Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Правоохранительные органы – понятие, при- знаки и функцииСтр 1 из 63Следующая ⇒
В современной юридической литературе понятие «право- охранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне не- определенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или не государственные институты к ним следует относить, а какие не следует). В действующем законодательстве эта проблема так и не раз- решена.1 Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранитель- ных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие пра- воохранительной деятельности, которое в теории права давно определено. Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
1Лукичев Ю.А. Проблемы дисциплины «Правоохранительные органы» Журнал «Право и образование». 2017. № 4. Содержание правоохранительной деятельности можно рас- крыть через основные признаки. Основные признаки правоохранительной деятельности: 1. Осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры принужде- ния, пресечения, наказания); 2. Строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.); 3. Осуществление правоохранительной деятельности толь- ко в установленном законом порядке (с соблюдением определен- ных процедур); 4. Реализация правоохранительной деятельности специ- ально уполномоченными органами (органы предварительного рас- следования, прокуратура, органы внутренних дел и др.) 5. Раскрытие содержания правоохранительной деятель- ности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов. Правоохранительные органы – это специально уполномо- ченные государством органы, основной функцией которых явля- ется охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Раскрывается это понятие также через основные признаки.
Признаки правоохранительных органов: 1. Они уполномочены законом и реализуют свою дея- тельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Россий- ской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др.) 2. Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административ- ной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.) 3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установ- ленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. 4. Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности. В юридической литературе до настоящего времени вопро- сам сущности и разграничения понятий правоохранительные ор- ганы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно внимания.2 Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить правоохранительные органы на государ- ственные и негосударственные. Государственные правоохранительные органы: - прокуратура; - органы внутренних дел; - органы юстиции; - органы обеспечения безопасности; - таможенные органы; - налоговые органы и др. Многие правоведы не относят суды к правоохранитель- ным органам. Поэтому некоторые авторы в связи с этим издают данный учебный курс под названием «Суд и правоохранитель- ные органы».3 Негосударственные правоохранительные органы: - адвокатура; - третейские суды; - частные детективные и охранные предприятия и др. Основные функции правоохранительных органов: - конституционный контроль (Конституционный Суд РФ); - осуществление правосудия (суды); - прокурорский надзор (прокуратура); - расследование преступлений (органы предварительного рас- следования); - обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ); - исполнение судебных решений (судебные приставы);
2Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерий разграничения. //Российская юстиция. 2017. №4. 3Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата /В.В. Ершов, В.А. Давыдов. - М.: Изда- тельство Юрайт, 2017. – 164 с. Серия: Бакалавр. Академический курс. - оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и др.); - охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ); - оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.); - профилактическая деятельность (практически все вышепере- численные органы). Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосу- дия наделены исключительно судебные органы, функцией консти- туционного контроля – Конституционный Суд Российской Феде- рации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупре- ждения правонарушений и другими. Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или ре- ализовываться одновременно. Так, последовательное осуществле- ние функций характерно для расследования и правосудия, а одно- временное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроиз- водства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсу- димый, а функцию обвинения - потерпевший. Функция отправления правосудия является важнейшей в дея- тельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосу- дия и принимать окончательные решения по уголовным и граж- данским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предостав- ляются только уполномоченным правоохранительным органам. Таким образом, основное отличие правоохранительных ор- ганов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписан- ные государством функции определяют соответствующие полно- мочия. По своей сути вся деятельность правоохранительных ор- ганов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохрани- тельных органов от иных государственных структур. Правоохра- нительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять де- ятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.
Следует определить еще одно понятие, которое созвучно термину «правоохранительные органы», но качественно отличает- ся от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система». Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гаран- тий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохра- нительные органы или правоохранительная деятельность по от- дельности. Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные ин- ституты. Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохрани- тельных органов.
Вопрос 2. Предмет и система дисциплины Предметом дисциплины является систематизированное изложе- ние задач, функций, организации и полномочий правоохрани- тельных органов, а также правовых основ их деятельности. Важное место в изучении курса отводится усвоению прин- ципов организации и деятельности правоохранительных органов, которые основываются на конституционных принципах, а затем развиваются и детализируются в конкретных правовых нормах с учетом особенностей того или иного органа. Курс системно рассматривает состав и структуру изучаемых органов, порядок их образования, требования к работникам право- охранительных органов, их правовой статус. В нем дается компе- тенция, правовые формы и методы работы правоохранительных ор- ганов и должностных лиц. Предмет курса определяет его содержание, которое изла- гается по следующей системе. Курс делится на две части: - общая часть; - особенная часть. В общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законо- дательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса являются действующие за- конодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их разви- тии и применении с учетом сложившихся проблем в этой области. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов. В особенной части рассматривается организация и право- вые основы деятельности конкретных правоохранительных орга- нов. Так, содержанием в данном курсе, кроме судебных органов, являются органы внутренних дел, органы обеспечения безопасно- сти, органы прокуратуры, органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции и др.
