Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор.
Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприятий (только за 1961—1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходила стагнация традиционного производства. Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходилось на кустарей. Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами — отсюда медленный рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной промышленности было занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому же быстрый прирост населения в Индии обострял проблему занятости. Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны основные факторы его роста — за счет внутреннего рынка. В первые годы введения высоких таможенных пошлин он был огражден от иностранной конкуренции. Но индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого товара. Крупные предприятия частного сектора все больше монополизировали производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг. сконцентрировали в своих руках 1/3 производства хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута, 9/10 производства бумаги. Они стали стремиться сокращать производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым повысить собственную прибыль. Мелким производителям правительство предоставляло льготы в налогообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и стройматериалы по заниженным ценам. Средние предприятия таких льгот не имели, но стремились попасть в их число. Многие мелкие производители стали паразитировать на государственной поддержке: получая по льготным ценам продукцию от государства, они пытались перепродать ее по более высоким ценам. Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а 1.2% всех мелких предприятий Индии (по результатам проверки 1966 г.) оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот. Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29% промы шленности. Многие предприятия управлялись некомпетентными чиновниками, действовали неэффективно, производство велось нерентабельно, огромная часть мощностей оставалась незагруженной.
После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигнования на капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. В стране выросли цены, особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла безработица. Материальное положение населения в целом ухудшилось. Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на правительстве. Частный сектор, в том числе и мелкие производители традиционных товаров, требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела экономики. Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они добивались большей поддержки государства в развитии аграрной инфраструктуры, контроля в перераспределении земли и финансовой помощи. Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраивая забастовки, выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом цен, безработицы и т. д., понятны. Вопросы экономической политики становились главной темой вну триполитической борьбы. В столкновение приходили три социально-экономические концепции: 1. «Курс Д. Неру» на расширение госсектора и регулирование государством экономических и социальных процессов. Под государственным контролем должна была происходить интеграция всех укладов в единую экономическую систему. Правительство предполагало постепенное ограничение крупного производства в частном секторе. 2. Частный капитал был ориентирован на рыночные механизмы, а не на государственное регулирование. Предприниматели добивались сокращения госсектора, передачи в их руки части государственных предприятий, сокращения вмешательства бюрократии в бизнес, развития сотрудничества с иностранным капиталом. Крупный бизнес требовал, чтобы правительство отказалось от поддержки мелкого предпринимательства и традиционного уклада, усилило концентрацию капитала. Также раздавались требования приостановить аграрную реформу в части изъятия излишков земли, чтобы дать возможность развивать рентабельные крупные фермы и плантации.
3. Население, занятое в традиционном укладе, добивалось изменения всей экономической политики: она должна быть переориентирована на удовлетворение нужд большинства и предусматривать сокращение современного уклада до минимума. Роль современного уклада должна свестись лишь к удовлетворению нужд традиционного. Выдвигались требования децентрализации экономики, большего выделения средств на нужды мелких производителей и крестьян, проповедовался экономический изоляционизм. Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Выдвигаемые идеи и требования переплетались между собой, их выразители состояли в разных политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966 по 1969 гг.) правительство шло на уступки частному сектору: был сокращен контроль государства над расширением производства, ценами, распределением материалов, топлива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов. Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10 пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его проведение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.004 с.) |