Вопрос 1. Правоохранительные органы – понятие, при- знаки и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Правоохранительные органы – понятие, при- знаки и функции



В современной юридической литературе понятие «право- охранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне не- определенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или не государственные институты к ним следует относить, а какие не следует).

В действующем законодательстве эта проблема так и не раз- решена.1

Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранитель- ных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие пра- воохранительной деятельности, которое в теории права давно определено.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.


 

 

1Лукичев Ю.А. Проблемы дисциплины «Правоохранительные органы» Журнал

«Право и образование». 2017. № 4.


Содержание правоохранительной деятельности можно рас- крыть через основные признаки.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры принужде- ния, пресечения, наказания);

2. Строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.);

3. Осуществление правоохранительной деятельности толь- ко в установленном законом порядке (с соблюдением определен- ных процедур);

4. Реализация правоохранительной деятельности специ- ально уполномоченными органами (органы предварительного рас- следования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

5. Раскрытие содержания правоохранительной деятель- ности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специально уполномо- ченные государством органы, основной функцией которых явля- ется охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Раскрывается это понятие также через основные признаки.

Признаки правоохранительных органов:

1. Они уполномочены законом и реализуют свою дея- тельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Россий- ской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др.)

2. Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административ- ной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.)

3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установ- ленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.


4. Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

В юридической литературе до настоящего времени вопро- сам сущности и разграничения понятий правоохранительные ор- ганы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно внимания.2

Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить правоохранительные органы на государ- ственные и негосударственные.

Государственные правоохранительные органы:

- прокуратура;

- органы внутренних дел;

- органы юстиции;

- органы обеспечения безопасности;

- таможенные органы;

- налоговые органы и др.

Многие правоведы не относят суды к правоохранитель- ным органам. Поэтому некоторые авторы в связи с этим издают данный учебный курс под названием «Суд и правоохранитель- ные органы».3

Негосударственные правоохранительные органы:

- адвокатура;

- третейские суды;

- частные детективные и охранные предприятия и др.

Основные функции правоохранительных органов:

- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);

- осуществление правосудия (суды);

- прокурорский надзор (прокуратура);

- расследование преступлений (органы предварительного рас- следования);

- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);

- исполнение судебных решений (судебные приставы);

 

2Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерий разграничения. //Российская юстиция. 2017. №4.

3Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум. Учебное

пособие для академического бакалавриата /В.В. Ершов, В.А. Давыдов. - М.: Изда- тельство Юрайт, 2017. – 164 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.


- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и др.);

- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);

- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);

- профилактическая деятельность (практически все вышепере- численные органы).

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосу- дия наделены исключительно судебные органы, функцией консти- туционного контроля – Конституционный Суд Российской Феде- рации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупре- ждения правонарушений и другими.

Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или ре- ализовываться одновременно. Так, последовательное осуществле- ние функций характерно для расследования и правосудия, а одно- временное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроиз- водства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсу- димый, а функцию обвинения - потерпевший.

Функция отправления правосудия является важнейшей в дея- тельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосу- дия и принимать окончательные решения по уголовным и граж- данским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предостав- ляются только уполномоченным правоохранительным органам.

Таким образом, основное отличие правоохранительных ор- ганов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписан-


ные государством функции определяют соответствующие полно- мочия.

По своей сути вся деятельность правоохранительных ор- ганов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохрани- тельных органов от иных государственных структур. Правоохра- нительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять де- ятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.

Следует определить еще одно понятие, которое созвучно термину «правоохранительные органы», но качественно отличает- ся от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система». Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гаран- тий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохра- нительные органы или правоохранительная деятельность по от- дельности. Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные ин- ституты.

Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохрани- тельных органов.

 

Вопрос 2.   Предмет   и   система дисциплины Предметом дисциплины является систематизированное изложе- ние задач, функций, организации и полномочий правоохрани-

тельных органов, а также правовых основ их деятельности.

Важное место в изучении курса отводится усвоению прин- ципов организации и деятельности правоохранительных органов, которые основываются на конституционных принципах, а затем развиваются и детализируются в конкретных правовых нормах с учетом особенностей того или иного органа.

Курс системно рассматривает состав и структуру изучаемых органов, порядок их образования, требования к работникам право- охранительных органов, их правовой статус. В нем дается компе-


тенция, правовые формы и методы работы правоохранительных ор- ганов и должностных лиц.

Предмет курса определяет его содержание, которое изла- гается по следующей системе.

Курс делится на две части:

- общая часть;

- особенная часть.

В общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законо- дательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса являются действующие за- конодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их разви- тии и применении с учетом сложившихся проблем в этой области. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматривается организация и право- вые основы деятельности конкретных правоохранительных орга- нов. Так, содержанием в данном курсе, кроме судебных органов, являются органы внутренних дел, органы обеспечения безопасно- сти, органы прокуратуры, органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции и др.

Курс «Правоохранительные органы» является вводным для изучения других специальных юридических дисциплин. В нем да- ются наиболее общие представления о деятельности правоохрани- тельных органов, их полномочиях, что предполагает освоение его в тесной взаимосвязи с другими отраслями права.