Курс «Правоохранительные органы» является вводным для изучения других специальных юридических дисциплин. В нем да- ются наиболее общие представления о деятельности правоохрани- тельных органов, их полномочиях, что предполагает освоение его в тесной взаимосвязи с другими отраслями права. Курс тесно связан с конституционным правом, которое яв- ляется базисным для организации деятельности правоохранитель- ных органов. Конституционное право содержит основные руково- дящие положения, определяющие цели и задачи указанных орга- нов, из которых соответственно вытекают и их функции. Административное право, регулируя общественные отно- шения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, определяет систему и структуру органов государственного управления, принципы их ор- ганизации и деятельности, правомочия, в том числе и в области охраны общественного порядка. Регламентация порядка отправления правосудия по граж- данским, уголовным, арбитражным делам, определение соответ- ствующих прав и обязанностей субъектов процессуальной деятель- ности подробно раскрывается в таких отраслях права, как уголовно- процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное про- цессуальное и др. Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокуратура, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права. Земельное, водное, воздушное, таможенное, финансовое, налоговое и ряд других отраслей также тесно связаны с деятельно- стью правоохранительных органов. Методологической основой курса выступает теория госу- дарства и права. Она определяет многие базовые понятия, приме- няемые в правоохранительной деятельности, такие как право, за- конность, правосознание, юридическая ответственность и т. д., из- лагая основные методологические подходы к осмыслению функций государства и права. Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи раз- личных отраслей права, регламентирующих эту сферу функциони- рования государства.
Вопрос 3. Структура нормативной базы дисциплины Степень теоретической разработанности дисциплины «Пра- воохранительные органы» в современной юридической литературе достаточно высока. Сегодня опубликованы многие научные труды, учебные и учебно-методические работы по данному направлению. При этом имеются как специальные работы, рассматривающие от- дельные стороны правоохранительной деятельности, так и работы общего характера, где правоохранительные органы представлены в их системной целостности.4 Важной особенностью современных изданий по дисциплине «Правоохранительные органы» является их широкая опора на дей- ствующее законодательство. Ряд из них обращаются к истории ста- новления отдельных правоохранительных институтов, анализу ак- туальных проблем развития правоохранительной деятельности в России, а в плане сравнительного анализа – к ее организации за ру- бежом.5
4 См.: список литературы. 5 Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы Российской Фе- дерации. Полный курс. Учебник.-СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, Правовую базу дисциплины составляют: - Конституция РФ. - Федеральные конституционные законы. - Федеральные законы. - Подзаконные нормативно-правовые акты. Универсальным правовым актом является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ из- ложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, указаны основы организации и деятельности прокуратуры РФ. В Конституции РФ содержаться положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах. По степени общей значимости после Конституции РФ сле- дуют федеральные законы, часть из которых имеют статус консти- туционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Так, например, федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др. Часть федеральных законов, регламентирующих правоохра- нительную деятельность, носят достаточно широкий характер. Это такие законы как «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др. Деятельность правоохранитель- ных органов в более узком ключе регламентируют законы «О госу-
2000.- 416с. (серия «Университетская книга»). Правоохранительные органы зару- бежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подго- товки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мир- зоева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2013. – 143 с. – (Серия «Юриспруден- ция для бакалавров). дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Ряд законодательных актов представляет собой частные изме- нения в действующем законодательстве о правоохранительных ор- ганах, например Закон «О внесении изменений и дополнений в За- кон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федера- ции». Еще одним видом правовых источников при изучении курса являются указы Президента Российской Федерации. Этими ука- зами, например, утверждены положения: - о Федеральной службе исполнения наказаний; - о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью; - о присвоении классных чинов прокурорским работникам; - и др. К нормативной базе относятся также постановления Пра- вительства Российской Федерации. Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Например: Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Нормативными источниками являются и такие ведомствен- ные акты как приказы, инструкции, издаваемые руководителями соответствующих министерств и ведомств. Широкую группу правовых источников дисциплины состав- ляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Таким образом, курс «Правоохранительные органы» имеет широкую теоретическую и нормативную базу, что позволяет фор- мировать еѐ структуру в единстве общей и особенной части, как последовательное изложение теоретических и прикладных аспек- тов правоохранительной деятельности. Контрольные вопросы: 1. В чем состоит сущность правоохранительной деятельно- сти? Каковы ее основные признаки? 2. Дайте определение понятия правоохранительные органы. Какими признаками они обладают? 3. Что такое правоохранительная система? Каковы ее ос- новные элементы?
нов. 4. Назовите основные функции правоохранительных орга-
5. Определите предмет и систему курса «Правоохрани- Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Кача- лов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 348 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). тельные органы». 6. Что является методологической основой изучения курса «Правоохранительные органы»? 7. Дайте классификацию правовых источников о право- охранительной деятельности. 8. Каково значение Конституции РФ для деятельности пра- воохранительных органов? 9. Перечислите основные правовые акты, регламентирую- щие правоохранительную деятельность. Рекомендуемые правовые источники и литература: Нормативно-правовые акты 1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провоз- глашена генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сбор- ник документов. – М.: НОРМА-ИНФРАМ. 1998. 2. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12. 4. Конституция Российской Федерации, принятая на всена- родном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декаб- ря 2008г., 5февраля, 21 июля 2014г.) Основная литература 1. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гри- ненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). 2. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. 3. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Кача- лов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 338 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). 4. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В.В.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.051 с.) |