростов-на-Дону, 2010.

22. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. – М., 2010.

23. Алексеев С.С. Обшая теория права. Учебник. 2-е издание. – М., 2010.

24. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. 4-е изд. – М., 2010.

25. Алексеев С.С. Государство и право. Учебное пособие. – М., 2010.

26. Балашов А.И., Руданов Г.П.. Правоведение. Учебник для вузов. 4-е издание, дополненное и переработанное. М., 2010.

27. Евстигнеев Е.Н.,Магницкая Е.В. Правоведение. Учебное пособие,4-е издание, дополненное и переработанное. М., 2009.

28. Мардалиев Р.Т. Правоведение. Завтра экзамен. М., 2010.

29. Смоленский М.Б. Правоведение.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

 

б) дополнительная литература:

1. Баглакова С.В. Муниципально-правовая политика // Правоведение.  2009. № 9.

2. Кузнецова Л.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.  М., 2010.

3. Бондаренко С.С. Предвидимое нарушение договора // Правоведение. 2009. № 2.

4. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. М., 2010

5. Ильин А.В. К понятию прав на услуги государства // Правоведение. 2009. № 5.

6. Лютов Н.Л. Понятие и предмет коллективных трудовых споров // Государство и право. 2003. №1.

7. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория практика. М., 2012.

8. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 2010. №6.

9. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент - источник права.// Государство и право. 2009. №12.

10. Вавилин Е.В. Проблемы защиты гражданских прав // Правоведение. 2009. № 4.

11. Волкова С.В. Принципы права // Правоведение. 2009. № 4.

12. Лютов Н.Л. Понятие и предмет коллективных трудовых споров // Государство и право. 2003. №1.

13. Марочкин С.Ю. Развитие ключевых проблем международного права. //Основные тенденции развития современного международного права//Казань, 2010 г.

14. Ковалёв А.А. Проблемы всеобщего уважения и соблюдения прав человека в 21 веке – Российский ежегодник международного права, Спб., 2012.

15. Мингазов Л.Х. Источники современного международного права(понятие и общая характеристика форм и источников международного права) – Российский ежегодник международного права, Спб., 2012.

16. Моисеев Е.Г. СНГ и ЕврАзЭС: история и современность – Российский ежегодник международного права, Спб., 2012.

17. Организация Объединённых Наций и защита прав человека; под ред. А.Х. Абашидзе.//ГОСУДАРСТВО И ПРАВО №8 // 2011.

18. Н.А. Ефремова Международная экономическая интеграция и суверенитет государства; // Российское право№6 //2011.

19. Марченко М.Н. Основные принципы организации и деятельности судебной системы Европейского Союза // «Российское правосудие».,2010, №3

20. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующем мире. М., 2010.

21. Волова Л.И., Папушина И.Э. Международное инвестиционное право. Ростов-на-Дону. Изд-во «Эверест». 2011.

22. Волова Л.И. Механизм разрешения международных инвестиционных споров.Terra Economicus Экономический вестник Южного федерального университета, № 1, 2010.

23. Волова Л.И. Развитие международного финансового права в условиях интеграции государств// Финансовое право, №10, 2011.

24. Волова Л.И. Влияние международного валютного права на валютное право РФ.//Российский ежегодник международного права, Спб, 2011.

25. Волова Л.И. Деятельность Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc» как новый этап в развитии международного гуманитарного права //Северо-Кавказский юридический вестник//, 2011 г.№3.

 

в) комментарии к действующему законодательству:

1. Гусев А.Н. Комментарии к ГК РФ. М., 2012.

2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Лебедева М.В., Скуратов Ю.И. М.: Норма, 2012.

3. Колмаков В.В. Комментарии к Налоговому кодексу РФ. Ч. 1,2. М., 2012.

4. Тихомирова Л.В., Тихомиров П.Л. Комментарии к Жилищному кодексу с образцами правовых документов. М., 2012.

7.1. Интернет-ресурсы

1) http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup (ИИК ЮФУ)

2) http://mmedia0.cc.rsu.ru/pls/rsu2/rsu$elements$.info?p_es_id=-1807 (ЦДО ЮФУ)

3) http://mmedia0.cc.rsu.ru/www/rsu$elements$.info?p_es_id=108000000000000–  Зональная библиотека ЮФУ

4) http://www.consultant.ru/ - правовая система Консультант плюс

5) http://www.garant.ru/ - правовая система Гарант

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Студенты ЮФУ имеют возможность пользоваться полнотекстовыми электронными базами на русском и иностранных языках. Юридический факультет ЮФУ подписывает практически все периодические юридические издания. Юридический факультет располагает современными средствами обучения – компьютерными классами с выходами в глобальную сеть Интернет, электронными и традиционными образовательными ресурсами. Зональная библиотеке ЮФУ обладает огромными ресурсами на бумажных и электронных носителях. Имеется возможность пользоваться минитипографией, кабинетом синхронного перевода

Через proxy сервер университета для студентов юридического факультета ЮФУ открыт доступ к электронным библиотекам Оксфордского Российского фонда, Оксфордского университета.