Курс тесно связан с конституционным правом, которое яв- ляется базисным для организации деятельности правоохранитель- ных органов. Конституционное право содержит основные руково- дящие положения, определяющие цели и задачи указанных орга- нов, из которых соответственно вытекают и их функции.

Административное право, регулируя общественные отно- шения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, определяет систему и структуру органов государственного управления, принципы их ор- ганизации и деятельности, правомочия, в том числе и в области охраны общественного порядка.

Регламентация порядка отправления правосудия по граж- данским, уголовным, арбитражным делам, определение соответ- ствующих прав и обязанностей субъектов процессуальной деятель-


ности подробно раскрывается в таких отраслях права, как уголовно- процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное про- цессуальное и др.

Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокуратура, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права.

Земельное, водное, воздушное, таможенное, финансовое, налоговое и ряд других отраслей также тесно связаны с деятельно- стью правоохранительных органов.

Методологической основой курса выступает теория госу- дарства и права. Она определяет многие базовые понятия, приме- няемые в правоохранительной деятельности, такие как право, за- конность, правосознание, юридическая ответственность и т. д., из- лагая основные методологические подходы к осмыслению функций государства и права.

Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи раз- личных отраслей права, регламентирующих эту сферу функциони- рования государства.

 

Вопрос 3. Структура нормативной базы дисциплины

Степень теоретической разработанности дисциплины «Пра- воохранительные органы» в современной юридической литературе достаточно высока. Сегодня опубликованы многие научные труды, учебные и учебно-методические работы по данному направлению. При этом имеются как специальные работы, рассматривающие от- дельные стороны правоохранительной деятельности, так и работы общего характера, где правоохранительные органы представлены в их системной целостности.4

Важной особенностью современных изданий по дисциплине

«Правоохранительные органы» является их широкая опора на дей- ствующее законодательство. Ряд из них обращаются к истории ста- новления отдельных правоохранительных институтов, анализу ак- туальных проблем развития правоохранительной деятельности в России, а в плане сравнительного анализа – к ее организации за ру- бежом.5

 

4 См.: список литературы.

5 Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы Российской Фе- дерации. Полный курс. Учебник.-СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов,


Правовую базу дисциплины составляют:

- Конституция РФ.

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы.

- Подзаконные нормативно-правовые акты.

Универсальным правовым актом является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ из- ложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, указаны основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

В Конституции РФ содержаться положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах.

По степени общей значимости после Конституции РФ сле- дуют федеральные законы, часть из которых имеют статус консти- туционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Так, например, федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.

Часть федеральных законов, регламентирующих правоохра- нительную деятельность, носят достаточно широкий характер. Это такие законы как «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др. Деятельность правоохранитель- ных органов в более узком ключе регламентируют законы «О госу-

 

 

2000.- 416с. (серия «Университетская книга»). Правоохранительные органы зару- бежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подго- товки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мир- зоева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2013. – 143 с. – (Серия «Юриспруден- ция для бакалавров).


дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Ряд законодательных актов представляет собой частные изме- нения в действующем законодательстве о правоохранительных ор- ганах, например Закон «О внесении изменений и дополнений в За- кон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федера- ции».

Еще одним видом правовых источников при изучении курса являются указы Президента Российской Федерации. Этими ука- зами, например, утверждены положения:

- о Федеральной службе исполнения наказаний;

- о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

- о присвоении классных чинов прокурорским работникам;

- и др.

К нормативной базе относятся также постановления Пра- вительства Российской Федерации.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Например: Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Нормативными источниками являются и такие ведомствен- ные акты как приказы, инструкции, издаваемые руководителями соответствующих министерств и ведомств.

Широкую группу правовых источников дисциплины состав- ляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

Таким образом, курс «Правоохранительные органы» имеет широкую теоретическую и нормативную базу, что позволяет фор- мировать еѐ структуру в единстве общей и особенной части, как последовательное изложение теоретических и прикладных аспек- тов правоохранительной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность правоохранительной деятельно- сти? Каковы ее основные признаки?

2. Дайте определение понятия правоохранительные органы. Какими признаками они обладают?

3. Что такое правоохранительная система? Каковы ее ос- новные элементы?


 

нов.


4. Назовите основные функции правоохранительных орга-

 

5. Определите предмет и систему курса «Правоохрани-


Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Кача- лов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

— 348 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).


тельные органы».

6. Что является методологической основой изучения курса

«Правоохранительные органы»?

7. Дайте классификацию правовых источников о право- охранительной деятельности.

8. Каково значение Конституции РФ для деятельности пра- воохранительных органов?

9. Перечислите основные правовые акты, регламентирую- щие правоохранительную деятельность.

Рекомендуемые правовые источники и литература:

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провоз- глашена генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сбор- ник документов. – М.: НОРМА-ИНФРАМ. 1998.

2. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод

// СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень ВС РФ. 1994. № 12.

4. Конституция Российской Федерации, принятая на всена- родном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декаб- ря 2008г., 5февраля, 21 июля 2014г.)

Основная литература

1. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. В. Гри- ненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

2. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Кача- лов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

— 338 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

4. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.051 с.)