 При чтении лекций по курсу «правоведение» используются презентационные комплексы, интерактивные доски, мультимедийное оборудование.

9. Учебная карта дисциплины

Преподаватель: Паутова О.С.

Кафедра международного права

Курс 1 Семестр 2.

Направление подготовки «Конфликтология»

Виды контрольных

мероприятий

Кол-во баллов за 1 контрольное

мероприятие

Количество баллов по модулям

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

  Стартовый контроль   0-5 Мин. балл Максим. балл Миним. балл Макс. балл Миним. балл

Максим.

балл

  Текущий контроль 60-100 15         18 20       32

20    

40
1. Посещаемость лекций и семинаров 15-18 5 5 5 5

5

5
2. Работа на семинарских занятиях 20-32 5 8 10 17

10

20
3. Контрольная работа (коллоквиум, тест) 20-35 5 5 5 10

5

15
4. Экзамен 20
                   

Преподаватель: Паутова О.С.

Согласовано: зав. кафедрой Волова Л.И.

Приложение 3

С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ

Темы семинарских занятий

 

Темы семинарских занятий

Тема 2.1. Понятие и структура Конституции РФ (2 часа).

1. Общая характеристика Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Основные принципы и юридические свойства Конституции России 1993 г.

3. Структура Конституции Российской Федерации.

4. Понятие и основные принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

5. Порядок избрания Президента РФ и отрешение его от должности.

6. Компетенция Президента Российской Федерации: виды и содержание полномочий.

7. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

 

Практические задания
Задание:

1. Изобразите гражданские, политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, в виде таблицы.

2. Изобразите систему органов государственной власти РФ в виде схемы, располагающей их по иерархии.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на уяснение следующих вопросов: основные принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина; гражданство в РФ, его неотчуждаемость; основные принципы организации гражданского общества; правовой статус общественных объединений, политических партий в РФ и их роль в осуществлении народовластия; гражданские права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права и свободы граждан и гарантии их осуществления; Российская Федерация: многообразие и правовой статус субъектов РФ; конституционно-правовой статус Президента РФ, его компетенция, порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ; Федеральное Собрание РФ, его структура, порядок деятельности, порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации, их компетенция; Правительство РФ, его состав, структура, порядок формирования и компетенция, основания отставки Правительства РФ; понятие и конституционные принципы судебной власти в России, судебная система в РФ; правоохранительные органы РФ; местное самоуправление как органы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формы реализации местного самоуправления

 

Тема 2.2. Административное право РФ (2 часа).

1. Предмет и метод административного права Российской Федерации.

2. Система административного права Российской Федерации.

3. Понятие, основные черты и виды административных правоотношений.

4. Понятие и виды органов исполнительной власти: основные принципы их организации и деятельности.

5. Понятие, значение, виды и принципы государственной службы.

6. Понятие и основные признаки административной ответственности.

7. Состав административного проступка.

8. Основания освобождения от административной ответственности.

 

 

Ключевые термины.

- Конституционное право;

- Конституция РФ;

- конституционный строй;

- государственная власть;

- правовой статус человека и гражданина в РФ;

- органы государственной власти;

- Президент РФ;

 - Федеральное Собрание;

 - Правительство РФ;

- компетенция органа власти;

 - судебная власть;

- судебная система в РФ;

 - органы местного самоуправления, их полномочия;

- предмет и метод административного права;

- административно-правовая норма;

- административно-правовой статус гражданина РФ;

- гарантии прав и законных интересов граждан;

- органы исполнительной власти;

- государственная служба;

- административно-правовой статус государственных служащих;

- административная ответственность;

- состав административного проступка.

Темы семинарских занятий

Тема 3.1. Содержание гражданского правоотношения (2 часа).

1. Содержание гражданского правоотношения. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Состав участников (субъектов) гражданских правоотношений. 

2. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Понятие и содержание гражданской правоспособности физических лиц.

3. Гражданская дееспособность физических лиц: полная, частная, ограниченная. Эмансипация.

4. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.

5. Понятие, виды и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния.

6. Юридические лица как субъекты гражданского права. Понятие и признаки юридического лица. Общая и специальная правоспособность. Органы юридического лица. Филиалы и представительства юридического лица.

7. Порядок и способы образования юридических лиц. Виды юридических лиц.

8. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

9. Коммерческие и некоммерческие организации. Реорганизация юриди­ческих лиц. Прекращение деятельности юридических лиц.

 

Тема 3.2. Гражданско-правовая ответственность (2 часа).

1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности. 

2. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.

3. Возмещение убытков – основной вид гражданско-правовой ответственности.

4. Основания и условия гражданской правовой ответственности.

5. Размер гражданско-правовой ответственности. Материальный и моральный вред.

6. Вина правонарушителя как условие гражданско-правой ответственности.

7. Особенности ответственности за нарушение денежных обязательств.

 

Практические задания

Задача 1.

Гражданин Соколов попросил взаймы у своего приятеля Ильина пять тысяч рублей. Поскольку друзья были давно знакомы и деньги передавались в присутствии двух их общих знакомых, данное соглашение они решили письменно не оформлять. В связи с тем, что к обусловленному сроку Соколов отказался вернуть долг, Ильин обратился в районный суд с исковым заявлением о его истребовании. В качестве доказательства заключения сделки Ильин попросил вызвать в суд в качестве свидетелей указанных знакомых.

Какое решение вынесет суд?

Задача 2.

ООО «Виктория» согласно договору поставки с АО «Меркурий» должно было уплатить 500 тыс. рублей за поставленную продукцию. Однако перечислена была не вся сумма долга. АО «Меркурий» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «Виктория» недополученной суммы, которая составляла 93 тыс. рублей. ООО «Виктория» отказалось уплачивать оставшуюся сумму долга, ссылаясь на то, что срок исковой давности истек.

Каковы последствия истечения исковой давности? Подлежит ли иск АО «Меркурий» удовлетворению.

Задача 3.

Согласно договору АО «Мебель-Юг» отправило по железной дороге партию мебели ООО «Анкор». Однако в дороге произошло крушение поезда, в результате которого товар был уничтожен. Когда ООО «Анкор» стало известно о случившемся происшествии, оно отказалось оплатить стоимость поставленной партии мебели. В связи с этим АО «Мебель-Юг» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы, предусмотренной счетом - платежным поручением.

Какое решение вынесет арбитражный суд?

Задача 4.

По договору поставки ООО «Новация» должно было поставить производственному кооперативу «Витязь» материалы на сумму 1 млн. рублей. Однако производственный кооператив «Витязь» недополучил материалов на сумму 270 тыс. рублей. Производственный кооператив «Витязь» обратился к ООО «Новация» с требованием поставить материалы, а также уплатить штрафную неустойку. ООО «Новация» отказалось уплачивать неустойку, ссылаясь на то, что уплата неустойки не была предусмотрена договором. Тогда производственный кооператив «Витязь» обратился в арбитражный суд для разрешения данного спора.

Какое решение вынесет арбитражный суд?

 

Задача 5.

Гражданин Миронов перед смертью составил завещание, согласно которому все принадлежащее ему имущество он оставлял гражданке Петровой - соседке Миронова. Через два месяца после смерти Миронова, в районный суд обратилась его жена, которая претендовала на имущество мужа. В своих требованиях она ссылалась на то, что является законной супругой Миронова, прожила с ним в браке 28 лет, и является его прямой наследницей, несмотря на то, что последние три года они не проживали совместно.

Какое решение вынесет суд?

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарским занятиям следует обратить внимание на уяснение следующих вопросов: понятие, предмет и метод гражданского права; отграничение гражданского права от других отраслей права; гражданское законодательство; гражданские правоотношения, понятие, элементы, особенности; основания возникновения гражданских правоотношений; осуществление и защита гражданских прав; субъекты гражданского права; граждане как субъекты гражданского права; признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим; акты гражданского состояния; юридические лица: порядок возникновения, регистрации, реорганизации и ликвидации, несостоятельность (банкротство) юридических лиц; классификация юридических лиц: по  целям деятельности, формам собственности, правам учредителей юридического лица в отношении его имущества, организационно-правовым формам, задачам и функциям; участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством; виды и оборотоспособность объектов гражданских прав; значение сделок в жизни граждан и в деятельности субъектов предпринимательской деятельности;    коммерческое представительство; исчисление сроков в гражданском праве; течение срока исковой давности, приостановление и перерыв течения срока исковой давности; понятие, содержание и формы права собственности в РФ; государственная и муниципальная собственность; приватизация государственного и муниципального имущества; общая собственность; защита права собственности и других вещных прав; основания возникновения обязательств, перемена лиц в обязательстве; способы обеспечения обязательств; ответственность за нарушение обязательств, роль договоров в условиях рыночных отношений и их значение в коммерческой деятельности, заключение договора.  

 

Тема 3.3. Понятие и признаки вещных прав (2 часа).

1. Понятие и признаки вещных прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.185 с.)